Описание инновационного педагогического опыта "Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство формирования представлений о родном крае"

Почти 200 лет назад Натан Ротшильд сказал: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”.  Эта фраза как нельзя актуальна на сегодняшний день.  Мои воспитанники — это дети  нового поколения, нового информационного общества. В современном обществе актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её.

Поэтому у меня возникла  необходимость в поиске новых средств, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников, были  приоритетно направлены  на развитие познавательного интереса и познавательных действий воспитанников, основывались на практическом опыте детей. На мой взгляд, ведущее место среди них занимает проектная деятельность.

Проанализировав несколько выпусков детей своей  группы, я выделила из года в год повторяющуюся тенденцию –  у детей существует дефицит представлений о родном городе, крае, стране. Об этом свидетельствует результаты, зафиксированные в картах педагогических наблюдений.

 

В тоже время, по моим наблюдениям,  рассказы детей, посетивших достопримечательности нашего города, совершивших поездку по краю, вызывают неподдельный интерес в среде сверстников.  Новости из жизни города и  края вызывают эмоциональный отклик у детей.  Опросив родителей и педагогов ДОУ, я сделала вывод, что краеведение является важным компонентом   образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, считаю актуальной тему моего  приоритетного направления  «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста  как средство формирования представлений о родном крае».

Цель приоритетного направления:

Формирование у дошкольников первоначальных  представлений о родном крае посредством проектной деятельности.

Цель решаю через следующие задачи:

1). Формирование  познавательных действий при ознакомлении дошкольников  с малой родиной, социокультурными ценностями нашего народа, особенностями природы, многообразием  животного мира края.

2).  Воспитание  уважительного отношения  к своей семье,  городу, краю, народам, которые здесь  проживают.

3). Развитие любознательности,  познавательной  мотивации,  творческой  активности детей  на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Для реализации приоритетного направления разработала календарно-тематическое планирование по формированию первоначальных представлений о родном городе, крае, которое легло в основу планирования детского сада, определила наиболее эффективные формы работы с детьми, родителями.

Проектная деятельность заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в проектной деятельности является не только обогащение познавательной деятельности детей, но и формирование умений проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, коммуникативности, умению принимать решения.

В проектной деятельности выделяю  два аспекта:

для ребенка – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; проживание актуальной для него ситуации; формирование жизненного опыта.

для воспитателя  – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Считаю, что прежде чем ребенок осознает себя гражданином своей страны, ему необходимо почувствовать себя частью своей семьи, своего дома, сада, в который ходит ребенок. Поэтому образовательная работа в группе начинается с простых и понятных для ребенка тем: «Я и моя семья», «Мой детский сад», постепенно расширяясь к темам  «Мой город», «Моя страна». Каждая тема реализуется через детскую деятельность: игровую, продуктивную, коммуникативную, музыкально – художественную, чтение. В приобщении детей моей группы к истории, природе, культуре края использую деятельностный подход: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

 При организации проектной деятельности в группе для выстраивания алгоритма проектной деятельности и формирования познавательных действий  я разработала для детей  «дорожные карты» проектной деятельности.  Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария проектной деятельности в виде модели. Основные действия детей в проектной деятельности, их последовательность  обозначены в виде условных знаков. 

При введении «дорожной карты»  в проектную деятельность по формированию представлений о родном крае, выявила ряд ее преимуществ:

·         Возможность использования карты на любом этапе проектной деятельности;

·         Наглядное моделирование реальных событий;

·         Способствуют формированию умения планировать свою работу;

·         Карту может «прочитать» ребенок, не владеющий навыками чтения;

·         Служит подсказкой в проектной деятельности.

Эффективность «дорожной карты»  доказывает цикл реализованных  при помощи ее мини-проектов «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Семейные реликвии», «Мой детский сад», «Мосты Красноярска», «Шагая по улицам родного города», «Музей «Краевед», «Путешествуя по краю» и т.д.

Считаю очень важным удивлять ребенка.  Удивление ребенка – главное событие, побуждающего его к познавательным действиям.

При реализации проектной деятельности по формированию представлений о родном крае, выделила алгоритм, которому следует воспитатель при разворачивании проектной деятельности:

1. Наличие значимой для ребенка  проблемы – исследовательской, информационной, практической – требующей решения путём поиска и применения знания. В дошкольном возрасте ребенок еще не может самостоятельно определить проблему. Посредством наводящих вопросов я  помогаю  детям  сформулировать проблему.

2. Выполнение проекта начинается с совместного планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации (что мы сделаем и каким образом мы расскажем об этом). На этом этапе разворачивания проектной деятельности применяю «дорожную карту», которая помогает детям составить план своей деятельности.

