Конспект к презентации написания текста-рассуждения: "Каким должен быть современный мужчина"
план-конспект по русскому языку по теме

Файл в текстовом формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kakim_dolzhen_byt_sovremennyy_muzhchina.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Мастер-класс для учителей: «Каким должен быть современный мужчина?»

 Цель мастер-класса:

Знакомство с авторскими наработками учителя. Освоение и отработка практических умений по формированию устной и письменной речи.

Задачи: 

  1. Передача своего опыта, форм, методов, приёмов при работе над составлением текста-рассуждения.
  2. Помощь в подборе материала, позволяющего активизировать интеллектуальные и познавательные способности учащихся.
  3.  Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
  4. Совместная отработка методических приёмов для решения проблемы, поставленной в программе мастер-класса.

Оборудование: презентация, раздаточные листы для творческой работы, словарные статьи, подборка стихов, песня «Из чего сделаны наши мальчишки».

                                                        Содержание занятия

    -  Будем работать в группах. Сядьте, пожалуйста, в 4 группы.

    - Сегодня  я предлагаю вам поговорить о мужчинах. Почему? Во-первых, в преддверии праздника 23февраля вы сможете провести подобное занятие со своим классом. Это может быть урок развития речи, классный час или родительское собрание. В качестве совета, я хочу предложить классный час провести сначала только с девочками, а потом с мальчиками, прочитав в конце занятия им сочинения девочек т. к.  мнение одноклассников для ребят не менее важно. А вторая причина такова: наблюдая за бесконечными конфликтами мальчиков, отношением к ним их бабушек, которые завязывают им шнурки и носят портфели,  я пришла к выводу, что воспитанию будущих мужчин нужно уделять особое внимание.  

                                                   Ассоциации

     -  Давайте же попробуем вместе ответить на вопрос: «Каким должен быть современный мужчина?» (высвечивается кадр №1 презентации). Произнесите мысленно слова «мужчина» и подберите ассоциации. Запишите их на строчках листов, приготовленных на каждом столе (забота, сила, плечо, дело, умелые руки, поступок, понимание, помощь, семья, продолжение рода, любовь, рыцарство и т. д.)

      - Как же складывались наши представления? (кадр презентации №2 с изображением картины с Адамом и Евой). 

       - В далёкие времена, со времён сотворения мира задавался вопрос «А зачем Адам пришёл в этот мир?» И на протяжении веков складывался характер мужчины. Рассмотрите кадр с изображением первобытных мужчин, средневековых и мужчин-путешественников. (кадр презентации . №3).  Какие качества ценились в далёком прошлом? (сила, выносливость, ловкость, умение защищать и воевать, тяга к переменам, к новым открытиям)\

              Составление  портрета женщины и мужчины из эпитетов и определений

       - На столе у каждой группы лежит заготовка с семью буквами алфавита. Задача -  составить её и его портрет (кадр №4)  с помощью эпитетов и определений, какие она и он в нашем современном представлении.

1 группа

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

З

И

К

Л

М

Н

О

З

И

К

Л

М

Н

О

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

       - Прочитайте, что получилось. (группы читают по очереди сначала портрет женщины, потом – мужчины)

       - А теперь посмотрите, что получилось у меня. (кадр № 5 и 6 Она – аккуратная, бережливая, внимательная, гостеприимная, добрая ит.д., он – активный, бесстрашный, верный, грамотный, деятельный и т. д.) 

 Вывод: образы женщины и мужчины в нашем сознании не похожи.

                  Работа с лексическим значением слов          

      - Подберите, пожалуйста, производные, и родственные слова к слову «мужчина».

Кадр № 7:


                                                    мужчина



                                                    мужской



                                                   по-мужски



                                                       муж



                                                   мужество



                                                     мужать


                               

      - Заметьте, мы произносим:

поступать по-мужски, но не говорим поступать по-женски,

поговорить по-мужски, но никогда не скажем - говорить по-женски,

мужской разговор, мужское рукопожатие, мужская дружба, будь мужчиной.

       - Предлагаю узнать тайны слов. Что нам поможет? Конечно, словари.  Возьмите листы со словарными статьями. Прочитайте. Может быть, теперь вы сможете  объяснить, какое слово было началом:




Толковый словарь С. И. Ожегова:





Мужчина: 1. Лицо, противоположное женщине по полу.



                           2. Взрослое лицо этого пола, в отличие от мальчика, юноши.





Этимологический словарь Л. И. Фатеевой:





Муж – древнерусское слово, используется в русском языке с 11в. Мужем называют «супруга», а также устаревшее значение этого слова «мужчина в зрелом возрасте».





Этимологический словарь Л. Успенского:





Мужик – в древнерусском языке это было уменьшительное слово от «мужъ». Первоначально оно применялось к малолетним мальчикам и значило: подросток, который ещё не имеет права голоса. Потом значение его распространилось на каждого неполноправного человека, в первую очередь на крепостного. В дальнейшем оно стало значить «крестьянин», «пахарь». Теперь оно употребляется лишь в просторечии, но с грубоватым оттенком.





Мужество в античной философии одна из основных добродетелей – самообладание (наряду с умеренностью, мудростью, справедливостью). Это специфическая мужская добродетель, поэтому однокоренное слово «мужчина». В средние века осталась добродетелью рыцарства. В настоящее время во многих странах существует награда – «за мужество».




     

          - Какое же слово появилось первым? (мужество)

          - Какие образы появляются перед глазами, когда произносят слово «мужество»?  (кадр № 8 - портрет Александра Невского и фотография памятника воину-победителю в ВОВ)    

          - Конечно, у детей сразу возникнет вопрос, почему слово «мужик» пропущено? Предложите им прочитать словарную статью и поразмышлять, к какой группе мужиков хотели бы они себя отнести: несмышлёнышей, бесправных, работников села? Стоит ли бравировать этим словом?

          - Запишите ключевое слово.         (мужество)

          - Может быть, в наше время это слово лишнее? Нет войны, неоднозначное отношение к армии?  Поговорите об этом с ребятами. (кадр №9 – современные мужчины-спасатели)

                                                   Работа с пословицами

            - Без народной мудрости нам никак не обойтись. (Кадр №10) Прочитайте народную мудрость, хранимую веками:

 


                « Мужчина тот, кто сомкнёт уста и засучит рукава».



                «Мужественному человеку никакое дело не трудно».



                            « Мужество создаёт победителей».




          - Рассмотрите эти рисунки. Какое ключевое слово вы могли бы записать? (кадр №11 – мужчина - труженик современный и в прошлые века)

            - Изменилась ли роль труженика, добытчика в наши дни? (Только по качеству труда).

                                   Работа над ключевыми словами

          

           - Ну и конечно, каждого из нас касается не менее важное мужское предназначение. Это, безусловно, СЕМЬЯ и ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА. Без этого мир просто прекратит своё существование. (кадр №12 – мужчина – семьянин прошлых веков и современный.)

         - А. П. Чехов говорил: « Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.»  (кадр №13)Так ли это? Согласимся ли мы с ним? Запишите ключевое слово.

        -  Я хочу прочитать вам очень красивое стихотворение Расула Гамзатова. Мне кажется, оно актуально во все века. (кадр №14)

Я спросил на вершине, поросшей кизилом:

- Что мужского достоинства служит мерилом? -

- Отношение к женщине, - молвило небо в ответ.

Чем измерить, - спросил я у древней былины, -

Настоящее мужество в сердце мужчины?

- Отношением к женщине, - мне отвечала она.

Чем любовь измеряется сердца мужского?

И ответы даются мне снова и снова:

- Отношением к женщине!...

                                             Р. Гамзатов               

        - Какие ключевые слова вы могли бы записать? (рыцарство, любовь)

        - Подведём итоги. (кадр №15)

     защита                                 долг                              труд

                                                          МУЖЧИНА

              дом                                                              любовь 

                                        Написание сочинения-рассуждения

          - Напишите сочинение-рассуждение. Ответьте на поставленный в начале занятия вопрос: «Каким должен быть современный мужчина?» Вспомните пословицы и ключевые слова.

                                       Прочитывание сочинений-рассуждений

         - Послушаем, что же у вас получилось. (прочитывание работ по группам)

1.     Мужчина – это замечательно!

         Мужество, замуж, муж – заботливый, надёжный, но самое главное – с ним интересно, приятно. С ним я самая умная, красивая, молодая, у меня всё получается, мне всё хочется, мир с ним прекрасен и удивителен! Мы понимаем друг друга – когда говорим, когда молчим! Мы любим!

2.     Мы думаем, что настоящий мужчина должен быть рыцарем без страха и упрёка. А это значит…

        Во-первых, мы хотим его видеть мужественным, чтобы чувствовать себя защищёнными. Во-вторых, настоящий мужчина не только предан своему делу и умеет трудиться, но и щедр душой, может легко делиться заработанным. Ну, а в-третьих, мы ждём от него любви, нежности, чуткости, рыцарских поступков.

       Пусть каждой женщине повезёт и она встретит настоящего мужчину!

3.     Кто он, настоящий современный мужчина? Мы думает, что он должен быть мужественным, трудолюбивым, ответственным, хорошим семьянином. Лёгких времён не бывает, поэтому сегодня, как и в древности, от мужчины требуется быть сильным физически и духовно, чтобы преодолевать не только чрезвычайные, но и повседневные трудности. Недаром слова «трудность» и «труд» – однокоренные. Труд – это не только добывание хлеба насущного, но и работа над совершенствованием души.  

         - А мне ответ на этот вопрос захотелось выразить вот такими  словами:

Как мужчиной прослыть?

Может женщин спросить?

Что хотят? Говорят меж собою?

         Чтоб мужчиною стать-

         Ни к чему воевать

         Надо честно бороться с собою.

Чтоб мужчиною быть,

Нужно лес посадить

И не дом, а кварталы отстроить.

        Чтоб мужчиной назваться –

        Надо в двери стучаться,

        Победить свою лень

        и пахать каждый день.

Ну, а чтобы гордились

За здоровье молились -

«победитель», «создатель»-

чтоб слова покорил и опорою слыл.

     - Наши мальчики с пелёнок должны понимать, что это им нужно будет нести ответственность за страну, за семью, за поступки.

                                           Подведение итогов

        - О чём же нам, взрослым, следует задуматься, воспитывая идеального мужчину?  Какое самое важное слово нельзя подавить в малыше? (Кадр №16) Конечно, «я сам». И тогда из этого маленького сам вырастут сначала САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ, САМООБСЛУЖИВАНИЕ, САМООБЛАДАНИЕ, а потом незаметно появятся САМОУВАЖЕНИЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, САМООТДАЧА, САМООЦЕНКА, САМОКРИТИЧНОСТЬ.  (кадр №17) 

       - И кроме самостоятельности будем учить не выходить за рамки дозволенного. Прописные истины, написанные ещё из библии, как никогда нужны сегодня. (кадр№18)

        -А. Франц сказал «Женщина – великая воспитательница мужчины». Так что всё в наших руках.

 

                                         Напутствие для ребят

                                                                (выдаётся на карточках)

1.«Победа не снег, сама на голову не падает.» «Сила растёт в саду терпения.»

«Стремись завоевать не мир, а его знание.» « Где ума не хватает, спроси у разума.»

2.  «Живи и ошибайся. В этом жизнь. Не думай, что ты можешь быть совершенством, - это невозможно. Закаляй себя, свой характер, чтобы, когда наступит испытание – а это неизбежно, - ты мог бы встретить его как настоящий мужчина. Не давай обманывать себя прописным истинам и громким фразам. Бойся бесцветной жизни.»                                              Ричард Олдингтон

3.  «Познание – это начало благосостояния. Познание – это начало здоровья. Познание – это начало духовности. Поиск и познание – начало всех начал.

      Если мужчина хочет найти, надо искать. Интересные мысли редко посещают людей сами.

      Мужчина должен уметь превращать свою мудрость и сильные чувства в плодотворную деятельность.

      Мы вполне можем иметь больше, чем имеем хотя бы потому, что мы вполне можем в своём развитии стать на ступеньку выше, чем есть сейчас.

     Лидерство – вызов самому себе, позволяющий подняться над посредственностью.

      Качества лидера – быть строгим, но не грубым; быть доброжелательным, но не слабым; быть уверенным, но не задираться; быть размышляющим, но не ленивым; быть скромным, но не робким; быть твёрдым, но не высокомерным; шутить, но без глупостей.»                        высказывания американского философа бизнеса Джима Рона

                                           Строки великих для размышления

  Кто бездумно и беспечно

     Хохотать способен вечно,

     Разве тот мужчина?

     Кто не гнулся под мечами,

     Но всю жизнь не знал печали,

     Разве тот мужчина?

     Кто в заздравном даже слове

     Умудрялся хмурить брови,

     Разве тот мужчина?

     Кто готов подать нам стрелы

     И предать нас в то же время,

     Разве тот мужчина?

     Кто в местах, где многолюдно,

     Пьет из рога беспробудно,

     Разве тот мужчина?

     Кто хоть век в дороге будет,

     Дом отцовский позабудет,

     Разве тот мужчина?

     Кто, исполненный усердья,

     Судит нас без милосердья,

     Разве тот мужчина?

     Кто даст слово, что булатно,

     Но возьмет его обратно,

     Разве тот мужчина?

                          Р. Гамзатов

              Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство –

вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

    Лик его высок и удивителен.

    Посвяти ему свой краткий век.

    Может, и не станешь победителем,

    но зато умрёшь, как человек.        

                     Булат Окуджава


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.        Современный учитель. Ка...

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Каким должен быть современный гимназист в начальной школе (в моём понимании).

Современный гимназист в начальной школе — это функционально грамотная личность. Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, скол...

Каким должен быть современный учитель

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая си...

«Каким должен быть современный урок в начальной школе»

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, лич...

Презентация "Каким должен быть современный урок в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация посвящена особенностям построения современного учебного занятия: методические подходы и требования к проектированию....