Мои мастер-классы для педагогов ДОУ

Румянцева Наталья Алексеевна

Педагогические мастер- классы - один из видов самообразования воспитателя. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга» « РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ » Презентацию оформила: воспитатель гр.№-5 Румянцева Н.А. декабрь 2016 г.

Слайд 2

Культура речи дошкольника знание и соблюдение языковых норм умение использовать выразительные средства языка лексическое богатство образность точность

Слайд 3

Понятие образности речи «Образность» живость наглядность красочность изображения «Образность речи » Частное проявление

Слайд 4

13.05.20 http://aida.ucoz.ru источники развития образной, выразительной речи изобразительное искусство природа Художественная литература фольклор эмоциональная лексика, пословицы, поговорки, фразеологизмы

Слайд 5

13.05.20 http://aida.ucoz.ru Формы организации развития образной речи: Отгадывание и придумывание загадок, сказок, сочинение стихотворений Знакомство с живописью, рассматривание картин, чтение художественной литературы, знакомство с фразеологизмами, пословицами, поговорками Пересказы художественных текстов, заучивание Составление описательных высказываний типа повествования и рассуждения

Слайд 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 7

13.05.20 http://aida.ucoz.ru

Слайд 8

Маленький труд лучше большого безделья

Слайд 11

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Игровое упражнение «Закончи пословицу» Без печки холодно, без хлеба ... . Не шуба греет, а ... . Не будет хлеба, не будет и ... . Хлеб на столе и стол ... . Инсценировка пословиц Изобразите, как вы понимаете эти пословицы: У страха глаза велики. Пуганая ворона куста боится. У нашего Трошки задрожали ножки. Пугается, как заяц на ветру. Прячется, как лягушка в камышах.

Слайд 12

Угадайте пословицы Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов: За (какой?) головой, как за каменной стеной. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Что?) век не забудется. Худо тому, кто (что?) не делает никому (Какое?) слово до сердца доходит (Какое?) слово, что дождь в засуху Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она

Слайд 13

Кто, как соловушка, поёт? Как лебёдушка, плывёт? Как сорока, трещит? Как сова, всё утро спит? Кто здесь выглядит орлом? Кого голубкой назовём?

Слайд 14

Знакомство с многозначными словами.

Слайд 15

Фразеологизмы

Слайд 18

Не пускайте Козла в огород, Потому что козёл - сумасброд: Он немедленно вытопчет грядки, Станет бегать по ним без оглядки. Поступает он так не со зла - Необузданный нрав у Козла! Пустить козла в огород - допускать кого-либо туда, куда он более стремится и где более всего опасен.Без оглядки - очень быстро, изо всех сил, не оглядываясь. Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать.

Слайд 19

мнемотехника 13.05.20 http://aida.ucoz.ru это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Слайд 20

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ (использование образности речи)

Слайд 21

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ Что привлекает детей в возрасте 5-7 лет - Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному. - Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»). - Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее». - Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.

Слайд 22

- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты). - Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.). - Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т.п.). - Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов. - Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Слайд 23

КАРТИНЫ для рассматривания

Слайд 25

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА - О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей…» М.,Владос, 2004; - Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009; Франсуаза Барб-Галль « КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.); О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи дошкольников»/Детский сад от А до Я -2005 год - №2 ; Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»- РООСА, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Составила: воспитатель гр.№-5 Румянцева Н.А

Слайд 2

« Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. …Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие» В.А.Сухомлинский «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления» Тихеева Е.И

Слайд 3

это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими В соответствии с ФГОС ДО Основная цель речевого развития дошкольника -

Слайд 4

Основные задачи по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО 1. Овладение речью как средством общения и культуры. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие связной, грамматически правильной 4. диалогической и монологической речи. 5. Развитие речевого творчества. 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 8. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Слайд 5

Радость словотворчества — самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность В. Сухомлинский