3. Привлечение родителей к проектной деятельности. Учитывая занятость  современных родителей, низкую активность участия в жизни детского сада,   вовлекаю родителей  в проектную деятельность через детей. Дети моей группы рассказывают родителям о проекте и просят их помочь.  В приемной группы имеется  яркий  стенд «Почемучка», на котором  представлена информация о начинающемся проекте. Информация постоянно обновляется в соответствии с  достигнутыми результатами. 

 4. Обязательное обсуждение  с детьми  на каждом этапе проекта.

Для достижения этой цели  в моей группе происходит обсуждение каждого этапа проекта  на утреннем сборе. Совместно с детьми мы обсуждаем достигнутые результаты и планируем следующий шаг.

5. Результатом работы над проектом  является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Считаю важнейшим условием, которое должно быть соблюдено при организации  деятельности по приоритетному направлению,  максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности  по формированию представлений о родном крае. Учитывая это,  совместно с родителями воспитанников в группе создала  Центр краеведения с целью обобщения материалов о родном городе, крае, стране. Центр краеведения представлен в виде следующих материалов:

Ø  Флаг, гербы, гимн  и другая символика города Красноярска, Красноярского края и страны;

Ø  Макеты: «Сторожевая башня на Караульной горе», «Заповедник Столбы», «Часовня» и др.;

Ø  Альбомы «Моя семья», «Наш город» (достопримечательности города);

Ø  Рисунки детей о жизни в детском саду и дома;

Ø  Видео – ролики «Мой Красноярск», «Заповедник Столбы», «Животный мир Красноярского края», «Богатства нашего края».

Ø  Карта Красноярского края и города Красноярска, России;

Для пополнения Центра краеведения разработала  ряд авторских дидактических игр на развитие представлений о родном городе и крае «Вопрошай-ка», «Пьедестал почета», «Герб города», «Достопримечательности города», «Животные нашего края» и т.д. Материалы для игр изготовила совместно с родителями воспитанников группы. Таким образом, в группе появилась игротека, которая пользуется популярностью не только у детей моей группы, но и у родителей и  воспитанников  сада.

Совместно с детьми активно участвую в жизни города и края. При взаимодействии с администрацией детского сада организовано социальное партнерство с Красноярской краевой детской  библиотекой, Красноярским краевым краеведческим музеем,  Красноярским  художественным  музеем  имени В.И. Сурикова. Вследствие этого, при сотрудничестве  с социальными партнерами, систематически проводятся различные мероприятия:

Ø  экскурсии в библиотеку на День читателя, в Краеведческий музей для знакомства с природой Красноярского края, бытом народов Красноярского края, в музей им. В.И. Сурикова для знакомства с народной игрушкой и творчеством красноярских мастеров;

Ø   литературные часы «Красноярцы – детям Красноярья», «Сказки нашего края»;

Ø   игры-путешествия «В поисках золотого ключика», «Сокровища края».

 Это позволило не только расширить представления детей о родном городе и крае, но и стать  участниками и победителями различных конкурсов:

 

·         2011 г. Залевский Илья – участник краевой выставки-конкурса декоративно-прикладных идей «Медведь – символ России и Сибири;

·         2012 г. Ишунина Валерия – победитель конкурса «Семья – ковчег спасения»;

·         2013г. Дюжакова Полина – участник  конкурса детского рисунка «Жеребёнок, жеребёнок, белой лошади ребёнок»;

·         2013 г.  Ишунина Юлиана -  победитель конкурса государственного природного заповедника «Столбы» «Красная книга – от сердца к сердцу» и соавтор  Красной книги России;

·         2014 г. Римская Ангелина - победитель конкурса «Арт-ель» государственного заповедника «Столбы»;

·         2013 г. Силивончик Александр – автор проекта по макетированию «Краеведческий музей», участник всероссийского конкурса «Детский проект»;

·          2013 г. Кокоулина Виктория, Белокурова Елена – участники выставки Роева ручья «Ребята и зверята»;

·         2013г. Романов Тимофей – автор сказки «Ручеек», участник  всероссийского конкурса от экоцентра «Воробьевы горы» «Природа родного края»;

·         2014 г. Воспитанники группы – участники конкурса от «Комсомольской  правды» и краеведческого музея  на лучшее имя стегозавру, найденному в Шарыповском районе;

·         2014 г. Белокреницкая Яна – участник всероссийского творческого конкурса «Путешествуя по России» в номинации «Красота родного края».

