Урок русского языка

Петрина Ольга Макаровна

Тема: Имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?», и существительные, отвечающие на вопрос «что?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку

 класс

Тема: Имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?», и существительные, отвечающие на вопрос «что?».

Учитель начальных классов

 I квалификационной категории

ПЕТРИНА Ольга Макаровна

Конспект учебного занятия  по русскому языку с использованием ЦОР

Поселок: Приморский

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Петрина О. М.

Тема учебного занятия: Имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?», и существительные, отвечающие на вопрос «что?».

Программа: Русский язык, автор: Т.Г.Рамзаева

Учебник: «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой

Класс: 3

Цели:  Познакомить с именами существительными, отвечающими на вопрос кто? и с именами существительными, отвечающими на вопрос  что?  Учить находить имена существительные в тексте, подбирать самостоятельно, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные.

Развивать устную и письменную речь, любознательность, мышление, внимание.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.    

Музыкальный ряд: Звуки леса

Для учащихся: учебник, тетрадь, карточки.

Ход учебного занятия:

Этапы учебного

занятия

Время

Деятельность                                                                                    учителя

Деятельность

ученика

Методы

Используемые цифровые

ресурсы

1.Орг. момент

0,5 минуты

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с

другом. Успехов вам и удач!

Словесный

Слайд№1

2.Сообщение темы урока.

1 минута

Сегодня на уроке мы поговорим об имени существительном, познакомимся с существительными, которые отвечают на вопрос кто? и на вопрос что? А поможет нам в этом  Королева Природа.  (Показ на доске)  Вместе с ней мы отправимся в мир природы, поговорим об ее охране. Чтобы все успеть,  нужно быть активными и внимательными на уроке

Ребята! Мыслю я: у всех у нас

Есть мать одна

По имени Природа!

У нее на всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты:

Поля, леса, луга, моря и реки.

-Что мы представляем, когда говорим о природе?

-Какие картины всплывают в вашем воображении?

-Вы правы! Если мы говорим о природе, мы

представляем лес и всех его обитателей.

Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с его жителями.

Лес, журчанье ручейка, пение птиц и т.д.

Лесная поляна,

дуновение ветра и т.д.

Наглядный

3.Минутка чистописания

5 минут

-Королева Природа не всех может пустить в лес, а только тех, кто умеет соблюдать чистоту и порядок.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Что видите на слайде?

Выделите первый звук.

-Какой буквой обозначается этот звук.

Сегодня на уроке мы чисто и красиво будем писать букву б.

Бб

Бе Ба Бу

Береги растения, береги животных - все это частица нашей Родины.

Какую букву мы сегодня будем писать?

-Прочитайте слияния. Назовите слияния с мягким согласным.

-Прочитайте предложение.

Почему нужно беречь природу?

-Выполняйте!

- Молодцы! Я думаю вам всем можно смело отправляться в лес, на природу!

20 февраля.

Классная работа.

Лес, березы

Б

Б

Бе

Не сможем жить и т.д.

(Списывают с доски)

Репродуктивный

Слайд №2

4.Словарная работа

5 минут

Сейчас мы проведем необычную словарную работу. Королевы Природа хочет проверить, знаете ли вы жителей леса?

-Я буду загадывать загадки, а вы записывать отгадки в тетрадь.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной-.....

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Проверьте.

Русская красавица

 Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

-Проверьте.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

Кто же это?

-Проверьте.

Я капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня

Кузовки и лукошки,

Кто любит меня,

Тот рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

-Проверьте.

По полю скачет,

Ушки прячет,

Встанет столбом-

Ушки торчком.

Проверяем!

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло.

Проверяем.

-Королева Природа рада, что вы так хорошо знаете жителей леса

А кто из вас записал все слова правильно, без ошибок?

Давайте еще раз посмотрим на эти слова.

-Что они обозначают?

Медведь

Береза

Лиса

Земляника

Заяц

Сова

Растения, животные, предметы

Частично-поисковый

Слайд№3

Слайд№4

Слайд№5

Слайд№6

Слайд№7

Слайд №8

Слайд№9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд№12

Слайд№13

Слайд№14

Слайд №15

5.Наблюдение над особенностями сущ, отвечающими на вопрос «кто?» и на вопрос «что?».

2 минуты

-Какой частью речи являются?

На какие две группы можно разделить эти слова?

Имя существительное - важнейшая часть речи.

-На какие вопросы она отвечает?

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?

-На вопрос что?

-Живые   предметы  называются одушевленными,  а неживые неодушевленными

Им. сущ

Животные-растения

Кто - что

Словарные сл.- слова, проверяемые ударением.

Кто? что?

Лиса, заяц, медведь, сова,

сорока

Живые

Береза, земляника

неживые

Проблемно-поисковый

Слайд№16

Слайд№17

6.Работа с учебником.

3 минуты

-Чтобы лучше запомнить, Королева Природа предлагает вам прочитать правило в учебнике .

-Откройте учебник на с. 148

 

Кто запомнил это правило?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что?

( чтение «про себя», вслух)

(Произносят правило по памяти)

Практический

7.Пальчиковая гимнастика.

0,5 минуты

Нам предстоит много писать, сделаем упражнение для пальцев.

Мы  лукошечко сплетем,

Руки вытянем потом.

Крутим им туда-сюда-

Не рассыпься , ягода.

(сплетают кисти рук,

вытягивают руки вперед

крутим влево- вправо

крепко сжимаем)

несколько раз

8Упражнение в распределении по группам.

3 минуты

Продолжаем работу с учебником.

-Найдите Упр. 393.

-Прочитайте (про себя)

-Кто прочитает вслух?

-О каких обитателях природы вы узнали?

- Посмотрите, как они выглядят.

Они очень похожи друг на друга.

-Спишите. Подчеркните имена существительные.

Где летом пели зяблики,

Сегодня -  посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Зябликах, снегирях.

Практический

Слайд№18

9.Физкультминутка.

1 минута

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

 Мы  отлично погуляли и нисколько не устали!

(глубокий вздох,

руки в стороны, вперед,

шаги на месте,

поворот корпуса влево -вправо
голова поднята вверх,

круговое движение рук,

присели,

встали, потянулись,

сели)

Слайд№19

10.Диффиренцированное

задание

5 минут

Хорошо в лесу его жителям!

- А как нужно вести себя в лесу нам, ее гостям?

Любая травинка, лист, непримечательное существо по-своему красиво и заслуживает доброго отношения.

Возьмите листочки.  Давайте вспомним правила друзей природы:

-Не срывать цветы. Пусть растения остаются в природе.

-Не ломать ветки деревьев и кустарников.

-Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз.

-Не ловить диких животных и не уничтожать их.

Королева Природа предлагает вам новое задание.

-Переверните листочки, прочитайте задание и выполните самостоятельно.

1 уровень (базовый)

Напиши слова в два столбика:  в первый существительные, отвечающее на вопрос «кто?» , во второй существительные, отвечающее на вопрос «что?».

Петух, кукла, корова, кошка, рубашка,  василек, лошадь, водитель,   гром, рыбак.

2 уровень (повышенной трудности):

Найди и выпиши из текста слова в два столбика:  в первый существительные, отвечающее на вопрос «кто?» , во второй существительные, отвечающее на вопрос «что?».

 отвечающие на вопрос кто? что? в два столбика:

Ребята вышли на берег озера. Ночь  надвигалась на лес глухой синевой. Будто капля серебряной воды, на небе блестела первая звезда. Утки летели на ночлег к озеру.

Говорить тихо, не шуметь, не ломать и т.д.

(читают вслух)

Сам. работа

Самостоятельная работа

11.Обобщение.

3 минуты

В лесу много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений. Ведь когда люди вырубают леса, загрязняют воду, они губят животных.

В нашей стране принят закон об охране и использовании природы. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу (показ).

Красный цвет- это сигнал опасности.

Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде»

. Я хочу показать вам растения и животных , занесенных в Красную  книгу Челябинской области.

(На доску вывешиваются животные  и растения)

Кто в опасности?

Что в опасности?

(выходят к доске, делят на две группы)

Сова, бабочка–медведица, шмель, жук- олень.

Подорожник, кувшинка, тюльпан, фиалка.

Словесный

Наглядный

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

12Дом. задание.

0,5 минуты

Дома вы запишите пять слов, отвечающих на вопрос кто? и пять слов, отвечающих на вопрос что?

Выставление оценок

13.Итог урока.

0,5 минуты

Чему мы учились на уроке?

-Что вам понравилось?

Хочу закончить наш урок строками из стихотворения:

Я сорвал цветок - он завял.

Я поймал жука - и он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

м е дведь

Слайд 6

б е рёза

Слайд 8

л и са

Слайд 10

з е мл я ника

Слайд 12

за я ц

Слайд 14

с о ва

Слайд 15

М е дведь, б е рёза, л и са, з е мл я ника, за я ц, с о ва.

Слайд 16

м е дведь б е рёза л и са з е мл я ника за я ц с о ва

Слайд 17

Кто? Что? м е дведь б е рёза л и са з е мл я ника за я ц с о ва одушевленные неодушевленные

Слайд 18

ЗЯБЛИК СНЕГИРЬ