«Позиция педагогов ДОУ и школы по проблеме предшкольной подготовки»

Портнова Елена Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_portnova_e.a.docx40.69 КБ
PDF icon prezentatsiya_portnova_e.a.pdf934.18 КБ

Предварительный просмотр:

VI Всероссийский съезд работников дошкольного образования

«Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования»

Выступление на дискуссионной площадке «Преемственность начальной школы и детского сада» https://forms.gle/8o7WGvpfmMW6cMrT8 (секция 6)

по теме:

«Позиция педагогов ДОУ и школы

по проблеме предшкольной подготовки»

Подготовила: Портнова Елена Александровна, старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»

Несмотря на то, что в последние годы проблема готовности детей к школе занимает одно из важнейших мест в психологии и педагогике, в современной психолого-педагогической литературе не существует единого и четкого определения понятия «готовность к школе» или «школьная зрелость».

При этом четкое представление о данном психологическом аспекте необходимо каждому педагогу и родителю, поскольку готовность к школе во много определяет успешность обучения ребенка в дальнейшем.

В работах Л.С. Выготского имеется два существенных момента: во-первых, он считал, что предпосылки к конкретному виду, типу и уровню обучения в ребенка стоит закладывать в дошкольном периоде, а, во-вторых, обязательным является развитие высших психических функций ребенка как одной из основных предпосылок школьного обучения.

К тому же, Выготский указывал на то, что результативность обучения ребенка формируется не только на базе изменений отдельно взятых психических функций, но и на перестройке функциональных связей и отношений. Таким образом, уровень развития психических функций является только предпосылкой к школьному обучению, а вот успешность школьного обучения обусловлена стратегией построения учебного процесса с учетом этих предпосылок.

СЛАЙД 2. Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.  

Готовность к обучению в школе - интегративная характеристика психического развития детей, которая формируется к концу дошкольного возраста и включает компоненты, способствующие успешной адаптации ребенка к условиям и требованиям школы.

Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.

Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединёнными усилиями педагогов нашего ДОУ и учителями школы № 1 г. Орска мы формируем у детей устойчивый  интерес к школе, учёбе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием.  

СЛАЙД 3. И здесь мы будем говорить о преемственности ДОУ и школы в вопросах предшкольной подготовки детей.

Сотрудничая с МОАУ «СОШ № 1 г. Орска» мы определили цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и они сформулированы как:

* сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физического и психического развития детей;

* охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

* воспитание нравственно-патриотического человека;

Важно помнить, что преемственность — это процесс двусторонний, то есть для того чтобы обеспечить преемственность, нужна естественная взаимосвязь.  

Что же мы – детский сад, сотрудничая с МОАУ «СОШ  1 г. Орска» понимаем под преемственностью?

Под понятием «преемственность» подразумеваем плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста.

СЛАЙД 4. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. 

Поэтому во-первых: мы стараемся обеспечить преемственность целей, задач  с последующей образовательной ступенью – начальным общим образованием при сохранении самоценности дошкольного детства как одного из важнейших этапов в жизни человека.

На дошкольной ступени:

На ступени начальной школы: 

* приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

* обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

* развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

* формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; 

* развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; 

* включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). 

* осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

* готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

* совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

* специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Во-вторых: обеспечение преемственности содержания, которая заложена в стандартах.

СЛАЙД 5. Если мы обратим к Стандарту ДО, то увидим, что он направлен на решение следующих задач:

-  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Стандарт НОО направлен на развитие личности ребенка. Развитие личности осуществляется на основе усвоения УУД и на основе познания и освоения мира.

        

        СЛАЙД 6.

Направления ФГОС ДО

Направления ФГОС НОО

формирование общей

культуры

 формирование личности

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств

 развитие индивидуальных способностей

формирование предпосылок УУД

 развитие положительной мотивации и

умений в УУД

сохранение и укрепление здоровья

овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками УУД

Какова же наша позиция по вопросу готовности ребёнка к школе?

Предшкольное образoвание – этo oбразoвание ребенка до шкoлы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его спoсoбнoстей, а с другoй – его успешную сoциализацию, т. е. вхoждение в oбществo и полноценное развитие ребенка.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодoм развития ребенка, кoгда закладываются базовые oснoвы личнoсти: вырабатываются вoля и прoизвoльнoе пoведение, активнo развиваются воображение, твoрческие спoсoбнoсти, общая инициативность.

Все эти важнейшие качества фoрмируются не в прoцессе учебных занятий, а в главнoй ведущей деятельности дошкольника – игре.  

 Ведь полноценное развитие происходит только в том виде деятельности, который в полной мере удовлетворяет потребности ребенка и благодаря которому происходят главнейшие изменения в психике дошкольника, которые его подготавливают к переходу новой, более высокой ступени развития.

Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий, плохо усваиваются и, естественно, не дают развивающего эффекта. Если маленький ребенок, заучил какие-либо термины, формулировки, теоретические положения, не связанные с его личным жизненным опытом, не способен понять их и использовать на практике.  Причина этого – именно в специфике возраста.

Организуя образовательную деятельность в предшкольных группах мы исходим из понимания, что дошкольника необходимо учить так, чтобы он не осознавал, что здесь и сейчас происходит процесс его обучения. Организуя жизнь детей в игре мы можем комплексно воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

СЛАЙД 7. Подготовка детей дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает реализацию следующих направлений:

Главное – это психологическая готовность ребёнка к школе - сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.

Понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов, которые между собой тесно взаимосвязаны.

Компоненты психологической готовности:

- формирование интеллектуально-познавательной готовности (развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и закладывание основ для формирования приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и проч.). На самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. А познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы –те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами.  

- формирование социально-личностной готовности (определённый уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).

Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе, умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы. Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива. Как правило, эти навыки присущи детям, посещавшим детский сад или воспитывающимся в большой семье. В социальную готовность также входит умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя и не одного, а нескольких, и не похожих друг на друга, а очень разных самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.

Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль -  роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни. иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша –  он равняется на старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».

Мотивационная готовность (укрепление внутреннего стремления к приобретению знаний); умение соподчинять мотивы поведения (Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в солдатиков, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме).

Деятельностная готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль); Способность к адекватной самооценке (Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребёнок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать).

Коммуникативная готовность - готовность воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.  Включает в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров. Дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности, т.е. принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими.

Эмоционально – волевая готовность (произвольность поведения, волевого действия, устойчивость эмоциональных состояний). Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль.

Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

- Физическая готовность и укрепление здоровья детей – этому мы уделяем внимание на всех уровнях, особенно в дошкольном возрасте, когда это здоровье еще только формируется у детей, а в начальной школе продолжение преемственности «Формирование образа жизни и безопасного образа жизни».

- Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму.

- Духовно нравственное развитие обучающихся. Воспитание является приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации, то в начальной школе и на последующих уровнях общего образования в основной и средней школе у разработана специальная программа духовно — нравственного развития обучающихся, духовно — нравственного воспитания, есть концепция и есть программы на каждом из уровней общего образования.

Вывод: Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах. Она развивается не путём специальных занятий, а непрямым образом – через «участие в жизни».

Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.

СЛАЙД 8. Выстроить преемственность в содержании образования позволяют нам два стандарта ФГОС ДО и ФГОС НОО, при этом те образовательные области, которые выделены в стандарте дошкольного образования, те пять направлений развития ребенка находят отражение в предметных областях в начальной школе в основном общем образовании и в среднем общем образовании.

Содержание наших образовательных областей в ДО переходят в предметные области НОО.

Дошкольное

Начальное

Основное общее

Среднее общее

Познавательное развитие

Математика и информатика

Социально — коммуникативное развитие

Естествознание

Технология

Обществознание

Естественные науки

Окружающий мир

Общественные науки

речевое развитие

Филология

Художественно-эстетическое развитие

Искусство

Предметы по выбору

Физическое развитие

Физическая культура

Физическая культура и ОБЖ

Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования

Следующий момент:  – это преемственность технологий, методов и приемов. Например, общими для детского сада и начальной школы выступают такие технологии, методы и приемы: – игровые технологии, мнемотехника, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, метод проектов, ИКТ.

Сейчас в стандарте дошкольного образования так же заложена первичная информатизация, другими словами формирование первичных навыков работы с информацией у ребенка,

Если мы возьмем, например, речевое развитие, тоже можно увидеть определенные параллели, которые существуют и в дошкольном возрасте и в начальной школе. Все, что мы нарабатываем в дошкольном возрасте в плане формирования звуковой культуры речи, является той базой, на основании которой формируется грамотность детей. Если мы в дошкольном возрасте не научим детей различать звуки и ассоциировать звуки с буквами, то не о какой грамотности в начальной школе у нас не будет и речи. Педагогу понадобится гораздо больше времени для формирования основ этой грамотности.

СЛАЙД 9.  Здесь следует отметить, что структурные компоненты образовательной деятельности ДОУ и структурные компоненты урока имеют точки соприкосновения.

Компоненты учебной деятельности

Структурные компоненты урока

мотив, цель, учебные действия, рефлексия

мотивационный, проектировочный, процессуальный и оценочный

        СЛАЙД 10. Преемственность  содержания программ  заложена в стандартах:

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

2. Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

        Главной заботой родителей последнее время становится поступление в школу. Многие родители желают, чтобы их ребенок был успешен и в школе и в жизни. Мнение родителей педагоги также учитываем и показываем, насколько, важно то, что сейчас происходит в детском саду, в школе для того, чтобы родители стали нашими союзниками, прежде всего союзниками своих детей в получении образования. Когда мы говорим о преемственности подходов или о единстве принципов, которые обеспечивают преемственность, она заложена в наши стандарты всех уровней общего образования, начиная с возрастной адекватности содержания образования продолжая индивидуализацией образования.

        

        СЛАЙД 11. По запросам родителей в нашем ДОУ мы реализуем дополнительную Программу предшкольного образования «Ступеньки-детства» под редакцией Натальи Михайловны Конышевой. С 2003 года мы начали внедрять программу-концепцию «Ступеньки-детства».

Предложила нам поучаствовать в инновационной работе научный руководитель областной экспертной площадки «Преемственность дошкольного и начального образования» Виноградова Елизавета Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии, теории и методики обучения математике Орского гуманитарно-технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет». Она тесно сотрудничала с Издательством «Ассоциация XXIвек» и авторским коллективом УМК «Гармония» программы «Ступеньки детства»:

Бадулина Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент;

Зверева Марина Валентиновна, кандидат медицинских наук, доцент;

Истомина Наталия Борисовна, доктор педагогических наук, профессор;

Конышева Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор;

Кубасова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Конышева Н.М.

Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего, личностно- и деятельностно-ориентированного образования, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии личности и создании условий для обеспечения эмоционального комфорта и сохранения здоровья ребенка в образовательном процессе: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.

Построенная в соответствии с современными социально-педагогическими запросами и вызовами программа «Ступеньки детства» ориентирует нас на приоритет эмоционального благополучия и сохранения психического и физического здоровья в образовательном процессе как ребенка, так и педагога.

Она помогает нацелиться на дальнейшее образование, так как разработана с учетом требований ФГОС начального общего образования, что обеспечивает преемственность дошкольной и начальной образовательных ступеней.

Она позволяет создать условия для продуктивного творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей) и их саморазвития.

 В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа «Ступеньки детства» обеспечивает реализацию 5 образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

        Выстраивая процесс преемственности со школой  № 1, 27 г. Орска мы реализовывали программу «Ступеньки-детства» (УМК «Гармония») на дошкольной ступени и  школа в свою очередь реализовывала данную программу в начальной школе. Но так как не все программы вошли в Федеральный государственный реестр, школа перешла на реализацию других программ. Но наш коллектив считает, что содержание данной программы помогает нацелиться на дальнейшее образование, так как оно разработано с учетом требований ФГОС начального общего образования, что обеспечивает преемственность дошкольной и начальной образовательных ступеней.

Планируя работу со школой, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольной образовательной организации, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

Ведущей целью подготовки к школе стало  формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Для реализации данной модели ежегодно начальной школой, в котором выделяем 4 раздела: организационно-педагогическая деятельность, научно-методическая работа, работа с родителями и коррекционно – развивающая работа узких специалистов.

Выводы: Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Это можно и не говорить!

Технология опыта включает в себя:

- диагностика и самодиагностика проблемного поля, профессиональных барьеров;

- опытно-поисковая работа, включающая апробацию отдельных элементов, в частности методического комплекта «Готовимся к школе» обучение математике Н.Б. Истоминой и «Готовимся к школе» обучение чтению и письму О.И. Бадулиной программы-концепции «Ступеньки детства» Н.М Конышевой;

- обучение педагогов через проведение тренингов, семинаров, семинаров-практикумов, взаимопосещения дошкольных учреждений, реализующих данную программу-концепцию, открытые занятия;

- знакомство родителей  с содержанием программы, её целями и основными направлениями, показ фрагментов деятельности с детьми и комментариями.

- организованные занятия с детьми по программе-концепции «Ступеньки детства» Н.М. Конышевой;

- взаимопереплетающую, взаимодополняющую работу по разделам и проходящую через все виды деятельности;

- обучение старшего воспитателя Гехт Е.А. в 2006 – 2007 учебном году на краткосрочных курсах по проблеме «Реализация развивающей функции обучения в начальной школы: Преемственность математического образования в системе ДОУ – начальная школа – основная школа (УМК «Гармония»)» под руководством кандидата педагогических наук профессора Н.Б. Истоминой (Московской городской открытый педагогический университет); в 2007 – 2008 учебном году на краткосрочных курсах по проблеме: «Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития» под руководством кандидата педагогических наук, доцента О.И. Бадулиной; в 2008 году на краткосрочных курсах по проблеме: «Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития» по руководством кандидата педагогических наук, доцента М.В. Зверевой;

- внедрение в практику нового варианта программы – концепции «Ступеньки детства» методического комплекта «Сохрани своё здоровье сам»  М.В. Зверевой валеологическое направление.


Предварительный просмотр: