Внеурочная деятельность

Сабаева Лилия Рамзаевна

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся;  формирование способностей  к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности             и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

          Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. 

    Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Внеурочная деятельность в школе была организована по направлениям развития личности:

·         Спортивно-оздоровительное

·         Духовно-нравственное

·         Социальное

·         Общекультурное

·         Общеинтеллектуальное

Задачи:

·         Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций

·         Развитие инициативы и творчества детей

·         Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества

·         Пропаганда здорового образа жизни

 

Программа внеурочного курса «Азбука этикета» адресована детям младшего школьного возраста, рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю, 33 часа в год. Место проведения - учебный класс, СДК, библиотека, общение во время экскурсий.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально- адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи:

·         Формировать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;

·         Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

·         Воспитывать чувство самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания;

·         Способствовать развитию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Формы и методы оценки результатов.

Результатом работы данного курса можно считать:

·         умение  детей дать моральную оценку своих поступков и поступков сверстников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу.

·         Умение активно употреблять в речи «этикетные слова и выражения,  использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты.

Знать:

·         Правила поведения во время  знакомства, за столов, в общественных местах (кино, театре, кафе, библиотеке) и т.д.

·         Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.

·         Контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.

Уметь:

·         Вежливо разговаривать по телефону, правильно вручить и принять подарок, поздравить по поводу различных дат и т.д.;

·         Оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;

·         Соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

Программа внеурочного курса «Традиции и обряды моего народа» рассчитана на 4 года обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час (2 урока по 30 минут). Всего за учебный год – 66 часов.

           Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.

          Задачи:

·         Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования;

·         Приобщить обучающихся к  творческой, исследовательской деятельности;

·         Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать  их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности  в процессе изучения основ народной культуры.

Формы организации деятельности

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

·         Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

·         Особенности традиционных календарных праздников;

·         Основные жанры фольклора, в том числе детского;

·         Основные игрушечные промыслы России;

 Уметь:

·         Играть в народные игры;

·          Делать простые игрушки из глины;

·         Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Утверждено

                                                                                                         приказом директора

                                                                                                                      МБОУ Берендеевской   СОШ

                                                                                                               от 29.08.11 № 67/2

                                                                                                                    Автор: Л.Р. Сабаева

учитель начальных классов

                                                                                                                                 Принято

                                                                                                                                    на заседании                                                                                                                                                                       педагогического

                                                                                                                              протокол совета  

                                                                                                                                       № 10 от 29.08.11

Пояснительная записка

Программа внеклассной работы  по программе внеурочного курса «Азбука этикета» направлена на осуществление  взаимосвязи моральных знаний и представлений с повседневной жизнью детей.

В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно- этической культуры школьников. Известно, что воспитанность-качество личности, определяющее в повседневном поведении человека  его отношение к самому себе и другим людям. Таким образом, назрела необходимость в проведении специальных занятий, на которых ребёнок может почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

Особый акцент программы сделан на  использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации,  конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.

Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально- адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи:

  • Формировать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • Воспитывать чувство самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания;
  • Способствовать развитию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Формы и методы оценки результатов.

Результатом работы данного курса можно считать:

  • умение  детей дать моральную оценку своих поступков и поступков сверстников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу.
  • Умение активно употреблять в речи «этикетные слова и выражения,  использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты.

Знать:

  • Правила поведения во время  знакомства, за столов, в общественных местах (кино, театре, кафе, библиотеке) и т.д.
  • Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.
  • Контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.

Уметь:

  • Вежливо разговаривать по телефону, правильно вручить и принять подарок, поздравить по поводу различных дат и т.д.;
  • Оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;
  • Соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.

Программа внеурочного курса «Азбука этикета» адресована детям младшего школьного возраста, рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю, 33 часа в год. Место проведения - учебный класс, СДК, библиотека, общение во время экскурсий.

Учебно-тематическое планирование

№ пп

Название разделов

Количество часов

1

Самовоспитание

6

2

О подарках и наказаниях

2

3

Одежда

1

4

Ответственное поведение

1

5

Боль

1

6

Правила этикета

4

7

Досуг

2

8

Что такое дружба

1

9

Спешите делать добро

3

10

О тех, кто рядом

3

11

Общение

3

12

Умеем ли мы играть

4

13

Кодекс чести

1

14

Подведение итогов

1

Итого

33

Содержание программы

Раздел 1. Самовоспитание (6 ч.)

Тема 1.1.Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

Тема 1.2. Добрым быть приятнее, чем злым, и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро.

Тема 1.3. Почему мы говорим не правду. Поможет ли нам обман? «Неправда – ложь» в  

                 пословицах и поговорках.

Тема 1.4. Почему мы не слушаемся родителей? Надо ли прислушиваться к советам родителей?

                 Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

Тема 1.5. Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы? Как воспитывать в себе

                 сдержанность.

Тема 1.6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя  от вредных привычек.

Раздел 2. О подарках и наказаниях (2 ч.)

Тема 2.1. Как относится к подаркам. Я принимаю подарок. Я дарю подарки.

Тема 2.2. Как следует относиться к наказаниям. Наказание.

Раздел 3. Одежда (1 ч.)

Тема 3.1. Как нужно одеваться. Одежда.

Раздел 4. Ответственное поведение (1 ч.)

Тема 4.1. Как нужно вести себя с незнакомыми людьми. Ответственное поведение.

Раздел 5. Боль(1 ч.)

Тема 5.1. Как вести себя, когда что-то болит. Боль.

Раздел 6. Правила этикета (4 ч.)

Тема 6.1. Как вести себя за столом. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Тема 6.2. Как вести себя в гостях. Ты идёшь в гости.

Тема 6.3. Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице. Как  вести себя в театре, кино, школе.

Тема 6.4. Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.

Раздел 7. Досуг (2 ч.)

Тема 7.1. Что делать, если не хочется в школу. Помоги себе сам.

Тема 7.2. Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг.

Раздел 8. Что такое дружба (1 ч.)

Тема 8.1. Как выбрать друзей. Что такое дружба Кто может считаться настоящим другом?

Раздел 9. Спешите делать добро (3 ч.)

Тема 9.1. Как помочь родителям. Как доставить радость родителям?

Тема 9.2. Как помочь больным и беспомощным. Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

Тема 9.3. Как помочь больным и беспомощным. Спешите делать добро.

Раздел 10. О тех, кто рядом (3 ч.)

Тема 10.1. О тех,  кто рядом. Когда все вместе.

Тема 10.2. Вежливо – вежливо. Будильник тик – так.

Тема 10.3. Пусть всегда будет мама! Загляните в мамины глаза. Рисунки для мамы.

Раздел 11. Общение (3 ч.)

Тема 11.1. Чтоб всем было весело. Игра «Встаньте, дети, встаньте в круг»

Тема 11.2. Мальчишки – девчонки. Умеем ли мы общаться

Тема 11.3. Я и другие. Все вместе. Я и мой язык. Дружба начинается.

Раздел 12. Умеем ли мы играть (4 ч.)

Тема 12.1. Умеем ли мы сотрудничать? Я и мои эмоции. Я и мои родители. Слова вежливости.

Тема 12.2. Умеешь ли ты играть? Хочу, не хочу и надо.

Тема 12.3. «Нехорошие слова». Не добрые шутки. Умеем ли мы вежливо обращаться.

Тема 12.4. «Нехорошие слова». Не добрые шутки. Умеем ли мы разговаривать по телефону?

Раздел 13. Кодекс чести (1 ч.)

Тема 13.1. Я и мои друзья. Кодекс чести. Я и общество.

Подведение итогов (1 ч.)

При реализации программы внеурочного курса используются различные методы обучения:

- словесные – рассказ, объяснение нового материала;

- наглядные – демонстрация иллюстративного материала, показ сервировки различных типов;

- практические – сюжетно-ролевые игры, обыгрывание различных ситуаций поведения.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия. Беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных праздниках и культурных мероприятиях.

Календарно – тематическое планирование внеурочного курса «Азбука этикета». 1 кл.

Общекультурное направление

Темы

Колич

часов

Дата

Примеча-ние

план

факт

1

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, и жадным.

Учимся думать. Спеши делать добро.

1

3

Почему мы говорим не правду.

Поможет ли нам обман?

«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

1

4

Почему мы не слушаемся родителей?

Надо ли прислушиваться к советам родителей?

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

1

5

Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы?

Как воспитывать в себе сдержанность.

1

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя  от вредных привычек.

1

7

Как относится к подаркам.

Я принимаю подарок.

Я дарю подарки.

1

8

Как следует относиться к наказаниям.

Наказание.

1

9

Как нужно одеваться.

Одежда.

1

10

Как нужно вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

1

11

Как вести себя, когда что-то болит.

Боль.

1

12

Как вести себя за столом.

Сервировка стола.

Правила поведения за столом.

1

13

Как вести себя в гостях.

Ты идёшь в гости.

1

14

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Как вести себя в театре, кино, школе.

1

15

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Как вести себя в театре, кино, школе.

1

16

Что делать, если не хочется в школу.

Помоги себе сам.

1

17

Чем заняться после школы.

Умей организовать свой досуг.

1

18

Как выбрать друзей.

Что такое дружба

Кто может считаться настоящим другом?

1

19

Как помочь родителям.

Как доставить радость родителям?

1

20

Как помочь больным и беспомощным.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1

21

Как помочь больным и беспомощным.

Спешите делать добро.

1

22

О тех,  кто рядом. Когда все вместе.

1

23

Вежливо – вежливо. Будильник тик – так.

1

24

Пусть всегда будет мама!

Загляните в мамины глаза.

Рисунки для мамы.

1

25

Чтоб всем было весело.

Игра «Встаньте, дети, встаньте в круг»

1

26

Мальчишки – девчонки.

Умеем ли мы общаться

1

27

Я и другие. Все вместе. Я и мой язык. Дружба начинается.

1

28

Умеем ли мы сотрудничать?

Я и мои эмоции. Я и мои родители.

Слова вежливости.

1

29

Умеешь ли ты играть?

Хочу, не хочу и надо.

1

30

«Нехорошие слова». Не добрые шутки.

Умеем ли мы вежливо обращаться.

1

31

«Нехорошие слова». Не добрые шутки.

Умеем ли мы разговаривать по телефону?

1

32

Я и мои друзья. Кодекс чести. Я и общество.

1

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса

«Азбука этикета». 2 класс

Тема занятия

 Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата проведения

Коррек

тировка

Я среди людей (8 часов)

1 -2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

2

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

1

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

5-6

Товарищи и друзья

Как завоевывать друзей

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

Правила общения с товарищами и друзьями.

2

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. взаимовыручка и взаимопомощь.

1

8

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1

Речевой этикет (9 часов)

9-10

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2

11

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

12-13

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий « вежливость » и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

2

14

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

15

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

16

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

17

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.

1

Культура поведения (17 часов)

18

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

2

19

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

20

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

21

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

22

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

23

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

24

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

25

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

26

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

27

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

28

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

29

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

30-31

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения в Храме.

2

32-33

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

2

Итоговое занятие (1 час)

34

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Азбука этикета».

3 класс

Название темы

Форма деятельности

Кол-во

часов

Дата

провед

Измене

ния

Этика общения

1

Здравствуйте все!

Познавательная беседа. Игра.

1

2

Будем беречь друг друга.

Путешествие в сказку.  Инсценирование. Решение педагогических задач.

1

3

Дружим с добрыми словами.

Игра. Познавательная беседа.

1

4

Любим добрые поступки

Познавательная беседа.

Разучивание песни.

1

5

Подари дело и слово доброе

Путешествие в сказку

1

6

Умеем общаться

Рассказ. Беседа. Игра

1

7

Каждый интересен

Познавательная беседа. Игра.

1

8

Подарок коллективу

Урок-сюрприз. Игры

1

Этикет

9

Премудрости дедушки Этикета

Беседа. Решение задач

1

10

За столом с дедушкой Этикетом

Познавательная беседа. Игра

1

11

Школьные правила этикета

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

1

12

Когда рядом много людей

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.

1

13

Как решать семейные проблемы

Познавательная беседа. Игра

1

14

Чистый ручеек вашей речи

Познавательная беседа. Игра

1

15-16

Встречаем Новый год

Классный «Огонек»

2

Этические нормы отношений с окружающими

17

Душа – это наше творение

Познавательная беседа.  Рисование сказочных героев.

1

18

Отворите волшебные двери добра и доверия

Познавательная беседа. Игра

1

19-20

Хорошие песни к добру ведут

Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков.

2

21

Вглядись в себя, сравни с другими

Познавательная беседа. Игра

1

22

Помоги понять себя

Познавательная беседа. Игра

1

23

О настоящем и поддельном

Познавательная беседа. Игра

1

24

Тепло родного дома

Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»

1

25

Поздравляем наших мам

Праздник.

1

26

Цветы, цветы – в них Родины душа

Познавательная беседа. Экскурсия по селу.

1

27

Когда солнце тебе улыбается

Праздник. Игры. Песни.

1

Этика отношений в коллективе

28

Чтобы быть коллективом

Познавательная беседа. Игра

1

29

Коллектив начинается с меня

Познавательная беседа. Игра

1

30

Подарок коллективу

Урок - сюрприз. Игра

1

31

Секретные советы девочкам и мальчикам

Познавательная беседа. Игра

1

32

Скажи себе сам

Сочинение «Скажи сам себе»

1

33

Вот и стали добрей и умней

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра

1

34

Школе посвящается

Праздник.

1

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса

«Азбука этикета». 4 класс

Название темы

Форма деятельности

Кол-во

часов

Дата

провед

Измене

ния

Этика общения. 7ч.

1

Оглянись внимательно вокруг

Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

1

2

Умение быть самим собой

Познавательная беседа. Игра

1

3

Что достойно гражданина

Игра. Познавательная беседа.

1

4

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Познавательная беседа.

Работа с пословицами.

1

5

Праздник школьного вальса

Путешествие в сказку

1

6

Приглашение к зеркалу

Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

1

7

Приглашение к зеркалу

Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

1

Этикет. 8ч.

8

«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

Беседа. Решение задач

1

9

Твой стиль поведения

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

1

10

Твой стиль поведения

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

1

11

Мальчики. Девочки

Познавательная беседа. Игра

1

12

Поиграем и подумаем

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

1

13

Когда какое слово молвить

Познавательная беседа. Игра

1

14

За общим столом

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

1

15

Доброта и доброжелательность

Познавательная беседа.

1

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

16

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

1

17

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Познавательная беседа. Игра

1

18

Родительский дом

Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков.

1

19

Любите ваших матерей

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

1

20

«Поздравляем наших мам».

Праздник.

1

21

О тех, кто сердце отдал людям

Познавательная беседа.

1

22

Умей быть щедрым

Познавательная беседа. Ролевые игры.

1

23

Праздник благодарности

Праздник.

1

24

Добрыми делами славен человек

Познавательная беседа.

1

Этика отношений в коллективе. 10ч.

25

Расскажи мне обо мне

Познавательная беседа. Игра

1

26

Присмотритесь друг к другу

Путешествие в сказку. Игра

1

27

Подарок коллективу

Урок - сюрприз.

1

28

Я, ты, мы.

Познавательная беседа. Игра

1

29

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

1

30

Не хуже других

Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

1

31

«Скажи себе сам».

Познавательная беседа. Ролевые игры.

