Учителям технологии

Коршаков Алексей Александрович

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»

  урок  по технологии на тему:

«Соединение деталей из древесины»

                                                                                                                                                                                        КЛАСС:   5 класс

                                                                                                                                                                                           УЧИТЕЛЬ: Коршаков А.А.. первая квалификационная категория

                                                                                                                                                                                         КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 час (45 мин.)

           

 Технологическая карта урока

Данные об учителе: Коршаков А.А.. первая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»

 Учебник (УМК): В.Д.Симоненко. «Технология»

Тема урока: Соединение деталей из древесины

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения:   беседа с закреплением материала; наглядно-демонстрационный; практическая работа под контролем учителя; показ практических действий.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: образцы саморезов (коробочки), наборы отверток, тумбы подкатные, мультимедиапроектор, ноутбук, молотки

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку (проверка внешнего вида учащихся, наличие спецодежды)
  • совместное определение  темы урока, целей 

Сегодня у нас очередной урок технологии. На котором каждый из вас узнает и научится чему-то новому для себя.

Мы с вами живем в современном мире.

Может быть, кто-то из вас смотрел по телевизору игру «Где логика». Давайте с помощью логических рассуждений определим тему и задачи нашего занятия.

1 слайд Тема занятия – на экране 4 предмета, 3 из них имеют что-то общее. Какой предмет лишний? Обсудите в парах   и выскажите вашу версию!  даю вам 1 минуту время пошло

Предлагаю свои рассуждения высказать трем учащимся

2 слайд Совершенно верно: клей, саморезы. гвозди используются для соединения деталей, а карандаши нет.

А какие детали можно скреплять и гвоздями и саморезами и клеем (должны остановиться на рассуждении «из дерева») Тема на экран появляется «Соединение деталей из древесины»

Задачи

Цель

  1. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА УРОКА

Мы постоянно в нашей обычной жизни сталкиваемся с различными деталями крепежа: шурупами, болтами и винтами, клеем, гвоздями и тд.

У ВАС НА СТОЛАХ КАРТОЧКИ

Я ЗАДАЮ ВОПРОСЫ, А ВЫ СТАВИТЕ ПЛЮСЫ НАПРОТИВ ТОГО МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ ВАМ КАЖЕТСЯ УДОБНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

   ГВОЗДИ

САМОРЕЗЫ

КЛЕЙ

1.

2.

3.

ВЫВОД:

КТО СМОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО УДОБНЕЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ (Д.Б.САМОРЕЗЫ)

С ВАМИ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ   наиболее широкое распространение получили саморезы, появившиеся на рынке строительных материалов совсем недавно, и которые вытеснили отечественные шурупы, гвозди и клей   на задний план

  1.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Слайд №

.Итак, Саморезы – вещь просто необходимая в строительстве, без неё не обойтись, если вы решили повесить полку, шкаф, картину, собрать мебель, построить дом. Видов саморезов достаточно много, как и строительных материалов, для которых они предназначены. Рассмотрим самые распространённые.  

(Каждому ученику выдается коробочка с саморезами разных видов)

УЧИТЕЛЬ: у каждого из вас на столах коробочки с разными видами саморезов

Давайте обратим на них внимание и определим по каким признакам они отличаются друг от друга

Дети озвучивают, свои версии: в ходе обсуждения предположений учащихся необходимо прийти к выводам

По цвету:   черного, белого, желтого цветов, в зависимости от цвета материала с которым вы работаете. Чаще всего применяется черный цвет. Если следует прикрутить, к примеру, мебельную петлю желтого цвета, конечно лучше взять саморез в тон).

По длине саморезов: От самых коротких 11мм, так называемых семечек, свое название они получили из-за своего небольшого размера, примерно с семечку подсолнечника, до самых длинных 200мм.
(Подбирать саморез следует так, чтобы соединение деталей было плотным. К примеру, если вы скрепляете два бруска на 50мм, возьмите саморез длиной минимум 75мм, можно и 90мм)

По диаметру саморезов:. Саморезы черного цвета (самые часто используемые) имеют диаметр 3,5мм, 4,2мм, что позволяет закручивать их без предварительного засверливания.
Желтые имеют диаметр от 2,5 – 6мм.

