Учителям информатики и ИКТ
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка бинарного урока
(информатика и математика)
Правильные многогранники
в 10 классе
(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель математики (высшая категория)
Мурашева Лариса Николаевна
Учитель информатики (первая категория)
Коршаков Алексей Александрович
г. Мезень, 2014
1. УМК: 1)Информатика и ИКТ для 10-11классов.Базовый уровень. Угринович Н.Д 2013
.
2) Учебник Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009
2. Тема урока: Правильные многогранники
3.Тип урока: изучение нового материала
4. Цели:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов, развитие у обучающихся познавательного интереса, умения видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
5. Задачи:
1. Ввести понятие правильного многогранника и их видов
2.Обобщить полученные знания путем заполнения таблицы
3. Отработать навыки работы в трёхмерной графике
4. Добыть знания по данной теме путем использования ресурсов интернета
5. Построить тетраэдр и куб в программе «КОМПАС-3D»
6. Планируемые результаты
Личностные: развитие сотрудничества при работе в группе, воспитание чувства самоуважения и взаимоуважения, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности, развитие творческих способностей.
Метапредметные: формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, выделять главное, способности использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), их использования в учебной, познавательной и социальной практике, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: развитие умений работать с раздаточным материалом и ресурсами интернета, с инструктивной картой программы «КОМПАС-3D» для построения многогранников, формирование представлений об истории, связи с астрологией и жизнью, отработка умений и навыков в решении задач, связанных с правильными многогранниками.
7. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-исллюстративный.
8. Формы организации познавательной деятельности: групповая, работа в парах, коллективная
9. Средства обучения: печатные пособия – таблицы, карточки с заданиями; проекционный материал – презентация, слайды, программа «КОМПАС-3D»
10. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, ноутбуки, слайды, модели многогранников, модели правильных многогранников: октаэдр, икосаэдр, додекаэдр, куб, тетраэдр; документ - камера
11. Конспект урока
Ход урока
1. Целеполагание (2 минуты) презентация
Учитель: Есть в школьной геометрии особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. Изучая её, открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами. Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, потому что их создала сама природа, потому что они, созданные руками человека, находятся в гармонии с ней. Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много интересного.
2. Объяснение нового материала учителем. (5 минут).
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор?
Ученики: О многогранниках
Учитель: А точнее о правильных многогранниках (слайд 1)
Как вы думаете, является ли правильным многогранником правильная пирамида?
(слайд 2)
Ученики: Нет
Учитель: А правильная призма?
Ученики: Нет
Учитель: Существует ли пирамида и призма, являющиеся правильными многогранниками?
Ученики: Да
Учитель: Какая пирамида называется правильной?
Ученики: В основании, которой лежит правильный многоугольник
Учитель: Какая призма называется правильной?
Ученики: Прямая призма в основании, которой лежит правильный многоугольник
Задание классу: из предложенных моделей выбрать правильную пирамиду и правильную призму
Учитель: А есть ли среди них правильные многогранники, поставьте их отдельно.
Ученики: есть, их 2
Учитель: чем они отличаются от правильной пирамиды и призмы?
Ученики: гранями правильного многогранника являются равные правильные многоугольники (слайд 3)
Учитель: Какие многоугольники называются правильными? Какие правильные многоугольники вы знаете?
Ученики: Выпуклый многоугольник называется правильным, если у него все углы и стороны равны (слайд 4)
Учитель: Тогда какой же многогранник называется правильным?
Ученики: Правильным многогранником называется выпуклый многогранник, у которого все грани – равные правильные многоугольники.
Учитель: И в каждой его вершине сходится одинаковое число ребер (слайд 5)
Целеполагание
Для того, чтобы нам закрепить это определение и узнать новое о правильном многограннике в течение урока каждый из вас будет заполнять такую таблицу (слайд 5) :
Правильный многогранник | Что является гранями | Число | Теорема Эйлера | Сумма плоских углов при вершине | Астрологи-ческие символы | ||
Граней | Вершин | Рёбер | |||||
3. Работа в группах (10 минут + выступление групп – 5 минут)
Работа в группах. Деление на группы производится заранее, учитывая уровень подготовки детей, так же их желание. Задания дифференцированные. Более подготовленные учащиеся входят в 4 и 5 группу.
Учитель информатики: У вас на партах лежат синие карточки с заданиями (слайд 6).