Считаю, что эффективность образовательного процесса зависит от сотрудничества всех участников образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяю взаимодействию с родителями. Взаимодействие достигается за счет включения родителей как субъектов образовательного процесса в события на уровне группы и учреждения. В первую очередь – это ставшие традицией фольклорные и календарные праздники: Рождественская Коляда, Широкая Масленица, Иван Купала, Яблочный спас, Покров день; спортивные развлечения для всей семьи - Неделя здоровья, Летняя и Зимние детские Олимпийские игры ДОУ. Особой традицией стало празднование 9 мая через включение семей воспитанников в детско-взрослый проект «Живая память» и военно-патриотической игре «Зарница». Традиция нашей группы – совместный туристический поход на остров  Татышева. Взаимодействуя с родителями,  использую разнообразные (как традиционные, так и инновационные) формы работы. Одними из наиболее эффективных считаю наглядно-информационные формы общения, которые помогают объективно увидеть деятельность педагогов нашей группы, оказывают практическую помощь семье. Одной из эффективных форм работы с семьей стала разработка маршрутов выходного дня, в которых  рекомендую родителям  посетить главные места нашего города, культурные и значимые мероприятия. Родители моей группы – постоянные участники не только групповых проектов, но и проектов сада. Благодаря этому  реализовались семейные проекты «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Семейные реликвии», «Шагая по улицам родного города» и другие, а в холле нашего сада появилась выставка «Красноярск глазами детей».

 Результативность работы по приоритетному направлению  позволила мне расширить рамки образовательной работы в группе и выйти на уровень детского сада. Таким образом, совместно с педагогической лабораторией ДОУ «Поиск» разработала образовательный проект «Окно в Россию», который включает в себя несколько направлений по взаимодействию с участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями. Для каждой группы участников определены наиболее эффективные формы работы. Основными линиями проектирования являются:  «Семья», «Детский сад», «Мой город Красноярск», «Моя страна – Россия». В рамках образовательного проекта реализуются краткосрочные образовательные проекты «Музей русского быта», «Народная игрушка», «Народы нашего края» и др.,  различные мероприятия, посвященные  государственным праздникам и традициям нашего народа: День города, День государственного флага, День победы, Масленица, Осенины.

Реализация образовательного проекта привела к:

  • Повышению компетентности педагогов ДОУ в области проектирования;
  • Преобразованию предметно-развивающей среды ДОУ: были созданы игровые центры «Символика России», «Красноярск в прошлом, настоящем и будущем», мини-музей «Русский быт», макеты природных зон «Север», «Тайга»;
  • Социально-личностному развитию дошкольников ДОУ, формированию у детей культурного и творческого потенциала;
  • Обогащению образовательного процесса ДОУ.

Активно распространяю свой  опыт работы:

·         методическое объединение воспитателей ДОУ Ленинского района, реализующих программу нового поколения Л.А. Венгера «Развитие»,  2010г. презентация   образовательного проекта  «Окно в Россию» ;

·          консультация для участников конкурса лучших воспитателей МБДОУ Красноярского края в рамках краевой целевой программы "Дети» ,  2010г., презентация  опыта работы по теме  "Национально-региональный компонент как средство нравственного и эстетического воспитания дошкольников";

·         Сибирский    образовательный форум – 2010г, презентация авторского игрового оборудования по патриотическому воспитанию дошкольников;

·         круглый стол Всероссийской  педагогической конференции  «Современные средства дидактики», 2013г.;

·         конкурс для педагогов Ленинского района  «Учитель года – 2012», номинация «Воспитатель»;

·         краевая научно-практическая конференция по проблемам дошкольного образования «XXI век: новый взгляд на образование дошкольников», 2013 г., презентация опыта работы по теме «Развитие познавательной и творческой активности дошкольников посредством проектной деятельности»;

·         статья «Развитие познавательной и творческой активности дошкольников посредством проектной деятельности», сборник краевой научно-практической конференции по проблемам дошкольного образования «XXI век: новый взгляд на образование дошкольников», 2014 г.

  • всероссийский конкурс «Путешествия по России», номинация  «Презентация «Мой родной край», 2014г. , презентация  «Заповедник «Столбы».

В перспективе планирую  разработку технологических карт проектов для педагогов. Технологическая картамодель реализованного проекта, в которой   записан весь процесс проектной деятельности, указаны операции и их составные части, материалы,  оборудование, методы и средства.

При разработке технологических карт планирую учитывать следующие позиции:

Ø  Описание  процесса проектирования;

·         Указание  действий педагога и действий детей;

·         Перечисление  материалов;

·         Перечисление оборудования;

·         Указание методов и средств, использованных при реализации проекта;

·         Обозначение  результата.

Считаю, что использование   технологической  карты  проекта позволит  педагогам  увидеть  все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.

Являюсь:

·         участником  программы развития профессионально-личностных компетенций педагога посредством интернет-обеспечения – Педагогического университета «Первое сентября»;

·          участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века 2012/13», разработанного в соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011-2015 г;

·          участником апробации модели оценки качества дошкольного образования субъектов РФ – ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»;

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dorozhnaya_karta.pdf395.19 КБ

Предварительный просмотр: