УРОК БИОЛОГИИ 7 КЛАСС БАБОЧКИ

Воротнёва Наталья Андреевна

Тема урока:  Отряд насекомых: бабочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_7_klass_babochki.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области

Учитель биологии Воротнева Наталья Андреевна

Урок биологии   7 класс

Тема урока:  Отряд насекомых: бабочки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение.

Цель:  изучить характерные признаки отряда на примере бабочек; показать их роль в природе и влияние на жизнь человека. 

Задачи:

- образовательные: знать основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек.  

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; распознавать разные виды бабочек; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  рассмотреть значение чешуекрылых в природе и в жизни человека; продолжить воспитание у обучающихся любви и бережного отношения к природе; осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек;  

- рассмотреть значение чешуекрылых в природе и в жизни человека;

- уметь отличать разные виды бабочек друг от друга.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами,  объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения бабочки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля и самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

 Оборудование: магнитофон, плакат с цитатой, Красная книга Саратовской области, таблица «Чешуекрылые», коллекция бабочек, рисунки с изображением бабочек,  информационные листы для индивидуальной работы учащихся, текст сказки, сценарий инсценировки.

 Эпиграф к уроку: «Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты».  (Я.П. Полянский). Слайд 2.

Ход урока.

Ребята, добрый день! Я рада видеть вас, надеюсь у вас хорошее настроение, оно поможет нам сегодня на уроке.

1. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа: Слайд 3.

1) Каких жуков, встречающихся в нашей местности вы знаете? В коллекции найти этих представителей.
2) Показать на таблице представителей отряда Клопы, ответить на вопрос: каковы особенности строения и жизнедеятельности клопов?

3) Как насекомые приспособлены к средам обитания?

4) Привести примеры биологической борьбы насекомых.

Выполнить тест: Слайд 4.

1. Дышат насекомые при помощи:
А) легких;
Б) легких и трахей;

В) жабр;

Г) трахей

2. Для насекомых характерны следующие признаки:

А) 4 пары ног и ни одной пары усиков;

Б) 3 пары ног и 1 пара усиков;

В) головогрудь и брюшко;

Г) голова, грудь, брюшко

3. Мальпигиевы сосуды – это:

А) вид кровеносных сосудов;

Б) органы выделения;

В) органы пищеварительной системы;

Г) сердце

4. Из перечисленных насекомых к отряду прямокрылым относят:

А) майского жука;

Б) зеленого кузнечика;

В) медоносную пчелу;

Г) белянкового наездника

2. Мотивация (Звучит тихо музыка Д.Ласта и П.Мориа)

Представим теплый летний день. Ярко светит солнышко, мы на лесной полянке. Вокруг нас разноцветный ковер из красивых цветов, от них идет удивительный, завораживающий запах, над ними летают ищущие аромат бабочки, пчелы, шмели. Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Одна, другая, третья…Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом (учащиеся  выбирают макеты бабочек). Интересно, как и где она живет, чем питается, как размножается? Вдохните свежий летний воздух, посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните всё, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. А сейчас я предложу вам послушать отрывок из стихотворения А.Фета, а вы подумайте о ком на уроке пойдет речь.

                                                                  Слайд  5.    Ты прав, одним воздушным очертаньем

         Я так мила,

Весь бархат мой с его живым миганьем –

                                         Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

                                            Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

                                         И вот – дышу…

(А. Фет.)

(Ответы учащихся.)

Вы правы, речь пойдет на сегодняшнем уроке о бабочках. Посмотрите на рисунок.  

Слайд 4.  Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Слайд 6.

-  изучить характерные признаки отряда на примере бабочек;
- показать их роль в природе и влияние на жизнь человека;
- знать основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек.  

Слайд 5. Записывает тему урока на доске «Бабочки - летающие цветы» Слайд 7.

Слайд 6. Постановка проблемы: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавщихся от растений в виде показа презентации о бабочках. Слайд 8, 9, 10.

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Работа с коллекцией, плакатами, рисунками, учебником: учащиеся выявляют основные признаки отряда чешуекрылые:

Бабочки – похожие  на  цветы,  причудливые  и  яркие  окраски  их  крыльев  поистине  сказочные. У этих насекомых крылья покрыты чешуйками, поэтому ученые их назвали чешуекрылые. Они  похожи  на  ожившие  цветы,  причудливость  и  яркость  окраски  их  крыльев  поистине  сказочная. От цвета и формы чешуй зависят окраска крыльев и рисунок на них. У бабочек две пары крыльев. (Работа с текстом учебника по рисунку 62,63)

Сложные глаза, усики.

Ротовой аппарат - во время приёма пищи бабочка расправляет хоботок, погружает его вглубь цветка и высасывает нектар. Нектар – основной источник пищи взрослых бабочек, потому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений.

Значение окраски в жизни бабочек.

Явление мимикрия. Запись в тетрадь (Явление, при котором незащищенные животные подражают по форме и окраске защищенным, называется мимикрия) Слайд 11.

4. Физкультминутка: давайте поиграем! А читаю вам стихотворение Э.Успенского, иллюстрирую его жестами, а вы повторяйте за мной. Слайд 12, 13.

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!

Как вы думаете автор не допустил ошибку, давайте ее исправим. Используя рисунки и таблицы, устанавливают, что в коконе должна была находиться не гусеница, а куколка.
У бабочек развитие с полным превращением: яйцо – личинка (гусеница) – куколка – взрослое насекомое (имаго). Запись в тетради.
Слайд 14.

5. Бабочек подразделяют на две группы Слайд 15,16.

1. Дневные, или булавоусые (рисунок 65):

- имеют очень широкие крылья, которые они в покое
 складывают вертикально вверх и прижимают друг к
 другу, внутренней яркоокрашенной стороной;
- тело стройное, грудь и брюшко тонкие;
- усики булавовидные;
- полет медленный, порхающий.

2. Ночные, или перистоусые (рисунок 66):

- крылья узкие, складывают их кровлеобразно над
 брюшком, или же держат распластанными в стороны;
- грудь и брюшко обычно толстые;
- усики разнообразного строения, но никогда не
  бывают булавовидными;
- полет стремительный, с частыми взмахами
  крыльев.

Значение бабочек в природе и жизни человека. Слайд 17.

Задание: (работа в парах) найдем в параграфе какое значение имеют бабочки в природе и жизни человека:

- взрослые насекомые опыляют цветковые растения;
- бабочки и гусеницы служат пищей для многих беспозвоночных и позвоночных животных;
- одомашненный вид, например, тутового шелкопряда, используют для получения шелка.
- гусеницы вредят полевым, садовым, огородным и лесным растениям;
- гусеницы моли повреждают одежду, обувь, ковры и другие вещи человека.

Сообщение о тутовом шелкопряде.

Охрана бабочек (использование Красной книги Саратовской области).

В Красную книгу  Саратовской области занесено 20 редких бабочек, например, мнемозина, аполлон, махаон хвостоносец, радужница большая, совка орденская лента – малиновая, шпорниковая, павлиний глаз малый, ночной, медведица-госпожа Гера и многие другие. (Демонстрация книги, рисунков бабочек). Бабочек надо беречь и охранять  всем вашим друзьям, людям и конечно же вам самим. А сколько легенд и сказок  сложено  о  бабочках. И имена  у  них  красивые,  это  часто  имена  греческих  богов  и  героев  легенд:  Аполлон,  Психея,  Гектор,  Икар.

Ну, а теперь, ребята, ответьте на вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!)

На основе изученного на уроке, запишем краткую классификацию бабочек: Слайд 18.

Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Класс: Насекомые
Отряд: Бабочки, или Чешуекрылые

5. Этап закрепления  изученного:

На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы. Мозговой штурм  Слайд 19.

1. Почему бабочек относят к отряду Чешуекрылые?
2. Как происходит развитие насекомых с полным превращением?
3. Как по форме и окраске тела бабочек можно определить, ночная она или дневная?
4. Какое значение имеют бабочки в природе и жизни человека?

Слайд 20.

Выполнить тестирование с использованием ЭОР.

1. Для представителей отряда Чешуекрылые характерны следующие признаки:

А) развитие с неполным превращением;
Б) сосущий ротовой аппарат;
В) развитие с полным превращением;
Г) личинка-гусеница.

2. Из перечисленных насекомых к отряду Чешуекрылые относят:
А) медоносную пчелу;
Б) радужница большая;
В)
Г) павлиний глаз.

3. Дышат насекомые при помощи:
А) легкий и трахей;
Б) трахей;
В) жабр;
Г) трахей.

4. Характерный признак отряда Бабочки:
А) задние крылья превращены в жужжальца;
Б) крылья покрыты чешуйками;
В) передние крылья превращены в твердые надкрылья.

5. В чем заключается сходство бабочек с цветами:
А) бабочки и цветы одинаково размножаются;
Б) бабочки и цветы являются украшением нашей природы;
В) бабочки и цветы имеют одинаковое строение.
6. Этап информации о домашнем задании  Слайд  21.  Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на  вопросы. Творческий уровень: составить кроссворд, используя бабочек на рисунке 65,66; сочинить стихи о бабочках.

7. Этап подведения итогов учебного занятия

 Вот и закончился наш урок.

1. Достиг ли ты целей и задач урока?

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

2. Закончите предложение:

теперь я знаю....

у меня вызвало затруднение...

теперь я могу....

8. Рефлексия

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно            легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

 Литература: 

  1. Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. — М. : Мысль, 1995.
  2. Растения и животные: Руководство для
    натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон,
  3. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т.
    Исмаилова. — 3-е изд. перераб. и доп. -М. : Аванта +, 1996.
  4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология животные 7 класс, М.: Дрофа, 20010
  5. Галушкова Н.И. Биология 7 класс Поурочные планы Волгоград, 2013