Главные вкладки

    УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС ЦВЕТОК

    Воротнёва Наталья Андреевна

    ЦЕЛЬ УРОКА ЦВЕТОК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_biologiya_6_kl.tsvetok.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области

    Учитель биологии: Воротнева Наталья Андреевна

    Предмет

     

    Биология

     

    Класс

    6

    Тема урока

    Цветок.

    Цели урока:

    Содержательная:

    расширение понятийной базы за счет включения.

    Деятельностная:

    формирование у  учащихся умений реализации новых способов действия.

    Задачи урока

    Формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений. Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

    Личностные:

    • Формирование представлений учащихся о многообразии живой природы и воспитание  бережного отношения к природе родного края, умение видеть прекрасное;
    • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы.

    Познавательные:

    • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
    • Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и моделировать.

    Регулятивные:

    • Умение организовать выполнение задания учителя.
    • Умение делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные:

    • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
    • Через организацию работы в микрогруппах;
    • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

    Предметные:

    • Изучение  учащимися особенности строения и многообразия цветков,  их биологическим значением.
    • Развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.
    • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

    Тип урока

    Урок открытия новых знаний

    Основное содержание темы, термины и понятия

    Генеративный орган растения, тычинка, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка.

    Межпредметные связи (указать предметы)

    Окружающий мир, экология.

    Формы работы

    индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Методы и методические приемы

    беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

    Основные этапы организации учебной деятельности

    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Этап мотивации

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

    Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

    Встаньте ровно и красиво.
    Сядьте тихо. Начинаем наш урок.  
    Слайд.1

    Проверьте, все ли у вас готово к уроку?  

    Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь.  Я рада, что у вас хорошее настроение, значит мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Пожелайте друг другу удачи и успеха.

    Сегодня вы — исследователи.  Вам предстоит изучить очень интересную и красивую тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

    Прежде чем стать настоящими исследователями мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию. Билетом будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:  Слайд.2

    Готовятся к уроку, настраивают себя на работу

    Личностные: соотносить

     поступок с моральной

    нормой; оценивать ситуации

    с точки зрения правил

    поведения и этики;

    мотивировать свои действия. 

    2. Актуализация и пробное учебное действие.

    Актуализация опорных знаний и умений.

    Фронтальная беседа по вопросам:

    Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.

    Как развивается клубень картофеля?

    Что доказывает, что луковица и корневище - видоизмененные побеги?

    Как человек использует видоизмененные побеги?

    2. Дидактическая игра «Я - «орган», вы – «функция». Слайд 3

    3. Выполнение теста: слайд 4, слайд 5

    Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.

    Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Познавательные:

    слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

    Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

    3. Выявление места и причины затруднений.

    Организовать анализ учащимися возникшей ситуации

    Все растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения.

    Вспомните, когда в нашей местности начало массового цветения растений? Прочитайте на слайде отрывок из поэмы В.Солоухина: Слайд 6.

    Вы проходите мимо цветка?

    Наклонитесь, поглядите на чудо,

    Которое видеть вы раньше нигде не могли.

    Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

    Из  одной и той же черного цвета земли

    Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то -золотой!

    Вопрос: Предположите, о каком органе растения идет речь в данном отрывке?

    Значит, с чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунки.  Слайд 7 - 11

    Отвечают на вопросы учителя.

    Называют тему урока.

    Коммуникативные: Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

    Познавательные: Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Регулятивные:

    Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Постановка целей и задач урока

    Слайд 12.  Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

    -  изучить строение цветка, как генеративного органа;

    -  раскрыть взаимосвязь строения цветка с выполняемыми функциями;

    -  развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.  

    Слайд 13. Записывает тему урока на доске.

    Ставят перед собой задачи и цели.

     Записывают тему урока.

    Познавательные:

    Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Регулятивные:

    Умение делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные:

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

    5. Реализация построенного проекта.

    Организация плана действий

    Слайд 14 - 17. Постановка проблемы в виде показа презентации о цветах. Посмотрите, какие они разные, к ним у нас особое отношение, они всегда привлекают внимание людей, радуют нас своей красотой, о них сочиняют стихи, поют песни, слагают легенды, в школе, дома, на участках высаживают цветущие однолетние и многолетние растения, у каждого есть свой любимый цветок. А у вас есть любимые цветы? Чтение отрывка из стихотворения. Слайд 18. «Разноцветный шар земной»

    Если б в поле расцвели только белые цветы,

    Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

    Если б в поле расцвели только желтые цветы,

    Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

    Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

    Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

    Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

     

    Воспринимают информацию, называют любимые цветы, слушают стихотворение.

    Познавательные:

    слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации,.

    Что представляет собой цветок?

    Да, это видоизмененный укороченный побег, генеративный орган полового размножения растений.  Используя таблицу, модель цветка, гербарий и живые цветки, изучим строение цветка. Слайд 19.

    Зарисуем схему строение цветка, обозначим чашечку, венчик, тычинки, пестик, рассмотрим строение тычинки.

    (работа с моделью цветка капусты).

    Проблемный вопрос: каковы особенности каждой части цветка, как эти особенности связаны с функциями?

    1-я группа – изучает текст учебника о цветоножке, цветоложе и чашечке, их значении, защищает ответ с использованием раздаточного материала;

    2.я группа – изучает особенности венчика и околоцветника, представляет информацию о строении и функциях.

    Проблемный вопрос: какие части цветка отвечают за размножение?

    Работа в группах.

    1-я группа – составить схему строения тычинки, назвать функцию (работа с учебником, иллюстрациями);

    2-я группа – составить схему строения пестика, назвать функции (работа с учебником, иллюстрациями)

    Работа с текстом учебника: прочитать текст параграфа «Формула цветка», записать графическое обозначение частей цветка. Слайд 20

    Слайд 21.   Физкультминутка

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою – три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту сесть опять.

    Слайд 22.  Лабораторная работа «Строение цветка». (Задания на инструктивной карточке)

    Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы

    1. - Итак, что вы узнали о цветке»? Мозговой штурм

    Слайд 23.  Из каких частей состоит цветок?

    Что называется околоцветником?

    Каково строение пестика и тычинки?

    Что развивается из семязачатка?

    На основе полученных знаний, давайте рассмотрим строение цветков фиалки и китайской розы (Гибискус). Сравним их строение со строением цветка капусты. Назовите каждую часть цветка.

    Послушайте сообщение о гигантском растении раффлезии. Слайд 24.

    Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя.

     

    Выполняют лабораторную работу и обсуждают результаты ее выполнения.

    Слушают сообщение.

    Коммуникативные:  умение работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

    Познавательные:

    извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение  

    Коммуникативные

    сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Личностные:

    формировать умение способности к саморазвитию.

    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по образцу.

    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

    3. Предлагает тестирование с использованием ЭОР. Слайд 25.

     1. Цветок – это:

    А) яркий венчик                                

     Б) часть стебля

    В) видоизменённый побег                  

    Г) околоцветник

    2. Цветок развивается из:

    А) любой почки                          

     Б) генеративной почки

    В) вегетативной почки            

     Г) стебля с  листьями

    3. Главные части цветка:

    А) лепестки и чашелистики      

     Б) столбик и рыльце

    В) пестик и тычинки            

    Г) цветоножка и цветоложе

    4. Цветы, у которых есть и пестик и тычинки называются:

    А) пестичными                              

     Б) раздельнополыми

    В) тычиночными                          

     Г) обоеполыми

    5. Женские половые клетки образуются в:

    А) тычинках                                      

    Б) околоцветнике

     В) пестиках                                      

     Г) цветоложе

    4. Цветочная викторина. Слайд 26,27.

    Решают тесты за компьютером в парах.  

    Принимают участие в викторине.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

    Личностные: формирование интеллектуальных умений

    Коммуникативные:

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию

    Слайд  28.  Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на  вопросы. Творческий уровень:  подготовить мини – викторину о цветах, загадки.

    Вот и закончилось наше  путешествие в мир цветов.

    1. Достиг ли ты целей и задач урока?

    Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

    2. Закончите предложение:

    теперь я знаю....

    у меня вызвало затруднение...

    теперь я могу....

    Записывают д/з  

    Отвечают на вопросы учителя, фиксируют выводы

    Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища.

    Регулятивные:

    прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

     

    Личностные: мотивировать свои действия.

    9. Рефлексия.

    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

    Закончите предложение:

    на уроке мне было интересно.....

    сегодня меня удивило.....

    Слайд 29,30.

    Заканчивают предложения

    Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы «Цветок».