Экологический проект "Всегда цвети мой детский сад"

Румянцева Елена Геннадьевна

 

Название проекта

«Всегда цвети наш детский сад»»

Название учреждения

  Демаринское муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 18 «Елочка»

Адрес учреждения

  457032, Челябинская область, Пластовский район, с. Демарино,

ул. Центральная 43 «А»

Телефон

  8 (35160)2-34-28

E-mail:

  ds18plast@mail.ru

ФИО руководителя проекта

Румянцева Елена Геннадьевна

 

Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и  родители.

 

Срок реализации: март – сентябрь 2012 г.

 

Введение

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности.

Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение качества воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

 

Актуальность

В соответствии с ФГТ и введением комплексно- тематического планирования в образовательный процесс с дошкольниками педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.

Основание для разработки: Желание продолжать изменять уже сложившуюся среду территории детского сада, создавать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.

Цель проекта: Продолжать создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство и озеленение территории, и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада.

Задачи:

  • Улучшить художественное оформление участка ДОУ;
  • Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
  • Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности.
  • Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

 

Новый образ будущей территории детского сада

 

Ландшафты, уголки

На входе в детский сад располагается деревенский дворик  в наших планах дополнить его и обновить. В колодец посадить цветы, через озеро поставить мостик, пополнить дворик домашними животными. В теплое время года здесь приятно устраивать чаепитие с детьми. Живописно расположенные  камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная срезы, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

Большая территория детского сада позволяет создавать уголки отдыха, где в тенистых местах располагаются скамеечки.

Игровые площадки:

Наша задача – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Из старого пня можно сделать гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои. Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.

Песочницы – это одно из любимых мест ребят. Необходимо оформить песочницы с закрывающимися дверцами на ночь. Дверцы будут в виде столиков, где дети могут за ними играть с песком.  

Огороды

Огороды – традиционные элементы территории ДОУ. Огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Они бывают разными: огород овощных культур, огород злаков и т.д. Грядки во всех огородах располагаются по-разному, на табличках обозначаем их изображение. Однако круг видов детской деятельности на таких участках может быть значительно расширен. Это и наблюдения, исследования почвы, растений, животных, использование игровых моментов, особенно если огород «принадлежит» сказочным героям. Поэтому, забор который находиться рядом с игровой площадкой оформим сказочными героями.

Летние театры

В теплое время года праздники, как правило, проводятся на улице. На сцене летнего театра можно петь и танцевать, вручать награды, проводить конкурсы и просто играть в театр. Такой театр должен быть ярким и необычным. Этот театр решили назвать «Зеленая полянка»

Домики, беседки

Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. На участке группы раннего возраста будет располагаться небольшая беседка, куда дети могут спрятаться от солнышка.

Спортивные площадки

Спортивная площадка – важная часть оформления территории ДОУ, т.к. летом значительная часть занятий проводиться на свежем воздухе. Поэтому футбольное поле, баскетбольные корзины, яма с песком для прыжков, разнообразные турники и кольца для подлезания и пролезания и т.д. должны быть хорошем обновленном состоянии.

Метеоплощадки, лаборатории

Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. И задача взрослых – поддержать его. Поэтому на участке будет создана  метеоплощадка или лаборатория. В лаборатории будет разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать, материал для исследований: песок разного цвета, состоящий из песчинок разного размера, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки разных растений. Удобно, если рядом располагается стол, на котором можно размещать оборудование. При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологической тропинки, фиксировать наблюдения. Для разных исследований в лаборатории выкладывают совочки, стаканчики из-под йогурта, тазики, и т. п. Здесь же располагаются приборы для измерения ветра, разные флюгеры, которые сделаны из бросового материала. Разноцветная «труба», она помогает определить силу и направление ветра. Дождемер – это разрезанная пополам пластиковая бутылка, верхняя часть которой перевернута и вставлена в нижнюю. Для безопасности края дождемера покрывают изолентой или другим клейким материалом. На стенки бутылки можно нанести цветные деления, для старших детей – с цифрами, для малышей – в идее полосок разного цвета. Также можно разместить календарь природы, солнечные часы барометры, дождемеры, термометры.

