Проектная деятельность на уроке литературы

Данный раздел содержит: 

1. Конспект урока по теме "Древнерусская литература . Истоки национальной духовной культуры".

2. Серию ученических проектов по древнерусской литературе.

3. Методическое сопровождение к ученическим проектам.

4. Дополнительный информационный материал для учителя и обучающихся.

5. Дидактический материал составленный обучающимися: кроссворды, викторины, тесты, темы для эссе и сочинений.

В основе нашей самобытной традиции лежит христианское понимание миропорядка, нравственные ценности которого утрачены в современном мире. Возрождение национальной духовной культуры - одна из ведущих задач русской литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование  учебного  проекта.

Учебные цели  проекта:

1. Формирование гуманистического  видения  мира, понимания  необходимости  литературы  для  саморазвития  и  самореализации  своего  духовного  мира; формирование осмысления      внутреннего  единства    разных  систем  ценностей,  отражённых  не  только  в  произведениях  Древней Руси,  но  и  в  литературе в  целом.

2. Овладение    целостной  системой  знаний  о древнерусской литературе:  знакомство  с  периодизацией, жанровым многообразием,  текстуальное изучение программных произведений;  

3. Формирование  навыков исследовательской  деятельности;

4. Формирование    умений   представлять результаты  своей  самостоятельной  работы   для  аудитории.

Учебные  задачи:

1.  Сбор  имеющегося  в   школьной,  районной,  домашних  библиотеках , в Интернете   литературно- критического материала  по   темам  мини-проектов;

2.  Систематизация    и  обобщение  полученных  данных;

3.  Самостоятельное  текстуальное  исследование  произведений  Древней Руси;

4.  Подготовить   и  организовать творческую  защиту  проектов  в  рамках  конкретных  тем  уроков.

Этапы  проведения  проекта

1.Подготовительный:

25  апреля -  организационный сбор,  14.00,  кабинет  информатики  №210:  учитель  литературы  Аникина Евгения Александровна; 15.00  учитель  информатики Соковина Елена Юрьевна:

  • актуализация  темы  проекта,
  • формирование  групп,
  •  постановка  проблем,
  • определение   целей и задач,
  • предварительное  планирование  работы.
  • определение   возможностей  кабинета  информатики.

2.Процесс  обучения:

  • Самостоятельная  внеурочная  работа (с  26  апреля)
  •  Составление    чистового  плана  работы (индивидуальное  консультирование учителя  литературы)
  •  Работа  с  литературно - критическим  материалом.
  •  Подбор  иллюстративного  материала.
  •  Текстовые  исследования.
  • Уроки  самостоятельной  подготовки    проектов    в кабинете информатики -  с  4  мая  в  кабинете  информатики    по  учебному  расписанию -  вторник,  пятница  7-8  уроки.  Консультации  учителя  литературы,  консультации учителя  информатики.  Подготовка  к  защите (10 мая).
  • Урок   рефлексии.

3. Публикация  проекта (учитель) -  на  ШМО, участие  проекта  в  конкурсах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

Тема серии учебных проектов по литературе

«Древнерусская литература.

 Истоки национальной духовной культуры»

Выполнили  ученики  8 «Б»,9 «А» класса

МБОУ СОШ №4

                                   Руководитель проекта учитель

                                                              русского языка и литературы Аникина Е. А.

П. Ванино

2023 г.

Визитная карточка проекта

  • Календарно–тематическое планирование проекта,
  • Дидактические материалы (карточки с кроссвордами, критические статьи для исследования и др.),
  • Образцы работ учащихся (презентации, рефераты, кроссворды, конспекты, сочинения, интервью);
  1. Учебный  проект  «Древнерусская литература. Истоки национальной духовной культуры»

· Данный  проект    осуществлён  в  конце учебного  года  учащимися  8 и 9 классов под  руководством    учителя  литературы  Аникиной Е. А.

· Материалы  учебной темы соответствуют  содержания  основных  образовательных  программ   по  литературе  ФГОС ООО  

· Учебный  проект вошел   в    систему уроков  по  литературе  Древней Руси.

· Очное взаимодействие  учителя  и  учеников.

· Цели  и  задачи    учащихся  сформулированы   на  этапе  планирования   проекта.

· В  ходе  изучения  древнерусской литературы представлены    самостоятельные  исследования  групп  учащихся  по  темам:

«Путешествие к истокам русского книгопечатания»,

 «Жанровое многообразие древнерусской литературы»,

«Книга жизни в «Сказании о Борисе и Глебе»,

 «Глубочайше русский, глубочайше православный. «Житие Сергия Радонежского»

Результаты  проекта  оформлены   в  виде   мультимедийных  презентаций,     устных  сообщений  и  других  работ,  основанных  на    предварительном  изучении  литературно-критических  источников,  анализе  текстового  материала произведений.

Представлена  копилка дидактических  и методических материалов  для  учителя.

1. Планирование  учебного  проекта.

