Конспекты уроков обществознания. 9 класс

Головко Наталья Николаевна

Конспекты уроков обществознания по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 9  класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №2.  Дата проведения ____________

Тема урока:      ГОСУДАРСТВО.  

Цель урока:    дать представление  причин возникновения, признаков,

функций, форм государства.

Задачи урока:  способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи гражданина и государства;

- раскрыть понятия «государство» и «гражданство»;

- способствовать развитию у учащихся  ориентации в социальных ролях (на примере социальной роли гражданина).

 

        План изучения нового материала:

  1. Происхождение государства.
  2. Признаки государства.
  3. Формы государства.
  4. Гражданство.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 А) Проверка письменного домашнего задания

Б) Устный опрос

- Что такое политика?

-  Роль политики в жизни общества.

В) Фронтальная беседа

- Какова отличительная особенность политической власти от любой другой?

- Почему власть – это важнейший элемент общественной организации?

-  Почему СМИ называют 4-той ветвью власти?

 3. Работа по теме урока.

 А) Для актуализации знаний учащихся -  работа по  вопросам рубрик «Вспомним» и «Подумаем» .  

 Б) Самостоятельная  работа учащихся с текстом учебника.  Задание: на основании раздела «Происхождение государства» составить схему «Теории возникновения государства».

Теории возникновения государства:

-  Божественная (государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда)

- Договорная (добровольное соглашение людей как согласование интересов членов общества)

- Теория завоевания (первые государства — результат завоевания земледельческих общин воинственными племенами кочевников)

- Классовая (с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса появилась необходимость укрепить своё положение с помощью политической власти)

 

  Можно дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение

государственных начал как «разрастание» семьи и распространение семейной организации властвования и подчинения в масштабах общества, или психологическую, которая видит корни государственности в психологии людей)

Завершая рассмотрение первого вопроса, учитель обращает внимание учеников на то, что в жизни понятие «государство» употребляется в разных значениях, а также напоминает смысловые различия слов «государство» и «страна».

2.К этому вопросу ученики 9 класса неоднократно обращались при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому главная задача учителя — объяснить наиболее сложные понятия.

Учитель предлагает школьникам найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика по-казывает, что учащиеся обращают внимание на понятия «публичная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Далее учитель организует коллективное выполнение задания: проанализируйте приведённые явления или факты и определите, с какой характеристикой государства они ассоциируются

(связаны). Внесите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

Признаки и функции государства

Признаки

государства

Внутренние

функции государства

Внешние функции

государства

1) Подано заявление о приёме в гражданство Российской Федерации.

2) Государственные органы определили порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

3) В выступлении Президента РФ рассмотрена стратегия развития общества.

4) Государственная дума приступила к рассмотрению

нового закона.

5) Во время визита зарубежной делегации было подписано взаимовыгодное торговое соглашение.

6) Объявлен осенний призыв в Вооружённые силы Российской Федерации.

7) Принято решение о повышении пенсии.

Возможны различные варианты ответов, желательно рассмотреть их. Например, факт 6 в зависимости от объяснения учащегося может относиться как к признакам государства (Вооружённые силы РФ — часть государственного аппарата), так и к внешним функциям (поддержание обороноспособности страны).

Завершая рассмотрение вопроса, учитель обращается к словарю в конце учебника. Школьники читают словарную статью «Государство».

3.Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства»

 

Формы государства

Как устроено государство

Форма правления

Какие высшие

органы власти

существуют в

государстве. Как

они формируются

Форма территориально-государственного устройства

Какова территориальная

организация государственной

власти

Политический

режим

Как

осуществляется

государственная

власть

Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясните, что такое формы государства.

4.Вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы.

Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся.

При переходе к изучению вопроса учитель предлагает учащимся дать определение монархической и республиканской  форм правления. В случае затруднения учащиеся обращаются к разделу «Формы государства» в учебнике.

Можно использовать также материалы таблицы «Формы правления».

Формы правления

Монархия

Республика

1. Единоличное правление.

2. Власть главы государства (монарха) является бессрочной, пожизненной и

передаётся по наследству.

3. Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета.

4. Монарх не несёт юридической ответственности за свои действия и

результаты правления.

1. Высшие органы власти — выборные учреждения.

2. Состав высших органов власти регулярно обновляется.

3. Действует принцип разделения властей на три ветви: законодательную,

исполнительную, судебную.

4. Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои

действия и результаты правления.

Монархия, которой присущи все перечисленные признаки, является неограниченной (абсолютной). При ограниченной монархии власть монарха ограничивается

конституцией и/или представительным органом (парламентом). На основании текста учебника и своих знаний из курса истории и географии учащиеся приводят примеры

государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал

рубрики «Факты», представленной в учебнике.

Различия между парламентской и президентской республиками учащиеся устанавливают на основании текста раздела «Формы государства».

Аналогично строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства.

 

5.При переходе к изучению этого вопроса учащиеся работают с текстом школьного словаря по обществознанию, в частности знакомятся со статьёй «Гражданин». Далее учитель организует работу с источниками. Класс изучает тексты «Гражданство в Древних Афинах» и «Гражданство в Древнем Риме». Затем обсуждаются вопросы 4 и 5: в чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? Докажите, что звание гражданина было почётным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.

После выполнения задания учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о гражданстве в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции

Российской Федерации, текст которой приведён в рубрике «Документ», и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». Учитель также может организовать обсуждение

приведённого в рубрике «Говорят мудрые» высказывания Д. И. Фонвизина.

Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, использовать текст раздела «Гражданство» в учебнике: «Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку; готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим; активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь; уважение к историческому прошлому своего народа — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества».

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 Изменилась ли ваша точка зрения после изучения темы? В чём вы были правы? Какие изменения вы можете внести в своё первоначальное решение?

 5. Домашнее задание.     § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»

 

 

9 класс.  Домашнее задание. Урок 2. Дата _______________________________

  1. Объясните следующие понятия:

национальность - это принадлежность человека к определенной национальной, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций

суверенитет - независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

  Налог - то. обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им.

 Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

ассоциация -объединение

  1.  Что является признаком любого государства?

1) верховенство права       2) выборность высших органов власти

3) суверенитет   4) многопартийность

3 .  К органам законодательной власти РФ относится

 1) Правительство РФ                      2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание            4) Президент РФ

4 . К органам исполнительной власти РФ относится

 1) Правительство РФ                         2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание     4) Государственная Дума РФ

5 .  Верны ли следующие суждения о признаках государства?

 А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.

Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о государстве?

 А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

  1. Широко известны строки из стихотворения Н.А.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.



Предварительный просмотр:

9 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №4-5  .  Дата проведения ____________

Тема урока:   Политические режимы.   

Цель урока:  

Задачи урока:  

1. Раскрыть понятие «политический режим», способствовать осознанному усвоению системы знаний о политических режимах.

2. Создать условия для понимания школьниками ценности демократии; развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение соотносить события с принятыми этическими принципами; планирование и организация деятельности, самоконтроль; переработка и структурирование информации; организация и планирование работы в группе.

     

       План изучения нового материала:

1. Понятие «политический режим».

2. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 Фронтальная  беседа на основании схемы «Формы правления и территориально-государственного устройства»   и по вопросам домашнего задания.

Далее   обращение к рубрике «Вспомним» и кратко обсудить с учащимися особенности политической власти, акцентируя внимание на следующих идеях:

а) политическая власть регулирует деятельность общества, реализует отношения, связанные с государственным управлением;

б) политическая власть воплощает отношения между большими общественными группами, социальными слоями, нациями;

в) политическая власть распространяется на всё общество;

г) политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Наличие представительных институтов (в частности, парламента) позволяет обществу влиять на принятие государственных решений, на политику государства.

 3. Работа по теме урока.

1.  Учитель раскрывает понятие «политический режим», опираясь на схему «Формы государства» . Существуют различные типологии политических режимов. Например, рассматривая как критерий степень разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, можно выделить режим слияния властей и разделения властей. С точки зрения взаимоотношений государства и церкви выделяются клерикальный и светский режимы, в соответствии с ролью армии в обществе и государстве — военный и гражданский режимы.

Но наиболее распространённой является классификация режимов, в основу которой положена степень воздействия государственной власти на различные сферы жизни обще-ства и жизнь граждан.

Учитель обращается к определению в учебник

«Политический режим — это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, определяя свою власть».

Исходя из этого, выделяют демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный) режимы.

При объяснении понятия  использовать статью «Политический режим», представленную в словаре по обществознанию. Школьники отвечают на вопрос:

- какие факторы могут определять политический  режим?

Учитель демонстрирует схему «Факторы, определяющие политический режим», выделив в ней в качестве ключевого элемента характер взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Подробный разбор схемы не входит в задачу учителя на данном уроке, так как её компоненты на теоретическом уровне будут изучаться позже.

Факторы, определяющие политический режим

Взаимоотношения между властью, обществом и личностью

- Многопартийность (или её отсутствие)

- Разделение властей

- Политическая культура

- Развитие гражданского общества

- Идеология

- Политический режим

2.Тема данного урока позволяет сформулировать вопросы, опираясь на которые учитель может организовать различные формы исследовательской деятельности учеников

 Класс делится на шесть групп, каждая из которых получает задание проанализировать материал параграфа и определить:

1) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ

(приведите примеры из учебника или из курса истории);

2) с помощью каких методов государство устанавливает свою власть в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ

(приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

3) как влияет общество на выработку политических решений в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

4) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с тоталитарным политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

5) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с авторитарным политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

6) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с демократическим политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории).

На следующем этапе урока организуются выступления представителей групп и коллективное обсуждение темы по следующим вопросам: согласны ли вы с тем, что политическая власть должна находиться под контролем общества? (Аргументируйте своё мнение.) Какой из политических режимов представляется вам наиболее стабильным? Почему вы так решили? В демократическом обществе, как и в любом другом, могут возникать политические проблемы. Как решаются они в условиях демократии? В чём отличие способов решения проблем в демократическом обществе по сравнению с тоталитарным и авторитарным обществами? При обсуждении последних вопросов учитель привлекает материал учебника о видах демократии. Рекомендуется использовать схему «Демократия и её виды».

Демократия и её виды

Демократия (от гр. demos — народ и kratos — власть) — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его

права участвовать в управлении государством

Прямая: непосредственное принятие политических решений гражданами (греческий полис, современный референдум)

Представительная: осуществление права на управление государством через передачу

полномочий избранным представителям.

Чтобы проверить, как ученики понимают основные проблемы урока, учитель может привлечь исторические источники (раздаточный материал ).

Примером может быть отрывок из эссе Дж. Оруэлла «Литература и тоталитаризм».

«Тоталитаризм посягнул на свободу мысли так, как никогда прежде не могли и вообразить… Не просто возбраняется выражать — даже допускать — определённые мысли, но диктуется, что именно надлежит думать; создаётся идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять её эмоциями и навязывать ей образ поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства своих подданных по меньшей мере столь же действенно, как контролирует их поступки».

(Дж. Оруэлл (1903—1950) — известный английский писатель, автор романа «1984»)

Вопросы и задания к отрывку:

1) Прочитайте текст.

2) Объясните, почему тоталитарное государство старается контролировать внутренний мир человека.

Для изучения типологии политических режимов учитель может также организовать самостоятельную работу учащихся по следующему заданию: на основании материала параграфа заполнить таблицу «Характеристика политических режимов». Примерный вариант таблицы представлен ниже (см. с. 39).

 

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 При подведении итогов урока рекомендуется обратить внимание учащихся на рубрику «Мнения» и дать оценку демократии как политическому режиму, при котором могут существовать различные проблемы и недостатки, но который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.

При анализе и оценке демократии в России важно учитывать то, что «каждая демократия исторична и национальна», что «наша демократия совсем молода... ей буквально два десятилетия. Так произошло, что до этого в России просто не было демократии», что «демократия как ценность, как форма политического режима имеет универсальный характер и не требует какой-то дополнительной расшифровки» (из интервью Д. А. Медведева британской газете «Financial Times» 25 марта 2008 г.).

 5. Домашнее задание.     § 3 учебника, вопросы 6—8 рубрики «Проверим себя», задания 1—4 рубрики «В классе и дома».

 

 

 



Предварительный просмотр:

9 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №6  .  Дата проведения ____________

Тема урока:      Правовое государство

Цель урока:  познакомить учащихся с элементами теории правового государства, его сущностью, высшей целью, признаками, отдельными позициями, которые нашли своё закрепление в Конституции РФ.  

Задачи урока:  способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; поиск и выделение необходимой информации;

моделирование с выделением существенных характеристик объекта; умение структурировать знания; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со

сверстниками и учителем.