Отверстия под саморезы 

потребуются, если диаметр самореза 4,5мм и выше. Если брусок или заготовка тонкие, можно просверлить дырку и для 4мм метиза.
Для 4,5мм потребуется отверстие 3мм-3,5мм, в зависимости от плотности дерева.
Под 5 мм саморез нужно отверстие 3,5мм-4мм.
Для 6мм – 4,5мм, тогда деревянная заготовка не даст трещину. Используйте обычное сверло по металлу, так как сверл по дереву с шагом 0,5мм не бывает.
Слишком большое отверстие тоже не стоит высверливать, иначе плотность сцепления будет низкой.
Для чёрных потребуется отвертка с разъемом PH №2, или такая же бита. Для жёлтых

Шаг  резьбы

Строительный материал,   который соединяет

Саморезы по дереву

Главной их отличительной особенностью является редкий шаг резьбы. Расстояние между витками резьбы заметно больше, чем, к примеру, у саморезов по металлу. Это обусловлено тем, что дерево само по себе менее плотное и твердое, чем железо.  

Саморез мебельный (конфирмат). 

Применяется при сборке мебели, длина 50мм, требует предварительного засверливания. Для него есть специальное сверло, на два диаметра, так как его толщина сначала одного размера, к концу идёт утолщение.
Потребуется шестигранный ключ на 4мм, если будете крутить вручную, или же бита под шуруповёрт – HEX 4. 

 Саморезы по металлу

Как правило, имеют частый шаг, расстояние между витками резьбы очень маленькое, в отличие от саморезов по дереву. Частый шаг требуется для плотного материала, чтобы сцепление было надёжным.
Черные саморезы для металла имеют диаметр 3,5мм. Если прикручиваете тонкую жесть, то можно предварительно не засверливаться. Если же толщина заготовки 2мм и более нужно сделать отверстие примерно 2,8-3мм.
Имеют разъём PH №2.

Саморезы с прессшайбой оцинкованные острые

( 

Позволяют крепить листовой металл до 0,9мм без просверливания отверстия. Также подходят для крепления дерева.
Большая шляпка позволяет плотнее прижимать закрепляемый материал, служит как шайба. Имеют диаметр 4,2мм, длина от самых коротких на 13мм, до самых длинных на 64мм.

Кровельные саморезы.

Предназначены для крепления кровельных материалов, как видно из названия. Диаметр 4,8мм и 6,3мм. Длина от 19мм до 100мм. Бывают разного цвета, в зависимости от цвета материала, синие, коричневые, просто оцинкованные.
Для таких потребуется бита с внутренним шестигранником на 8мм, если диаметр самореза 4,8мм, и 10мм, если диаметр метиза 6,3мм.
Имеет резиновую прокладку, чтобы крыша не дала течь.

Классификация саморезов

Признак   классификации

Виды

Примечания

 Цвет

черные, белые, желтые

Подбирать цвет следует исходя из  цвета соединямых деталей

 Длина

11 мм до 200 мм

Подбирать саморез нужно так, чтобы соединение деталей было плотным. К примеру, если вы скрепляете два бруска на 50мм, возьмите саморез длиной минимум 75мм, можно и 90мм.

 Диаметр

Черные - 3,5мм, 4,2мм,

Желтые имеют диаметр от 2,5 – 6мм.

-без засверливания

-с предварительным засверливанием

 Шаг  резьбы

Редкий

Частый

Для древесины

Для металла

 Строительный материал,   который скрепляет

- по дереву

- мебельный  

- по металлу

- с прессшайбой оцинкованные острые

-  кровельные

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. 

Подбор заданий, требующих от ученика применить новое знания (алгоритм, правило, понятие, закономерность) в работе по образцу, а затем – самостоятельно в новой ситуации

4.Объяснение и отработка соединения деталей древесины  саморезами

Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей саморезами

Учитель демонстрирует пример соединения деталей саморезами.

1) Саморез  при ввинчивании не держите рукой, чтобы не повредить её, если отвёртка соскользнёт.

2) Пользуйтесь исправной отвёрткой, точно подходящей к шлицу.

3) Ось отвёртки, вставляемой в шлиц, должна быть продолжением оси самореза.

4) Нажимайте на отвёртку равномерно, так как она может выскочить из шлица головки самореза

5) Держите отвёртку двумя руками: левая направляет её на стержень, а правая — вращает.

6) Не используйте саморезы  с рваными прорезями и затупленным остриём, а также согнутые.

На непригодном материале выполнить соединение деталей саморезами по дереву.

Приглашает учащихся попробовать под его присмотром,

Мы с вами пользуемся отвертками, а на предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.

5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей саморезами. (сделать памятки для вклеивания в тетрадь)

Учитель. 

Основными правилами безопасности являются:

"не пользоваться саморезами  со сбитым шлицом;

"пользоваться только исправной отверткой;

"ввинчивать саморез только под прямым углом;

"при ввинчивании не трогать саморез  руками;

"после ввинчивания саморез  зачистить от заусенцев.

Ребята я предлагаю вам разделиться три группы и выполнить следующую работу

9 человек три группы по три человека

Для отработки навыка работы  с отверткой

Наблюдение за соединением деталей из дерева

разобрать предложенный предмет мебели  собранный с помощь саморезов.  