1

32

Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом

1

33

Вот и стали добрей и умней

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра

1

34

Вот и стали добрей и умней

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра

1

Литература:

1. Осипова М.П. Воспитание 1 класс.

2. Осипова М.П., Козлович С.И., КОРОЛЬ Е.Д. Модель Ориентир.

3. Паюсова Н.А., Шаврина О.П. Филология. Русский язык и литература.

4. Устюгова Н.П. Речевой этикет.



Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                                                                                      Утверждено

                                                                                                                 приказом директора

                                                                                                                         МБОУ Берендеевской СОШ                                                                                                          от 29.08.11 № 67/2

                                                                                                                    Автор: Л.Р. Сабаева

учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                                                                                             

Принято на заседании                                                                                                                                                              педагогического совета  

                                                                                                                                          совета протокол

№ 10 от 29.08.11

Пояснительная записка

                 Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Отличительные особенности программы

  • Данная программа внеурочного курса направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
  • Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.
  • Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.

Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.

Программа предусматривает решение следующих задач:  

  • Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования;
  • Приобщить обучающихся к  творческой, исследовательской деятельности;
  • Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать  их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности  в процессе изучения основ народной культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час (2 урока по 30 минут). Всего за учебный год – 66 часов. Возраст занимающихся 7 – 8 лет.

Формы организации деятельности

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

  • Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • Особенности традиционных календарных праздников;
  • Основные жанры фольклора, в том числе детского;
  • Основные игрушечные промыслы России;

 Уметь:

  • Играть в народные игры;
  •  Делать простые игрушки из глины;
  • Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

Учебно-тематический план

пп

Наименование разделов и тем

Теоретически

Практически

Всего

1

Устное народное творчество

3

4

7

1.1

Введение. Жанровая система

1

1

2

1.2

Прозаические жанры русского фольклора

1

1

2

1.3

Детский фольклор

1

1

2

1.4

Обрядовый фольклор

-

1

1

2

Игровая культура

4

6

10

2.1

Народные игры

2

3

5

2.2

Народные праздники

2

3

5

3

Этнография                                                                                              

2

2

4

3.1

Основные понятия

1

1

2

3.2

Народный костюм

1

1

2

4

Декоративно-прикладное искусство

3

3

6

4.1

Народные ремёсла и промыслы

1

1

2

4.2

Традиционные игрушечные промыслы

1

1

2

4.3

Народная символика

1

1

2

5

Методика исследовательской работы        

2

3

5

5.1

Методы научного исследования

1

1

2

5.2

Методы собирания и изучения народных игр

1

2

3

6

Выпуск стенной газеты        

-

2

2

           Итого:

28

38

66

Содержание программы

Раздел 1. Устное народное творчество.

Тема 1.1. Введение. Жанровая система фольклора.

Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия.

Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников СДК

Тема 1.2. Прозаические жанры русского фольклора.

Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.

Практические занятия. Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение сказки. Лепка из глины героев сказки.

Тема 1.3. Детский фольклор.

Жанры детского фольклора.

Практические занятия. Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников.

Тема 1.4. Обрядовый фольклор.

Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника.

Раздел 2. Игровая культура

Тема 2.1. Народные игры.

История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх.

Практические занятия. Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.

Тема 2.2. Народные праздники.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.

Практические занятия. Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.

Раздел 3. Этнография

Тема 3.1. Основные понятия.

Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад.

Практические занятия. Просмотр видеофильмов.

Тема 3.2. Народный костюм.

Народный костюм различных областей России.

Практические занятия. Роспись сарафана.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Тема 4.1. Народные ремёсла и промыслы.

Резьба и роспись по дереву, лепка из глины. Вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество.

Практические занятия. Лепка и роспись глиняных игрушек. Посещение музея.

Тема 4.2. Традиционные игрушечные промыслы.

Глиняная игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции различных областей России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие народные игрушки.

Практические занятия. Изготовление игрушек из глины, роспись игрушек.

Тема 4.3. Народная символика.

Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.

Практические занятия. Использование народной символики в раскраске игрушек.

Раздел 5. Методика исследовательской работы

Тема 5.1. Методы научного исследования.

Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования.  Технические средства.

Практические занятия. Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой.

Тема 5.2. Методы собирания и изучения народных игр.

Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.

Практические занятия. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ.

Раздел 7. Выпуск стенной газеты

Формирование номера. Отбор материалов, подбор иллюстраций. Основные рубрики. Редактирование и корректирование подготовленных материалов. Черновое макетирование номера. Художественное оформление и выпуск номера.

При реализации программы внеурочного курса используются различные методы обучения:

- словесные – рассказ, объяснение нового материала;

- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;

- практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Завершающим этапом является оформление и выпуск стенгазеты, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.

Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изготовлении игрушек является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки и затем разыгрывание его в ролях, а также и видеозапись.

Формы подведения итогов

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий.

Календарно-тематическое планирование

внеурочного курса «Традиции и обряды моего народа».

1 класс

Название темы

Кол-во

часов

Дата

план.

Дата

факт

Примеча-

ния

Устное народное творчество

14

1

Введение.

1

2

Жанровая система фольклора.

1

3

Жанровая система фольклора. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

1

4

Прослушивание  русских народных песен.

1

5

Прослушивание русских народных песен.

1

6

Прозаические жанры русского народа.

1

7

Прослушивание сказки.

1

8

Коллективное чтение сказки.

1

9

Лепка из глины героев сказки.

1

10

Лепка из глины героев сказки.

1

11

Детский фольклор.

1

12

Чтение пословиц и поговорок.

1

13

Обрядовый фольклор.

1

14

Прослушивание записей русских народных песен.

1

Игровая культура

20

15

Народные игры.

1

16

История изучения и организации игр.

1

17

Разучивание народной игры.

1

18

Разучивание народной игры.

1

19

Народные игры - основа игровой культуры.

1

20

Роль и место игры в жизни людей.

1

21

Игры по выбору учащихся.

1

22

Запись любимой игры.

1

23

Изготовление игрушек из пластилина.

1

24

Изготовление игрушек из пластилина

1

25

Народные праздники.

1

26

Традиционные народные праздники.

1

27

Разучивание игр.

1

28

Народные игры по выбору учащихся.

1

29

Календарные народные праздники.

1

30

Календарные народные праздники.

1

31

Разучивание народных игр.

1

32

Организация и проведение игр.

1

33

Просмотр народных праздников.

1

34

Игры по выбору учащихся.

1

Этнография

8

35

Определение и история науки.

1

36

Просмотр видеофильмов.

1

37

Основные направления этнографического исследования.

1

38

Просмотр видеофильмов.

1

39

Народный костюм.

1

40

Народный костюм различных областей России.

1

41

Роспись сарафана.

1

42

Роспись сарафана.

1

Декоративно-прикладное искусство.

12

43

Резьба и роспись по дереву, лепка из глины.

1

44

Вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество.

1

45

Лепка из глины игрушек.

1

46

Роспись игрушек.

1

47

Глиняная игрушка. Традиции различных областей России.

1

48

Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы.

1

49

Лепка игрушек из глины.

1

50

Роспись игрушек.

1

51

Народная символика.

1

52

Народная символика.

1

53

Использование народной символики в раскраске игрушек.

1

54

Использование народной символики в раскраске игрушек.

1

Методика исследовательской работы.

10

55

Научное исследование. Этика науки.

1

56

Сравнение народной игры и традиционных праздников.

1

57

Методы научного исследования. Технические средства.

1

58

Сравнение игры и праздника.

1

59

Игры по выбору учащихся.

1

60

Методы собирания и изучения народных игр.

1

61

Опробование игр. Оценка игр.

1

62

Оформление личной книжки собирателя игр.

1

63

Оформление личной книжки собирателя игр.

1

64

Запись игр в книжку.

1

Выпуск стенной газеты.

2

65

Отбор материалов, подбор иллюстраций.

1

66

Выпуск стенной газеты.

1

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса

«Традиции и обряды моего народа». 2 класс

     №

Тема занятия

Кол-во часов

Дата прове

дения

Коррек

тировка

1

Вводное занятие.

1

2-3

Твой дом. Твоя семья.

Пословицы, поговорки о доме, о семье.

2

4

Загадки.

1

5

Загадки о доме, о семье, о предметах быта.

1

6

Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома.

1

7

Мама – заботница, мама – работница.

1

8

«Жили – были дед да баба».

1

9

Природа родного края.

1

10-11

Народные сезонные праздники. Осенние праздники.

2

12

Отношение к хлебу на Руси.

«Как хлеб к нам на стол пришел».

1

13

«Как хлеб к нам на стол пришел».

1

14-15-16

«Праздник Осени» (разучивание стихов, песен об осени)

3

17

Традиции и обряды народа. Традиции семьи. Народные песни.

1

18

Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки).

1

19-20

Песни родного края.

2

21-22

Скороговорки, считалки, потешки, пестушки.

2

23

 Прибаутки, небылицы, стишки без конца, дразнилки, мирилки.

1

24

Зима. Занятия людей зимними вечерами.

1

25

Зимние праздники.

1

26-27

Рождество. История Рождества. Традиции

празднования, обряды.

2

28-29

Елка – символ Рождества. Украшение елки.

2

30-31

Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская.

2

32

Как вручить подарок. Практическое занятие.

1

33-34

Колядование. Разучивание колядок, обрядовых песен.

2

35-36

Изготовление костюмов (масок) для колядования.

2

37

Русские народные игры в помещении.

1

38

Русские народные игры на свежем воздухе.

1

39

Весенние праздники.

1

40

Масленица. Обычаи, традиции.

1

41

Масленица. Проводы зимы и встреча весны.

1

42-43

Встреча птиц. Изготовление птиц. Лепка, рисование.

2

44-45

Разучивание песен, стихов, пословиц и т.д. Обычаи и обряды встречи птиц.

2

46

«Жавороночки, прилетайте к нам!»

1

47

Русские народные игрушки.

1

48-49

Матрешка. Рисование матрешки, изготовление из бумаги (аппликация, бумажные конусы)

2

50-51

Разучивание песни и танца про матрешку.

2

52

Матрешка – игрушечный символ России.

1

53

Пасха. Обряды и обычаи праздника. Игры.

1

54

Значение росписи яиц. Роспись яиц.

1

55-56

Особенности русской кухни.

2

57

Природный символ России. Березка.

1

58-59

Разучивание стихов, песен, танца о березе.

2

60

Рисование березы.

1

61

Русские промыслы. Изделия из березы.

1

62

Разучивание старинных детских игр.

1

63-64

Народные летние праздники

2

65

Русские потешки, заклички.

1

66

Богатырские забавы. Мужские игры, состязания

1

67

Разучивание старинных детских летних игр

1

68

Итоговое занятие.

1

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса

«Традиции и обряды моего народа». 3класс

Тема занятия

Основное содержание

Дата

провед

Коррек

тировка

Народный календарь и народные приметы.

1

Народное отношение к природе.

Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае. Спасибо Земле. Сказки, загадки о временах года, о земледелии.

2-3

Времена года. Урок – исследование.

Красота времён года. Стихи русских поэтов о природе. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Работа со словарями и справочниками.

4

Народный календарь.

Приметы и обряды русского народа, связанные с природой. Разучивание закличек. Народные песни – заклички.

5

Народный календарь.

Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные. Разучивание закличек. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы.

6-7

Народные приметы. Урок-конкурс.

Предсказания погоды. Приметы осени. Пословицы и поговорки, связанные с народными приметами. Конкурс пословиц.

8

Жизнь по народному календарю. Разработка проектов.

Традиции и время. Разработка индивидуальных и групповых исследовательских, информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем.

9

Урок – презентация.

Урок проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению.

10

Посещение музея г. Лысково. Экскурсия.

Игровая программа «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит»

Народные игрушки

11-

12

Игрушка – моя подружка.

Мини-сочинение о любимой игрушке. Загадки, стихи об игрушках. Рисунок «Подарок лучшему другу»

13

Русская народная игрушка

Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода,  козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег.

14-

15-

16

Русская народная игрушка

Виды игрушек. Погремушки, кони, свистульки, куклы.  Игрушки – символы. Рождественская кукла – коляда, пасхальная кукла – символ плодородия, кукла – масленица. Природный материал для изготовления народной игрушки (тряпки, солома, лоза, глина, береста, дерево). Изготовление простейшей тряпичной куклы.

17

Русская народная игрушка

Игрушки, созданные взрослыми и детьми. Каргопольские (Архангельская область), дымковские (Вятка), филимоновская (Тульская область), абашевская (Пензенская).

18-19

Русская народная игрушка

Матрёшка. Виды матрёшек. Тверская матрёшка. Декоративное рисование на тему «Рисуем Тверскую матрёшку».

20

Глиняная игрушка из Лихославля.

Гончарное производство г. Лихославля.

21-

22-

23

Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.

Изготовление глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору) Свистулька, кукла, конь и т.д.

Народные праздники.

24-25-

26

Семейный праздник – Сочельник. Творческая мастерская.

Праздничные обряды Сочельника. Изготовление игрушек – подарков близким к празднику.

27-

28

Рождество. Традиции Рождества.

Разучивание рождественских колядок. Народные игры. Игры со снегом.

29

Масленица – поклонение Солнцу.

 Символы. Гостевание и угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками.

30

Гостевание и угощение на Масленицу.

Правила приёма гостей. Ролевые игры. Угощения на Масленицу. Хороводы – игры

31

Масленичная неделя.

Прощёное воскресение.

Обряды. Обрядовые песни на Масленице. Игра «Бояре молодые»

32

Накануне праздника. Обряды и обычаи Великого поста.

Групповой проект. Составление кулинарной книги с постными блюдами.

33

Накануне праздника.

Презентация кулинарной книги. Стихи к празднику.

34

Пасхальные обычаи и обряды. Роспись яиц.

Знакомство с пасхальными обычаями и обрядами. Декоративное рисование – создание эскиза расписанного яйца. Выставка рисунков.

35

Праздник «Пасха – светлое воскресение»

Мероприятие готовится и проводится совместно с родителями. Пасхальные обряды, игры. Сценки.

36

Троица. Обычаи и обряды Троицы.

Народные игры.

Народные промыслы.

37

Народные промыслы. Вологодское кружево. Палех.

Народные промыслы. Их функции и особенности: особенности: бытовые, эстетические.

38-39

Народные промыслы. Жостово. Гжель.

Знакомство с промыслом. Создание эскиза жостовского подноса.

40-

41

Народные промыслы. Городец.

Знакомство с промыслом. Групповые проекты Создание панно методом аппликации из отдельных элементов.

42-43

Народные промыслы. Хохлома.

Знакомство с промыслом. Роспись шкатулочек.  Мастер-класс.

44-45

Тверские народные промыслы. Вчера и сегодня.

Знакомство с центрами народных промыслов Тверской области. Историческая справка. Тверь, Осташков, Конаково, Торжок, Вышний Волочёк, Лихославль.

46

Павлово-Посадские шали

Знакомство с Павлово-Посадскими шалями. Сравнить орнаменты нескольких шалей.

47-48

Богородская игрушка.

Знакомство с Богородской игрушкой. Изготовить из глины и пластилина несколько видов Богородской  игрушки.

49-50

Урок – обобщение

Праздник «Деревенские посиделки». С привлечением родителей.

Русские народные игры.

51-52

Русские народные игры

Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.)

Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

53-54

.Народные песни, загадки, пословицы

Разучить несколько песенок, считалок;

55-56

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы.

Научиться разгадывать загадки.

Народные танцы.

57-58

Народные танцы Парные пляски. Переплясы.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

59-60

Хороводы. Игры-танцы.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Русский быт

61

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

62-63

Усадьба. Дворянские особняки

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.

64-65

Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

Разучить несколько элементов старинного танца.

66-67

Литературно-музыкальные

салоны

Прочитать несколько стихотворений            А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова.

68

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса

«Традиции и обряды моего народа». 4 класс

Тема занятия

Основное содержание

Кол-во

часов

Дата

провед

ения

Кор

ректировка

История России. Наши предки – славяне.(16 часов)

1

История России

Наши предки-славяне

Территория расселения восточных славян. Жилища, одежда, орудия труда и занятия восточных славян. Связь между природой и занятиями людей. Предки, род, племя.

2

2

Славянские боги и праздники

Бог, религия, идол, дух, жертва. Языческие боги восточных славян. Связь между явлениями природы и языческими божествами. Славянские праздники. Рисуем талисманы.

2

3

Древний Киев

Киевская Русь. Ремесленники, купцы, князь, дружина, дань, собор, мозаика, фрески. «Экскурсия» по Древнему Киеву.

2

4

Господин Великий Новгород

Путешествие в Великий Новгород. Вече, посадник, Кремль, бояре. Общее в облике Новгорода и Киева. Создание макета древнего русского города.

2

5

Крещение Руси

Легенда об Иисусе Христе. Крещение Руси. Христианство. Евангелие. Последствия принятия христианства на Руси.

2

6

Древняя Москва. Урок – проектирование.

Исследовательский групповой  проект «Древняя Москва». Направления: география, архитектура, мастеровые, мода, история, литература.

2

7

Презентация проекта «Древняя Москва»

Отчёт о проведённых  исследованиях каждой группой. Оформление буклета (при возможности – в электронном виде)

2

8

Наши предки в далёком прошлом. Урок - конкурс.

Обобщение изученного в виде конкурса (по группам или индивидуально).

2

Города России. Города большие и малые.(16 часов)

9

История возникновения Москвы.

Исторические места нашей столицы.

3

10

История возникновения Твери.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей  Твери.

2

11

История малых городов Тверской губернии. Торжок.

Ознакомление с историей и культурой , этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Торжка и его окрестностей. Пушкинский музей в Торжке.

2

12

Города – крепости. Ржев. Зубцов.

Ознакомление с историей и культурой , этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Ржева, Зубцова. Гербы этих административных центров. Легенды, связанные с их созданием.

2

13

Старица. Калязин. Кашин.

Ознакомление с историей и культурой  особенностями быта старейших городов Тверского края. Гербы. Старицкие легенды. Иван Грозный в Старице. Колокольня Никольского собора, кружевоплетение  в Калязине. Анна Кашинская – заступница. Минеральные источники.

3

14

Осташков.

Ознакомление с историей и культурой , этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Осташкова и его окрестностей. Нило-Столобенский монастырь. Исток Волги. Озеро Селигер – жемчужина Тверской России.

2

15

Лихославль.

Ознакомление с историей и культурой , этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Лихославльского района. Карелы – коренные жители района.

2

Нижний Новгород. История и современность. (20 часов)

16

Флаг и герб Нижнего Новгорода. Гербы областных административных центров.

Ознакомление с основными государственными символами Нижнего Новгорода.

2

17

Нижегородская область: география, промышленность, сельское хозяйство, население.

Географическое положение Нижегородской области. Полезные ископаемые. От народных промыслов к современной промышленности. Работа со справочной литературой.

2

18

Нижегородская область: природа, экология.

Природные ресурсы Нижегородского края. Экология. Создание стенда «Сбережём природу Нижегородского края»

2

19

Нижегородская область: культура.

В гости к мастеру. Ремёсла Нижегородской области. Традиции народа в современной жизни.

3

20

Памятники культуры и истории в Нижегородской области.

Связь истории, культуры, традиций, фольклора.

2

21

Нижегородский Кремль

Исторический памятник России.

2

22

Нижегородская ярмарка

Представление о ярмарке. Проведение ярмарки в Нижнем Новгороде.

3

23

Наши известные земляки

Люди прославившие Нижегородскую землю

2

24

Волга-великая русская река.

Стихи, песни о Нижнем Новгороде. Стихи, песни, пословицы о Волге

2

Я и моя семья в истории и культуре России. (16 часов)

25

Я и моё имя.

Происхождение имён, фамилий, отчеств. Значение имён, имя, прозвище. Откуда к нам пришли наши имена. Имена моей семьи.

2

26

Имя – ангел хранитель.

Проект «Имя мамочки моей».

2

27

Моя родословная.

Генеалогическое древо. Обучение составлению генеалогического древа своей семьи.

2

28

Моя родословная.

Генеалогическое древо. Работа над генеалогическим древом.

2

29

История Родины и история моей семьи.

Презентации индивидуальных проектов «Моя семья», «Моя родословная»

2

30

Традиции семьи, традиции народа.

Презентации индивидуальных проектов «Моя семья». Расширение темы (традиции моей семьи, любимые праздники, занятия, любимые блюда моей семьи, домашние животные и т.д.)

2

31

История и культура моей семьи – часть истории и культуры народа большой и малой Родины.

«Без меня народ неполный». Урок – утренник. Презентации лучших работ обучающихся. Народные песни, игры. Проведение конкурсов.  Обязательное привлечение родителей.

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
  2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
  4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
  5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
  7. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
  8. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
  9. Игры народов СССР /Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
  10. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
  11. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
  12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
  14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
  15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
  16. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
  17. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
  18. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
  19. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  20. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
  21. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  22. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
  23. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили ученики 4 класса Берендеевской средней школы Учитель: С абаева Л. Р. Памятники культуры Нижнего Новгорода

Слайд 2

История Нижнего Новгорода начинается в 1221 г. Его основал князь Юрий Всеволодович у места слияния великих рек Волги и Оки. Нижний Новгород – административный центр Нижегородской области, центр Приволжского федерального округа, пятый по численности город России, важный экономический, транспортный и культурный центр страны. В период с 1932 по 1990 г.г . носил название Горький (в честь писателя Максима Горького).

Слайд 3

Город получил название «Нижний» – возможно, потому, что расположен был в « низовских » землях относительно Новгорода Великого

Слайд 4

Геральдическое описание и изображение на гербе города Нижнего Новгорода гласит : "На серебряном щите идущий червлёный олень, рога, глаза и копыта чёрные. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком, и обрамлён по сторонам и снизу лентой ордена Ленина ". Флаг города Нижнего Новгорода является классическим гербовым флагом, т.е. флагом с композицией герба, распространённой на всё полотнище . Символы Нижнего Новгорода – герб и флаг .

Слайд 5

Первое, что видит каждый подъезжающий по Волге к городу Нижнему Новгороду – это его древний Нижегородский кремль, раскинутый по крутым склонам высокого берега. Кремль-сердце древнерусского города.

Слайд 6

Дмитровская (главная) - по имени нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича (XIV в .) Кладовая - служила складским местом Никольская - по соседству с Никольской посадской церковью (теперь не существующей ) Коромыслова - по якобы похороненной под нею легендарной девушке с коромыслом Тайницкая - по тайному подземному ходу из нее к р. Почайне (иначе - Почаге ) Северная , или Ильинская - по своему северному положению относительно других кремлевских башен и по соседству с посадской церковью Ильи Пророка Часовая - по установленным на ней в XVI в. часам. Ивановская - по соседству с посадской церковью Иоанна Предтечи (теперь не существующей ) Белая - по белокаменной облицовке нижней части наружного фасада Зачатьевская -названа по располагавшемуся рядом Зачатьевскому монастырю. Борисоглебская - названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба, стоявшей ниже кремля, у берега Волги Георгиевская - по соседству с посадской Георгиевской церковью (теперь не существующей ) Пороховая -- по предназначенности для хранения пороха и других боеприпасов Нижегородский кремль имеет 13 башен все они сохранились и были восстановлены

Слайд 8

Михайло-Архангельский собор – старейшее сохранившееся в Кремле здание – построен не позднее середины XVI в. и перестроенный в XVII в. Здание собора служило домовой церковью великих князей Нижнего Новгорода и усыпальницей их потомков. В настоящее время под зданием собора находятся могилы Василия Кирдяпы , Василия Юрьевича, правившего Нижним Новгородом в 1446 году, Ивана Васильевича – последнего великого князя Нижнего Новгорода.

Слайд 9

Расположенный в живописном месте слияния двух рек, Волги и Оки, в Нижнем Новгороде, собор Александра Невского — настоящее украшение архитектурного облика этого старинного города. Собор Александра Невского был заложен в 1864 году в память о посещении нижегородской ярмарки императором Александром II. Иконостас рекордной высоты 23 метра был написан московскими мастерами. В 1881 году храм освятили. Наиболее почитаемыми святынями здесь стали частица Животворящего Креста и чудотворная икона Богоматери.

Слайд 10

В центре города Нижний Новгород, неподалеку от устья реки Оки, расположился красивейший пятиглавый храм Сергия Радонежского , золотые купола которого видны издали. Рельефные архитектурные формы храма были выполнены в стиле церквей Древней Руси. Главной святыней храма является икона Сергия Радонежского, изготовленная в 2005 году монахами Троицко -Сергиевой лавры.

Слайд 11

Валерий Петрович Чкалов — советский летчик-испытатель, участник беспрецедентного перелета через Северный полюс. В 1936 г. он вместе с товарищами совершил первый в истории беспересадочный полет почти на 10 тыс. км — из Москвы в Петропавловск-Камчатский, за что получил Ленинскую премию, звание героя Советского Союза и личную благодарность Сталина. Скульптура Чкалова была установлена на волжской набережной 15 декабря 1940 г., через два года после гибели летчика. Замысел воплотил в жизнь его друг — художник-скульптор, лауреат Госпремии СССР И. А. Менделевич, а архитекторы И. Г. Таранов и В. С. Андреев придали ему значительность благодаря постаменту.

Слайд 12

Памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде , находится в сквере на площади Горького. Он открыт 2 ноября 1952 г. Семиметровая бронзовая фигура горького создана скульптором Мухиной В.И . Она создала образ молодого Горького в период его жизни в родном городе Нижнем Новгороде именно в этот период он пишет знаменитую «Песню о Буревестнике.»