Главные вкладки

    Распространение педагогического опыта

    Порсева Наталья Владимировна

    «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗВЕРОБАТИКИ »

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

     РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

    «ФЕСТИВАЛЬ ИННОВАЦИОНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАНИИ».

    Муниципальное общеобразовательное автономное

    учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя

    городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

    Тема проекта «Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики»

    Руководитель образовательного учреждения: директор

    Альбина Мидхатовна Ялашева

    Руководитель проекта: Инструктор по физической культуре  

    Порсева Наталья Владимировна.

    Проект направлен на решение следующих проблем:

    В  связи с тенденциями ухудшения здоровья детей дошкольного возраста необходимо внедрять в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения технологий физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс физических и социально-коммуникативных  задач.

    Цель: внедрение инновационной здоровьесберегающей технологии в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ, с целью повышения двигательных возможностей детей дошкольного возраста; сохранения и укрепления здоровья.

    Задачи:

    • провести мониторинг здоровья воспитанников;
    • содействовать развитию двигательной активности и  повышать интерес к занятиям физической культурой;
    • развивать у детей социально-коммуникативные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться.

    Практическая значимость опыта заключается, в возможности применения представленной технологии, в повседневной практике, педагогом любого образовательного учреждения. Ей  могут заниматься все дети, она не вредна и не требует от ребенка больших усилий и конкретных выработанных движений. Возможность перевоплотиться в различных животных привлекает малоподвижных детей, которые часто неохотно выполняют обычные физические упражнения. Занятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется начинать занятия по «зверобатике» с двух лет.

    Описание инновационной практики

    В последние годы отмечена тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Лишь 3-4 % детей дошкольного возраста являются абсолютно здоровыми, в то время как подавляющее большинство из них имеют функциональные отклонения и хронические заболевания. Среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата: около 70 - 80% детей имеют признаки   - нарушение осанки, деформацию стоп, ранний остеохондроз межпозвонковых дисков, замедление темпов созревания скелета.

    С развитием информационных технологий дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Вне детского сада они мало двигаются и мало общаются со сверстниками. По мере взросления ребенка проблема только усугубляется.

     А для успешной социализации каждому следующему поколению необходимы все более высокие личностные и профессиональные качества. Требования, предъявляемы к ребенку на каждой ступени образования, становятся все более жёсткими. Детям с ослабленным здоровьем очень трудно им соответствовать. Повышенная учебная нагрузка еще больше ослабляет здоровье, а пропуски занятий по болезни осложняют усвоение новых знаний. Круг замыкается, дети все больше отстают в учебе и все чаще болеют. И то и другое усложняет для них процесс социализации в обществе.

    В этих условиях поиск путей оздоровления и развития коммуникабельности детей дошкольного возраста становится первоочередной задачей педагогики. Исследования этой проблемы занимались врачи и педагоги-исследователи: Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая. Н.И. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.А. Тимофеева, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский и многие другие. 

         Изучая показатели здоровья и развития воспитанников (Приложение №1), мы пришли к выводу о необходимости принятия эффективных мер по оздоровлению детей.

    Анкетирование родителей (Приложение№2) показало, что многие родители либо не имеют достаточной информации о важности оптимальных физических нагрузок для здоровья ребенка, либо, в силу большой занятости на работе, не могут уделять оздоровлению ребенка должного внимания.

    Постоянное движение – естественное состояние для детей. Однако многие родители сами ограничивают их подвижность, призывая не бегать и вести себя осторожно. Но обеспечивать безопасность путем ограничения подвижности – в корне неверное решение. Детей необходимо учить правильно и безопасно двигаться, правильно падать, не причиняя себе вреда.  

    Современное подрастающее поколение испытывает «двигательный дефицит». Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод».

        Мы понимаем, что воспитанникам предстоит жить в мире, где люди почти перестали общаться между собой. Если они не научатся понимать и чувствовать потребности друг друга в раннем возрасте, то в будущем им будет сложно взаимодействовать с людьми. По результатам наблюдений за деятельностью дошкольников было отмечено, что они не умеют уступать друг другу, договариваться, с трудом строят взаимоотношения.

    Вышеизложенное свидетельствует о том, что существующие подходы к физическому воспитанию детей нуждаются в разработке разнообразных технологий способствующих общему оздоровлению организма ребенка.

    Для решения этой проблемы нами разработан проект «Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики».

    Зверобатика – это акробатика, построенная на подражании движениям животных. Автором данной методики является Сергей Владимирович Реутский, который создал уникальную методику формирования физически воспитывающей двигательной среды, учитель физкультуры, НП «Школа самоопределения», г. Москва. Он создал, внешне очень простую, но тщательно выверенную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от простого к сложному. Викарное научение (наблюдения за поведением других) преобладает в дошкольном возрасте, поэтому наблюдая за естественными движениям животных и подражая им, дети легко учатся правильно и безопасно двигаться. Элементы зверобатики успешно интегрируются в любую спортивную игру или тренировку. Получается так: обычно мы чему-то должны ребёнка научить, а потом он этим сможет пользоваться. Сначала учим кататься на коньках или вести мяч, а потом он играет в хоккей или баскетбол.  