X. Уборка рабочих мест

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка своей работы (при необходимости спрашиваем мнение одноклассников из одной группы

Я узнал, что….

Мне понравилось ….

Я научился…

Домашнее задание (карточки домой)

ТЕМА УРОКА:

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ САМОРЕЗАМИ

 Классификация саморезов

Признак   классификации

Виды

Примечания

 Цвет

черные, белые, желтые

Подбирать цвет следует исходя из  цвета соединяемых деталей

 Длина

11 мм до 200 мм

Подбирать саморез нужно так, чтобы соединение деталей было плотным. К примеру, если вы скрепляете два бруска на 50мм, возьмите саморез длиной минимум 75мм, можно и 90мм.

 Диаметр

Черные - 3,5мм, 4,2мм,

Желтые -   от 2,5 – 6 мм.

-без засверливания

-с предварительным засверливанием

 Шаг  резьбы

Редкий

Частый

Для древесины

Для металла

Строительный материал,   который соединяет

- по дереву

- мебельный  

- по металлу

- с прессшайбой оцинкованные острые

-  кровельные

 

      Основные правила  безопасности   при работе с саморезами:

  • не пользоваться саморезами  со сбитым шлицом
  • пользоваться только исправной отверткой
  • ввинчивать саморез только под прямым углом
  • при ввинчивании не трогать саморез  руками

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа кружка «Умелые руки» Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет . (старшая и младшая группы) Руководитель кружка: Коршаков А.А 2015-2016 г.

Слайд 2

Художественная обработка древесины ( младшая группа) По результатам освоения программы первого года обучения ребенок должен уметь: 1. Пользоваться простым и столярными и слесарными инструментами. 2. Иметь понятие: о техническом рисунке, чертеже, эскизе, о плоском и объемном изображении, о трех видах проекции. 3. Уметь изготовить простейшие игрушки, сувениры, модели, пользоваться рисунками, эскизами, шаблонами. 4. Знать и применять простейшую отделку.

Слайд 3

Приоритетным направлением работы кружка этого года выбрана социальная направленность создаваемых проектов. т.о. проекты созданные моими обучающимися в этом учебном году чаще всего коллективные и учат умениям, которыми может гордиться каждый мужчина, а тем более ребенок: построить дом, баню, наполнить их предметами быта ( полки,посуда и др.)

Слайд 4

Первый опыт младшей группы в строительстве (индивидуальный)

Слайд 5

Коллективный проект младшей группы «Сруб бани»

Слайд 6

Как реализовывался этот проект 1) Разработка проекта 2) Практическая работа 1) заготовили древесину(поход в луга за ивой) 2)окорили 3)высушили 4) непосредственно осуществили строительство (причертили-выбрали чаши-произвели сборку)

Слайд 7

Кухонная полка (младшая группа)

Слайд 8

полка

Слайд 9

Токарная обработка древесины (старшая группа) По результатам освоения программы первого года обучения ребенок должен уметь: 1. Владеть основными ручными инструментами по выпиливанию и выжиганию. 2.Владеть основными элементами графической грамотности. 3. Выполнять плоскостную разметку. 4. Разрабатывать и составлять композиции для выжигания, выпиливания. 5. Выполнение декорирования изделий – выжиганием. 6. Выполнение токарной обработки древесины

Слайд 10

Коллективный проект старшей группы «Шахматы»

Слайд 11

Скалка (индивидуальная работа)

Слайд 12

Заготовка матрешки под роспись

Слайд 13

Подсвечник

Слайд 14

Лавка для бани

Слайд 15

тарелка



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева»  урок   технологии  

                                                                                                                                                                                        КЛАСС:   5 класс

                                                                                                                                                                                           УЧИТЕЛЬ: Коршаков А.А.. первая квалификационная категория

                                                                                                                                                                                         КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 час (90 мин.)

 Учебник Тищенко А.Т., В.Д.Симоненко  «Технология»

Тема урока: «Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания и выжигания»

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения:  наглядно-демонстрационный; практическая работа под контролем учителя; показ практических действий,

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: верстак, лобзик, выпиловочный столик; заготовки  из фанеры 150х200, копировальная бумага, карандаш, шлифовальная бумага; надфиль,   выпиленные лобзиком; альбом по выпиливанию, трафареты для разделочной доски, приборы для выжигания

Цели:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе(паре)

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Задачи:

- Изучить устройство  электровыжигателя и ручного лобзика. 

- Освоить  приемы  выжигания по древесине,

- ознакомиться с правилами техники безопасности при выжигании

- ознакомиться с приемами выпиливания лобзиком

- научить выпиливать лобзиком (фанеры), воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам,

 - способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся,

- укреплять навыки качественно выполнять поставленные задачи, уметь общаться со сверстниками в коллективе, проявлять дисциплинированность,  трудолюбие и упорство.

