Нетрадиционное родительское собрание- конкурс

Дёмина Ирина Александровна

Роль книги и чтения в формировании читательских интересов младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie_rol_knigi.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских интересов младших школьников»

 

                                                            Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге

                                                  Ричард Бах

                                                            Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который м

                                                                   можем сделать для него.

                                                 С.Лупан

                                                           Основная задача взрослых –открыть в ребенке талант читателя.

                                                                                                                                                 С.Я.Маршак


                                                                                                                                                                     

 Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.

Задачи: Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: собрание-конкурс

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение книги в жизни младшего школьника
  2. Как развивать читательский интерес ребёнка.
  3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.

Организация родительского собрания:

  1. Подготовка сценария собрания и презентации
  2. Оформление приглашений для родителей на собрание
  3. Составление памяток для учащихся и родителей
  4. Анкетирование учащихся и родителей и его анализ
  5. Выставка детских книг из школьной библиотеки

План  собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя
  2. Анализ статистики, анкет и техники чтения учащихся
  3. Конкурс  «Мама, папа, я- читающая семья»
  4. Подведение итогов
  5. Решение родительского собрания

           Ход родительского собрания

Вступительное слово классного руководителя

                Слайд №1 2,3,4 ( тема и цели родительского собрания, вопросы для обсуждения, эпиграф ) ( сообщение темы и целей родительского собрания, вопросов для обсуждения, работа с эпиграфом)

Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга

Анализ статистики, анкет и техники чтения учащихся  

                                    Слайд № 5 6 7  (Анализ статистики по теме собрания)

Учитель: Дорогие друзья! Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека на столько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обра ботки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.

Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональ ному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человече ства. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружаю щего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объем информа ции, которую должен переработать человек, чтобы утолить информа ционный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатить ся, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность при общения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах (разда ет родителям памятки и комментирует некоторые ее позиции):

О чтении языком статистики

  1. Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % - по средством чтения.
  2. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 го ду удвоение происходило ежегодно.
  3. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 году - в 32 раза.
  4. Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
  5. 95 % людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
  6. Средняя скорость чтения старшеклассников - 90-100 слов в минуту, студентов - 120-180, специалистов с высшим образованием - 200-250 (сте пень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60 %)
  7. Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок.
  8. У традиционно читающего человека объем одномоментной фикса ции составляет 10 печатных знаков - 1,5-2 слова одной строки.
  9. Потрясающе быстро читали Ж. Ж. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, О. де Бальзак, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин, М. Горький, А. Энштейн, А. В. Луначарский.
  10. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
  11. О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
  12. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
  13. Просветитель Н. А. Рубакин в течение жизни прочитал более двух сот тысяч книг (по 2750 в год).
  14. И. Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».
  15. Н. Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только ре жим напряжения. Силы при напряжении возрастают».

Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсужде ние, - «Чтение - это важно». Действительно, в истории русской куль туры литература для детей занимала почетное место - именно в дет ской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В созда нии книг участвовали лучшие писатели, публицисты, ученые. Родона чальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбу ковники (1574 год - Иван Федоров, «Азбука»; 1634 год - В. Ф. Бур-цов, «Букварь»; XIX век - К. Д. Ушинский, «Детский мир»). С детства памятны нам сказки В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, А. Н. Афанасьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это - наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».

Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратится ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, до рогие папы и мамы. (Слышится топот, забегают два ученика - Све та и Петя и Баба-Яга).

Петя: Беда! Нас похитили! Видите сундук под Бабой-Ягой? Это сундук загадок. Если мы три загадки отгадаем, то спасемся и вер немся домой, в наш родной 2 «А».

Света: Петя, ну давай попробуем, очень я по ребятам соску чилась!

Б а б а - Я г а: А ну, сундук, давай первую загадку!

Ведущая: Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней, Станешь в десять раз умней!

Петя: Рыба!

Света: Петя, но ты же ее не понимаешь и в десять раз умнее не становишься.

Петя: Ты права, Света. Что же это может быть?

Света: Это мама, она всегда говорит понятно и нескучно.

Петя: Разве мама говорит беззвучно? Нет, это не мама. Но кто?

Света: Петя, пока мы не можем отгадать даже первой загадки.

Петя: Кто же нам поможет? Может папы и мамы?

Ведущая   (обращается к родителям): Уважаемые гости, а может, вы поможете Пете и Свете?

