Для родителей

Пугачева Марина Николаевна

Пальцы  помогают  говорить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paltsy_pomogayut_govorit.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Пальцы  помогают  говорить

         У  детей довольно часто наблюдается задержка в     развитии  речи, хотя они здоровы,  у   них  нет  нарушений  слуха или поражения центральной нервной системы.  В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители  обычно  получают совет – больше разговаривать  с ребенком.  Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.  Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое.

        Если внимательно посмотреть  на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает  проекция кисти  руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

        Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью  развития речи у детей.  Для определения  уровня  развития речи с детьми первых лет жизни  провели такой  опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показываем, как  надо сделать).  Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И  наоборот,  если дети не  говорят,  то пальцы  у

них напряжены, сгибаются и разгибаются только  все  вместе, или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными,  добиться развития  речи  у детей не удастся.

        При исследовании двигательной функции руки ученые установили, что детям после трех лет доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети после пяти лет могут изобразить: ладонь, кулак, ребро.  Если ребенок затрудняется, то наблюдаются нарушения.

        В чем же заключается связь движений пальцев и  речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.  Первой формой общения были   жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью.  Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

        Примерно таков  же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же  они  достигают достаточной точности, начинается  развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев.  В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый  пальчик  ребенка  по отдельности в свои  пальцы,

сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

        С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.  Для  этой  цели  хороши  деревянные  раскрашенные бусы, нанизанные на  резинку.

        Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно  предложить:

        -  мозаику   (мелкую    и    крупную),    всевозможные

           пирамидки,  наборы   коробочек  для   собирания    них

           мелких камешков и т.д.;

        -         наборы пористых губок (для тренировки   мускулатуры  кисти

           руки);

        -                наборы колец различной величины для   нанизывания  их  

           на стержень;

        -  цветные клубочки ниток для перематывания;

     -  пособия   по  застегиванию   пуговиц    

         различной  величины, кнопок,  крючков;

        -         наборы    веревочек     различной     толщины    

       для   завязывания и развязывания узелков;

    -  наборы мелких игрушек  для  развития   тактильного восприятия

       (узнавания предметов на ощупь);

    -   дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров

       из мелких камешков;

       -          пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров

           по образцу.

        Хорошим средством для развития движений    пальцев  является игра в «Пальчиковый театр» для детей полутора лет.

        Пальчиковые игр не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.