 Ход урока:

I . ОРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИН)

  • Приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку (проверка внешнего вида учащихся, наличие спецодежды)
  • совместное определение  темы урока, целей

 

Сегодня у нас очередной урок технологии. На котором каждый из вас узнает и научится чему-то новому для себя.

Учитель демонстрирует разделочную доску. Что это? С помощью какого инструмента она изготовлена? (лобзик)

Учитель показывает картину, выполненную в технике выжигания. Как вы думаете, в какой технике выполнена эта картина (выжигание). С помощь какого прибора? (электровыжигатетеля)

Если бы вам предложили соединить эти два изделия, то что бы мы получили в сумме? (разделочную доску с картинкой, выполненной электровыжигателем)

Именно такое изделие   и будет результатом нашего 2х часового занятия.

Но для того что бы достичь этой цели, нам необходимо познакомиться с Материалами, инструментами и приспособлениями для выпиливания и выжигания – это и есть тема нашего урока. Она на экране.  слайд №1

Как вы думаете, что нам для этого предстоит сделать?

В ходе беседы с учащимися опредяляются основные задачи урока.

Изучить устройство  электровыжигателя и ручного лобзика. Освоить  приемы  выжигания по древесине, приемы пользования прибором для выжигания и правилами техники безопасности при выжигании, ознакомиться с приемами выпиливания лобзиком,    научить выпиливать лобзиком (фанеры), воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам

 III.Актуализация знаний 

1  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель : Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность. Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)

Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов. В нашем случае коллекцию рисунков я подготовил.

Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. Как на этой картине с волками. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30 - 35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

Слайд №2 Чтобы познакомиться с устройством приборов откройте учебник на с.72, 75у каждого на столе карточка, вам необходимо работая в парах указать  основные элементы прибора для выжигания  и лобзика (стрелочка и надпись)

Учебник с. 75

Учебник С.72

Укажите основные элементы прибора для выжигания (стрелочка и надпись)

Укажите основные элементы лобзика

(стрелочка и надпись)

 

Выжигатель: корпус, ручка, регулятор, электрический шнур перо(проволока)

Лобзик: рамка в виде буквы П, винтовые зажимы, ручка, пилка

После выполнения задания индивидуально спрашиваем двух учеников, если есть ошибки исправляем в своих крточка.

 В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толщиной 3-5 мм высокого качества (отсутствие пустот и сучков), либо дощечки из мягких пород древесины (липы, осины, сосны). Для выпиливания необходим следующий инструмент:

Учитель подводит итог  Металлический ручной лобзик - представляет собой рамку, в виде буквы П, на свободных концах которой помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилку. Обязательное условие хорошей работы лобзика - натяжение закреплённой пилки, которое достигается сдавливанием свободных концов лобзика перед закреплением. Пилку прочно закрепляют в зажимах, наклоном зубьев в сторону ручки. Для начала необходимо иметь два сорта пилок: с мелкими и крупными зубьями, для крупного и мелкого рисунка (демонстрирует).   Контур изделия  выпиливают на специальном выпиловочном столике (демонстрирует). Во время работы столик закрепляется в боковом зажиме столярного верстака.  (демонстрирует)

Слайд № 3

Правила работы с лобзиком (объясняются учителям и сопровождаются демонстрацией работы)

1. Установка выпилочного столика.

2. Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.

3.Лобзик перемещать вниз и вверх без перекосов пилки с легким

нажимом, чтобы не поломать ее.  

4. В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая

движения лобзиком.  

        

Слайд № 4

Техника безопасности при выпиливании.

  • Работать исправным  лобзиком  
  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  • Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.

- Не делать резких движений лобзиком.

 Слайд № 5

Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании

(объясняются учителям и сопровождаются демонстрацией работы)

1) выжигать можно только по сухой древесине;
2) для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро. 
3) для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно; 
4) начинать выжигание нужно с контурных линий. 
5) через 10 - 15 минут работы электровыжигатель отключают на 2 - 3 минуты, помещение проветривают.

Слайд  № 6

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

1)  не включать прибор без разрешения учителя;
2)  проветривать помещение; 
3)  не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра; 
4)  оберегать руки и одежду от прикосновения пера

5)  не наклоняться близко к месту выжигания  
6) инструмент не класть на подставку, пока перо не остынет

7) не оставлять прибор,  включенным в сеть  

Памятка у вас на столе для вклеивания в тетрадь

2. Вводный инструктаж к практической работе 

Слайд № 7 (Технологическая с пустыми окошками)

Составление технологической карты проекта (частичное)

Учитель: как и любую работу, любое дело надо сначала спланировать определить в какой последовательности мы будем выполнять действия. Для этого у каждого на столе есть «Карточка ученика», начинаем работать с технологической карты. Фронтальная работа  классом. Нам необходимо вписать недостающую информацию в окошки, где стоят вопросы.