     

       План изучения нового материала:

  1. Понятие правового государства.
  2. Соединение силы и справедливости.
  3. Власть в правовом государстве.
  4. Принципы ( признаки) правового государства.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 А) устный опрос

- тоталитарный режим

-  демократия

- авторитарный режим

Б) Индивидуальные задания ( задание 2 стр. 26)

В) Фронтальная работа – обсуждение выполнения учащимся домашнего задания.

 3. Работа по теме урока.

 Вступительное слово учителя.  В современном мире нет государства, граждане которого обладали бы всей полнотой прав и свобод, были защищены от любого произвола, в том числе и со стороны государства, где торжествует закон и справедливость. Справедливое общественное устройство для человечества во многом остаётся только идеалом.   Обратимся к ст. 1 Конституции РФ, в которой даётся характеристика Российской Федерации как правового государства. Ребята,  Россия находится в процессе создания такого государства. Это наша стратегическая цель. Ответственность за его строительство лежит на молодом поколении. Для формирования правового государства требуется высокий уровень как общей культуры, так и правовой. Построение правового государства крайне затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Даже самый совершенный закон мало что способен изменить, если граждане не имеют привычки соизмерять свои действия с правом. Правовое государство предполагает также определённый уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства называют наличие институтов гражданского общества. Демократия основывается на плюрализме гражданского общества. Свободный доступ к информации, обмен ею и получение этой информации затрудняют процесс превращения властных политических структур в самовластные, самодовлеющие институты. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Правовое государство формируется при условии ориентации на социальную справедливость (без крайностей уравниловки).

  1 пункт плана.    Объяснение нового материала учителем, опираясь на тексты вводной части к § 4 и его первого раздела. Характеризуя правовое государство, важно привлечь внимание к двум сторонам его сущности:

1) высшей цели правового государства (обеспечение прав и свобод человека и гражданина);

2) ограниченности государственной власти рамками права («связанность государства правом»).

Опора на текст ст. 2 Конституции РФ поможет разъяснить, что является высшей ценностью в нашей стране и в чём состоит обязанность государства.

Для закрепления изученного учащиеся выполняют задание: прочитайте рубрику «Документ» и ответьте на вопросы к ней.

После обсуждения совместными усилиями формулируется краткое определение правового государства.  

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

2-3 пункты плана. Организуется  работа с учебником. Учащиеся изучают второй и третий разделы параграфа и составляют дискретный конспект (отдельными фразами), отражающий наиболее яркие идеи учёных о правовом государстве.  

Имя ученого

Основная идея

Платон

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Аристотель  

Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя

Цицерон

Право должно быть выше власти

Дж. Локк

Чтобы в государстве господствовало право, в нём должен верховенствовать

гражданский закон

Ш. Монтескьё

Вся власть в государстве должна быть строго разделена на три вида:

законодательную, исполнительную и судебную

И. Кант

государство должно быть правовым с разделением властей

С. А. Котляревский

Принцип правового государства ставит перед законодателем заповедь — уважение к правам личности

 При обсуждении содержания конспекта важно помочь классу выделить идеи, которые сближают взгляды различных мыслителей.

Далее учитель предлагает классу познакомиться с текстом рубрики «Мнения» и показать связь идей М. М. Сперанского с идеями, изложенными выше.

4 пункт плана.   

Основные признаки (принципы) правового государства

Верховенство права (правового закона)

Незыблемость прав и свобод человека

Разделение властей

Работа с текстом Конституции РФ.

    Для изучения первого признака учащимся даётся задание: прочитайте ст. 15 (состоит из 4 пунктов) и подумайте над вопросом: в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Пп. 2 и 4.)

   Второй признак правового государства иллюстрируется ст. 2 и 17 (п. 2).

   Третий признак правового государства изучается с помощью ст. 10 и 11.

Законодательная власть – парламент .( Государственная Дума и Совет Федерации)

Исполнительная власть – правительство.

Судебная власть -  конституционные суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 Вопросы рубрики «Проверим себя» - стр. 34

 5. Домашнее задание.    § 4    

 9 класс. Домашнее задание. Урок 6.    10 октября 2017 года.

  1. Объясни значение следующих понятий: идеал - …  произвол - … тирания - … парламент - …
  2. Вставьте пропущенное слово: «Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме …».
  3. Приведите в соответствие:

Понятия

Определения

  1. гражданское общество

А. постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных правах и связях

  1. гражданство

Б.  общество на определенной стадии развития, являющееся основой правового государства

  1. правовое государство

В. государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа и обеспечивающее права и свободы личности.

  1. Найдите черты сходства и отличия правового и тоталитарного государств:

А) охрана государственной границы

Б) преследование инакомыслящих

                  В) монополия государственной собственности

                  Г) взаимная ответственность граждан и государства

                  Д)  контроль за соблюдением законов

Черты сходства

Черты отличия

  1. Все перечисленные ниже признаки, за исключением одного характерны для правового государства. Укажите лишний признак.

Разделение власти, верховенство правового закона, реальность и гарантия прав и свобод человека, плюрализм, культ личности.

  Ответы:

1. Идеал - в общеупотребительном смысле: высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления .

Произвол - Ничем не стесняемая воля, собственное желание.

2. Неограниченное своеволие, отсутствие законности, справедливости; самовластие.

3. Необоснованность, произвольность.

Тирания – форма государственной власти, основанная на единоличном правлении. Термин «тирания», особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение — жестокое, деспотичное правление

Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

2 – референдума.

3-    Б А  В

4 -а,д;    б,в,г

5 -культ личности.



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию. 9 класс

1 вариант

1. Человека от животного отличает

1) наличие мозга   2) наличие инстинктов

3) развитая кисть руки  4) способность мыслить

2. Что свойственно человеку и животному?

1) целенаправленная деятельность

2) наличие инстинктов и рефлексов

3) наличие развитого мозга

4) членораздельная речь  

3. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) верно только А              2) верно только Б

3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

1) верно только А       2) верно только Б            

3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

1) политическая

Б) выборы депутатов Государственной Думы

2) экономическая

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

6. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.

7. В рыночной экономике в отличие от командной: 1)принимаются чёткие государственные планы по выпуску продукции;    2)устанавливаются фиксированные цены; 3)взимаются государственные налоги с населения;  4)существует конкуренция.

8.  В командной экономике, так же как и в рыночной:

1)отсутствует обмен; 2)у работников нет мотивации к труду; 3)прямые налоги; 4)свободное ценообразование.

9. Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вид потребности                     ПРОЯВЛЕНИЕ

А) Физиологические 1) Участие в каких – либо общественных                                                     организациях.

Б) Престижные.      2) Создание литературных произведений

В) Духовные .         3) Защита от холода или жары

Г) Социальные        4) Карьерный рост.

10. Найдите черты сходства и отличия между врождённым статусом и приобретённым.

  1. Отражает определённую характеристику человека;
  2. не зависит от заслуг;
  3. достигается в результате личных усилий человека;
  4. достигается в результате выбора человека;
  5. влияет на характер поведения.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

11.Что такое налог? Приведите по одному примеру прямых и косвенных налогов.

Диагностическая работа по обществознанию. 9 класс

2 вариант

1. Категории «добро» и «зло» относятся к

1) искусству                2) морали

3) образованию       4) религии

  2. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов   2) наличие сознания  3) способность к воспроизводству  4) приспособляемость к окружающим условиям

3. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.

Б. Природа – это мир, созданный человеком.

1) верно только А        2) верно только Б            

3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

 4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

1) верно только А     2) верно только Б

3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) поставщика сырья и производителя товара

1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутата

2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии

Г) покупателя и продавца

 6. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности.  

1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне.

7. К экономической сфере относится: 1)потребление материальных благ;   2)создание политических партий;

3)получение образования;  4)организация местного самоуправления.

8. Для существования рыночной экономики необходимо:

  1. отсутствие частной собственности на средства производства;
  2. запрет конкуренции;
  3. свобода выбора производителей в принятии решений;
  4. всё вышеперечисленное.

9.Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 Этапы развития общества               ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) Традиционное общество.         1) Машинное производство – определяющий фактор развития.

Б) Индустриальное общество.       2) Большая роль церкви и армии.

В) Постиндустриальное общество. 3) В экономике преобладает сфера услуг.

10. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.

1. Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё;

2. Включает в себя распределение и потребление;

3. Включает помощь социально незащищённым слоям населения;

4. Создаёт товары и услуги;

5. Существует на всех стадиях развития общества.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

11.Что такое социальная мобильность? Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности .