Консультации для родителей

Консультации для родителей детей дошкольного возраста одна из эффективных форм взаимодействия педагога  и родителей. Такой вид работы позволяет педагогу помочь родитемям понять своего ребенка, его особности, потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTadlH0bitX5OcPqbrzdyo_zzTg9_A-ejSthw7tX7wvpagMqLTrxg

Родительская компетентность это?

Детство – это не подготовка к жизни, это жизнь. Нет в ней черновиков. Если ты признаешь себя главным режиссером своей жизненной истории, то и ответственность появляется. Что нарисуешь, в том жить и будешь – твой личный выбор. Готовы ли мы, родители, помочь ребенку осознать свое жизненное авторство

Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Родители детей дошкольного возраста должны знать о «кризисах развития в жизни ребенка» - это 1 год, 3 года, 7 лет. Когда в три года ребенок становится капризным, вздорным, упрямым, компетентный родитель не должен теряться и раздражаться, он должен понимать и знать, что это важный этап в жизни ребенка – это первое яркое выражение своего «Я», это попытка отдалиться от родителей, научиться многое делать самому и решать свои проблемы.

«Компетентный родитель» понимает, что переживая кризис, ребенок поднимается на новую жизненную ступень.

«Компетентный родитель» помогает в этом ребенку, зная закономерности личностного развития. И благодаря грамотности родителя, ребенок выходит из кризиса с набором положительных качеств.

Родитель должен знать главное правило- ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.

«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности.
Когда неграмотный родитель в 3- 4 года, желая, скорее всего, удовлетворить свои собственные амбиции, старается обучить ребенку чтению, письму и даже иностранному языку, не учитывая возрастных психических особенностей, он наносит, безусловно, вред психике и здоровью ребенка.
Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что мы плохие родители, а кому же это приятно?

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что мы, став взрослыми, должны и так все уметь… Экзаменом нашего родительства становится сама жизнь. Все ли из нас сдают его успешно? Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют.

Чего мы хотим от наших детей? Чтобы хорошими людьми стали, чтобы целей своих достигли успешно, самостоятельность, ответственность умение разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы» - все это хочется видеть в детях. Прежде всего, мы хотим, чтобы они могли адаптироваться к любым условиям жизни, не теряя себя и выбирая достойные средства.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт. Проще говоря, транслируем на детей те методы воспитания, которые когда-то применялись к нам. Кто-то здесь скажет: «А меня вообще улица воспитывала, родителям не до меня было, и ничего, нормальным человеком вырос». Другой добавит: «Меня драли, как сидорову козу по десять раз на дню и тоже хорошо получилось». А кого-то мама до выпускного класса везде за руку водила и так далее. И ведь все правы. Воспитывались по-разному, но так или иначе людьми стали. Только почему же именно сейчас мы говорим об «ужасном современном поколении» с какой-то особой тревогой и болью? Будто извечный конфликт отцов и детей обострился именно в наше время.


Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеального. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть понятие:
невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком.
«Компетентный родитель» должен знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания:
1. Гипоопекающий тип, когда происходит эмоциональное неприятие ребенка, ему уделяют недостаточно заботы и внимания. В таких семьях ребенок чувствует себя одиноким, у него формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка и в дальнейшем ребенок воспринимает мир враждебно, ведет себя агрессивно, растет неудачником. Это происходит и в семьях, где царит авторитарный тип управления семьей. Демократизация методов воспитания, предоставления безграничных свобод тоже чреваты негативными последствиями. Лишенные родительского тепла, опеки и заботы дети, часто вырастают скрытными, лживыми, душевно черствыми
2.Гиперопекающий тип. Ребенку многое прощается. Беспрекословно выполняются все его желания и капризы, ребенок лишается воли, самостоятельности, требует к себе повышенного внимания.

Когда началась для нашей страны «эпоха перемен», все мы оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность – индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и не правильном. Учили ли нас самих адаптироваться к этим изменениям? Конечно, нет, приспосабливались - кто как может. Пока мы были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь меняется стремительно. Мир переживает информационный взрыв. И уже не эффективными оказываются старые стратегии воспитания. Не потому что они плохие, неправильные, а потому, что изменился мир.

В нашей стране существовала система родительских лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей. Но, как правило, в них было больше лозунгов, чем конкретных знаний о том, как эти правильные слова реализовать. «Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, уделяйте ему время» и пр., а как это все делать? Может ли компетентный родитель испытывать раздражение или сердиться на своего ребенка? Как сохранять самообладание или как эффективно выражать свои эмоции? Как обучиться этому самим и научить своего ребенка? Чему конкретно надо учить юного человека, чтобы он был успешен в школе? Как реагировать на непослушание? Все эти вопросы требуют знания определенных стратегий и навыков. Информация, не ставшая опытом, быстро забывается.

Наиболее частые темы, интересующие родителей:

Надо ли избегать конфликтов?

Причины, по которым ребенок может плохо себя вести или что стоит за поведением ребенка. Как лучше узнать своего ребенка?

Что такое родительский авторитет? Власть родителей: необходима и оправдана? Что делать, когда родители теряют власть?

Как выслушать детей, чтобы они говорили с Вами. Язык «принятия». Навыки активного слушания.

Обычно, в процессе работы над этими темами выясняется, что многие проблемы системы родитель-ребенок кроются в неумении взрослых своевременно передавать детям ответственность за их собственную жизнь.

 

Чем больше родитель сам себя принимает, тем легче ему «видеть» своего ребенка реально и понимать его.

В основном ничего нового: «Начни с себя. Хочешь изменить мир – измени себя» Трудные ситуации в воспитании детей – дело обычное и нормальное в жизни любого человека. Мысли о своей родительской компетентности для тех, кто предпочитает думать во благо своих детей и… действовать.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 6-7 лет https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTCesLVQzNexRi_i9EUfu_cIFBer7J0ZXC9s4kqnrorEAlKm_o5Gw

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет.

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.

Социальное развитие:

· дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

· хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

· способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

· стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

· тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Речевое развитие:

· дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

· способны к простейшему звуковому анализу слов,

· обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

· грамматически правильно строят предложения,

· умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

· свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

· способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,

· способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Организация деятельности:

• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Интеллектуальное развитие:

· дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

· они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

· с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

· имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания:

· шестилетки способны к произвольному вниманию, одна ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:

· количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),

·преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,

· дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),

· способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),

не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Развитие мышления:

· наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление,

· доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:

· способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);

· способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.),

· способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

· способны мысленно находить часть от целой фигуры, до страивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации:

· способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

Слухо-моторные координации:

· способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;

· способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.

Развитие движений:

· дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;

· способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;

· способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;

· способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,

· способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);

· способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка:

· способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,

стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;

· самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,

· не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

Мотивы поведения:

· интерес к новым видам деятельности;

· интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

· проявляют познавательные интересы;

· устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Произвольность:

· способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),

· способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотри­тельно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: не усидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не толь ко родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не полу чается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложить ся впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо де лает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. По чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчи­вых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.



Предварительный просмотр:

«Причины капризности у детей, https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRHuZGloOyNzDq4HPlY--IkCLhsHLr7y-HM7fvP9uyMOgTn8mqeобусловленные неправильным воспитанием»

Причины капризности:

  1. Копирование поведения другого человека.
  2. Неправильная направленность семейного воспитания.
  3. Длительное пребывание ребенка наедине с непосильными для него проблемами.
  4. Неумение распределять время и организовывать свой досуг.
  5. Отсутствие других путей для самоутверждения и самореализации.
  6. Стремление привлечь к себе внимание.
  7. Попытка развлечься.

Легче устранить капризность, возникшей как следствие копирования поведения другой личности. У ребенка очень развита склонность заимствовать, присваивать элементы поведения людей, которые его чем-то привлекают. И отсутствует критическое отношение к чужим действий. В этом случае капризности, достаточно проводить разъяснительную работу.

Просчеты в семейном воспитании разнообразны. Иногда родители выполняют усердно любую детскую прихоть. Ребенок воспринимает это как должное, и когда его волю выполняют вдруг не сразу, он проявляет бурный протест (крик, слезы). Если малыш получает желаемое, стереотип поведения закрепляется, а здоровый и веселый малыш становится раздражительным. Родители должны осознать: ребенок имеет не только права, но и обязанности, а следовательно, должен привыкать к мотивированным отказам на некоторые свои просьбы. Ребенку надо показать, что плачем, воплем, истерикой он ничего не добьется.

На формирование ложного стиля воспитания в семье могут повлиять хронические болезни ребенка. Сочувствуя ему, родители оберегают от всего сложного и опасного. Компенсируя физические страдания, отсутствие общества сверстников, болезненного ребенка окружают чрезмерной заботой, выполняют все желания. Постепенно ребенок начинает свое состояние воспринимать как привилегию, а иногда даже прибегает к симуляции, чтобы её не потерять. В такой ситуации родители должны уметь сочетать разумную заботу с требовательностью и создавать условия для продуктивной, творческой деятельности ребенка.

В 96 случаях из 100 капризные дети по-разному ведут себя в присутствии родителей и педагогов, или других посторонних людей: стремительность — с родителями, спокойная уравновешенность — с другими. Если среди взрослых, воспитывающих ребенка, существуют разногласия в подходах к воспитанию, то это также дезориентирует ребенка, может привести к невротической реакции, капризам.

К аналогичным последствиям приводит быстрая смена типа воспитания: ребенка воспитывали одними методами, а затем внезапно при определенных обстоятельствах (развод родителей, переезд, рождение еще одного ребенка и т.п.), стиль воспитания меняется.

Под оболочкой каприза иногда может скрываться растерянность ребенка перед непосильной работой или чрезмерными требованиями. Стремление родителей сделать из ребенка «вундеркинда» должно быть в разумных пределах. Опасно лишать ребенка радости детства, потому что все это будет сказываться на его здоровье.
Надоедает капризами взрослым и ребенок, неспособный организовать свое время, досуг, постоянно не успевает что-то сделать. Это серьезная воспитательная проблема, она требует длительного времени, а главное — терпение взрослых.

Капризы могут быть способом привлечь к себе внимание взрослых членов семьи, если они погружены только в свои заботы. Родителям стоит задуматься над распределением своего времени, находить место для общения с ребенком. Нередко капризы возникают из-за ревности к младшим брату или сестре, или как способ развлечься, когда надоедает однообразие жизни (как положительная, так и отрицательная). Если признавать право ребенка на внимание, устранить конкуренцию детей, разнообразить ежедневную деятельность ребенка, привычка капризничать исчезнет автоматически.

Резюме: появление прихотей легче предотвратить, нежели потом исправлять ошибки. А для этого надо вовремя определять тревожные симптомы, а не утешаться заблуждением, что все это — проявление оригинальности, одаренности или тонкой натуры. Нельзя перевоспитать ребенка, не устранив причину капризности. Запугивания и наказания тоже недопустимы, поскольку они расшатывают и без того травмированную нервную систему ребенка.

Следовательно, остается единственный способ: — правильное, разумное, человечное и довольно строгое воспитание, способное полностью нейтрализовать этот недостаток и дать обществу достойного человека



Предварительный просмотр:

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRG2TiyK4Grg3C-qzXoK2flmPW3zSKLVrzbVkYNGNC-Mg9sMy5o

Консультация для родителей.

Тема: «Воспитание целеустремленности у дошкольников»

Большинство современных родителей    видеть своих детей способными достигать поставленных целей. Однако в процессе развития у ребенка жизненно важных качеств они зачастую забывают о таком качестве, как целеустремленность, полагая, что эта черта характерна только взрослому человеку. Между тем элементы целеустремленности следует развивать в дошкольном возрасте.

Что такое целеустремленность? В толковом словаре С. И. Ожегова целеустремленный означает имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.

Что дает человеку целеустремленность?

Во-первых, без цели и усилий невозможно достижение хорошего результата в любой деятельности.

Во-вторых, если у человека есть цель, то действия по ее достижению сопровождаются эмоциями радости, приятного напряжения и даже приятной усталости.

В-третьих, наличие цели активизирует поиск средств, способов ее достижения, стимулирует инициативу и творчество.

Опыт достижения цели и осознание этого стимулируют развитие уверенности в себе, способности самостоятельно строить свою жизнь и решать важные жизненные задачи.

Как воспитать целеустремленность?

Для ответа на этот вопрос следует понять из чего складывается это понятие.

Целеустремленными не рождаются, ими становятся, но не вдруг, а постепенно. Основу целеустремленности может и должен закладываться в дошкольном детстве, чтобы взрослый человек легче и гармоничнее овладел более сложными составляющими целеустремленности.

В воспитании целеустремленности у дошкольников можно выделить два этапа. Первый под названием «фундамент целеустремленности» соответствует возрасту старшей группы детского сада, а второй – «детская целеустремленность» - возрасту подготовительной группы.

Основной целью первого этапа является знакомство ребенка с целеустремленностью как характеристикой человека и создание мнения о самом себе как о целеустремленном человеке.

На доступном примере ( сказке, истории) дети рассматривают ситуацию, в которой персонаж ставит себе цель и добивается ее в течение определенного периода времени, преодолевая трудности и препятствия.

Важно акцентировать внимание на поиске персонажами путей, способов достижения цели, в том числе их обращении за помощью. Поскольку для целеустремленности актуально не только «Что я хочу достигнуть?», но и « Как я могу это сделать?», то, беседуя с ребенком о сюжете истории, необходимо задать вопрос: « А что конкретный персонаж делал, чтобы достигнуть цели?».

   После знакомства ребенка с историей, в которой герой проявлял целеустремленное поведение, целесообразно спросить у воспитанника: « А были ли у тебя случаи, кода ты чего-то хотел добиться, и для этого пришлось многое сделать?». Любопытно, что ребенок отметит из своего опыта. Например, девочка хотела научиться  красиво танцевать, для этого она долго училась выполнять разные движения точно под музыку и т.п.

   На этапе закладывания фундамента целеустремленности важно осознание ребенком наличия собственного опыта целеустремленности.

Столь же большое значение имеет гордость своими достижениями. Эмоции – важный стимул любого развития. После рассказа воспитанника о своем достижении следует спросить у него: « Этим можно гордиться?», чтобы ребенок почувствовал эмоции сильнее. При этом независимо от его ответа педагог должен подтвердить, что, несомненно, этим достижением можно гордиться.

Знакомство с опытом других важно для лучшего понимания и закрепления, осознания смысла целеустремленной деятельности, для принятия того, что другие дети стремятся к целям.

На вопрос ребенку: « Можно ли назвать тебя (или других детей) целеустремленными?» сам педагог должен ответить, что он считает данного воспитанника целеустремленным.



Предварительный просмотр:

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTadlH0bitX5OcPqbrzdyo_zzTg9_A-ejSthw7tX7wvpagMqLTrxg

Родительская компетентность это?

Детство – это не подготовка к жизни, это жизнь. Нет в ней черновиков. Если ты признаешь себя главным режиссером своей жизненной истории, то и ответственность появляется. Что нарисуешь, в том жить и будешь – твой личный выбор. Готовы ли мы, родители, помочь ребенку осознать свое жизненное авторство

Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Родители детей дошкольного возраста должны знать о «кризисах развития в жизни ребенка» - это 1 год, 3 года, 7 лет. Когда в три года ребенок становится капризным, вздорным, упрямым, компетентный родитель не должен теряться и раздражаться, он должен понимать и знать, что это важный этап в жизни ребенка – это первое яркое выражение своего «Я», это попытка отдалиться от родителей, научиться многое делать самому и решать свои проблемы.

«Компетентный родитель» понимает, что переживая кризис, ребенок поднимается на новую жизненную ступень.

«Компетентный родитель» помогает в этом ребенку, зная закономерности личностного развития. И благодаря грамотности родителя, ребенок выходит из кризиса с набором положительных качеств.

Родитель должен знать главное правило- ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.

«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности.
Когда неграмотный родитель в 3- 4 года, желая, скорее всего, удовлетворить свои собственные амбиции, старается обучить ребенку чтению, письму и даже иностранному языку, не учитывая возрастных психических особенностей, он наносит, безусловно, вред психике и здоровью ребенка.
Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что мы плохие родители, а кому же это приятно?

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что мы, став взрослыми, должны и так все уметь… Экзаменом нашего родительства становится сама жизнь. Все ли из нас сдают его успешно? Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют.

Чего мы хотим от наших детей? Чтобы хорошими людьми стали, чтобы целей своих достигли успешно, самостоятельность, ответственность умение разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы» - все это хочется видеть в детях. Прежде всего, мы хотим, чтобы они могли адаптироваться к любым условиям жизни, не теряя себя и выбирая достойные средства.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт. Проще говоря, транслируем на детей те методы воспитания, которые когда-то применялись к нам. Кто-то здесь скажет: «А меня вообще улица воспитывала, родителям не до меня было, и ничего, нормальным человеком вырос». Другой добавит: «Меня драли, как сидорову козу по десять раз на дню и тоже хорошо получилось». А кого-то мама до выпускного класса везде за руку водила и так далее. И ведь все правы. Воспитывались по-разному, но так или иначе людьми стали. Только почему же именно сейчас мы говорим об «ужасном современном поколении» с какой-то особой тревогой и болью? Будто извечный конфликт отцов и детей обострился именно в наше время.


Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеального. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть понятие:
невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком.
«Компетентный родитель» должен знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания:
1. Гипоопекающий тип, когда происходит эмоциональное неприятие ребенка, ему уделяют недостаточно заботы и внимания. В таких семьях ребенок чувствует себя одиноким, у него формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка и в дальнейшем ребенок воспринимает мир враждебно, ведет себя агрессивно, растет неудачником. Это происходит и в семьях, где царит авторитарный тип управления семьей. Демократизация методов воспитания, предоставления безграничных свобод тоже чреваты негативными последствиями. Лишенные родительского тепла, опеки и заботы дети, часто вырастают скрытными, лживыми, душевно черствыми
2.Гиперопекающий тип. Ребенку многое прощается. Беспрекословно выполняются все его желания и капризы, ребенок лишается воли, самостоятельности, требует к себе повышенного внимания.

Когда началась для нашей страны «эпоха перемен», все мы оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность – индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и не правильном. Учили ли нас самих адаптироваться к этим изменениям? Конечно, нет, приспосабливались - кто как может. Пока мы были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь меняется стремительно. Мир переживает информационный взрыв. И уже не эффективными оказываются старые стратегии воспитания. Не потому что они плохие, неправильные, а потому, что изменился мир.

В нашей стране существовала система родительских лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей. Но, как правило, в них было больше лозунгов, чем конкретных знаний о том, как эти правильные слова реализовать. «Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, уделяйте ему время» и пр., а как это все делать? Может ли компетентный родитель испытывать раздражение или сердиться на своего ребенка? Как сохранять самообладание или как эффективно выражать свои эмоции? Как обучиться этому самим и научить своего ребенка? Чему конкретно надо учить юного человека, чтобы он был успешен в школе? Как реагировать на непослушание? Все эти вопросы требуют знания определенных стратегий и навыков. Информация, не ставшая опытом, быстро забывается.

Наиболее частые темы, интересующие родителей:

Надо ли избегать конфликтов?

Причины, по которым ребенок может плохо себя вести или что стоит за поведением ребенка. Как лучше узнать своего ребенка?

Что такое родительский авторитет? Власть родителей: необходима и оправдана? Что делать, когда родители теряют власть?

Как выслушать детей, чтобы они говорили с Вами. Язык «принятия». Навыки активного слушания.

Обычно, в процессе работы над этими темами выясняется, что многие проблемы системы родитель-ребенок кроются в неумении взрослых своевременно передавать детям ответственность за их собственную жизнь.

 

Чем больше родитель сам себя принимает, тем легче ему «видеть» своего ребенка реально и понимать его.

В основном ничего нового: «Начни с себя. Хочешь изменить мир – измени себя» Трудные ситуации в воспитании детей – дело обычное и нормальное в жизни любого человека. Мысли о своей родительской компетентности для тех, кто предпочитает думать во благо своих детей и… действовать.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Этот учебный год для Вас уважаемые родители — время особых хлопот ведь в Ваших семьях появятся  будущие первоклассники. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.

Он ещё не доиграл.