Вам необходимо с помощью ресурсов интернета найти ответы на
поставленные задания, руководителю группы, которого вы сейчас выбираете, нужно будет отчитаться по результатам поиска, а вы, ребята, во время выступления групп должны будете заполнить данную таблицу (время выступления каждой группы – 1 минута) :
1 группа
Ответьте на вопрос: Какие тела называют телами Платона и что вы о них можете сказать?
2 группа
Поясните этимологию слов: тетраэдр, гексаэдр, икосаэдр, додекаэдр, октаэдр. 3группа
Найдите астрологические символы правильных многогранников.
4 группа
Ответьте на вопрос: Существуют ли правильные многогранники, гранями которых являются правильные 6-угольники, 7-угольники и т.д. ?
5группа
Сформулируйте теорему Эйлера и проверьте справедливость этой теоремы
Ответы групп:
1 группа Платон(ок. 428 – ок. 348 до н.э.). Доказал, что существует 5 различных видов правильных многогранников – это тела Платона: правильный тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, гексаэдр (куб), додекаэдр
2 группа Названия многогранников пришли из Древней Греции, в них указывается число граней: «эдра» − грань; «тетра» − 4; «гекса» − 6; «окта» − 8; «икоса» − 20; «додека» −12.
3 группа Астрологические символы правильных многогранников: тетраэдр - огонь, гексаэдр (куб) - земля, октаэдр - воздух, икосаэдр - вода, додекаэдр – вселенная
4 группа Не существуют правильные многогранники, гранями которых являются правильные 6-угольники, 7-угольники и т.д
- Правильные треугольники, α = 600 если при вершине плоских углов 600 *n ‹ 3600, то n ‹ 6, n = 3, 4, 5, т.е. существует 3 вида правильных многогранников с плоскими углами тетраэдр, октаэдр, додекаэдр
- Правильные четырехугольники, α = 900 если при вершине плоских углов 900 *n ‹ 3600 , то n = 3, куб
- Правильные пятиугольники, α = 1800 *(5 – 2) : 5 = 108 0 Правильные пятиугольники, α = 1080 если при вершине плоских углов 1080 *n ‹ 3600 , то n = 3, додекаэдр
- Правильные шестиугольники, α = 1200 если при вершине плоских углов 1200 *n ‹ 3600 , то n = 3, условие не выполняется, сумма плоских углов при вершине равна 3600 , такого не бывает. Значит, правильных многогранников с 6 и более гранями не существует.
5 группа Теорема Эйлера: Для любого выпуклого многогранника справедливо равенство: Г + В – Р = 2, где Г-число граней, В- число вершин, Р- число рёбер
Учитель математики: Проверьте теорему Эйлера для своих многогранников и внесите результаты в столбец с одноименным названием, которые у вас получились.
4. Практическая работа (10 минут)
Учитель информатики: Сейчас мы с помощью программы «КОМПАС-3D» построим куб и тетраэдр. Для этого вам необходимо познакомиться с инструктивными картами.
5. Рефлексия (7-8 минут).
Тест
Выбери номера верных утверждений:
- Выпуклый многогранник является правильным, если все его грани равны. (-)
- Любой правильный многогранник является выпуклым. (+)
- Любой многогранник, у которого в основании правильный многоугольник является правильным. (-).
- Если в каждой вершине многогранника сходится одинаковое число ребер, то многогранник является правильным. (-)
- Правильного многогранника, гранями, которого являются правильные шестиугольники, не существует (+)
- Додекаэдр – это символ земли. (+)
- Как вы оценили свою работу на уроке? Напишите название того многогранника, гранями которого является ваша оценка на уроке.
6. Подведение итогов. Выставление оценок (2 минуты).
7. Домашнее задание.
Изготовить модели 5 правильных многогранников. По желанию - полуправильных и звездчатых (дополнительная оценка). (Учащимся можно распечатать развертки многогранников, которые нарисовали 4 и5 группы)
- Список литературы:
1. http://www.bigpi.biysk.ru/
2. http://schools.techno.ru/
3. http://slovari.yandex.ru/
4.http://ru.wikipedia.org/
5.http://www.bestreferat.ru/referat-20446.html
6.Смирнова И., Смирнов В. Что такое «Полуправильный многогранник» //Учебно-методическая газета «Математика».- 2007 .-№16-с.23-26
7. http://pravmn.narod.ru/tetr.htm
8. http://pravmn.narod.ru/kub.htm
9. http://pravmn.narod.ru/okto.htm
10. http://pravmn.narod.ru/icos.htm
11. http://pravmn.narod.ru/dod.htm
12. Смирнова И.М. В мире многогранников: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1995.
13. Литвиненко В.Н. Многогранники. Задачи и решения:- М.: Вита-Пресс, 1995.