Консультация

Пугачева Марина Николаевна

Тема: « Подготовка детей с нарушениями речи к звуковому анализу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-2.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Консультация

Тема: « Подготовка детей с нарушениями речи к звуковому анализу»

   Подготовка детей с нарушениями речи к звуковому анализу

При обследовании общего и речевого развития детей логопедических групп обнаруживается самый различный уровень овладения программным  материалом, пройденным на предшествующей ступени массового детского сада.

    Наряду с детьми,  имеющими достаточный запас знаний, навыков и умений, в логопедические группы приходят дети, которые затрудняются в определении основных признаков предметов, выполнении заданий, требующих расположения предметов в ряд в направлении слева направо, выделения элементов ряда по определенному признаку (цвет, форма, величина) и т.п.

    Подобные затруднения становятся препятствием при обучении детей грамоте общепринятым аналитико-синтетическим  методом.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно – временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. В этих случаях дети допускают многочисленные ошибки.

  В связи с этим необходимо усилить подготовку дошкольников к звуковому анализу.  Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда.  Упражнения по ознакомлению детей с  цветом, формой и величиной могут  быть включены в занятия в виде игры с использованием программных художественных произведений и дидактического материала.

Практический материал:

тема: « Предметный ряд» - с использованием русской народной сказки «Репка»; тема: «Ряд по величине» - с использованием сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»; тема: «Ряд по цвету» - с использованием сказки В.Г. Сутеева «Петух и краски»; тема: « Ряд по форме» - с использованием русской народной сказки «Колобок».

Тема: «Предметный ряд»

Игра: «Репка» (по мотивам русской народной сказки)

Цель: уточнить представления детей о составе ряда. Познакомить со  словами:      ряд,  место, начало, середина, конец ряда; слева, справа, позади, сбоку, рядом, последний, первый.  

Оборудование:  фигурки настольного театра по сказке  «Репка», решетка в виде прямоугольной пластмассовой пластины с шестью отверстиями – местами для персонажей сказки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям помочь деду вытянуть большую – пребольшую репку.

Слова сказки сопровождаются действиями с фигурками из настольного театра: «Посадил дед репку. Выросла     репка большая – пребольшая. Пошел дед репку тянуть (на решетку выставляется фигурка деда справа от репки). Позвал дед бабку (ставится фигурка бабки к репке с противоположной стороны от деда). Дедка – за репку. Бабка – репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут».

С участием детей, которые вспоминают слова сказки, логопед восстанавливает ряд по линии: репка, дедка, бабка. Затем продолжает: «Позвала бабка внучку.  Дедка – за репку. Бабка – дедку. Внучка – за репку».  И снова «ошибается»: ставит внучку не по линии в ряд, а с другой стороны репки. «Тянут, потянут, вытянуть не могут». Дети опять помогают поставить внучку на место в ряд.

– Где ее место? –  спрашивает  педагог. – Позади бабки?

 –Да, позади бабки, за бабкой.

В такой же игровой форме помещаются на свои места на решетке в полном соответствии с содержанием сказки и Жучка, и кошка. «Мышка сразу находит свое место, - говорит педагог. – Она бежит прямо вдоль ряда и встает последняя. Вот здесь (жестом указывает направление движения мышки и ее место в ряду). За мышкой уже никого нет. Здесь конец ряда.  Все вместе помогли деду вытащить репку».

Затем педагог убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за дедом.  Жестом указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда?  Где начало ряда? Ближе к правой руке или ближе к левой руке»? И т.д.

Дети могут реагировать на задание взглядом, жестом, но одобрения, конечно, заслуживают те, которые начинают  сами использовать слова «ряд», «в ряд»,         «в начале», «слева», «место», «последняя», «первый».

Упражнения по восстановлению предметного ряда по сказке «Репка» могут быть неоднократно повторены на занятии и вне занятия с целью закрепления представлений детей.

Игра «Кто ушел и пришел?»

Цель: наблюдение изменений в составе ряда; уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.

Оборудование: фигурки настольного театра  по сказке «Репка», решетка.

Ход игры.

Дети с помощью педагога восстанавливают предметный ряд сказки «Репка». Стараются хорошо запомнить, кто на каком месте стоит. После этого закрывают глаза, а педагог прячет любую фигурку из ряда (кроме деда). Затем предлагает посмотреть на ряд и сказать, кто ушел. Задает вопросы:

- Кто стоял между бабкой и Жучкой?

- Внучка.

- Где внучка?

- Она ушла.

- А что осталось свободное?

- Место.

- Пришла внучка.  Встала на свое место. Нет пустого места.

Игра продолжается. Дети наблюдают изменения, происходящие в ряду при исчезновении каждой фигурки и при восстановлении ряда. Повторяют и запоминают слова «ряд», «место».

Закрепление действий по составлению детьми ряда лучше всего проводить на предметном дидактическом материале, рекомендованном для занятий по счету. Составляется ряд из трех различных игрушек – так легче обозначить его начало, середину и конец.

Упражнения по составлению ряда проводятся в игровой форме, также с фигурками из сказки «Репка»: дед дает задание трем персонажам встать в ряд в строгом порядке: Жучка – в начале ряда, внучка – в середине, кошка – в конце.

   Логопед предлагает ответить на вопросы: «Где стоит  Жучка? Кошка? Внучка?».  После  этого дети внимательно слушают задания и выполняют их.

   Задания могут быть индивидуальные (составить ряд из любых трех персонажей сказки «Репка», ответить на вопросы о местонахождении в ряду каждого персонажа) и для группы детей (при наличии достаточного количества дидактического материала).

Тема: « Ряд по величине»

Игра «День рождения» (по мотивам сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»).    

Цель:  уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом-термином «величина».

Оборудование: фигурки из настольного театра по сказке «Три медведя», наборы игрушек или картинки с изображением однородных предметов, разных по величине.

Ход игры.

Педагог сообщает детям, что у Машеньки сегодня день рождения (показывается фигурка девочки). К ней в гости пришли медведи: один большой, другой поменьше, третий маленький (педагог поочередно вводит в игру фигурки разных по величине медведей). Затем обращается к детям: «Вы их знаете, ребята? Правильно, большой медведь – это отец Михаил Иванович, поменьше, средняя по величине, -  мать-медведица Настасья Петровна. Маленький медвежонок Мишутка – их сынок. Медведи принесли Машеньке подарки: цветы, ягоды и грибы». Педагог выкладывает перед фигуркой девочки три цветка, разных по величине (картинки), и спрашивает: «Угадаешь ли ты, Машенька, кто какой цветок тебе принес?  Давайте, ребята и мы  подумаем вместе с Машей, кто какой цветок принес ей в подарок».

    Педагог предлагает детям рассмотреть картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один красный цветок большой. Другой красный цветок поменьше. Он средний. Третий красный цветок  еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И медведи тоже разные по величине: Михаил Иванович большой,  Настасья Петровна средняя, Мишутка маленький. Догадалась Машенька: большой цветок принес медведь – отец. Он самый большой и сильный. А вы, ребята, догадайтесь, кто подарил Маше маленький цветок, а кто – средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».

Сравнение цветков по величине, соотнесение их с фигурками из сказки  «Три медведя», тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.

Педагог ставит медведей по линии  в ряд, а дети раскладывают около каждой фигурки предметы: большого размера – возле  Михаила  Ивановича, среднего – около Настасьи Петровны, маленького – около Мишутки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для Маши.             

Игра «Лесной магазин» 

Цель:  упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине; закрепление слов, обозначающих величину; уточнение содержания слова-термина «величина».

Оборудование:  предметные картинки к игре «Три медведя».

Ход игры.

Открывается лесной магазин, и дети рассматривают выставленные здесь (в виде картинок) стулья, корзины, чашки, ложки, кувшины, миски, сачки, расположенные по три в ряд.

  «Что хотите, то берите и медведям подарите, - предлагает педагог, - только не ошибитесь, вручая подарки. Михаилу Ивановичу дайте большой по величине предмет, Настасье Петровне – поменьше, средний, а Мишутке – маленький».  

    Дети выбирают в магазин подарки (по три картинки с изображением однородных предметов), располагают их в ряд около себя, а затем подкладывают их к фигуркам медведей, соотнося размеры предметов с величиной зверей.

     Если ребенок затрудняется, педагог предлагает ему помочь. Называя предмет, он жестом очерчивает его основные контуры: «Вот какой большой сачок! А теперь вместе нарисуем в воздухе сачок поменьше, средний. И еще совсем маленький».

    Постепенно ребенок сам начинает понимать суть задания по узнаванию, выбору и соотнесению предметов по величине.

Тема: «Ряд по цвету»

Игра «Петушок и краски» (по мотивам одноименной сказки В.Г. Сутеева).

Цель:  уточнение и обогащение представлений детей о цвете предметов; ознакомление со словами обозначающими основные цвета, и словом-термином «цвет».

Оборудование: фигурки петушка и девочки, две картинки с изображением петушка – одна нераскрашенная, вторая – ярко раскрашенная  в соответствии с содержанием сказки; значки-краски в виде кружочков диаметром  2 см. ( для удобства наклеены на узкую картонную полоску).

Ход игры.

Педагог сообщает детям , что у Машеньки день рождения. В гости к ней пришел петушок (выставляется фигурки петушка и девочки). Он принес Машеньке подарок. Педагог поднимает картинку так, чтобы дети ее не видели, а Машенька скрылась бы за нею как за экраном.

Петушок. Кто это, Маша, на картинке?

Маша.  Это ты, Петя-петушок. Ой, какой не красивый!

Петушок. А почему я на этой картинке некрасивый? Догадайся, Маша!

  Педагог показывает картинку детям и говорит: «Как вы считаете, ребята, догадается Маша или нет? Давайте и мы подумаем вместе с ней. Посмотрите на Петушка. Правда, ведь  он красивый? А теперь посмотрите на картинку. Красивый на ней Петушок? А почему не красивый?»

   Если дети не могут сразу догадаться, почему петушки такие разные, педагог не спешит подсказать ответ, а организует рассматривание и сравнение петушков по раскраске. Для этого очерчивающим жестом он вычленяет какую-либо часть петушка, например: «Вот головушка. Масляна головушка. Как масло головушка, желтая.  И вот головушка. Какая это головушка? Не желтая. Нераскрашенная. А это гребешок и бородушка.  Как флажки гребешок и бородушка. Они красные.  А у этого петушка гребешок красный? А какой по цвету этот гребешок? Он нераскрашенный».  И так сравниваются крылья, лапки, хвосты.

Педагог добивается от детей ответа, что некрасивого петушка надо раскрасить.

    Затем начинается выбор краски для раскрашивания части петушка,  названной педагогом. Для этого используются значки – краски: дети прикладывают их к раскрашенной картинке, выбирают нужный цвет, называют слова, обозначающие этот цвет, повторяют и запоминают слово-термин «цвет».

    Для закрепления знаний детей проводятся упражнения на составление ряда их трех элементов, отличающихся по цвету.

    Действия по набору и составлению рядов можно производить  с использованием игрового приема с «Чудесной  коробочкой». В ней лежат кирпичики разного цвета. Надо брать из коробочки по одному кирпичику и составлять ряд.

     Столы,  за которыми сидят дети, сдвигаются в одну линию. Коробочка переходит от одного ребенка к другому. Действия по набору ряда из трех кирпичиков сопровождаются диалогом:

- Я беру желтый кирпичик, а ты?

- Я возьму красный кирпичик.

- У меня в ряду два кирпичика, а у тебя?

    Когда каждый ребенок составит ряд из трех кирпичиков, педагог предлагает поиграть с «платочком»: «Платочек, платочек, закрой рядочек» (накрывает один из рядов).

    По очереди дети вспоминают и называют цвет кирпичиков в порядке их размещения в ряду слева направо.

   Упражнение по составлению рядов по цвету может проводиться с другим заданием, например, поставить синий кирпичик в начале ряда, желтый – в середине, а красный – в конце. Затем весь ряд закрывают экраном, и ребенок отвечает на вопрос: « Где стоит синий кирпичик? Желтый? Красный?

Тема: «Ряд по форме»

Игра «Прятки» (по мотивам сказки «Колобок»)

Цель:  уточнение представлений детей о форме предметов; ознакомление со словами, обозначающими форму предмета, и словом – термином «форма».

Оборудование: фигурки зверей и колобка; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенные на картоне размером 6     6 см.

Ход игры.

Педагог сообщает название игры и начинает ее словами сказки: «Катится колобок по дорожке (показывает). Навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем».- «Не ешь меня, косой.  Давай лучше поиграем в прятки. Я буду прятаться, я ты меня искать». Отвернулся заяц и начал считать до пяти. Давайте и мы посчитаем до пяти».

  Пока все считают, колобок прячется за любым изображением геометрической фигуры.

  «Повернулся заяц, - продолжает педагог, - не видит колобка. Начал его искать: смотрит под столом, под стулом, на шкафу. Нигде не видит колобка. И побежал заяц своей дорогой в лес. А вы, ребята, знаете, где колобок?  Кто покажет? Как называется эта фигура? Правильно,  это круг. И колобок сразу появился перед нами. Он выкатился из-за круга».

  Игра продолжается. Колобку встречаются поочередно волк, медведь, лиса. Со всеми он договаривается играть в прятки и каждый раз прячется за изображениями другой геометрической фигуры. Не найдя колобка, звери убегают в лес, а дети показывают, где находится колобок,  вспоминают слово, обозначающее название фигуры, отвечают на вопрос: «Как называется фигура?»

  Если ребенок затрудняется в произношении названия фигуры, можно предложить ему показать картинку с ее изображением. Обследуемая фигура сравнивается с фигурой, контрастной: круг и квадрат; овал и прямоугольник; треугольник и овал.

   Для закрепления знаний детей проводится упражнение «Ряд по форме» (составление рядов из трех геометрически фигур).

      В качестве материала используется мозаика геометрической формы, желательно одноцветная, картинки  с изображением геометрических фигур.