Последовательность выполнения действий

Инструменты и материалы

Выпиливание разделочной доски

1

Обводка по шаблону разделочной доски на заготовку

 ?

2

 ?

Лобзик  

Столярный верстак

Выпиловочный столик

Отделка изделия

3

Отделка боковых поверхностей  

Рашпиль, наждачная бумага

4

Шлифование поверхности разделочной доски

 ?

Художественное оформление доски:

5

Выбор рисунка для выжигания

Картинки

6

Переводим рисунок на разделочную доску   с помощью копировальной бумаги  (прорисовываем четко линии, где они не дорисованы)

 ?

7

  ? 

Прибор для выжигания

 Обработка изделия

8

Покрытие поверхности растительным маслом

Растительное масло

Кисточка

Слайд № 8

Вот, что у нас получилось

 

Последовательность выполнения действий

Инструменты и материалы

Выпиливание разделочной доски

1

Обводка по шаблону разделочной доски на заготовку

карандаш, линейка, шаблон, заготовка

2

Выпиливание по нанесенному контуру

Лобзик  

Столярный верстак

Выпиловочный столик

Отделка изделия

3

Отделка боковых поверхностей  

Рашпиль, наждачная бумага

4

Шлифование поверхности разделочной доски

Наждачная бумага разной зернистости

Художественное оформление доски:

5

Выбор рисунка для выжигания

Картинки

6

Переводим рисунок на разделочную доску   с помощью копировальной бумаги  (прорисовываем четко линии, где они не дорисованы)

Копировальная бумага, карандаш

7

  Выжигание  рисунка

Прибор для выжигания

 Обработка изделия

8

Покрытие поверхности растительным маслом

Растительное масло

Кисточка

Сейчас мы готовы к изготовлению нашей разделочной доски

  3.ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

Практическая работа.

На данном уроке вы сможете получить сразу несколько оценок, т.к. оценивать вашу работу мы будем на каждом этапе.

Каждому учащемуся выдается карточка для оценивания

Оценка

Кто оценивает

1

Выпиливание

В парах

2

Обработка изделия

учитель

3

Выжигание

самооценка

 Обратите внимание на правила безопасности при работе с приборами.

Непосредственно выполнение практической работы  по контролем учителя  оказанием индивидуальной помощи. Техник безопасности прибора  обсуждается в беседе с учащимися  перед началом работы.

III. Рефлексивно-оценочный этап

    1) Уборка рабочих мест  

    2) Рефлексия учебной деятельности на работе 

       Я узнал, что….

       Мне понравилось ….

       Я научился… 

   3) Выставление оценок с карточек

   4) Домашнее задание (знать технику безопасности при работе  с    электровыжигателем и лобзиком и устройство этих приборов информация на карточке ученика и карточка на которой работали на уроке их пожалуйста, вклейте в тетрадь))

КАРТОЧКА УЧЕНИКА

Урок технологии в 5 классе по теме: «Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания и выжигания»

ФИ ученика _______________________________________________

Составление технологической карты проекта (частично)

 

Последовательность выполнения действий

Инструменты и материалы

Выпиливание разделочной доски

1

Обводка по шаблону разделочной доски на заготовку

 ?

2

 ?

Лобзик  

Столярный верстак

Выпиловочный столик

Отделка изделия

3

Отделка боковых поверхностей  

Рашпиль, наждачная бумага

4

Шлифование поверхности разделочной доски

 ?

Художественное оформление доски:

5

Выбор рисунка для выжигания

Картинки

6

Переводим рисунок на разделочную доску   с помощью копировальной бумаги  (прорисовываем четко линии, где они не дорисованы)

 ?

7

  ? 

Прибор для выжигания

 Обработка изделия

8

Покрытие поверхности растительным маслом

Растительное масло

Кисточка

Карточка для оценивания

Этап работы

Оценка

Кто оценивает

1

Выпиливание разделочной доски

В парах

2

Отделка изделия

Учитель

3

Художественное оформление доски (выжигание)

Самооценка

Правила работы  с  прибором для выжигания

1) выжигать можно только по сухой древесине;
2) для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро. 
3) для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно; 
4) начинать выжигание нужно с контурных линий. 
5) через 10 - 15 минут работы электровыжигатель отключают на 2 - 3 минуты, помещение проветривают

Техника безопасности при работе  с прибором для выжигания

1)  не включать прибор без разрешения учителя;
2)  проветривать помещение; 
3)  не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра; 
4)  оберегать руки и одежду от прикосновения пера

5)  не наклоняться близко к месту выжигания  
6) инструмент не класть на подставку, пока перо не остынет

7) не оставлять прибор,  включенным в сеть

______________________________________________________________

Правила работы с  лобзиком

 

1. Установка выпилочного столика.

2. Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.

3.Лобзик перемещать вниз и вверх без перекосов пилки с легким

нажимом, чтобы не поломать ее.  

4. В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая

движения лобзиком.  

Техника безопасности при выпиливании

  1. Работать исправным  лобзиком  
  2. Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  3. Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.
  4.     Не делать резких движений лобзиком

Работа в парах

Учебник с. 75

Учебник С.72

Укажите основные элементы прибора для выжигания (стрелочка и надпись)

Укажите основные элементы лобзика

(стрелочка и надпись)

 

Работа в парах

Учебник с. 75

Учебник С.72

Укажите основные элементы прибора для выжигания (стрелочка и надпись)

Укажите основные элементы лобзика

(стрелочка и надпись)

 

Работа в парах

Учебник с. 75

Учебник С.72

Укажите основные элементы прибора для выжигания (стрелочка и надпись)

Укажите основные элементы лобзика

(стрелочка и надпись)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление изделий из древесины ( из опыта работы кружка «Умелые руки» ) Коршаков Алексей Александрович учитель первой квалификационной категории МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа »

Слайд 2

Мезенский район д.Бычье

Слайд 3

В кабинете технологии

Слайд 4

Мои кружковцы за работой

Слайд 5

Наши изделия

Слайд 6

Примеры рыболовных ящиков

Слайд 7

Технологическая карта Технологическая карта для изготовления рыболовного ящика Заготовка: многослойная фанера 5  750  1 500 -1 шт. брусок (ель) 365х15х15 – 4 шт. , брусок (ель) 195х15х40- 2 шт ., брусок (ель) 370х15х40- 2 шт. ремень , краска, петли Станочные работы выполняет учитель. № Последовательность выполнения действий Графическое изображение Инструменты, материалы 1. Выбрать заготовку из фанеры ( 5  750  1 500 ) и раз метить контуры деталей: Карандаш, линейка, угольник столярный 1.1. Боковые стенки(225х340) - 2 шт. 1.2. Торцевые стенки (370х340) – 2шт. 1.3. Верхняя и нижняя крышки (370х225) - 2 шт. 2. Выпилить контуры изделий Ножовка, столярный верстак 3. Сборка основы ящика Отвертка крестовая, дрель, сверла, шурупы 4. Сборка крышки Отвертка крестовая, дрель, сверла, шурупы 5. Соединение основы ящика и крышки Петли, отвертка крестовая, шило, саморезы 6. Зачистить изделия, скруглить острые кромки и углы Наждачная бумага, напильник 7. Покрасить изделие Баллон с краской Обработка внутренних поверхностей ящика Растительное масло 8. Герметизация ящика Уплотнитель

Слайд 8

Зачистка изделия

Слайд 9

Покраска изделия

Слайд 10

Готовое изделие

Слайд 11

Готовое изделие



Предварительный просмотр:

Тезисы к выступлению на конференции:

«Система оценки образовательных результатов по ФГОС

на уроках технологии» Коршаков А.А.

       1 сентября 2015 года пятиклассники,  пришедшие впервые на уроки технологии  в столярную мастерскую,  показали  себя достаточно  активными     субъектами образовательных отношений. Именно от этих ребят - первых ФГОСовских выпускников  начальной школы, мы  ожидаем большей активности, в том числе их контрольно-оценочной самостоятельности

        Чем отличается оценивание в традиционной и ФГОСовской школе? В условиях обучения традиционной школы   учитель сам единолично оценивал и выставлял оценку.   ФГОСовским учащимся   предстоит  научиться самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, т.е. быть  мотивированными   на успех. И еще ученик  не должен испытывать тревогу или страх  перед школьным контролем и оцениванием.

      Эти задачи я поставил перед собой, начиная работу над системой оценки образовательных результатов по ФГОС на уроках технологии.

       Результаты  освоения обучающимися  ООП  основного общего образования   включают в себя: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.);  метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) и   личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.). 

      Новая система оценивания предполагает следующее:  

-  частое оценивание, желательно на каждом уроке и отдельных его этапах;

- выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

- применение заранее известных преподавателю и обучающимся критериев оценивания  работы, возможна совместная их выработка.

- исходя из ведущей роли каждого обучающегося в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку.

           Итак, учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку - это является одним из главных отличий традиционной системы оценивания от новой.

          Проанализировав некоторые источники в сети  Интернет, где коллеги делятся своими наработками и рассуждениями по данному вопросу,  на практике посчитал возможным и рациональным использование   оценочных  листов.  Именно они показались мне  удобным инструментом для реализации самостоятельной или совместной оценочной деятельности обучающихся.              

          Мной  разработаны  и используются  на уроках   технологии (Технический труд)  оценочные листы  (Приложение 1).

          Опробовав на уроках различные варианты оценочных листов, сделал вывод, что составляя оценочный  лист по предмету технология (Технический труд) целесообразно включать  следующие  элементы: наименование листа (тема учебной работы, класс), фамилию и имя   ученика, дату проведения, критерии оценки, место для самооценки обучающегося или оценки учителя.  

      Новые требования  к оцениванию позволяют нам выставлять за работу на уроке не одну, а несколько оценок, поэтому важно предусмотреть в оценочном листе какие оценки обязательно попадут в классный журнал, какие по желанию, например, при изучении нового материала, а в каком случае оценки сложатся в одну итоговую.  

      В оценочном листе удобно сразу указать, кто производит оценивание на конкретном этапе: учитель, сам обучающийся или  одноклассник. Если заранее не указывать, кто осуществляет оценивание, то у учащегося появляется возможность самостоятельно определить, кто это будет.  Важно предусмотреть формы работы на уроке  и  если работа выполняется в парах или группах, то  предупредить, что всем  члены группы выставляется   оценка, которую они заработали

      Оценочный лист — инструмент универсальный, им можно пользоваться при  оценке различных учебных работ, в том числе и практических.

      Особенность построения учебного процесса на уроках технологии в основной школе   является разработка  проектов. Например, в 5 классе  каждый обучающийся выполнит в течение учебного года  несколько проектов.

       Результатом каждого проекта является изделие, которое удобно оценивать по ряду критериев,  эти критерии мы разработали совместно с учениками и внесли  в специальный универсальный  оценочный лист. Достоинство  такого универсального листа - возможность его неоднократного использования, т.е. после завершения каждого проекта.

       Практическое использование оценочных листов постепенно привело меня к использованию  Карты обучающегося. Карта обучающегося – это разработанная  для конкретного урока карта, включающая в себя задания, для проверки знаний, оценочный лист, памятки по технике безопасности,  оценочные таблицы, а иногда и вопросы рефлексию и домашнее задание. (Приложение 2).

       Такая карта позволяет учителю рационально распределить учебное время,  учащихся  мотивирует  на активную работу  и на достижение результата, значительно упрощает  подготовку домашнего задания к следующему уроку.  Карта   просто вклеивается  в тетрадь.   Родителям  карта позволяет видеть успешность   своего ребенка на уроке и на разных его этапах. Таким образом, карта обучающегося  несет в себе большую информационную нагрузку, позволяет фиксировать успешность ученика на определенных этапах урока, в тоже время, освобождая  ученика от необходимости записывать  большое  количество информации.  

           Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:

     - обучающиеся строже, серьёзнее и объективнее относятся к оценке своей работы;

     - повышается уровень дисциплины и качество работы;      

      - критерии оценивания,  предложенные учащимся,  делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей.   

 

            

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочный лист

Урок технологии в 5 классе по теме: «Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания и выжигания»

ФИ ученика _________________________________________

Этап работы

Критерии оценки

 Оценка

Кто оценивает

1

Выпиливание разделочной доски

5-

4

3-

Одноклассник

2

Отделка изделия

5-

4

3-

Учитель

3

Художественное оформление доски (выжигание)

5-

4

3-

Самооценка

Итоговая оценка за урок                    

определяется как среднее арифметическое оценок за этапы урока

Оценочный лист

Урок технологии в 5 классе по теме: «Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания и выжигания»

ФИ ученика ___________________________________________________

Этап работы

Оценка учителя

 Оценка  одноклассника

Самооценка

Итоговые оценки за этапы урока (выставляются в классный журнал)

1

Выпиливание разделочной доски

 

2

Отделка изделия

 

3

Художественное оформление доски (выжигание)

 

Оценочный лист

Урок технологии в 5 классе по теме: «Соединение деталей из древесины»

ФИ ученика _________________________________________           Дата __________________

Состав группы

Критерии оценки

 Оценка учителя

Самооценка группы

1

 

5-

4-

3-

 

 

 

2

 

3

 

Итоговая оценка за урок                    

определяется как среднее арифметическое оценки учителя и самооценки группы

Приложение 2.1

Карточка ученика

Урок технологии в 5 классе по теме: «Соединение деталей из древесины»

ФИ ученика _______________________________   ДАТА      ____________  

ПОСТАВЬТЕ ПЛЮСЫ НАПРОТИВ ТОГО МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ ВАМ КАЖЕТСЯ УДОБНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СИТУАЦИИ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ

   ГВОЗДИ

САМОРЕЗЫ

КЛЕЙ

1.

