Рабочая программа дополнительного образования "Юный библиотекарь"

Дана рабочая программа дополнительного образования, используемая для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_b-kar.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено руководителем

МО учителей

_________/С.В. Евстратова/

Утверждено:

Директор школы __________

/С.В. Замятина/

Приказ № _____ от «___» ______ 2013 г.

Рабочая  программа

дополнительного образования

          «Юный библиотекарь»

 2013-2014 учебный год

Образовательная область

«Художественно – эстетическая направленность»

       

                                                         

Составила: Долгушина А.К.,

библиотекарь

                                                        с. Горки -2013

Лицензия А  № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689  департамента образования

Ямало – Ненецкого автономного округа  

Программа прошла экспертную оценку и  рекомендована к реализации в системе

дополнительного образования детей  на заседании экспертного совета школы 24.10.2008 г.

протокол №3

Программа утверждена на заседании методического объединения школы № 8 от 05.04.2010 год.

Программа рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей 25.03.2010 год (АМЦКО управления образования администрации Шурышкарского района)

       Программа предназначена для работы с детьми ОВЗ  в коррекционной школе VIII вида.

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана и  на основании авторской программы  дополнительного образования «Юный библиотекарь» Долгушиной А.К , 2008 г. Рабочая программа  дополнительного образования ориентирована на учащихся с ОВЗ и реализуется на основании следующих нормативно – правовых  документов:

1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида». (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) – 8 – у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 176 с.

2. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,

3. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».

Отличительная особенность данной программы:  Программа рассчитана на дополнительное образование детей 12-16 лет, учащихся  с ОВЗ с интеллектуальным нарушением в развитии  в   учебно-воспитательном процессе школы-интерната. Ее основным направлением служит повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие их способностей к осознанной учебной и читательской деятельности, способ коррекции индивидуальных недостатков детей с ОВЗ.

Срок реализации данной программы – 1 год. Программа предусматривает 27  часов.   Программой определены темы, раскрывается их содержание, вид деятельности, коррекционная работа, указано количество часов на изучение конкретной темы.

Актуальность  программы: В силу психологических особенностей детей с ОВЗ, отсутствия мотивации к интеллектуальному развитию проводить библиотечные уроки  в коррекционной школе нецелесообразно, поэтому возникла возможность  подбора группы детей с относительно сохранными интеллектуальными способностями, любознательными и активными для дополнительного образования по программе «Юный библиотекарь».

В процессе  обучения  по данной программе дети  знакомятся с основами библиотечно-библиографических знаний, правилами пользования библиотекой, книгой, культурой чтения. Занятия проводятся четыре раза в месяц  в форме бесед, путешествий, библиографических игр,    занятий по ремонту книг, конкурсов детских рисунков, теоретических и практических занятий, экскурсий  и коллективных творческих дел. У детей формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении и чтении книг, пользования книгой и библиотекой. Для расширения  знаний о книге и библиотеке обогащается словарный запас детей, вводятся соответствующие библиотечные термины и определения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют  развитию речи и мышления учащихся с ОВЗ.

Цель программы: Включение учащихся в полезную деятельность в свободное время, мотивация на эстетическое развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим.

Основные задачи программы:

  1. Формировать первичные навыки самообслуживания в условиях библиотеки.
  2. Дать детям понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности.
  3. Прививать  умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
  4. Прививать любовь к книге и культурному чтению.
  5. Содействовать расширению социальных контактов.
  6. Развивать умение участвовать в совместной деятельности.
  7. Корригировать недостатки познавательных процессов.

Основные формы коррекционной работы

  1. Развитие слухового внимания и памяти
  2. Обогащение словарного запаса, уточнение значений слов
  3. Коррекция и развитие связной устной речи ,действенного мышления
  4. Формирование  интеллектуальных, организационных умений.
  5. Коррекция  мелкой моторики рук
  6. Развитие аналитико-синтетической деятельности

Формы реализации программы:

  1. Неделя детской книги.
  2. Участие в конкурсах различного уровня.
  3. Подготовка тематических книжных выставок в библиотеке.
  4. Участие в общешкольном соревновании «По дорожке к успеху»
  5. Участие учащихся в школьных библиотечных мероприятиях.

 Учащиеся должны овладеть навыками:

  1. Бережного обращения с книгой, учебником.
  2. Уметь найти нужную информацию в книгах и периодических изданиях.
  3. Уметь ориентироваться в книжном фонде.
  4. Знать правила пользования библиотекой.

Содержание программы:

Программа определяет деятельность по двум направлениям: теоретическая и практическая.

Теоретическое направление:

  1. Знакомства
  2. Беседы
  3. Путешествия

Практическое:

  1.  Ремонт книг
  2. Организация книжных выставок
  3. Конкурсы рисунков
  4. Проведение массовых библиотечных мероприятий
  5. Экскурсия в сельскую библиотеку.

Распределение учебного времени:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1 час

1 раз

1 час

27 часов

Формы определения результативности: Подведение итогов проводится на традиционной Неделе детской книги. Для контроля умений и навыков организуются конкурсы стихов, викторины, участие детей в библиотечных мероприятиях, конкурсах различного уровня. Диагностика результатов обучения  по данной рабочей программе отражается в конце учебного года и оформляется в индивидуальных карточках обучающихся

Литература:

Справочник школьного библиотекаря; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,2006.

Библиотечно-библиографическая классификация;- М.: Либерея -Бибинформ, 2008.

Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. - Волгоград: Учитель, 2009.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей -М., ООО «ИД  РИПОЛ классик»,Издательство «Дом.»! век»,2007.

«Школьная библиотека» № 2 -2001 г.

«Школьная библиотека» № 3 -2001 г

«Школьная библиотека» № 4 -2001 г

«Школьная библиотека» № 5 -2001 г

«Школьная библиотека»  № 6 -2001 г

Учебно-тематическое планирование

занятия

Тема

К-во

часов

Вид деятель

ности

Коррекционная работа

сроки

1.

Дом, в котором живут книги. Путешествие по библиотеке. Понятие «читатель», «библиотекарь». Библиотеки большие и маленькие.

1

Беседа, экскурсия по библиотеке

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

Сентяб

рь

2.

 Как стать читателем библиотеки. Как самому выбрать книгу. Основные правила пользования библиотекой

1

Беседа,

Практическое занятие

Развитие слухового внимания и памяти, коррекция и развитие связной устной речи

октябрь

3.

История книги. Выставка книг. Первые книги (на камне, шелке, глине, воске, бересте, папирусе и др. материалах) .  Изобретение бумаги.  Рукописные книги. Древнейшие и средневековые библиотеки.

1

Беседа,

презентация

Развитие слухового внимания и памяти,обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

октябрь

4.

Изобретение книгопечатания. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.

1

Беседа, презентация, выставка книг

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

октябрь

5.

Как печатаются книги сейчас

1

Беседа, презентация

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

октябрь

6.

«Роль и назначение библиотеки». Понятие «абонемент», «читальный зал», «книжный фонд», «читательский формуляр», «стеллаж»

1

Беседа, экскурсия по библиотеке

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

ноябрь

7.

Практическая работа. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

1

практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

ноябрь

8.

«Правила и умения обращаться с книгой». Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой.

1

беседа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

ноябрь

9.

Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть.

1

Практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

декабрь

10.

Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть.

1

Практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

декабрь

11.

Урок творчества. Изготовление закладок, обложек и других книжных поделок. «Книжкина больница» - выставка подлеченных книг.

1

Практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование  интеллектуальных, организационных умений

декабрь

12.

Строение книги. Как  рождается книга. Из чего сделана книга. Как построена книга.

1

Беседа,

презентация

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

Декабрь

13.

Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации.

1

Беседа,

презентация

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

январь

14.

Основные элементы книги: аннотация, предисловие, послесловие, содержание

(оглавление), словарь. Основное назначение данных элементов.

1

Беседа,

презентация

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

февраль

15.

Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Определяем содержание книги при беглом чтении

1

Беседа, практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления ,формирование  интеллектуальных, организационных умений

февраль

16.

Конкурс рисунков «Любимые герои книг»

1

Практическая работа

Коррекция  мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления

февраль

17.

Справочные издания. Что такое энциклопедии, словари, справочники. Работа со справочными изданиями. Выставка справочных изданий.

1

беседа

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

февраль

18.

Поиск информации в справочных изданиях.

1

Практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование  интеллектуальных, организационных умений

Март

19.

Поиск информации в справочных изданиях

1

Практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование  интеллектуальных, организационных умений

март

20.

Экскурсия в сельскую библиотеку

1

Беседа, практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование  интеллектуальных, организационных умений

март

21.

Газеты и журналы для детей. Что такое периодика. Отличия газет и журналов.

1

беседа

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

март

22.

 Понятие: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция.

1

беседа

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

апрель

23.

Премьера основных и лучших детских журналов: «А почему?», «Миша», «Простоквашино», «Мир техники для детей», «Юный техник», «Маруся», «Юный натуралист» и др.

1

беседа

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

апрель

24.

Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий»

1

Творческая работа

Коррекция  мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления

апрель

25.

«Библиотечная мозаика» -игра.

1

Творческая работа

Развитие слухового внимания и памяти,

обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

май

26.

Подготовка и участие в  общешкольном сборе «По дорожке к успеху»

1

Практическая работа

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

апрель

27.

Заключительное занятие.

1

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

май

Итого часов:

27