Петрина Ольга Макаровна

Мой сайт

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: введение ФГОС II поколения

Увлечения: спорт

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: п. Приморский Агаповский район

Место работы: МОУ Приморская СОШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/petrina-olga-makarovna

Добро пожаловать!

 

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

«…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов».

 Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе.

Цель работы: рассмотреть личность учителя в современной школе.
Задачи:

1.      Выделить место учителя в современной школе;

2.      Рассмотреть эмпатию как одно из качеств современного учителя.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
Учитель в современной школе выполняет ряд функций:


1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности.

Он проявляется:

·          в темпераменте;

·          в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;

·         в подборе средств воспитания;

·         в стиле педагогического общения;

·          в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения;

  • в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
  •  в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.


             Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.
Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

 Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Все вышеперечисленные качества являются необходимым условием для проявления эмпатии. Эмпатия педагога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.

 Эмпатия – «ощущение способности испытывать за другого его чувства». Эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках.

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность «прогуляться в ботинках», «влезть в шкуру» или «увидеть ситуацию глазами» другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида.

Фаза выражения эмпатии включает в себя выражение педагогом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для ученика языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.
Роджерс следующим образом описывает эмпатию: «Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир».

Эмпатию можно назвать гуманистическим профессиональным качеством педагога, т.к. через эмпатию признается ценность человека как личности, выражаются принципы равенства, справедливости, человечности; искренне выражается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка.

 

О себе

Образование высшее. Учитель начальных классов. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж 27 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Чехов "Рассказы"

Мои достижения

          Петрина О.М. принимает активное участие в школьных педагогических конкурсах, конференциях. В ноябре 2007 г. открытый урок на районном семинаре учителей начальных классов “Мир природы полон украшений». В ноябре 2008 года участвовала в Фестивале педагогических идей, где поделилась опытом работы и показала урок русского языка по теме «Правописание гласных после шипящих», в конкурс защиты проектов учащихся, а так же в  конкурсе защиты авторских презентаций, где заняла призовые места.

          В последние  годы Петрина О.М.  работает над темой «Экологическое  воспитание  младших школьников». Главное направление работы учителя - стимулирование творческой активности, стремление поддержать атмосферу творчества. Большое внимание учитель уделяет культуре  экологического воспитания. На своих уроках формирует умение  ответственного  отношения к природе.

         Уроки Петриной О.М. проводятся на высоком уровне, с использованием современных информационных технологий. Благодаря  экологической направленности  у учащихся повысился познавательный интерес к окружающему  миру, возросла степень  ответственности  за состояние  природы.

 

        Большое внимание уделяет Ольга Макаровна внеклассной работе. Ежегодно в школе ярко и интересно проводятся предметные недели, в рамках которых проходят конкурсы, КВНы, театрализованные представления, презентации творческих работ учащихся.

         Петрина О.М. -  творческая личность. Она активно участвует в профсоюзной работе,  является  участницей всех творческих дел, спортивных мероприятий.  В 2007 году в составе творческого танцевального коллектива педагогов школы заняла I место в районном конкурсе «Не ради славы, ради вдохновенья», участвовала в зональном этапе конкурса в г. Магнитогорске. Своей активностью, инициативностью и творческим задором она всегда пример для своих воспитанников.

         Все эти годы Петрина Ольга Макаровна  является классным руководителем. Класс, которым руководит она, во многих мероприятиях занимает призовые места. Она имеет высокий авторитет среди родителей, учащихся и педагогов.

          В 2000 году за  умелое использование  идей гуманизации в обучении  младших  школьников награждена Почетной Грамотой муниципального отдела образования Агаповского района Челябинской области.

        В 2004  году за высокие результаты  в работе  по сплочению  детского коллектива  награждена Почетной Грамотой  Министерства образования  и науки  Челябинской области.

        В 2008 году Петрина Ольга Макаровна представляла педагогический коллектив школы на муниципальном конкурсе «Учитель года», где заняла 3 место. 

Моё портфолио

Фамилия Петрина

Имя Ольга

Отчество Макаровна

 

Должность, место работы учитель начальных классов  муниципального общеобразовательного учреждения Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области

Дата рождения: 25.08.1966

      Общий стаж работы: 27 лет

      Стаж работы в отрасли: 27 лет

      Стаж работы в данном коллективе: 27 лет

 

      Образование, специальность: высшее, Магнитогорский государственный педагогический  институт  факультет  педагогики и  методик начальных классов, 1987 г.

 

      Квалификационная категория: высшая

      Срок действия квалификационной категории: 26.11.2014

      Разряд по оплате труда: 13

      Повышение квалификации:

·         по теме «Развивающие  инновационные технологии в современном образовании», МаГУ ФПК, 04.02.2007 - 20.05.2007

·         по теме «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника», Областное государственное учреждение «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области», 02.07.2007 - 28.09.2007

·         по теме « Профилактика  эмоционального  выгорания»

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования , 20.10. 2007 г.

·         по теме «Современный урок в ИКТ-насыщенной образовательной среде», Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования , 01 марта 2008г

·         по теме «Применение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе с использованием программного продукта «ЛогоСреда» Областное государсвенное учреждение «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области», 22.05.2009  

Добавить грамоту в портфолио