2.

3.

ВЫВОД:

 Классификация саморезов

Признак   классификации

Виды

Примечания

черные, белые, желтые

Подбирать цвет следует исходя из  цвета соединяемых деталей

11 мм до 200 мм

Подбирать саморез нужно так, чтобы соединение деталей было плотным. К примеру, если вы скрепляете два бруска на 50мм, возьмите саморез длиной минимум 75мм, можно и 90мм.

Черные - 3,5мм, 4,2мм,

Желтые -   от 2,5 – 6 мм.

-без засверливания

-с предварительным засверливанием

Редкий

Частый

Для древесины

Для металла

- по дереву

- мебельный  

- по металлу

- с прессшайбой оцинкованные острые

-  кровельные

 

      Основные правила  безопасности   при работе с саморезами:

  • не пользоваться саморезами  со сбитым шлицом
  • пользоваться только исправной отверткой
  • ввинчивать саморез только под прямым углом
  • при ввинчивании не трогать саморез  руками

Оценочный лист

Состав группы

Критерии оценки

 Оценка учителя

Самооценка группы

1

 

5-

4-

3-

 

 

 

2

 

3

 

Итоговая оценка за урок                    

определяется как среднее арифметическое оценки учителя и самооценки группы

Продолжи предложение:

Сегодня на уроке

Я узнал, что….

Мне понравилось ….

Я научился…

Домашнее задание: знать классификацию саморезов и правила безопасной работы с саморезами.

Приложение 2.2

Карточка ученика

Урок технологии в 5 классе по теме: «Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания и выжигания»

ФИ ученика _______________________________________________

Составление технологической карты проекта (частично)

 

Последовательность выполнения действий

Инструменты и материалы

Выпиливание разделочной доски

1

Обводка по шаблону разделочной доски на заготовку

 ?

2

 ?

Лобзик  

Столярный верстак

Выпиловочный столик

Отделка изделия

3

Отделка боковых поверхностей  

Рашпиль, наждачная бумага

4

Шлифование поверхности разделочной доски

 ?

Художественное оформление доски:

5

Выбор рисунка для выжигания

Картинки

6

Переводим рисунок на разделочную доску   с помощью копировальной бумаги  (прорисовываем четко линии, где они не дорисованы)

 ?

7

  ?

Прибор для выжигания

 Обработка изделия

8

Покрытие поверхности растительным маслом

Растительное масло

Кисточка

Оценочный лист

Этап работы

Оценка

Кто оценивает

1

Выпиливание разделочной доски

В парах

2

Отделка изделия

Учитель

3

Художественное оформление доски (выжигание)

Самооценка

 Правила работы  с  прибором для выжигания

1) выжигать можно только по сухой древесине;
2) для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро. 
3) для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно; 
4) начинать выжигание нужно с контурных линий. 
5) через 10 - 15 минут работы электровыжигатель отключают на 2 - 3 минуты, помещение проветривают

Техника безопасности при работе  с прибором для выжигания

1)  не включать прибор без разрешения учителя;
2)  проветривать помещение; 
3)  не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра; 
4)  оберегать руки и одежду от прикосновения пера

5)  не наклоняться близко к месту выжигания  
6) инструмент не класть на подставку, пока перо не остынет

7) не оставлять прибор,  включенным в сеть

______________________________________________________________

Правила работы с  лобзиком

 

1. Установка выпилочного столика.

2. Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.

3.Лобзик перемещать вниз и вверх без перекосов пилки с легким

нажимом, чтобы не поломать ее.  

4. В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая

движения лобзиком.  

Техника безопасности при выпиливании

  1. Работать исправным  лобзиком  
  2. Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  3. Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.
  4. Не делать резких движений лобзиком

Приложение 2.3

Карточка ученика

Урок технологии в 5 классе по теме: «Изготовление карандашницы»

ФИ ученика ______________________________   дата ________________  

 Карта пооперационного контроля  и оценивания.

Последовательность работы

Инструменты

Форма организации работы

Оценивание  

1

Выполнение чертежа (основание и верхняя часть)

Индивидуальная работа

2

Выбор  материала

Работа в группе

3

Разметка заготовки (200х130)

и распиловка

Работа в группе

4

Черновая обработка (строгание)

Индивидуальная работа

5

Чистовая обработка

Учитель

6

Разметка  деталей  по чертежу (основание и верхняя часть)

Индивидуальная работа

7

Распиловка

Индивидуальная работа

8

Отделка деталей

Индивидуальная работа

9

Сборка изделия

Индивидуальная работа

10

Сверление отверстий

Совместно с учителем

11

Декоративная обработка изделия

 

Индивидуальная работа