Родители: Это книга!

Б а б а - Я г а: Кто это там подсказывает? Сейчас возьму и спрячу в свой сундук!

Баба-Яга:А вот вторую загадку никогда не отгадаете! Давай-ка сундук, не подкачай!

Ведущая:

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Баба-Яга (бегает с метлой): Ну, что? Что за книжка, а?

Петя: Трудная книжка... это та, что с загадками.

Баба-Яга: Вот и не угадал... не та-а-а книжечка.

Света: Петя, давай лучше посмотрим наши учебники. (Доста ет из портфеля математику).

Петя: Смотри, это же математика!

Баба-Яга: Все равно не отгадаете! Отдай мне эту книжечку (пытается вырвать книжку).

Петя : Не отдам! Света, смотри, вот они братишки-то - 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8,9, 0. Их ведь десять. Это цифры!

Света: Ура! Загадывай, бабуля, последнюю загадку!

Баба-Яга: Теперь они не отгадают, ведь портфель-то у меня! А, ну, сундук, загадай трудную-претрудную загадку.

Ведущая:

Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой, а не в речке,

Не на рыб,

А на словечки.

Петя: Света, это, наверное карта.

На ней и сети есть.

Света: Нет, Петя, не угадал ты. Видишь, Баба-Яга радуется,

Баба-Яга: Ха-ха-ха! (Потирает руки и пляшет с метлой).

Света: А мне утром мама тетради новые дала... там ведь

тоже сети.

Петя : Конечно, это сети на словечки. У-р-р-а! Мы все отгада ли! (Убегают).

Баба-Яга (злится): Ох, уж мне эти книги, да тетради! Один вред от них! Ну, попадетесь мне в следующий раз, ни за что не отпущу!

Учитель: В преддверии собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Вопросы были одинаковыми, и вот какие результаты мы получили.

                        Слайд № 8  9  ( Анкетирование и анализ анкет учеников)

  1. Любишь ли ты читать?                                         Да  90% НЕТ10%
  2. Какую книгу ты читаешь сейчас?                Литературное чтение -50%  Сказки -20%  Прочее 30%
  3. Читают ли тебе родители?                                   Да 4% нет -95%  иногда 1%
  4. Читаешь ли ты вместе с родителями?              Да 42% нет 45%  иногда 3%
  5. В твоей семье любят читать взрослые?           Да 99% не очень 1%
  6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно? НАДО 90%  интересно 10%
  7. Есть ли у вас дома интересные детские книги?    Да 100%
  8. Ходишь ли ты в библиотеку?                                Да 90% нет10%
  9. Какую книгу сейчас читает мама? Папа?  Не знаю85%   Разные 15%
  10. Какие книги тебе больше всего нравится читать?   Сказки 95% другие 5%

Анкета 2. «Любит ли читать ваш ребенок?» Анкетирование и анализ анкет родителей

  1. Любит ли читать ваш ребенок?                               Да 89% нет 2% иногда 9%
  2. Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?             Сказки 15% Журналы5%  Другие авторские произведения 80%
  3. Читаете ли вы детям?                                                Да 90% нет3% иногда 7%
  4. Читаете ли вы вместе с ребенком?                        Да 95% нет3% иногда 2%
  5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?           Да 90 % нет 7% некогда 3%
  1. Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно? Надо 95% интересно 5%
  2. Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ре бенка? Да 100%
  1. Посещает ли ваш ребенок библиотеку?                            Да 93% нет 5% иногда  2%
  2. Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг (а)?          Разные 95%
  3. Книги, какого содержания предпочитает читать ваш ребенок? Разные 95%   нет ответов 5%

                                  Слайд №10 ( Анализ техники чтения)                                                                          

                                    Слайд № 11  (5 причин, по которым надо читать книги)

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми   Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. 

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически.Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.  

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

В истории нашей страны было немало переломных моментов, но после всех потрясений общество всегда возвращалось в русло Великой культуры Великой страны – России. Эта преемственность обеспечивается в первую очередь именно благодаря литературе. Воспитание начинается с русских народных сказок, дальше ребенок знакомится с авторскими сказками, затем наступает черед серьезной литературы. Каждое звено в этой цепи незаменимо в процессе нравственного воспитания русского человека. Родители, которые сквозь пальцы смотрят на то, что ребенок отказывается читать произведения школьной программы, рискуют через несколько лет «не узнать» свое чадо, и тогда будет уже поздно удивляться, «в кого же он такой?»