Цветники, рокарии

Чтобы было красиво на территории нашего детского сада мы каждый год придумываем что-то новенькое. У входа в детский сад будут располагаться

2 парадные клумбы. На ковровой рабатке создадим новую композицию из петунии.  На королевском партере будут располагаться цветы разные по высоте в 3 яруса.  Обновим цвет забора т.к. он имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

В качестве вазонов будем использовать самые разные вещи – старые горшки, бочки, телеги, пни. В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковицы. Осенью их можно вносить в помещение. Мы запланировали дополнить и обновить все клумбы и вазоны разнообразными цветами.

Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, небольшие фонтанчики, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

Огороды

Огороды – традиционные элементы территории ДОУ. Огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Они бывают разными: огород овощных культур, огород злаков и т.д. Грядки во всех огородах располагаются по-разному, на табличках обозначаем их изображение. Однако круг видов детской деятельности на таких участках может быть значительно расширен. Это и наблюдения, исследования почвы, растений, животных, использование игровых моментов, особенно если огород «принадлежит» сказочным героям. Поэтому, забор который находиться рядом с игровой площадкой оформим сказочными героями.

Дорожки здоровья   

Дорожка здоровья – это прежде всего, массаж стоп и закаливание. Поэтом у каждый год необходимо её обновлять Например, шишки сосны, ели, лиственницы, песок, камешки разного размера и разной степени шероховатости, пробки от пластиковых бутылок и другой материал, прежде всего, природный. По дорожке здоровья можно ходить босиком и в носках. Главное, чтобы дети от такой ходьбы получали удовольствие!

 

 

 

 

 

Рабочий план по реализации проекта

 


п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

1.  Подготовительный этап

1.1

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

 Сбор и анализ информации по данной теме.

Румянцева Е.Г. – руководитель проекта;

Воспитатели ДОУ

Апрель - Май

1.2

Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
 

Румянцева Е.Г. – руководитель проекта;
Воспитатели ДОУ

Апрель

1.3

Разработка проекта

Румянцева Е.Г..– руководитель проекта;

Апрель

1.4

Разработка  плана озеленения территории детского сада:
– создание эскизов
– разработка макета ландшафта территории
– подбор растений для клумб и цветников.

Румянцева Е.Г.– руководитель проекта;

Воспитатели ДОУ

Май

1.5

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

Заведующий ДОУ

Гладких О.А.

Май - Июнь

2.  Деятельностный этап

2.1

Посадка семян на рассаду

Воспитатели ДОУ

Март -

Апрель

2.2

Завоз земли плодородной, щебенки мелкой,  камня, предпосевная обработка почвы

Заведующий ДОУ

Гладких О.А.

Май – Июнь

2.3

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

Сотрудники ДОУ

Март -

Май

2.4

Обновление тропы здоровья.

Воспитатели, родители,
дети

Май - Июнь

2.5

Посадка овощных и злаковых культур на огороде

Сотрудники ДОУ
дети

Май

2.6

Высаживание рассады однолетних цветов

Воспитатели,
дети

Июнь

2.7

Обновление и изготовление табличек-указателей с названиями растений.

Воспитатели ДОУ

Июнь

2.8

Экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, драматизации.

педагоги ДОУ

Май-август

2.9

Акция «Трудовой десант»:
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
–  поливка,
– подкормка,
– защита от вредителей и болезней
– стрижка травы и цветочного массива.

Сотрудники ДОУ, родители

Июнь-сентябрь

2.10

Уход за огородом и цветниками

Воспитатели, дети

Постоянно

2.11

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатели групп

Постоянно

2.12

Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов  детьми в уголках природы

Воспитатели групп

В течение всего проекта

2.13

Занятия с детьми

Воспитатели групп

 

3.  Заключительный этап

3.1

Итоговая презентация «Маленькая страна чудес»:
– на сайтах
– в средствах массовой информации
– участие в конкурсах

Воспитатели ДОУ

Сентябрь

3.2

Обобщение положительного опыта.
Представление результатов работы

на педсовете, родительских собраниях и т.д.

Заведующий ДОУ

Воспитатели ДОУ

Сентябрь

 

 

Ожидаемые результаты благоустройство и озеленение территории:

·        создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;

  • создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек;
  • привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
  • удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
  • создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;
  • повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) .

 

Дальнейшее развитие проекта:

Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться, и обновляться игровым и спортивным оборудованием. В наших планах создать на территории детского сада поистине цветущий уголок родного села, чтобы наш детский сад всегда цвёл и становился всё краше. Весь  коллектив ДОУ сделает все, что в его силах, чтобы сохранить  созданную красоту и подарить её детям.