Консультации для педагогов

Саммобразование - является одним из условием повышения профессиональной компетенности педагога. В данном разделе мы представим некоторые из тем по самообразованию,  с анализом и эффективностью применения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

       Воспитатель

Кочеткова Г.В.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема : Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

      Продуктивная деятельность детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.

Продуктивная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.

        В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе продуктивной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

 Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.

На занятиях по художественному творчеству осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Этот  процесс вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.

Исходя из выше изложенного, ставится цель изучения данной проблемы:

определить наиболее эффективные приемы развития способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические источники по особенностям ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством – квиллинг(бумагопластика).
  2. Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
  3. Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников декоративно-творческих способностей.
  4. Апробировать систему на практике.
  5. Определить эффективность разработанной системы занятий.

Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

I этап (информационно-ознакомительный)

 - изучение научной, методической литературы,

 - посещение лекций, семинаров,

-проведение мастер классов для педагогов и родителей.

- анализ  и обобщение теоретических данных,

II этап (практический)

-составление программы «Квиллинг (бумагопластика)для детей дошкольного возраста».

- внедрение в практику полученных теоретических знаний,

- апробация программы.

III этап (обобщающий)

   -обобщение опыта работы по теме самообразования,

  - диагностика и анализ результатов работы.

I этап (информационно-ознакомительный)

Проанализирована методическая литература по теме самообразования:

  • Книга: "Забавные фигурки делаем из гофрокартона" Авторы: Л. В. Курочкина, Т. В. Щур, А. А. Ургард - мастера студии "Милое дело". Редактор: Деревянко Т.
  • Узоры из бумажных лент - Уолтер Хелен
  • Анна Зайцева: Квилинг: новые идеи для творчества.
  • Юртакова А., Юртакова Л.: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент
  • Новикова И.В.: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками
  • Шилкова Е.А.: Квиллинг : поделки из бумажных лент
  • Изучен передовой опыт  (знакомство с методической литературой, статьями в СМИ, интернете)

 

       

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:

  • Тема: «Значение техники квиллинг для умственного и эстетического

развития »

  • Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов ДОУ с проведением мастер- классов.
  • Проведены с детьми ознакомительные занятия по квиллингу с показом презентаций.

Анализ работы по теме самообразования

    Проаназизаровав литературу, изучив технику бумагопластика («квиллинг), были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.

.

  Познакомив детей с  техникой декоративно прикладного искусства «квиллинг»  накоплен определенный опыт работы по теме самообразования.

С учетом особенностей нашей возрастной группы (вторая младшая) данное  декоративно-прикладное искусство – квиллинг, очень заинтересовало детей.

Дети рассматривали картины созданные педагогами, презентацию.

С помощью педагога дети научились скручивать полоски, а затем выкладывать небольшой узор. Итогом работы с детьми получилась коллективная работа.

       В следующим учебном году планируется продолжить работу по самообразованию по данной теме, что позволит более глубоко изучить данную проблему, накопить опыт обучения техники  «квиллинг» дошкольников используя современные приемы и методы.

С этой целью намечены следующие мероприятия на следующий учебный год:

  • Составление и апробация программы
  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов

Программа работы  по теме самообразования для детей средней группы

Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

II этап (практический)

  • составление программы «Квиллинг(бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
  • внедрение в практику полученных теоретических знаний,
  • апробация программы.

Мероприятия:

  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.

Программа работы  по теме самообразования для детей средней группы

(На первое полугодие.)

«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

Разрабатывая  программу для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования,  мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Поэтому занятия по квиллингу мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.

Задачи программы:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
  • Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.

                                        ПЛАН.

Сентябрь

1.Знакомство с бумагой для квиллинга

-познакомить детей с историй квиллинга (показ презентации)

-показать готовые изделия.

2.Знакомство с бумагой и инструментами для квиллинга

-заинтересовать детей

-начинать учить скручивать колечки.

 Октябрь

3.Формы для квиллинга.

-продолжать учить детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия

4. Формы для квиллинга.

- познакомить детей с формой листик, совершенствовать технику

Ноябрь

5. Составление узора «снежинка»

-показать детям снежинку из квиллинга

-начать делать заготовки для снежинки

6. Составление узора «снежинка» (продолжение)

-продолжать с детьми делать заготовки

-формировать у детей желание делать аккуратно

Декабрь

7. Составление узора «снежинка» (продолжение)

-подготовить с детьми основу для снежинки

-выложить на ней снежинку и объяснить детям как склеиваться детали между собой

8. Составление узора «снежинка»(продолжение)

Окончательное оформление открытки

Анализ работы по теме самообразования.

В нашей группе темой самообразования является «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста». В течение первого полугодия нами проводились занятия с детьми среднего возраста один раз в две недели (учитывая нагрузку детей и режим дня).

За данный период целями которого были следующие задачи:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
  • Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.

С поставленными задачами справились не все дети в группе, поскольку небыли учтены индивидуальные особенности детей, такие как внимание, память, усидчивость, развитие дифференциальных движений кистей рук, особенности психического и физического развития.

Однако у большинства детей занятие бумагой пластикой вызвало огромный интерес.

Учитывая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, с некоторыми  детьми проводились дополнительные занятия в индивидуальном порядке.

Все дети в группе к концу полугодия были познакомлены с техникой»квиллинг».

В целом все дети в группе освоили две формы для бумагокручения

( колечко и листик).

Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.

Для выявления эффективности  темы самообразования, по итогам первого полугодия,  проанализировав работы детей и их возможности мы составили следующую диаграмму.

Мы, остановились, как считаем на наш взгляд на двух критериях.

( в диаграмме  используется  количество детей по списку 24 ребенка)

1.Интерес ребенка к данному виду творчества.

2.Степень умения и навыка  ребенка (получается или нет)

Таблица 1

        

Считаем, что  целесообразно продолжить работу по выбранной теме самообразования.

Программа работы  по теме самообразования для детей средней группы

(На второе полугодие)

«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

Продолжая работу по теме самообразования, цель программы остается.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.

Задачи  второго полугодия :

  • Совершенствовать навыки работы с бумагой.
  • Продолжать обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать у детей творческую разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
  • Продолжать формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Развивать  способности эстетического и художественного восприятия;
  • Продолжать создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать ВПФ.
  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Продолжать воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.

На основе искусствоведческих и психолого - педагогических исследований нами была разработана серия занятий, способствующих развитию эстетического развития ребенка.

В основу легли следующие принципы:

  • поэтапность (от простого к сложному).
  • сочетание техник.
  • использование инновационной техники.

План  работы.

 Январь.

9. Формы для квиллинга.

-совершенствовать умение  детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия.

Февраль.

10.Формы для квиллинга.

-продолжать знакомить детей  с новыми формами для квиллинга.

11. Составление композиции «Цветок для мамы».

- показать детям  открытку из квиллинга в подарок маме, и начать делать заготовки для нее.

(работа ведется подгруппами и  индивидуально, в зависимости от уровня умения ребенка)

-начать делать заготовки для открытки.

Март

12. Составление композиции «Цветок для мамы». (продолжение).

-подготовить с детьми основу для открытки

-выложить на ней цветок  и объяснить детям как склеиваться детали между собой.

13. Составление коллективной композиции.

-начать  с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.

-формировать у детей желание делать аккуратно.

Апрель

14. Составление коллективной композиции. (продолжение)

 -продолжать  с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.

-формировать желания делать аккуратно.

15. Составление коллективной композиции (продолжение)

-продолжать  с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.

-собирать из деталей цветы и листочки.

Май.

16.Составление коллективной композиции (окончание)

-Окончательное оформление композиции

Анализ работы по теме самообразования.

Поскольку развивающие функции продуктивной деятельности (а техника « квиллинг» относится в продуктивной деятельности детей)  связана с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части.  

Во втором полугодии были учтены возрастные  и индивидуальные особенности детей, поэтому проводились индивидуальные занятия с детьми.

 С детьми проводились предварительные беседы  со всей группой, а основная работа велась небольшими подгруппами детей.

Занятие бумагой пластикой продолжает  вызывать   интерес детей.

Все дети в группе к концу года  освоили технику квиллинга.

Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.

Нами выявлены некоторые особенности усвоения детьми выразительных средств и  эстетического развития детей   с помощью нашей серии занятий:

  • у детей, не отдающих предпочтение продуктивными видам деятельности, возникает интерес к техники «квиллинг».
  • детей привлекает простота создания картин.
  • разнообразие техники  и  их  новизна  стимулирует  фантазию
    детей, развивает их воображение и их творческие способности,
    способствует формированию выразительных образов.

Детям очень важен конечный результат, особенно если  продукт творчества  можно забрать домой,  в изготовлении которого они принимали участие.

Диагностика результатов за год(таблица 2):

( в диаграмме  используется  количество детей по списку 24 ребенка)

1.Интерес ребенка к данному виду творчества.

2.Степень умения и навыка  ребенка ( получается или нет)

Таблица 2(данные по итогам года)

        

Таблица 1(данные за 1 полугодие)

        

Анализ результатов темы самообразования позволяет сделать
вывод, что результаты сравнения показывают
значительное повышение уровня эстетического развития в инновационной технике «квиллинг» у детей среднего  дошкольного возраста.
На конец года работы         детей         характеризуются        более    совершенным мастерством, более аккуратными, правильным расположением композиции. Дети больше проявляли творческий интерес, более самостоятельно действовали, активно используя новую технику, правильно     передавали     форму     и     пропорции     предметов, использовали большой спектр цветов.

По результатам темы самообразования можно сделать следующие выводы:

Проведенное исследование показало эффективность серии занятий по бумагопластики с детьми  с целью умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, которое  направлено  на возникновение интереса у детей к деятельности, формирование разнообразных знаний и представлений о новом виде продуктивной деятельности..

В проведенном исследовании проверены педагогические условия совершенствования

Разработанная нами серия занятий проходила  поэтапно - от простого к сложному.

  • на   занятиях   была    создана   эмоционально   благоприятная,
    творческая   атмосфера,    способствующая   формированию   и
    развитию интереса к процессу  бумагопластике.
  • детям будет предоставлен выбор материалов способствующих формированию интереса к работе и результату.
  • в   цикле   занятий      введена    нетрадиционная    техника , для дошкольного учреждения – бумагопластика (квиллинг)
    направленная    на  формирование   умственного и эстетического развития детей  дошкольного возраста.

Таким образом, задачи, поставленные в тема самообразования, решены, занятия по  бумагопластике  оказывают положительное влияние на формирование умственного и эстетического развития детей  дошкольного возраста.

Мы планируем продолжить работу по данной проблеме


Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по организации продуктивной деятельности в процессе занятие бумагопластикой (квиллингом).

По результатам     проведенного        исследования, наглядно продемонстрировавшим,     что   бумагопластика  представляет собой одно из наиболее привлекательных и доступных видов работ в дошкольном возрасте, можно сделать следующий вывод:

Продуктивная деятельность является сложной, многовидовой, многооперациональной художественно-трудовой деятельностью, она содержит потенциальный эффект воздействия на художественное, трудовое воспитание, развитие познавательной и творческой активности детей.

Поэтому можно рекомендовать воспитателям:

  • Использование нетрадиционных техники квиллинг

( бумагопластика) которые несут в себе        элементы        художественной

оригинальности, нестандартности мышления и исполнения, обладают большим потенциалом по формированию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворению их потребности в самовыражении, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию выразительности в работах детей.

  •  В процессе продуктивной деятельности в ходе специально

организованной работы с детьми среднего дошкольного возраста

станет доступным создание выразительных образов, развитию которых способствует освоение специфических средств выразительности: стилизованность изображения, правильное расположение композиций, декоративность колорита, техничность приклеивания элементов.

  • Повышению   уровня  умственного и эстетического развития детей

дошкольного возраста способствует работа в различных техниках, в том числе и техника бумагопластики, дети осваивают новые способы создания выразительных образов, учатся сочетать разные техники в одной работе.

  • Надо формировать  эстетическое восприятие детей  способом

 отражения действительности, обусловленным назначением                изделий, особенностями материалов, техники исполнения и характерными средствами выразительности.

  • Формирование и совершенствование, эстетического восприятия и

умственного развития  у  дошкольников должно осуществляться поэтапно в процессе специально организованного обучения.

Рекомендуемые методы  в работе с детьми по направлению бумагопластики

  • Использование мультимедийного  оборудования (показ презентаций)
  • словесность и наглядность инструкций
  • индивидуальный подход
  • рассматривания и обсуждения композиций иллюстраций и наглядного материала,
  • выполнение творческих заданий, которые хорошо зарекомендовали себя в экспериментальной работе.



Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

«Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего  дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц».

       Воспитатель

Кочеткова Г.В.

.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема

«Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего  дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц».

Неизменным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать его можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения»

Слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого-либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось. Если же повторение неудачного опыта общения - растет отчуждение людей. Такое отчуждение, разрыв взаимоотношений нередко возникает и между ребенком и взрослым.

Актуальность проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста известна большому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития диалогической и монологической речи у детей.

 Для успешной преемственности дошкольного образования и школы необходима грамотно сформированная связная речь, однако зачастую родители  педагоги  упускают этот момент.

Одной  из главных задач дошкольного отделения СОШ является  развития связной речи ребенка.

Это совершенствование монологической речи, через диалогическую форму речи.

Эта задача решается через различные виды деятельности детей:

  • Игровую деятельность
  • Непосредственно образовательную деятельность
  • Продуктивную деятельность

Связная речь занимает центральное место в развитии коммуникативной функции ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает  его логику, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько у ребенка активен словарный запас, умение правильно изложить свои мысли, чувства и переживания, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Опыт работы показывает, что умение  описывать  предмет, пересказывать связно рассказ, запомнить стихотворную форму  формируется у некоторых детей медленно.

 Особенно трудности вызывает у детей  формирования навыка описательного рассказывания, и как следствие возникает трудность  поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны.

Так же у многих детей отмечаются трудности с запоминаем стихотворных форм.

Метод  наглядной опоры   помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст.

Тренировка зрительной памяти у детей– залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста и далее школьного возраста.

Исходя из своего опыта, что уровень развития связной речи у детей разный от высокого до низкого, мы решили исследовать эту проблему, и найти пути эффективного решения.

Изучив литературу по развитию связной речи, развитии общения, между детьми используя речевую деятельность.

И, чтобы достигнуть высоких результатов,  решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Учитывая, что педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мы остановились на технологии – МНЕМОТЕХНИКИ ( или опорных таблицах, пиктограммах).

Мнемотехника - в перводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники  мы хотим  решить  следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать комуникативно-речевую функцию
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • - строение рассказа,
  • - последовательность рассказа,
  • - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Задачи:

  1. Изучить психолого -педагогические источники по особенностям ознакомлению детей с мнемотехникой.
  2. Способствовать формированию представления у педагогов, о использовании мнемотехнике при  работе с детьми дошкольного возраста. Познакомить  с мнемотехникой. Ознакомить слушателей с опытом  дошкольного отделения в данном направлении.
  3. Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников навыков запоминания с помощью мнемотехнике.
  4. Апробировать систему на практике.
  5. Определить эффективность разработанной системы занятий.

Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

I этап (информационно-ознакомительный)

 - изучение научной, методической литературы,

 -проведение мастер классов для педагогов.

-консультация для родителей

- анализ  и обобщение теоретических данных,

II этап (практический)

-составление плана работы с мнемотаблицами  с учетом основной программы дошкольного отделения СОШ.

- внедрение в практику полученных теоретических знаний,

- изучение эффективности методики.

III этап (обобщающий)

   -обобщение опыта работы по теме самообразования,

  - диагностика и анализ результатов работы.

I этап (информационно-ознакомительный)

Проанализирована методическая литература по теме самообразования:

1.Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

7.Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: “Просвещение”, 1994.

8.Юлиана Козлова: Я учусь запоминать! Упражнения с пиктограммами

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:

  • Тема: «Рекомендации родителям. Мнемотехника в работе с дошкольниками.
  • Проведение мастер-класс на педсовете
  • Тема: «Использование мнемотаблиц в развитие речи дошкольника»
  • Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов с проведением мастер- классов.
  • Ознакомление детей с мнемотаблицами.

Анализ работы по теме самообразования

    Проанализировав литературу, изучив технологию мнемотехники,

с учетом возраста и особенностей  детей нашей  группы, мы решили использовать мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

Нами были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строиться в 3   этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Запоминание стихотворных форм дается многим детям с трудом.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.      

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст стихотворения. На следующих занятиях дети рассказывают стихотворение без использования мнемосхемы.

Приемы работы с мнемотаблицами.

Этапы использования мнемотаблиц: 

Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, 
что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

С этой целью намечены следующие мероприятия на второе полугодие учебного года:

  • Составление плана работы.
  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров- конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами.
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов.
  • Изготовление мнемотаблиц.

Планирование работы  по теме самообразования для детей старшей группы

Тема: «Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего  дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц».

II этап (практический)

  • составление плана  
  • внедрение в практику полученных теоретических знаний

Мероприятия:

  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов

Цель  – развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста.

Задачи

  • создание комфортной среды общения,
  • развитие коммуникативно-речевой функции
  • развитие диалогической и монологической речи
  • развитие ВПФ.
  • Развитие просодической стороны речи (интонационно-выразительная окраска речи).
  • развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  • Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  •  Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
  •  Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

  • Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Планирование работы  по теме самообразования

 для детей старшей группы.

Разрабатывая  план для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования,  мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное.

С учетом требований программы дошкольного учреждения

НОД   мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель  – всестороннее интеллектуальное развитие детей в процессе овладение приемами мнемотехники.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

«Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

                   

ПЛАН.

(для группы детей)

Январь

1. Тема : Знакомство с  мнемотаблицами.

-познакомить детей мнемотаблицами.

-активизировать активный словарь детей.

2. Заучивание стихотворения «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня

Февраль

3. Заучивание стихотворения «Снегири»

 4.Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья»

Март

5.  Заучивание стихотворения Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима

6. Заучивание стихотворения «Весна пришла» Т. Дмитриев

Апрель

7. Заучивание стихотворения  В. Степанова «Космонавт»

8. Заучивание стихотворения А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

Май

10. Заучивание стихотворения  Автор: Ю.  Тувим « Овощи»