Конспекты уроков обществознания. 5 класс

Головко Наталья Николаевна

На данной странице будут размещены конспекты уроков обществознания по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №2 .  Дата проведения ____________

Тема урока: Загадка человека.  

Цель урока:   дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных.

Задачи урока: развивать умение анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

    - формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;

- развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

     Словарь урока

Человек - общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Индивид - это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.

Личность - это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения.

 План изучения нового материала:

  1. Чем человек отличается от животных.
  2. Зачем человек рождается.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2.   Работа по теме урока.

 А) Мотивационно - целевой этап

Горят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

  • Как вы поняли смысл этой легенды?
  • Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
  • Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
  • На какие вопросы нам предстоит ответить?   (Ответы учеников.)

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.

Б) Работа по первому вопросу плана урока. Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства  - 2,3                                         Черты различия – 1,4

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только

животным – 2,6,10

Человеку -1,7,8

и человеку, и животным – 3,4,5

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

В) Работа по второму пункту плана. Зачем человек рождается

Учитель. В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

  1. Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
  2. Человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

3. Подведение итогов уроков. Рефлексия

  • Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
  • «Бесцельно прожитая жизнь»;
  • «Человек — творец своего счастья»

  5. Домашнее задание.      §1с.10-11, письменное д/з

Домашнее задание. Урок 2 .  Дата _______________

  1. Вставить вместо пропусков подходящие по смыслу слова, выбрав их из предложенного ниже списка.

Человек в отличие от животных обладает ________________, способен к _______

_____________ может действовать  по ______________,имеет хорошо развитый _____________    ________________, создает ___________  ______________.

 Слова для справок -   головной мозг, творчество, речь, план, орудия труда.

  1. Какие три  вещи  должен сделать настоящий мужчина за свою жизнь, выбери правильные ответы.
  1. Построить дом
  2. Научиться играть в футбол
  3. Вырастить сына
  4. Посадить дерево
  5. Написать книгу
  1. Ниже приведен ряд примеров. Все за исключением одного, относятся к биологическим потребностям.
  1. Потребность в еде     2) потребность в воде    3) потребность в общении   4) потребность в тепле
  1. Прочтите текст и ответьте на вопрос

Волчонок Балу

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

- Почему Балу, так и не стал человеком?



Предварительный просмотр:

5 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №2 .  Дата проведения ____________

Тема урока: Что такое наследственность.  

Цель урока:   дать представление  о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Задачи урока: развивать умение анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

    - формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;

- развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

     Словарь урока

Наследственность -  способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.

Инстинкт -  совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители.

Эмоции -   это оценочное отношение личности к возникающим явлениям.

 План изучения нового материала:

  1. Что такое наследственность.
  2. Наследственность – биологическая сущность всех людей.
  3. Можно ли влиять на наследственность

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

А) Устный опрос.

- Зачем человек рождается.

Б) Проверка письменного домашнего задания.

В) Фронтальная беседа.

- Чем человек отличается от других живых существ?

- Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

- Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

- Дети- маугли – это фантазии или реальность?

- Почему ребенок выросший без людей не может стать человеком?

3.  Работа по теме урока.

 А) Мотивационно - целевой этап

- Как вы думаете: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»?

- В 18 веке ученые спорили между собой. Одни из них, например Джон Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен  чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так появился термин – наследственность.

Тема нашего урока: « Что такое наследственность».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
  • На какие вопросы нам предстоит ответить?   (Ответы учеников.)

 

Б) Работа по первому вопросу плана урока.  Что такое наследственность

 Предлагаю сначала послушать, что о наследственности говорят толковые словари, а затем записать в тетради данное понятие. ( мет-ка стр.21).

- Выделите ключевые слова в данном определении.

   А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 11-12 й.  

 

В) Работа по второму пункту плана.  Наследственность – юиологическая сущность всех людей.

- Работа с текстом учебника стр… 12-13. Опеделите какие биологические признаки наследует человек.

- Игра «Да -нет».

Учитель задает вопросы – учащиеся в тетрадях ставят + или -, т.е. да или нет.

  1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (да)
  2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать,, возможность передвигаться и многие другие  биологические свойства организма? ( да)  
  3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? ( да)
  4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? ( да)
  5. Является ли человек биологическим существом? (да)
  6. Суждение «человек – часть природы» является ошибочным? ( нет)
  7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок – это чистый лист? ( нет)
  8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (да)
  9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (да)
  10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (нет)

Проверка  выполненного задания, обсуждение результатов.

Г) Работа по третьему  пункту плана. Можно ли влиять на наследственность.

Работа  по тексту учебника. Обсуждение статьи.

- Как вы думаете, о чем говорят приведенные в статье факты?

- Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?

- Работа с материалом рубрики «Жил на свете человек».

Итак, давайте подведем итоги.

 - Вы можете доказать , что человек существо не только биологическое, но и социальное?

- Наследственность – какие плюсы вы можете назвать, что плохого в том, что мы наследуем от своих родных и близких людей?

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

  • «Человек – творец своего счастья»
  • «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».

  5. Домашнее задание.      §1с.11-15, письменное д/з

 



Предварительный просмотр:

5 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок № 4  .  Дата проведения ____________

Тема урока:    Отрочество – особая пора жизни.

Цель урока:   познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

 Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 

личностные УУД:формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

            План изучения нового материала:

  1. Легко ли быть подростком.
  2. Отрочество — пора мечтаний.
  3. Самостоятельность — показатель взрослости.
  4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
  5. Нужны ли сегодня рыцари.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 А) Устный опрос

- Зачем человек рождается

- Что такое наследственность и можно ли влиять на наследственность.

Задание Установи соответствие (1  учащийся у доски )

Какие черты, характеризующие человека, доказывает , что он

 1.биологическое существо

2.социальное существо

ЧЕРТЫ: потребность в пище, способность к творчеству, владение речью, потребность в отдыхе, умение фантазировать, способность утолять голод, потребность в безопасности

Сделайте вывод: Человек-……………существо (устно)

Индивидуальное задание по карточкам  

1.Заполните пропуски в предложении:

Человек в отличие от животных обладает ________________________

Способен к __________________________________, может действовать _____________________________________________________________, имеет хорошо развитый ________________________________________.

2.В приведенном ниже списке указанны черты и сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.

А) способность к творчеству              Б) потребность в отдыхе        

В) наличие органов чувств                  Г) сознательное выдвижение целей.

            Черты сходства

          Черты различия

 3. Работа по теме урока.

   Мотивационно-целевой этап

В 12-14 лет в жизни многих детей наступает переломные момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.

— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец oн написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

— О чем эта притча?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашей урока?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».

— Предположите, что мы будем изучать на уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?

Прежде чем знакомиться с новым материалом, вспомним о чем вы говорили в начальной школе.

— Чем отличается дошкольник от школьника?

— Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода?

— В чем проявляется забота взрослых?

(Ответы учеников.)

  Работа по теме уроков

1. Легко ли быть подростком

Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит и том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.

(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)

Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)

Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943-1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.

В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни —отрочеством.

— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.

(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

Подростковый возраст

Младший подросток

Старший подросток

 Школьники 5-6 классов

Школьники 7-8 классов

— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.

(Ответы учеников, составление схемы.)

Подростковый возраст

  • Психологические изменения
  • Агрессия
  • Неоправданный риск
  • Физиологические изменения
  • Резкая смена настроения
  • Стремление к независимости
  • Юношеский максимализм

Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.

Заполните таблицу.

Чем взрослый отличается от подростка

Отличительная черта

Взрослый

Подросток

 Физические особенности

 Знания

 Поведение

 Мера ответственности

 Степень самостоятельности

(Проверка выполнения задания.)

2. Отрочество — пора мечтаний

— Послушайте стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова.

Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над ними
И недосказанные сны.

О чем нам грезилось тревожно
О чем молчали мы вдвоем.
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом

И мы дрожим, и мы не знаем
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц

— Что же такое мечта?

Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.

— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»

(Ответы учеников.)

Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать?

— Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!».

(Проверка выполнения задания.)

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.

— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?

— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?

— Чему вас научил пример ученого?

(Ответы учеников.)

3. Самостоятельность — показатель взрослости

— Как вы понимаете слово самостоятельность?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Самостоятельность

  • Привычка самостоятельно принимать важные решения
  • Стремление ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их
  • Привычка справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях
  • Привычка определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь
  • Привычка оценивать результаты своего труда, учебы, отношений со сверстниками
  • Уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле

К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

— Разделитесь на команды и разыграйте сценки о правильном и неправильном понимании самостоятельности подростками.

(Актеры исполняют сценку, а зрители должны понять суть разыгранного действия и проанализировать сценку. Побеждает та команда, которая точнее, качественнее и артистичнее выполнит задание.)

Тест «Насколько вы самостоятельны»

— А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?

Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.

— Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь.

1. Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)
в) Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)

2. Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)
б) Чаще готовит мама, но я и сам (а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным (ой). (5 баллов)
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчастным(ой). (3 балла)

3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)
б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)
в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)

4. Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)
б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)
в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).

5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)

От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.

От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.

От 30 до 35 баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.

(По книге С. Колосовой «Популярные психологические тесты»)

(Ученики подсчитывают баллы.)

— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».

— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

— Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?

— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

(Ответы учеников)

Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем слово инфантилизм).

А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность».

— Знаете ЛИ вы, какие методы используют ученые в своей работе?

(Ответы учеников.)

Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп.

— Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование.

Первый этап работы над проектом

Чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Его называют гипотезой. Ученые сравнивают гипотезу с лесами — сооружением, которое возводят перед зданием и сносят, когда то построено. Давайте попробуем сегодня подтвердить или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Подросток в состоянии стать самостоятельным». Предлагаю свое сотрудничество!

Второй этап работы над проектом

(Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.)

Рассмотрим способы воспитания самостоятельности. Родители и педагоги должны:

  1. организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности;
  2. создать такие условия, чтобы подросток мог проявлять собственную инициативу и самостоятельность;
  3. влиять на самостоятельность подростка личным примером;
  4. учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат;
  5. учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  6. приучать ребенка к порядку с раннего возраста;
  7. учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки;
  8. учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований;
  9. воспитывать в подростке терпение.

Третий этап работы над проектом

(Подведение итогов проектной деятельности учащихся.)

Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности испытаете радость и боль, вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху.

4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.

Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»

— Проанализируйте ситуацию.

— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

— Если нет, как бы вы назвали их поведение?

— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

(Ответы учеников.)Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

— Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против.

(Проверка выполнения задания.)

В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

— Ответить на этот вопрос нам поможет кубик Блума. Работая в группах, продолжите фразы, начало которых написано на гранях кубика, по теме «Дружба». Одна группа задает вопросы, другая — отвечает и наоборот.

— Предложи… (свое толкование понятия «дружба»).

— Назови… (основные черты характера настоящего друга).

— Придумай… (ситуации, в которых проявляется настоящая дружба).

— Почему… (дружба иногда бывает ложной)?

— Объясни… (почему необходимо развивать в себе умения дружить, считаться с другом).

— Поделись… (своими мыслями о пользе дружбы).

(Проверка выполнения задания.)

5. Нужны ли сегодня рыцари

В подростковом возрасте появляется не только стремление дружить, но и интерес человека к другому полу. Так возникает дружба мальчиков с девочками. Но всегда ли вы правильно выстраиваете отношения друг с другом?

Часто вы можете услышать фразы: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». Но ведь в историческом понимании рыцарь — это всадник в доспехах, с копьем и мечом. В наши дни увидеть коня на улице — большая редкость, а всадников в доспехах — и подавно. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем?

IV. Закрепление изученного материала

— Обратимся к рубрике «В классе и дома» и выполним следующие задания.

(Ученики делятся на четыре группы и выполняют задания 1, 2, 4 и 5 на с. 21-23 учебника.)

V. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 2, с. 15-23 учебника.

 

 



Предварительный просмотр:

Практикум по главе «Человек» Рабочий лист №1

Индивидуальные задания (выполняй сам, не надейся на помощь товарищей)

Фамилия, имя, класс__________________________________________________________

Задание 1. Вставь пропущенные слова

Человек в отличие от животных обладает _____________________________, способен к ___________________________, может действовать _____________________, имеет хорошо развитый ______________________, создает____________________.

Задание 2. Отметьте знаком + верные суждения.

1. Инстинкты – это определенные действия, уже имеющиеся при рождении

2. От родителей человек наследует привычки и способности

3. У человека и у животного есть инстинкты

4.Подросток – очень противоречивый, склонен к быстрой смене настроения

5. Самостоятельность ребенка опасна, так как он может увлечься вредными привычками

Задание 3.В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных их различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия

  1. Способность к творчеству
  2. Потребность в отдыхе
  3. Наличие органов чувств
  4. Сознательное выдвижение целей

Черты сходства

Черты различия

Задание 4. Выполни тесты. Выдели верный ответ.

1. Что отличает человека от животных?

  1) воспитание потомств    2) способность к творчеству    3) объединение в группы   4) использование природных материалов

2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:

 1) эмоции              2) инстинкт         3) деятельность           4) сознание

3. Верно ли, что:

а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое;

б) каждый человек — индивидуальность?

1) верно только  а     2) верно только б        3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

4. Самостоятельность приносит пользу потому, что:

а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность;

б) позволяет во всем подражать взрослым.

1) верно только  а     2) верно только б        3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

Задание 5. Продолжи следующее суждение

По-моему, человека можно сравнить с _________________________________, потому что _____________________________________________________________________________

5 класс. Урок 6. Домашняя  работа. Дата ___________________

Задание 1. Найдите смысловые ошибки в тексте. Все найденные ошибкиподчеркни.

А как определить, сможешь ли ты выполнить самостоятельно задание? Сначала ответь себе на вопрос: «А может быть, это сделает кто-то за меня?». Потом определи шансы на успех. Затем жди, когда дело сделается. Получив результат, обязательно подумай: «Удалось ли достичь поставленной цели?». Делай так всегда, и ты станешь самостоятельным.

 Задание 2. Запишите возрастные этапы жизни человека.

__________________________________________________________________

Задание 3. Запишите по 3 утверждения в каждый столбик таблицы:    Легко ли быть подростком?

Да, потому что…

Нет, потому что…

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Задание 4. Заполните пропуски в тексте.

Подростковый период длится с ________ до _______ лет. Выделяют __________________ (5-6 класс) и _________________ (7-8класс) подростков. Подростки очень быстро _____________ , у них появляются ____________. Особенностью подростка является также резкая смена ____________________. Подростки быстро утомляются, потому что ________________________. Ребенок этого возраста очень любит _______________ и строить ___________________________.