Слайд 6

Знакомые герои в новых обстоятельствах Коллаж из сказок Сказки из пословиц. Сказки из фразеологизмов. «Грамматическая арифметика» Сказки из странных историй. Сказки из мусора. Сказки о бытовых предметах. Сказки из «живых» капель и клякс. Сказки о чудищах Сказки о фантастических странах. «Перевирание» сказок. Сказки по-новому. Бином фантазии «Слон в шкафу». Сказки к «волшебным рисункам». Сказки о любимых игрушках. Сказки о временах года, запахах, звуках. «Сказка к волшебному рисунку» Сказки с середины. Частица «не» и новые сказки. Из сказки убежали все глаголы или существ. От точек — к сказкам. Сказки про себя самого. Сказки в рисовании. Музыкальные сказки. Моделирование сказок. Гороскоп и сказки. Речевые игры со сказками на развитие речевого творчества

Слайд 7

СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2016 г – 192 с .

Слайд 9

Медведица учит медвежонка говорить Приключения в магазине игрушек Новогодние приключения Деда Мороза Моя любимая игрушка Дюймовочка в гостях у кукол Как медвежонок потерял сапожки Примерные сюжеты сказочного характера

Слайд 10

Речевые игры на усвоение категорий рода, числа,вида времени и наклонения глаголов; на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова; на формирование образной речи; на расширение простого предложения разными частями речи; на развитие нравственных качеств личности; на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы; развивающие логическое мышление, память, внимание и др.

Слайд 11

слушание и чтение народных и авторских сказок; просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок; пересказ сказок по вопросам; подсказка слова или фразы из знакомой сказки; совместный пересказ ребенка и воспитателя; хоровое проговаривание отдельных фраз и предложений из знакомых сказок; использование приемов мнемотехники в пересказе знакомых сказок (из опыта работы Т. В. Большовой «Учимся по сказке» придумывание нового названия сказки; игры - драматизации; инсценирование сказок и др.формы Формы работы со сказкой 

Слайд 12

Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно - образовательного процесса, поскольку каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности

Слайд 13

Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности. Импровизационный характер деятельности. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога. Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка. Атмосфера эмоционального подъема. Намеренное отсутствие детального планирования и выстраивания перспективы. Открытие нового смысла процесса обучения: ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребенка. Педагогу нужно уметь: не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда. Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми

Слайд 14

При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели. Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу. Дети делают то, что хотят. Программа здесь — руководство к деятельности, а не строгое методическое указание. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Отсутствие шаблонов. Ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и непознанный мир. Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми

Слайд 15

Работа в творческой мастерской строится из двух этапов: Этапы Дети Воспитатель 1-й: Сочиняют сказку, используя прием, который «показывает» воспитатель Воспитатель записывает сказку, используя прием письменной речи. 2-й : Дети делают зарисовки выбранных фрагментов своей сказки Воспитатель продумывает, как будет выглядеть обложка, потом сшивается книжка

Слайд 16

. « 1.Играем со сказкой» (придумываем продолжения ск . Л. Березнякова «Хозяйка леса») 2. Пересказ сказки с элементами сочинительства «Хитрый кот – добрый кот» 3. Придумывание конца сказки «Как медвежонок сапожки потерял» О. И. Соловьева 4. Моделирование нового сказочного сюжета на основе знакомой детям р . н. с. «Солнце, Месяц и Ворон Воронович » 5. Знакомые герои в новых обстоятельствах 6. Приключение на счастливом острове 7. Составление рассказов рассуждений на основе сказки В. Катаева «Цветик - семицветик » 8. Творческое задание «Реклама любимой книги » 9. «Ты картинки рассмотри и нам сказку (рассказ) расскажи» 10. Как мы сочиняли сказки для Деда Мороза 11. Новогодние чудеса в театре кукол 12. Цветные истории 13. Чудесные оживления доброй волшебницей окружающих предметов 14. Творческая игра Африка, ах, Африка! 15. Приключение в магазине игрушек 15. Встреча ребят с Незнайкой в Цветочном городе 16. Сказки – почемучки или сказки - загадки Темы творческих речевых мастерских

Слайд 17

Напутствие взрослому : Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей, а так же освоения ими опыта предыдущих поколений.