Для учащихся

На этой странице вы найдете задания для учащихся по предмету, советы выпускникам, ссылки на материалы в сети Интернет и многое другое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ИЕРАРХИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»  АВТОР Г. В. РЕЗАПКИНА.

Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «–1», если сомневаетесь – поставьте «0».

 1. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем.

 2. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом).

 3. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму.

 4. Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах.

 5. Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё – ничто»

 6. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию.

 7. Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей

 8. За большие деньги я возьмусь за любую работу.

 9. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями.

 10. Мне нравится высказывание «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».

 11. Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством.

 12. Свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.

 13. Друзья и знакомые высоко оценивают мое творчество.

 14. Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах.

 15. Мне нравится высказывание «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».

 16. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье.

 17. Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству.

 18. Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких.

 19. Для меня очень важна поддержка моих родителей.

 20. Мне нравится высказывание «Самое главное для меня – жизнь и здоровье тех, кого я люблю».

 21. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост.

 22. Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей.

 23. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте.

 24. Я готов (а) бороться со своими конкурентами за «место под солнцем».

 25. Мне нравится высказывание «Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням – нужно оказаться в лифте в подходящей компании».

 26. Я планирую выбрать работу, смысл которой – помощь людям.

 27. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи.

 28. Я испытываю жалость к бомжам и нищим.

 29. Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.).

 30. Мне нравится высказывание «Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им».

 31. Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность.

 32. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.).

 33. Мне нравится быть в центре внимания.

 34. Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей.

 35. Мне нравится высказывание «Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает людей совершать благородные деяния».

 36. Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений.

 37. Я могу целями днями гулять, общаться с друзьями в инете и реале, смотреть телевизор.

 38. Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал (а).

 39. Мне нравятся развлекательные передачи.

 40. Мне нравится высказывание «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать».

Обработка результатов

Сложите алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок и запишите полученные числа в нижних клетках рядом с римскими цифрами.

 –5-(–3) – отвергаемая ценность

 –2-0 – низкая значимость ценности

 1-3 – умеренно значимая ценность

 4-5 – значимая ценность


 Восемь римских цифр в нижних клетках соответствуют восьми жизненным ценностям, все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека.

I. Здоровье. Хорошее здоровье – важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьезные заболевания, а также для мнительных людей.

II. Материальная обеспеченность. Любая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата – главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу.

III. Творчество. Творчество – одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя творчество может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства.

IV. Семья. Семья – это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сестра, другие родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели вашего рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека.

V. Карьера. Карьера (итал. carriera – бег) – продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Внутриорганизационная карьера связана с продвижением в организации. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, который рискует подняться до уровня своей некомпетентности (принцип Питера).

VI. Служение. Служение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности – науке, искусстве, образовании.

VII. Слава. Потребность в славе свойственна тщеславным, но неуверенным в себе людям, которым нужна постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой жизненной ценности блокирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми.

VIII. Отдых. Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать  утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
  2. Основной мотив выбора - материальные интересы.
  3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
  5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
  6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии у психолога.
  18.  Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов.

Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

I

II

1. …

3. …

6. …

7. …

8. …

11. …

12. …

16. …

17. …

19. …

20. …

22. …

23. …

2. …

4. …

5. …

9. …

10. …

13. …

14….

15. …

18. …

21. …

24. …

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале: 0-6 баллов     - неготовность; 7-12 баллов   - низкая готовность; 13-18 баллов - средняя готовность; 19--24 балла  - высокая готовность.

ОПРОСНИК  "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй, так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

Я ХОЧУ

мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей……………………………………………………………

0 1 2 3

Заниматься лечением………………………………………………………….

0 1 2 3

Обучать, воспитывать………………………………………………………….

0 1 2 3

Защищать права и безопасность………………………………………………

0 1 2 3

Управлять людьми……………………………………………………………..

0 1 2 3

2

Управлять машинами………………………………………………………….

0 1 2 3

Ремонтировать оборудование………………………………………………….

0 1 2 3

Собирать и налаживать технику……………………………………………….

0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи…….

0 1 2 3

Заниматься строительством…………………………………………………...

0 1 2 3

3

Обрабатывать тексты и таблицы……………………………………………...

0 1 2 3

Производить расчеты и вычисления………………………………………….

0 1 2 3

Перерабатывать информацию………………………………………………...

0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами…………………………………...

0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения………………………………

0 1 2 3

4

Заниматься художественным оформлением…………………………………..

0 1 2 3

Рисовать, фотографировать…………………………………………………...

0 1 2 3

Создавать произведения искусства…………………………………………..

0 1 2 3

Выступать на сцене……………………………………………………………

0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать……………………………………………………….

0 1 2 3

5

Ухаживать за животными……………………………………………………..

0 1 2 3

Заготавливать продукты……………………………………………………….

0 1 2 3

Работать на открытом воздухе………………………………………………...

0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты…………………………………………………..

0 1 2 3

Иметь дело с природой………………………………………………………...

0 1 2 3

А

Работать руками………………………………………………………………...

0 1 2 3

Выполнять решения……………………………………………………………

0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать,

Копировать……………………………………………………………………….

0 1 2 3

Получать конкретный практический результат

0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь………………………………………………………

0 1 2 3

Б

Работать головой………………………………………………………………...

0 1 2 3

Принимать решения……………………………………………………………

0 1 2 3

Создавать новые образцы……………………………………………………...

0 1 2 3

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать,

измерять, испытывать, контролировать………………………………………

0 1 2 3

Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать…………………………………………………………………...

0 1 2 3

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй, так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):

1

Знакомиться с новыми людьми……………………………………………...

0 1 2 3

Быть чутким и доброжелательным…………………………………………..

0 1 2 3

Выслушивать людей………………………………………………………….

0 1 2 3

Разбираться в людях…………………………………………………………

0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично……………………………………

0 1 2 3

2

Искать и устранять неисправности………………………………………….

0 1 2 3

Использовать приборы, машины, механизмы……………………………...

0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах……………………………………

0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами………………………………………..

0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве…………………………………...

0 1 2 3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым……………………………………….

0 1 2 3

Хорошо считать в уме………………………………………………………..

0 1 2 3

Преобразовывать  информацию……………………………………………..

0 1 2 3

Оперировать знаками и символами…………………………………………

0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки………………………………………………..

0 1 2 3

4

Создавать красивые со вкусом сделанные вещи…………………………….

0 1 2 3

Разбираться в литературе и искусстве……………………………………….

0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах………………………………...

0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы…………………………………………...

0 1 2 3

Рисовать………………………………………………………………………..

0 1 2 3

5

Разбираться в животных или растениях…………………………………….

0 1 2 3

Разводить растения или животных………………………………………….

0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями………………………………………...

0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях…………………………………...

0 1 2 3

Работать на земле…………………………………………………………….

0 1 2 3

А

Быстро выполнять указания………………………………………………...

0 1 2 3

Точно следовать инструкциям………………………………………………

0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму……………………………………………

0 1 2 3

Выполнять однообразную работу…………………………………………...

0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы…………………………………………...

0 1 2 3

Б

Создавать новые инструкции и давать указания…………………………...

0 1 2 3

Принимать нестандартные решения………………………………………...

0 1 2 3

Легко придумывать новые способы деятельности…………………………..

0 1 2 3

Брать на себя ответственность………………………………………………

0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу………………………………

0 1 2 3