    Применение «зверобатики» позволяет снять мышечные зажимы, повысить двигательную активность воспитанников, сделать движения ребенка более естественными и раскрепощенными, развить наблюдательность. Особое внимание уделяется играм и упражнениям на взаимодействие. Это игры на сплочение коллектива и развитие коммуникабельности, которые предполагают обязательное партнерство, чувство локтя, взаимопомощь, тактильный контакт. Совместные действия в играх сближают друг детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

         Процесс социализации в ходе двигательной деятельности успешно и всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, тем самым происходит гармоническое развитие личности.

       Основа «зверобатики» в непривычном способе перемещения (Приложение №3). Она состоит из двух частей – передвижение перекатами и ходьба «зверушками». То и другое можно включать в любую игру, в любое занятие. Например, движение не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение (не стоя) – это разгрузка не только позвоночника, но и сознания. Чем более вертикальное положение занимает человек, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция. Так снимаются физические и психические «зажимы», появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу.

    В горизонтальном положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка» или «тараканчика». Десять минут игры – и упадешь от усталости.

    Многие скажут: «Мы с детьми тоже так играем. Только называем это по-другому. Зачем это нужно специально выделять?» Принципиально новых упражнений, действительно, нет. Важны несколько принципов:

    1. Постоянное усложнение заданий.

    2. Возможность совместных действий в непривычных условиях.

    3.Образная основа движения. Детям помогают превращаться в животных и насекомых, шапочки с изображением и словесное сопровождение педагога - «Паучок бежит так ловко, здесь нужна, друзья, сноровка». «Крокодил вперед ползет. За собою хвост везет».

    4. Интеграция.

    Дети внутренне преображаются, меняются в движениях, когда превращаются в разных зверей: «котенок» - выгибает или прогибает спинку; «гусенок» - вытягивает шею, расправляет плечи; «крокодил» - вытягивается в длину; «мышата» -  сжимаются, собираются в комочек! Причём у «мышат» могут быть свои характерные препятствия - например, «мышеловка» - две скамейки, на них лежат гимнастические палки. Надо пролезть под палками, чтобы не задеть и не сбить их.

    При выполнении упражнений «зверобатики» можно акцентировать внимание детей на скорости, точности, чувствительности (упражнения вслепую), или на взаимодействии в парах и командах.

    Все элементы «зверобатики» могут объединяться в длину, в высоту и в ширину( Приложение № 3). Например, в длину и ширину – вагончики, гусеница; в ширину – парами (держась за руки, стоя спиной, лицом друг к другу); в высоту – «бутербродом» (снизу ползет «червячок», над ним – «паучок»). Так в паре и преодолевают препятствие.

    «Зверобатикой» могут заниматься все дети, она не вредна и не требует от ребенка больших усилий и конкретных выработанных движений. Возможность перевоплотиться в различных животных привлекает малоподвижных детей, которые часто неохотно выполняют обычные физические упражнения. Занятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется начинать занятия по «зверобатике» с двух лет.

    Мы дополнили данный метод разминкой с массажем ног, рук, игровыми упражнениями на растяжку, методом сказкотерапии. Как правило, использовали сюжетную линию - сказку или определенную тему (например «Поездка к бабушке в деревню»).

    Данная технология  осуществляется не только в процессе   игр, но и при организации других видов детской деятельности: через физкультминутки с речевым сопровождением;  музыкальные и ритмические игры, дыхательную гимнастику, игровые упражнения, дополнительное образование.

    Таким образом, можно сказать, что данная технология обладает большим потенциалом. Помимо решения задач по формированию физических навыков и укреплению здоровья, она имеет огромные возможности для социально-коммуникативного развития дошкольников.

    Опыт применения технологии в физкультурно-оздоровительной работе был обобщён и представлен:

    -2016 год городская научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций г. Нефтекамск Республики Башкортостан «Качество образования в условиях введения и реализации ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»;

    -2016 год сайт Социальная сеть работников образования nsportal.ru- размещена педагогическая статья «Зверобатика, как средство социализации и оздоровления детей дошкольного возраста»

    -2018 год заседание городского методического объединения инструкторов по физической культуре «Применение инновационных технологий в дополнительном образовании детей дошкольного возраста»

    Универсальность представленной технологии дает возможность применения в повседневной практике педагогом любого образовательного учреждения.

    Источники

    1. Реутский С. В. «Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми», Издательство: Речь, Образовательные проекты, Сфера, Санкт-Петербург, 2009.-160с.
    2. Реутский С. В.  «Шпаргалка по зверобатике», Издательство: Речь, Образовательные проекты, Сфера, Санкт-Петербург, 2010. - 48 с.
    3. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
      издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000.-256 с.
    4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1 -2004 г., «Организация самостоятельной двигательной деятельности».
    5. Журнал «Обруч», №5 – 2008г., «Зверобатика».

    Интернет-ресурсы

    1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/09/07/zverobatika-dlya-malyshey

    Приложения

    Приложение № 1

    Мониторинг состояния физического развития

    2015 год

    2016 год

    2017 год

    Кол-во воспит.

    Кол-во воспит.

    Кол-во воспит.

    Нормальное физическое развитие

    206

    212

    228

    Избыток массы тела 1 степени

    0

    0

    1

    Избыток массы тела 2 степени

    0

    0

    0

    Дефицит массы тела 1 степени

    6

    8

    9

    Дефицит массы тела 2 степени

    0

    0

    0

    Высокий рост

    0

    0

    0

    Низкий рост

    6

    8

    9

    Нарушение осанки

    3

    4

    3

    Плоскостопие

    10

    5

    12

    Вывод:

    -увеличилось  количество воспитанников с нормальным        физическим развитием

    -увеличилось число воспитанников с плоскостопием и с дефицит массы тела 1 степени и низком ростом.

    -появилось количество детей с избытком массы тела 1 степени

    Индекс здоровья

    2015-2016 уч.год

    2016-2017 уч.год

    2017-2018 уч.год

    33

    34

    32

    Вывод: по сравнению с прошлым годом понизился индекс здоровья.

    Пропуски

    (кол-во воспит.)

    2015-2016   (225)

    2016-2017   (236)

    2017-2018   (255)

    По болезни

    3367-23%

    4014-27%

    7583-51%

       Вывод: исходя из данных за три учебных года видно, что уровень заболеваемости растёт. По итогам тематической проверки  физкультурно - оздоровительная работа во всех возрастных группах осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Для каждой возрастной группы  разработаны  перспективные планы. Планирование носит системный комплексный характер, во взаимосвязи находятся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

        Однако имеются следующие недостатки: пребывание детей на воздухе не всегда правильно организуется, сокращается время прогулок; недостаточный подбор пособий, игрушек; однообразие игр, снижающий интерес детей к движениям; недостаточная просветительская работа среди родителей. В поиске новых путей оздоровления пришла к выводу, что нужно внедрять новые технологии, чтобы заинтересовать детей, обогатить двигательный опыт, формировать потребность в двигательной активности.

    Приложение № 2

    Результаты анкетирования

    Приложение № 3

    Маршруты сказочных героев

        Дети легко поддаются на небольшие авантюры – путешествия трудным долгим маршрутом к разным героям. Для этого взрослые, а затем и сами дети  выстраивают в зале маршрут с различными препятствиями так, чтобы можно было перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т. д. Причем для «мышат» могут быть свои характерные препятствия, например «мышеловка» – две скамейки, на которых лежат гимнастические палки. Пролезая под ними, важно их не задеть и не сбить – не попасть «в мышеловку».

         В играх-путешествиях возникает игра с переменными правилами, которые постоянно меняются, а все занятие превращается в «проживание сюжета», потому что педагог постоянно меняет условия, в которых детям интересно выполнять задания.

        Например, в одном из путешествий детям предлагается сначала ползти червяками под землей – подлезать под мостиками, проползать по узким норкам, по извилистому туннелю... затем дети становятся лягушками и идут по-лягушачьи (по тому же маршруту, но не подлезая, а перелезая, обходя, перепрыгивая препятствия). Далее наступает «ночь» (игра «день-ночь», когда на слове «ночь» дети-лягушки замирают). А «утром» появляются гуси:

    – Гуси-гуси!

    Дети включаются тут же:

    – Га-га-га!

    – Есть хотите?

    – Да-да-да!

    – Ну, летите.

    – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой...

    «Гуси» могут не только бежать, но и «перелетать» перебираться по физкультурному оборудованию или по комплексу. Если водящий кого-то осалил, то «гуси» не выбывают из игры, а меняют способ передвижения – например, могут теперь только «летать». Могут быть  предложены различные варианты: убегать только на одной ножке или с помощью товарища (в паре с ним) либо только ползти. Если вдруг кому-то очень понравилось быть гусем (червячком, паучком), то до конца путешествия они могут оставаться именно этим героем (точнее, двигаться, как этот зверек).

    http://www.obruch.ru/images/2008-5/20.jpg

    Вот различные способы передвижения: «собачка», «червячок», «медвежонок», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка»...

       Можно двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь, вращаясь с продвижением вперед или назад, прыжками и т.д.

    http://bmsi.ru/_uf/image/3(22).gif

        «Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную «переднюю» или «заднюю лапу».

    http://bmsi.ru/_uf/image/4(22).gif

        «Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»).

    http://bmsi.ru/_uf/image/6(19).gif

    Приложение № 3

    Перекаты

         Самые простые перекаты «бревном» («длинным» – руки над головой, или «коротким» – руки прижаты к телу).

    Первый этап: «длинное бревно» катится само.

    http://bmsi.ru/_uf/image/7(17).gif

       Второй этап: держим «длинное бревно» за руки, чтобы ребенок не опирался на них.

    http://bmsi.ru/_uf/image/8(16).gif

         Затем переходим к «бочке»: перекаты боком в группировке (перекаты боком – положение низких четверенек, когда ребенок стоит на локтях и на коленях, локти прижаты к коленям, ягодицы лежат на ногах).

    http://bmsi.ru/_uf/image/10(12).gif