Что мешает чтению детей? 

  1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

  1. КОМПЬЮТЕР

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой -  дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

                         Слайд №12 ( 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей)

  1. Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
  4. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут

2.Подбор интересных и развивающих книг

Книги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобранны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Это отнюдь не означает, что книга должна быть простой. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти над собой.

                                    Слайд № 13 (Конкурс!  Конкурс!  Конкурс!)                

Конкурс  «Лучшие читатели »

А теперь я хочу предложить проверить родителям и детям свои знания по прочитанным книгам детской тематики в небольшом состязании.

                                                                    Ход состязания

Родители и дети образуют две команды. «Всезнайки » и « Знайки»

Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

1. Испытание  «продолжай...» ( отвечают дети)  За правильный ответ 1 балл.

Дети каждой команды хором должна продолжить стихотворение, первую строчку которого читает учитель.

Задание для первой команды (читаются первые строки из стихотворения А.Л. Барто).

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

(«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».)

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

(Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

(Все равно его не брошу,

                               Потому что он хороший.)

Задание для второй команды (читаются первые строки четве ростиший С.Я. Маршака).

Эй, не стойте слишком близко...

(Я тигренок, а не киска.)

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну

(И сказал: «Нужны пошире

И не две, а все четыре».)

Бедный маленький верблюд!

Есть ребенку не дают:

(Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра.)

2.        Испытание   «Чьи это вещи?» За правильный ответ 1 балл.

Каждая команда  получает вещи, принадлежащие сказочным героям, и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений, кому принадлежат эти вещи.

Командам вручаются следующие вещи:

  1. туфелька («Золушка» Ш. Перро);
  2. стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);
  3. сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);
  4. яйцо (русская народная сказка «Курочка Ряба»);
  5. невод  с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина);
  6. телефон («Телефон» К.И. Чуковского);
  7. банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен);

8)        корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»)

9). карета (Золушка Ш. Перро)

4.        Испытание «Узнайте по описанию» ( отвечают родители)

    Родителям каждой команды по очереди  зачитывается характеристика и описание поступков  литературного персонажа. Через 10 секунд игроки должны назвать его имя, произведение, автора. За правильный ответ 1 балл.

1.        «Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало».

 (Ответ: Левша. Н. Лесков. «Левша».)

2.        «Странное плавающее существо: получеловек-полулягушка,с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище- Морской Дьявол».

(Ответ: Ихтиандр . А. Беляев. «Человек-амфи бия».)

3.        «Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его была покрыта несколькими слоями бинта, на глазах - черные очки, розовый .нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса».

(Ответ: Гриффин. Г. Уэллс. «Человек-невидимка».)

4.        «Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в семнадцатом веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности».

(Ответ: Д'Артаньян. А. Дюма. «Три мушкетера».)

5.        «Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя».

(Ответ: Пятница. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».)

6.        Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была «...вся сплошь черная как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы встать ей поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха...»

(Ответ: Багира. Р. Киплинг. «Маугли».)

Подведение итогов. Награждение победителей. Спасибо за игру!

                                    Слайд № 14  15  (Как стать родителем читающего ребёнка)

1.Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.

2.Читайте с ребёнком каждый день.
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.

3.Окружайте ребёнка книгами.
Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

4.Читайте медленно и громко.
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

5.Читайте книги снова и снова.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.

6.Не давите на ребёнка.
Ребёнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

7.Показывайте свою заинтересованность.
Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребёнок увлёкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.

                                                 Слайд №16 (Памятка для родителей)

                                                 Слайд №  17 (Родителям на заметку)

Познакомиться с лучшими книгами для чтения детей, а также отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты из них можно на сайтах:

«БиблиоГид» (http://www.bibliogid.ru)   Учителя и родители найдут здесь профессиональные рекомендации по вопросам, связанным с поиском книг, формированием читательского вкуса у детей, почерпнут разнообразную полезную информацию о состоянии современной детской литературы.

«Книжное обозрение» (http://www.knigoboz.ru) – сайт газеты «Книжное обозрение». Здесь всегда можно отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты из них.

                                              Слайд № 18  (Подведение итогов родительского собрания)

Подведение итогов

                                              Слайд № 19 (Решение родительского собрания)                          

Решение родительского собрания

                                               Слайд №20  ( Спасибо за внимание!)