Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?
статья по русскому языку по теме

Петрина Ольга Макаровна

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?

Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким должен быть урок русского языка в начальной школе.

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?

Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в начальной школе.

слайд 1

 В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы.  Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводит новое понятие  - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.

слайд 2

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.

слайд 3

Итак, первый этап: Послушай – и ты узнаешь

слайд 4

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные.» ,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

слайд 5

Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.

 Ситуация выбор.                

 (до)ехал (до)б...рёзы  

 (по)бежал (по)д...ревне  

 (про)читал (про) город  

(на)кричал (на)с...баку  

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

   1) слова из словарика и не из него.

   2) слова с приставками и предлогами.

   3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

слайд 6

          Ситуация неопределенность.

Подберите проверочные слова к слову , записанному на доске зап[и]вал, запишите его вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

слайд 7

Ситуация несоответствие

Помогите проверить орфограмму в слове    хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слова, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

слайд 8

Ситуация неожиданность.

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

слайд 9

Приемы создания проблемной ситуации

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?

слайд 10

Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь. 

Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка во 2 классе.

слайд 11

1 Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к деятельности).

– Рассмотрите кадр киноплёнки.

– Что делают дети?

– Кто из них уже сделал стул? (Петя Зайцев сделал стул.)

– Кто его делает? (Катя Персикова делает стул.)

– А что же Вова Колесников? (Он задумался. Может быть, он сделает стул.)

– Какие похожие слова употребили во всех предложениях? (Делают, сделал, делает, сделает.)

– Теперь прочитайте тему раздела.

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках, чему учиться? (Наблюдать, искать слова, которые отвечают на вопросы ..., задавать вопросы … к словам, определять, что обозначают такие слова.)

слайд 12

2 Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания  «несоответствие»). 

После чтения материала в учебнике на доске (слайде) появляется запись:

                                                   Какой?

                                                       ?        

                           жёлтый                              желтеет

                                                    (цвет)

– Можно ли задать вопрос какой? к этим двум словам?

– Почему испытываем затруднение при выборе вопроса? (Нет слова, от которого будем задавать вопрос.)

– Что же делать? (Составить предложение с этими словами.)

слайд 13

3. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации). Работа в парах, группах по заданиям в учебнике «Учимся открывать новые знания». Ученики составляют предложения со словами жёлтый и желтеет, пробуют поставить вопрос. Свои версии предлагают классу.

Если версия повторяется, можно спросить, есть ли другие версии.

Сделайте вывод: на какой вопрос отвечает слово желтеет? (Что делает?)

– Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Слова, отвечающие на вопрос что делать?, обозначающие действие предмета.)

– Составим план урока.

  

слайд 14

4 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).

слайд 15

5 Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает?

Учитель вызывает ученика. На листочке, который он получает, написаны слова, которые он должен показать действиями: Рисуй! Прыгай! Читай! Ученики называют эти действия, а потом записывают в тетрадях:

Витя (что делает?) читает.

Ира (что делает?) прыгает.

– На какие вопросы отвечают имена детей? (Кто?) А другие слова? (Что делает?)

– Что обозначают эти слова? (Разные действия.)

На доске записывается слово действия рядом со словами читает и прыгает.

 

слайд 16

Переходим к следующему этапу Сделай – и ты научишься.

слайд 17

Используя, ситуации  поставьте учебную задачу.

 «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

 Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

 - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

 - Почему так получилось?

 - Какое правило не знал автор записки?

 - Как правильно записать это слово?

 с м…чом – мяч – с мячом

 - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

 (Правописание безударной гласной в корне слова.)

слайд 18

Картинки :

Солнце, сердце, лестница.

 У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам

 Запись слов: Солнце, сердце, лестница.

 - Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

 - Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)

 - Проверим.

 Доска открывается.

 - Смотрим, сравниваем.

 Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.

 - А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

 - Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?  

 - Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

 - Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

 - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

 - … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при

 произношении.)

 - У кого другое мнение?

 Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или

 предлагаю свою.

 - … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести,

 значит её надо писать.)

 - Чем похожи записанные слова?

- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если

 её не слышно.)

 - Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)

Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными

слайд 19

Использование технологии проблемного обучения, я считаю,  оказывает влияние на повышение качества обучения  по русскому языку.

Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:

1)  выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьниками);

2) предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;

3) выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.

слайд 20

Приемы проблемного изложения знаний идет на трех этапах уроков:

  • Актуализация      знаний.
  • Постановка      проблемы.
  • «Открытие»      детьми нового знания.

слайд 21

Итак, применение в учебном процессе  проблемных ситуаций способствует:

- повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;

- не допускает переутомления на уроке;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- вырабатывает активную позицию детей,что  помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление.

слайд 22

Развитие способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.

слайд 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каким должен быть урок русского языка в начальной школе. Учитель: Петрина О.М МОУ Приморская СОШ

Слайд 2

Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

Слайд 3

Ситуация помогает: заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности; поставить самостоятельно учебную задачу .

Слайд 4

Послушай – и ты узнаешь

Слайд 6

Ситуация выбор (до)ехал (до)б...рёзы (по)бежал (по)д...ревне (про)читал (про) город (на)кричал (на)с...баку

Слайд 7

Ситуация неопределенность. зап…вал запивал – пил запевал – пел

Слайд 8

Ситуация несоответствие хв . c тун ебята предлагают проверить так: Петя – хвост Ира – хвастун Даша – хвастаться

Слайд 9

Ситуация неожиданность . Сидят на ветке воробьи, Болтают про дела свои, Вспорхнули с ветки воробьи!

Слайд 10

Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы 1.Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока? 3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте проблему. 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? 6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока?

Слайд 11

Посмотри – и ты поймёшь.

Слайд 12

Актуализация знаний и мотивация Что делают дети? Кто из них уже сделал стул? Кто его делает? А что же Вова Колесников? Какое похожее слово употребили во всех предложениях? Рассмотрите центральный кадр диафильма. Как будет называться раздел? Ваши предположения.

Слайд 13

Постановка проблемы Вова Колесников считает, что слова жёлтый и желтеет отвечают на один и тот же вопрос какой?, потому что все они обозначают цвет. Прав ли Вова? Можно ли задать вопрос какой? к этим двум словам? Какой? жёлтый желтеет ?! На какой вопрос отвечает слово желтеет ? Какой вопрос возникает?

Слайд 14

Учимся открывать новые знания Почему испытываете затруднения при выборе вопроса? Что же делать? Составьте и запишите предложения со словами жёлтый и желтеет . Попробуйте сделать вывод. Сравните свой вывод с авторским. Какой? жёлтый желтеет Что обозначает слово желтеет ? На какой вопрос отвечает? Лежит жёлтый лимон. Лимон желтеет.

Слайд 15

Применяем новые знания Прочитайте слова в столбиках. Составьте и запишите предложения. Образец: Бабочка летает. бабочка крякает утка воет рыбка летает волк лает собака плавает Проверьте себя. Бабочка летает. Волк воет. Утка крякает. Собака лает. Рыбка плавает.

Слайд 16

Развиваем умения Прочитайте. Какие действия могут выполнять эти животные? Подберите к картинкам слова – названия действий. Комар ( что делает?) Змея ( что делает?) Корова ( что делает?) жужжит, кусает, летает… мычит, жуёт, пасётся… шипит, ползёт, кусает… Проверьте себя.

Слайд 17

Сделай – и ты научишься.

Слайд 18

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Слайд 19

У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам 1 ученик 2 ученик Солнце, сердце, лестница. Сонце, серце, лесница.

Слайд 20

Предварительная работа: 1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме 2) предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций 3) выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения

Слайд 21

Приемы проблемного изложения применяются на трех этапах урока: Актуализация знаний. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания.

Слайд 22

Применение проблемных ситуаций: - способствует повышению интереса к учебе; - обеспечивает развивающий эффект; - не допускает переутомления на уроке; - обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика; - развивает речь, логическое мышление; - развивает личность ребенка, его творческие способности; - вырабатывает активную жизненную позицию;

Слайд 23

« Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный гимназист в начальной школе (в моём понимании).

Современный гимназист в начальной школе — это функционально грамотная личность. Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, скол...

ФГОС. Современный урок русского языка в начальной школе.

В статье рассказывается об аспектах реализации требований ФГОС, о требованиях, предъявляемых к современному уроку, о формах представляемого материала, о подготовке к такому уроку....

Статья "Современный урок русского языка в начальной школе".

Данная статья посвящена теоретическому изучению  методик преподавания современного русского языка в начальной школе. На сегодняшний день данный вопрос имеет особую значимость и актуальность. Обос...

«Каким должен быть современный урок в начальной школе»

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, лич...

Каким должен быть современный урок.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встре...

Презентация "Каким должен быть современный урок в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация посвящена особенностям построения современного учебного занятия: методические подходы и требования к проектированию....