«Каким должен быть современный урок в начальной школе»
статья (1 класс)

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_doroshenko_sayt.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Каким должен быть современный урок в начальной школе»

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

  

«Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции.»

В. А. Сухомлинский

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Сегодня в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать, писать, но и привить ему очень важные новые умения:

1группа - это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  • цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  • учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
  • используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы;
  • учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
  • на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);
  • учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
  • учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
  • учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
  • учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Педагоги нашей начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности активно используют следующие методы:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • Портфолио.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Другой метод – информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили учителю в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций;
  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

  • учет возрастных особенностей;
  • демократический стиль общения на уроке;
  • дифференцированное обучение;
  • игровые технологии;
  • динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры.

С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в вербальной системе оценивания, для обучающихся 2-4 классов– возможность самооценки, когда ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками.

Таким образом, успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое : учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя – направлять и осуществлять контроль за  деятельностью обучающихся.

Таким должен стать современный урок для каждого учителя начальной школы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Каким должен быть современный гимназист в начальной школе (в моём понимании).

Современный гимназист в начальной школе — это функционально грамотная личность. Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, скол...

ЭССЕ на тему «Каким должен быть современный учитель начальной школы?»

ЭССЕ на тему«Каким должен быть современный учитель начальной школы?»...

Каким должен быть современный урок.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встре...

Презентация "Каким должен быть современный урок в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация посвящена особенностям построения современного учебного занятия: методические подходы и требования к проектированию....