2. Учебные цели  проекта:

1. Формирование гуманистического  видения  мира, понимания  необходимости  литературы  для  саморазвития  и  самореализации  своего  духовного  мира; формирование осмысления      внутреннего  единства    разных  систем  ценностей,  отражённых  не  только  в  произведениях  Древней Руси,  но  и  в  литературе в  целом.

2. Овладение    целостной  системой  знаний  о древнерусской литературе:  знакомство  с  периодизацией, жанровым многообразием,  текстуальное изучение программных произведений;  

3. Формирование  навыков исследовательской  деятельности;

4. Формирование    умений   представлять результаты  своей  самостоятельной  работы   для  аудитории

Учебные  задачи:

1.  Сбор  имеющегося  в   школьной,  районной,  домашних  библиотеках, в Интернете   литературно- критического материала  по   темам  мини-проектов;

2.  Систематизация    и  обобщение  полученных  данных;

3.  Самостоятельное  текстуальное  исследование  произведений  Древней Руси;

4.  Подготовить   и  организовать творческую  защиту  проектов  в  рамках  конкретных  тем  уроков.

Этапы  проведения  проекта

1.Подготовительный:

25  апреля -  организационный сбор,  14.00,  кабинет  информатики  №210:  учитель  литературы  Аникина Евгения Александровна; 15.00  учитель  информатики  Соковина Елена Юрьевна:

  • формирование  групп,
  •  постановка  проблем,
  • определение   целей и задач,
  • предварительное  планирование  работы.
  • определение   возможностей  кабинета  информатики.

2.Процесс  обучения:

  • Самостоятельная  внеурочная  работа (с  26  апреля)
  •  Составление    чистового  плана  работы (индивидуальное  консультирование учителя  литературы)
  •  Работа  с  литературно - критическим  материалом.
  •  Подбор  иллюстративного  материала.
  •  Текстовые  исследования.
  • Уроки  самостоятельной  подготовки    проектов    в кабинете информатики -  с  4  мая  в  кабинете  информатики    по  учебному  расписанию -  вторник,  пятница  7-8  уроки.  Консультации  учителя  литературы,  консультации учителя  информатики.  Подготовка  к  защите (10 мая).
  • Урок   рефлексии.

3. Публикация  проекта (учитель) -  на  ШМО, участие  проекта  в  конкурсах.

Методы и приемы: самостоятельная работа по изучению содержания произведений, разработка проекта, определение способа подачи материала при защите проекта, презентации, творческие работы, интервьюирование, чтение стихотворений, составление кроссвордов и заданий для других групп.

Каждая презентация строится по определенному плану:

- один из учеников группы представляет тему проекта, ее актуальность, суть, цель, задачи, механизм  реализации проекта, указывает основные этапы  в реализации проекта, указывает время, потраченное на разработку данного проекта, называет форму представления итогов  проведенной работы, а также то, каких результатов  данная группа учеников ждет от реализации  деятельности, определяет реалистичность проекта;

- презентация итогов разработки проекта.

Ученики других групп по итогам презентации  оценивают  деятельность  всей группы в целом и каждого  ученика в отдельности  по пятибалльной системе. В конце занятия   каждому ученику учебной группы будет выставлена средняя арифметическая оценка. Дополнительные баллы  за оригинальность, творчество, находчивость может выставить преподаватель.

Презентация проектов

Проект № 1. «Путешествие к истокам русского книгопечатания»,  группа учащихся  9 класса.

Название (тема) проекта: Путешествие к истокам русского книгопечатания.

Актуальность проекта: Отсутствие интереса к русской литературе Древних веков. Забытые имена первых создателей рукописных и печатных книг. История создания рукописных и печатных книг. Археологические открытия. 

Суть проекта: Изучить и показать способы изготовления книг в Древней Руси.

Цель проекта: Попробовать убедить людей в том, что ценность книг - это не только труд многих людей, но и жизненный опыт, заложенный в текстах произведений.

Задачи проекта: Проследить этапы развития литературных памятников. Осознать трудоемкость работы создания книг, осмыслить значение их сохранности.

Механизм реализации проекта: Изучение соответствующей литературы. Распределение микро тем. Подбор необходимого материала для составления презентации и кроссворда.

Этапы реализации проекта: 1)Выступление о времени появления первых книг на Руси. Способы изготовления рукописных книг. Художественное убранство книг. Берестяные грамоты. Первопечатник.

2) Применение презентации на уроках литературы и МХК

3) Использовать как готовый материал для проведения информационных часов в 6-7 классах.

Время осуществления проекта  В течение 2 недель и презентация 5-10 минут.

Ожидаемые результаты от реализации проекта: Бережное отношение к книгам. Формирование чувств гордости за деятельность своих предков, патриотического отношения ко всему, что касается русской истории.

Реалистичность проекта:

По пятибалльной системе, мы можем оценивать свой проект на отлично

Проект № 2. Жанры древнерусской литературы. Группы учащихся  8 и 9 класса

 Название (тема) проекта: Жанры древнерусской литературы.                                    

Приложение 2.

Актуальность проекта: Обзорное изучение жанров на уроках литературы (нехватка программного времени для изучения данной темы в учебном процессе)

Суть проекта: Изучение жанровой системы литературы Древней Руси. Осознание жанровой принадлежности произведений и  причин выделения того или иного жанра.

Цель проекта: Изучить жанры древнерусской литературы и донести до учащихся особенности и каждого жанра на примере произведений.

Задачи проекта: Разобраться в жанровой классификации, раскрыть значение каждого жанра и иллюстрировать их примерами произведений.

Механизм реализации проекта: Изучение теории литературы. Прочтение программных  произведений. Нахождение иллюстраций к каждому жанру. Составление презентации и терминологического словаря древнерусской литературы. Представление итогов.

Этапы реализации проекта: Выступление с презентацией на уроке изучения древнерусской литературы. Время осуществления проекта: 

Ожидаемые результаты от реализации проекта: Глубокое изучение жанровой системы учениками, повышенный интерес и  восприятие жанров за счет иллюстрированного материала.

Реалистичность проекта: Проект поможет и нам, и слушателям глубже осознать значение древнерусской литературы в становлении литературной культуры.

Проект № 3. Книга жизни в «Сказании  о Борисе и Глебе» группа учащихся  8 класса

Название (тема) проекта: Книга жизни в «Сказании  о Борисе и Глебе».

Актуальность проекта: Взаимоотношения отцов и детей. С одной стороны почитание и уважение к родителям, братская любовь и взаимовыручка, с другой стороны ложь во имя наживы, предательство и братоубийство.

Суть проекта: Вдумчивое прочтение «Сказания о Борисе и Глебе», анализ родственных связей и взаимоотношений. Разобраться и донести до других причины святости Бориса и Глеба.

Цель проекта: Заставить задуматься подрастающее поколение и сделать правильные выводы об их отношении к своим  родителям и их взаимоотношениях с братьями и сестрами.

Задачи проекта: Прочитать «Сказание о Борисе и Глебе», проанализировать характеры героев, мотивы их поступков, выявить причины причисления Бориса  Глеба к лику святых.

Механизм реализации проекта: Создание презентации с использованием портретов главных героев сказания, составление  кроссворда как материала для проверки знаний учащихся на понимание текста произведения.

Этапы реализации проекта: Выступление с использованием презентации на уроках изучения памятников культуры Древней Руси по литературе и МХК.

Время осуществления проекта:

Ожидаемые результаты от реализации проекта: Осмысление подростками жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси.

Реалистичность проекта: Проблемы, поднимаемые в «Сказании о Борисе и Глебе», очень актуальны в  наше время бездуховности и материальной зависимости.

Проект № 4. Глубочайше русский, глубочайше православный. «Житие Сергия Радонежского» Группа учащихся  8 класса

Название (тема) проекта: «Глубочайше русский, глубочайше православный. «Житие Сергия Радонежского»

Актуальность проекта: Напоминание о духовных и нравственных качествах человека. Истинность, доброта, гармония, которые в настоящее время перестают быть достоинством человека.  Сила веры, воли  и стремления к достижению поставленных целей. Аскетизм - одна из главных черт характера героя.

Суть проекта: Вдумчивое прочтение «Житие Сергия Радонежского», анализ родственных связей и взаимоотношений. Изучение канонов написания жития и причин приобщения героя к божественному свету.

Цель проекта: Показать христианское понимание миропорядка через анализ жизни Святого. Донести до учащихся, что главный смысл жизни – служение людям, напомнить об истинных ценностях  каждого отдельного человека.

Задачи проекта: Прочитать «Житие Сергия Радонежского», изучить структуру произведения, проанализировать характер героя, мотивы их поступков, выявить признаки святости Сергия.

Механизм реализации проекта: Создание презентации с использованием репродукции  художника М. Нестерова «Юность Преподобного Сергия», составление  кроссворда как материала для проверки знаний учащихся на понимание текста произведения.

Этапы реализации проекта: Выступление с использованием презентации на уроках изучения памятников культуры Древней Руси по литературе и МХК.

Ожидаемые результаты от реализации проекта: Осмысление подростками жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси.

Реалистичность проекта: проект поможет в развитии внутренних качеств подростка, так как в наше время культа личности, эгоцентризма молодежь не имеет, не знает, не задумывается, не воспитывает в себе  таких черт характера, как духовность, нравственность, благочестие, аскетизм, жить ради других (хотя бы только близких), нести людям добро.



Предварительный просмотр:

Тема урока:

Древнерусская литература.

Истоки национальной литературной традиции.

Форма урока: Урок-петешествие

Цель урока:  

Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия.

Задачи урока:

  1. Дать обзорное представление о  древнерусской литературе, расширить знания учащихся о многообразии жанров древнерусской литературы и их специфики.
  2. Способствовать расширению словарного запаса, развитию умений сравнивать и обобщать.
  3. Формировать интерес к историческому прошлому своего народа, способности к более глубокому пониманию самобытности памятников литературного творчества.
  4.  Воспитывать патриотическое отношение к памятникам истории Российского государства и уважения к прошлому своей Родины.

Теория литературы:  Духовность, соборность, монументальность, поучение, послание, хождение, житие, повесть, слово, летопись.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийные презентации учащихся «Путешествие к истокам русского  книгопечатания», «Жанры древнерусской литературы», эпиграф А. Ахматовой «В каждом древе…», У

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя «История развития художественной культуры Древней  Руси».
  3. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».
  4. Выступление учащегося с ИКТ «Путешествие к истокам русского  книгопечатания».
  5. Черты древнерусской литературы.
  6. Периодизация.
  7. Выступление учащегося с ИКТ «Жанры древнерусской литературы», словарная работа.
  8. Творческая итоговая работа.
  9. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя «История развития художественной культуры Древней  Руси».

Начнем урок со строк из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой (эпиграф к уроку):

В каждом древе распятье  Господе,

В  каждом   колосе  тело Христово,

И   молитвы     пречистое      слово

   Исцеляет           болящую      плоть.

 В этих строчках ярко проявляется самобытная традиция русской культуры, в основе которой лежит христианское понимание миропорядка, выражаемое русскими зодчими, писателями, живописцами, музыкантами.

Более тысячи лет наше искусство утверждало христианское представление о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. Отсчет профессиональной литературной культуры,  вобравшей в себя высокую духовность православия¸ ведется с Крещения Руси.

В Древней Руси не было литературы, созданной для развлечения. Словесность длительное время подчинялась нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями ещё в Византии. Поэтому, предваряя знакомство со спецификой древнерусской литературы и её жанровым многообразием, подумайте над следующими понятиями -  «духовность», «соборность», «монументальный».

- Сформулируйте их значение. (На основе ответов значение понятий ученики записывают в  тетради под диктовку учителя).

Запись в тетради:

- Духовность – это духовная, внутренняя нравственная сущность человека, которая противопоставляется его физической, телесной сущности; порыв сыновней любви человека к Богу; торжественно-эмоциональный тонус, глубоко возвышенное содержание художественных образов.

- Соборность – качество, основанное на представлении о единстве всего сущего в Боге, на взаимосвязи мира земного и небесного.

- Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью; основательный глубокий по содержанию.

- Как вы думаете, способствуют ли они более глубокому постижению памятников литературного творчества наших предков? Аргументируйте свой ответ.

  1. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».

Прежде чем говорить о литературе Древней Руси, давайте узнаем, как возникла и распространялась на Руси письменность. Обратите внимание:

-Кто стоял у истоков создания славянской азбуки? С какой целью она была разработана? Какие книги стали первыми? (по ходу сообщения учащиеся делают соответствующие записи в тетрадь, а после прослушивания отвечают на поставленные вопросы)

Сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси» (см. приложение №1)

  1. Выступление учащегося с ИКТ «Путешествие к истокам русского  книгопечатания».

- Что же представляли из себя книги? Для чего они предназначались? Как их изготавливали? Узнаем об этом из выступления (см. приложение №2) о истоках русского книгопечатания (как и предыдущее сообщение кратко конспектируется в тетрадь остальными учащимися).

  1. Черты древнерусской литературы.

Слово учителя:

 - Сформулируем основные черты древнерусской литературы, запишем их.  Определите первую черту древнерусской литературы, если автор не стремился  выражать собственное «я», подчиняя внутренние мысли и чувства общим соборным установкам и нормам творчества, законам духовной красоты. (Имперсональность – отсутствие авторства, анонимность художественного произведения).

- Определите вторую черту древнерусской литературы, если каждому литературному жанру  соответствует своя система стилистических оборотов, словесных формул, сюжетов, образов. (Каноничность).

- Определите вторую черту древнерусской литературы, если с помощью символов авторы раскрывали образы духовной действительности. (Символичность)

  1. Периодизация.

Литература Древней Руси существовала на протяжении длительного времени. Выделяются следующие периоды (заранее оформлены на доске):

  • 11 – 13 вв. – «динамический монументализм»;
  • конец 14 – 15 вв. «предвозрождение» (отмечаем, что сам автор термина Д. С. Лихачев считает его неудачным);
  • 16 в.  «второй монументализм»;
  • начало 17 в. – предвосхищающий Новое время.

- Как вы понимаете названия данные периодам?

  1. Жанры древнерусской литературы.

Слово учителя:

- Одним из древнейших памятников литературы  является «Повесть временных лет», которая включает в себя произведения разных жанров. Какие жанры  характерны для древнерусской литературы узнаем из сообщения «Жанры древнерусской литературы» (см. приложение №3)

- Задача класса: создать терминологический словарь по прослушанному материалу

Вывод: В чем заключается своеобразие древнерусской литературы? Каковы её основные черты?

8. Итоговая работа (письменный аргументированный ответ на вопрос): Нуждается ли современное общество в напоминаниях о истоках развития художественной культуры?

9.   Дом. задание: читать «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского»

Приложение №1

1. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».

Книги пришли на Русь вместе с христианством — в X веке. Христианство было принято Русью их Византии. Так историки называют Восточную Римскую империю, которая просуществовала на 1000 лет дольше, чем Западная. Ее столицей был Константинополь, который русские называли Царьградом (после захвата в 1453 г. турками этот город получил название Стамбул). Византийцы вели активную проповедь христианства среди соседних народов, среди которых били и славянские — болгары и сербы.

Во второй половине IX века византийские миссионеры, братья Константин и Мефодий были посланы проповедовать христианство в далекую Моравию (на территории современной чешской республики). Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке, понятном его народу, то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужебных текстов (молитв, фрагментов священного писания и т.д.). Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку, основные принципы которой легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами, болгарами и восточными славянами. Этот алфавит был назван в честь своего создателя, а поскольку Константин перед смертью принял монашество и получил новое имя Кирилл, то и названием алфавита стало слово «кириллица». Но создание славянского алфавита было не единственной заслугой Кирилла и Мефодия. Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка, ставшего на долгое время единым книжным языком всех южных и восточных славян. В средние века этот язык называли просто «славянским». Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVII XVIII веков оказал огромное влияние на формирование того русского литературного языка, на котором говорим мы с вами. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.

В конце X века, при князе Владимире Святославиче, христианство пришло на Русь. Вместе с ним прошла на Русь кирилловская азбука, старославянский язык и книжная культура. К тому времени славянскими книжниками в Болгарии было создано довольно много переводов и оригинальных произведений. Именно они и стали первыми славянскими книгами, читавшимися на Руси. А первой книгой, написанной на Руси, была так называемая "Речь философа", в которой рассказывалась история мира от "сотворения" и до возникновения вселенской церкви.

Эти книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окладом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета (отсюда поговорка - писать с красной строки).

 Приложение №2. «Путешествие в истоию русского книгопечатания»

https://nsportal.ru/user/38628/page/kultura-drevnei-rusi-prezentatsii-k-urokam-literatury 

 Приложение№3. «Жанры древнерусской литературы» https://nsportal.ru/user/38628/page/kultura-drevnei-rusi-prezentatsii-k-urokam-literatury

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие к истокам русского книгопечатания

Слайд 2

Первая русская книга Книги на Руси появились еще до принятия христианства в 988 году. Эти древние памятники письменности до нас не дошли. Они погибли в годы иноземных нашествий, во время пожаров, наводнений, а иногда по причине людского невежества. Книгу на Руси издавна любили и почитали. «Велика бывает польза от учения книжного, - говорит летописец, рассказывая о просветительской деятельности киевского князя Ярослава Мудрого. - Мудрость бо обретаем и воздержанье от книжных словес : се бо суть реки напояющи вселенную, се суть исходища мудрости; книгам бо есть неисчетная глубина…» Первый древнерусский писец поп Упырь Лихой работал в Новгороде в 1047 году. Он написал книгу пророков, которая, однако, не сохранилась. В более поздние времена с неё изготовили копию, в которой помянули и древнего мастера. Фрагменты древнейшей Саввиной книги , которую ученые относят к 10 – 11 векам, хранятся в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов .

Слайд 3

Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие – так названа книга по имени первого владельца, по заказу которого она была создана с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года .

Слайд 4

Как изготовляли на Руси рукописные книги? Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Промежутки между линиями должны быть равны. Линовали страницу с помощью тупого шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца (в каждом по 18 строк). Основным инструментом писца было гусиное перо, которое полагалось расщепить и заточить. Делали это небольшим ножиком, который с тех времен стал называться перочинным. Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, из сажи, из специальных чернильных орешков. Заголовки , фразы, которые писец хотел выделить, он воспроизводил красной киноварью. Иногда использовалось твареное золото, смешиваемое с рыбным клеем.

Слайд 5

Художественное убранство рукописи Написано Остромирово Евангелие строгим и четким почерком. Вертикальные штрихи строго перпендикулярны к линиям строк. Такой тип письма называется уставом. Позже появился полуустав с наклонными штрихами букв, а затем и упрощенная скоропись. Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Выполненные от руки иллюстрации называются миниатюрами. Их создавали художники-миниатюристы. Остромирово Евангелие дьякон писал почти 7 месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Это был тяжелый и изнурительный труд. Его успешное окончание было праздником. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, писали при свечах или лучинах. Подчас писца одолевала дремота , и он делал ошибки. Столь высокая трудоемкость изготовления книги, дорогая цена, которую приходилось платить за пергамен, чернила и краски, приводили к тому, что рукописи стоили дорого.

Слайд 6

«Одежда» книги Рукописи стоили очень дорого, естественно у владельцев книг возникало желание защитить их от превратностей времени и судьбы. Так появился переплет. Форма и конструкция переплета на протяжении многих столетий оставались неизменными. Тетради книжного блока пришивали к шнурам или «плетям», которые делали из конопляных нитей. Корешок блока промазывали клеем, а затем будущую книгу обрезали с трех сторон, чтобы все страницы её были одинаковыми. Концы шнуров продевали в отверстия, высверленные в хорошо отструганных сосновых или березовых досках. Доски и служили основой перелета. Шнуры закрепляли в отверстиях «гвоздичками» - деревянными шпонками. Затем доски обшивали - обволачивали кожей или тканью. Обволоченные кожей переплетенные крышки покрывали тисненным рисунком – « басмили ». Края переплета украшали медными листами или чеканными наугольниками. А к нижней крышке прикрепляли сферические ножки – « жуковины ». При чтении книга как бы опиралась на них и её переплет не истирался, сохранялся дольше. Иногда переплет оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплеты называют окладами.

Слайд 7

Древнерусская рукописная книга Древнейшие книги писали на пергамене – особо обработанной телячьей коже. На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, почти целое стадо. Гусиное перо извлекали из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой руки. Перо обезжиривали , втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали… Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранили в песочнице – сосуде, похожем на современную солонку. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе раскладывали принадлежности.

Слайд 9

Пергамен изготавливали из шкур животных. А так делали бумагу во времена Ивана Федорова.

Слайд 10

Переплетчик в своей мастерской. В древней типографии.

Слайд 11

Берестяные грамоты Жарким июльским полднем 1951 года один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. На свитке сквозь грязь проступали буквы. Береста – это удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палачкой – писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. Однажды археологи раскопали сразу 16 берестяных грамот 13 века. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. Записи Онфима – бесценное сокровище, т. к. немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь в 11 веке Ярославом Мудрым была создана школа для обучения детей грамоте.

Слайд 12

Берестяная грамота

Слайд 13

Рисунок мальчика Онфима На бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие ему быстро наскучило, и он принялся рисовать. По – детски неумело он изобразил себя всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Слайд 15

Иван Федоров, первопечатник По инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви в 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу, которая называлась «Апостол».

Слайд 16

«Апостол»

Слайд 17

Первые азбуки В 1574 году во Львове Иван Федоров напечатал первую известную восточнославянскую Азбуку . Книга открывается 45 буквами алфавита, созданного Кириллом и Мифодием. Сначала ученики заучивали буквы, затем постигали начальные упражнения для чтения и для письма, представленные сочетаниями согласных с различными гласными. Азбука знакомила учеников с примерами спряжения глаголов, с системой «ударений» и «придыханий», со склонением существительных и прилагательных. Осваивалось написание широко распространенных в тогдашней книжности слов. Слова сокращались, писались под специальными, вынесенными над строкой знаками – «титлами». Это позволяло экономить дорогой тогда писчий материал. Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из библии, они были подобраны так, что создавали что-то вроде свода этических правил и норм: «Не сотвори насилия убогому», «Послушая отца твоего, иже тя родил» и т. д.

Слайд 18

Композиция из трех переплетов острожских книг Ивана Федорова – Библии (1581) и Нового завета с Псалтирью (1580)

Слайд 19

Композиция из 5 книг Ивана Федорова. В центре - раскрытые львовский Апостол (1574) и острожский Новый завет с Псалтирью (1580)

Слайд 20

В Москве - мемориальная доска на здании, на месте которого находилась типография Ивана Федорова.

Слайд 21

Памятник Ивану Федорову

Слайд 22

Хорошо слушал ? Проверим…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанры Древнерусской Литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 городское поселение рабочий поселок Ванино Хабаровский край Выполнили ученицы 8 «Б» класса Береза В., Тюкова П. Руководитель: учитель литературы Аникина Е. А.

Слайд 2

Содержание: ● Жанры древнерусской литературы ● Первичные жанры 1.Житие 2.Поучение 3.Слово 4.Повесть ● Объединяющие жанры

Слайд 3

Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Жанры литературы Древней Руси существенно отличалась от современной . Жанры Древнерусской литературы: первичные объединяющие

Слайд 4

Первичные жанры житие слово поучение повесть Объединяющие жанры летопись хронограф четьи-минеи патерик апокриф

Слайд 5

- это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Первичные жанры Житие

Слайд 6

Житие Сергия Радонежского

Слайд 7

– разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра являются произведения: «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь, как необходимо искать спасения души в затворничестве, служить Богу , помогая нуждающимся. Поучение

Слайд 9

– является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Другим примером красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Слово

Слайд 10

Слова о полку Игореве Слово о погибели Русской Земли

Слайд 11

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Слайд 12

Объединяющие жанры – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет». Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Летопись

Слайд 13

Летописная повесть о Куликовской битве

Слайд 14

Четьи-минеи – собрание произведений о святых людях.

Слайд 15

Церковный календарь Четьи-Минеи.

Слайд 16

Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Слайд 17

Киево-Печерский патерик Патерик, в славянской книжности: отеческие книги, отечник, жанр аскетической литературы, сборник изречений св. отцов подвижников или рассказов о них.

Слайд 18

Свитки «Апокриф книги Бытия» Апокриф – «сокровенный, тайный». Произведения религиозно-легендарного характера, получившие распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 городского поселения "Рабочий посёлок Ванино". Выполнили: ученицы 8"А" класса Вяльчинова В, Карапетян Д., Гербеева К Руководитель: учитель литературы Е.А.Аникина. «Сказание о Борисе и Глебе»

Слайд 2

План: Фрагмент из летописи. Святополк. Борис. Глеб. Дополнительная информация. Ответим на вопросы. Источники.

Слайд 3

СКАЗАНИЕ , -я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. «Сказания о киевских богатырях» ,«Сказание о житие А.Невского»… В «Сказании о Борисе и Глебе» автор повествует о том, как Святополк, «сев на княжение в Киеве после смерти отца», замыслил братоубийство. Тайно вступив в сговор с воеводой Путьшей и его дружиной, Святополк призвал их «…где встретите брата моего Бориса, улучив подходящее время, убить его.» Когда его злой замысел осуществился, Святополк решил избавится и от Глеба. Ложью заставил он младшего брата покинуть дом. «Приходи не медля. Отец зовёт тебя, он тяжело болен». Глеб с небольшой дружиной отправился в дорогу. Но уже в пути к нему пришло сообщение от Ярослава: «Не ходи, брат! Отец твой умер,а брат убит Святополком.» Услышав это, «блаженный возопил с плачем горьким и сердечной печалью…». А пока Глеб возносил свои скорбные малитвы к Богу, «…внезапно появились посланные Святополком злые слуги его…». Увидев обнажённые мечи в руках дружинников, понял Глеб, что хотят убить его. Стал он «жалостно умалять» злодеев не губить его. Но «видя, что не внемлют словам его…», Стал молиться. Потом сказал убийцам: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!» После этих слов Глеб был убит своим же поваром. Фрагмент из летописи о "Сказании Борисе и Глебе".

Слайд 4

Святополк (Окаянный) Заподозрив Бориса и Глеба в том, что они хотят отнять у него великокняжеский Киевский престол, Святополк убил своих братьев. В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад. (княжение 15 ИЛ 1015-1019) - после смерти Владимира Святого Святополк объявил себя великим князем Киевским. Незаконнорожденный сыном. Убил Бориса - князя ростовского, Глеба - муромского, Святослава - князя древлянского "...изобью братию всю свою и власть Русскую един прииму".

Слайд 5

Борис Святой Борис был извещен о вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин бросился на защиту господина и был убит. Но святой Борис был еще жив, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Один из них пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге заметили, что князь еще жив. Один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

Слайд 6

Глеб После убийства Бориса Святополк послал к младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило святого, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить такого злодейства со стороны их брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Это произошло 5 сентября 1015 года.

Слайд 7

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата и поддержать междоусобную войну, они выбрали смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке.

Слайд 8

Вопросы: В чём проявляется святость Глеба? 2. В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? 3. Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц? 4. Каковы причины расправы Святополка над своими братьями?

Слайд 9

Источники: 1. Меркин. Г. С. « Литература. 8 класс», Москва «Русское слово», 2008 г. 2. Google. ru http://hislavichi.orthodoxy.ru/fotoBorisGleb.html http://www.emc.komi.com/03/17/020.htm http://www.google.ru/search?client=opera&rls=ru&q


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектурные сооружения ранней христианской Руси были по преимуществу деревянными. Причины: Дохристианские строительные традиции; Деревянный материал был наиболее дешев; По многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы (храмы святой Софии Премудрости – киевский и новгородский). Архитектурный облик Древней Руси

Слайд 2

X век – век становления Русского государства (увеличение городов и, соответственно, строительства), - век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, - век принятия христианства. Задание: Объясните причины развития архитектурного строительства на Руси.

Слайд 3

В XI веке в 1014 году новгородский князь отказывается платить Киеву дань, вследствие чего происходит выделение Новгорода в «государство в государстве» и упадок Киева. А на съезде князей в 1097 году было провозглашено знаменитое « Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И храмовая архитектура занимает главенствующие позиции.

Слайд 4

Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется… Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. Сном благодатным, радостью сбывшейся – Час созерцания, Богом подаренный, Будто бы чудом с Небес опустившийся – Песней беззвучною – Храм белокаменный… М. Кравцова

Слайд 5

Собор Святой Софии. 11 в. Киев

Слайд 6

Собор Святой Софии. 11 в. Киев

Слайд 8

Дмитровский собор во Владимире Дмитровский собор во Владимире

Слайд 9

Древний храм Пскова


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                              Тема: Древнерусская литература

         Кроссворд по произведению «Житие Сергия Радонежского» 

                                                                                                                                 10)

                                                             9)                      7)

         

 

               5)                                        

          1)                                 6)

11)

2)

4)

 

                3)

                                                       8)

 

 

 

По Вертикали:

1)В какое время жил Сергий Радонежский?

4)Кем были родители Сергия?

7)В каком месяце родился Сергий Радонежский?

9)Одно из названий православного монаха?

10)В каком месяце умер Сергий Радонежский?

По Горизонтали:

2)Как звали отца Сергия?

3)Как звали мать Сергия?

5)Каково детское имя Сергия Радонежского?

6)Настоятель или помощник настоятеля православного монастыря, кем был Сергий Радонежский?

11)К какому жанру древнерусской литературы относится произведение о Сергие Радонежском?  



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Древнерусская литература»

  Выполнили ученицы МОУ СОШ № 4 9 класса

Селезнева Анита, Сырвачева Виктория  

1. Общее название повествовательных произведений  исторического и легендарного характеров.

а) сказания

б) летопись

в) историческая драма

г) легенда

 2. Какие века отражены в литературе Древней Руси?

а) IX-XII

б) XI-XVIII

в) XI-XV

г) XV-XVIII

3. Вставьте недостающие слово в названии отрывка Повести  временных лет: «Смерть Олега от своего …»                                                  

 а) меча

б) брата

в) коня

г) зятя

 4. Где возник жанр жития?

а) в Византии

б) в Польше

в) в Греции

г) на Руси

 5. Самсон-это…

а) царь Израильско-Иудейского государства (конец IIв.- около 950г. до н. э.)

б) сын новгородского и киевского князя Владимира Святославовича

в) монах Троице-Сергеева монастыря, древнерусский писатель, автор житий и посланий

г) богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах

6. Как называется военачальник в монгольской армии?

а) мукза

б) санчакбей

в) сводник

г) схима

7. Сколько человек включает в себя тьма?

а) 100

б) 1000

в) 10000

г) 100000

8. В древнерусской литературе это выступало в 3 разновидностях:  дидактическое, политическое, торжественное:

а) житие

б) повесть

в)  поучение

г) древнерусское красноречие  

9.  Жанр, в котором древнерусские летописцы представляли модель поведения древнерусского человека:

а) поучение

б) летопись

в) сказание

г) житие

10.  Сколько было букв в древнерусском языке?

а) 38

б) 33

в) 43

г) 44



Предварительный просмотр:

Сочинение на тему:

«Роль древнерусской литературе в современной жизни»

        Современный мир поражает многообразием литературы различных жанров. Но в основном произведения авторов в наши дни не отражают всей нравственной глубины русской души. Поэтому сейчас так актуальна древнерусская литература.

           Различные жития, поучения, сказания несут огромную воспитательную роль. Они  закладывают в характере парней, как будущих защитников (ярким примером является тема геройства в житие Александра Невского). Вызывает у всех, кто ее читает, любовь к Родине и умение видеть в людях их лучшие стороны, так как все герои обладают положительными качествами  (например: Борис и Глеб, которые несмотря ни на что отправляются к своему при смерти лежащему отцу); формирует уважение к взрослым и в частности к родителям  (поучение Владимира Мономаха).

         Сейчас в России особенно необходима Древнерусская литература с той целью, чтобы возродить не только чувство  патриотизма, любовь к Родине, но и уважение к истории жизни наших предков, к истории возникновения русской культуры, потому что мы, в первую очередь, русские люди. Когда задумываешься об отношении молодого поколения к прошлому, к истории, к культуре, к традициям, становится очень стыдно именно за то, что  мы зачастую  пренебрегаем в повседневной суете современного мира всеми этими понятиями. Однозначно, надо возрождать историческую культуру России, которая прежде всего сохранилась в литературных памятниках Древней Руси. Не зная своего прошлого, трудно жить в настоящем и представлять себе будущее.

                                                                                     

  Выполнили ученицы МОУ СОШ №4 9класса

Селезнева Анита, Сырвачева Виктория  



Предварительный просмотр:

Сочинение на тему:

«Роль древнерусской литературе в современной жизни»

Как бы не изменилась жизнь человека за прошедшие 11 веков с момента возникновения литературы нашего государства, а древнерусская литература по-прежнему остается  важным элементом в жизни русского человека. Поистине русским есть чем гордиться, что беречь и у кого учиться.

Прочитав ряд программных произведений, приходишь к выводу, что главным героем является не отдельно взятый  человек, а вся  Русская земля. Поэтому древнерусские тексты и воспринимаются сердцем, дороги нам тем, что именно в них заложена настоящая русская культура, история отечества. Мы прекрасно понимаем, что уроки прошлого необходимы, без них невозможна наша современная жизнь, будущее наших детей.

Хочется предложить не только школьным учителям, но и преподавателям высших учебных заведений, а самое главное воспитателям начинать  знакомить с раннего детства

будущих граждан своей страны с героями, идеалами и законами  древнерусской литературы. Древнерусские произведения, как ни что другое, воспитывают патриотизм, характер, ответственность за совершаемое, желание быть полезным Отечеству и народу (интересы которых в нашей жизни постепенно уходят на второй план), умения давать справедливую оценку происходящему и определять государственную значимость поступков.

Единожды читавший жития, поучения, сказания и т. д. сохраняет их в сердце на всю жизнь и старается жить честно, благородно, любя свою землю так, как учили этому авторы древнерусской литературы.

        Выполнила ученица Коротких Лилия