Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Щемерова Людмила Алексеевна

Выступление на тему "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_opyta_raboty_shchemerovoy_l.a.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

 учителя начальных классов

Щемеровой Людмилы Алексеевны

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Тема инновационного педагогического опыта

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Одна из главных задач начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. По новым образовательным стандартам вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению знаний. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения, поэтому  в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Только при непосредственном участии обучающихся в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов,  запоминается и усваивается материал на 90%.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

 Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

   Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Младшие школьники – возраст, когда дети готовы к открытию мира, они хотят учиться, но учиться активно, интересно, в деятельности добывая новое. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе в том, что в ней могут принимать участие как сильные, так и слабые учащиеся. Просто уровень исследования будет разным.

Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса поиска неизвестного, выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

В своей работе руководствуюсь принципами организации исследовательской деятельности обучающихся:

- принцип последовательности;

- принцип поуровневости;

- принцип временного развития;

- принцип разнообразия;

- принцип постоянного совершенствования.

В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности,  у детей наличие только ситуативного интереса. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. 

Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую и проектную деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. (Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам.)

Наличие теоретической базы, опыта

Теоретической базой опыта являются работы классиков педагогики, изучение современной методической литературы.

Дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его  в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.

 В нашей гимназии в рамках   научного общества учащихся функционирует секция «Юные исследователи». Научное общество учащихся имеет название,  эмблему, а также разработано Положение, программа, план работы на год.

 Ежегодно в гимназии проводятся открытые  научно-практические конференции, где успешно выступают мои ученики.

 Главные задачи учителя, который увидел искру исследовательского таланта в процессе индивидуальной работы с учеником: помочь ему выбрать тему предполагаемого исследования; определить круг проблем, подлежащих исследованию; стимулировать исследовательскую активность, поддерживать любознательность, желание получать новые впечатления, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Ведущая педагогическая идея

Способствовать становлению детской самостоятельности, инициативности и ответственности, формированию умения учиться.

Исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Оптимальность и эффективность средств

Исследовательская  деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Приоритетным направлением работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Следует учитывать степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Результат педагогического опыта

Лучшие исследовательские работы защищаются учащимися на открытых гимназических конференциях. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, следую методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Мной применяются следующие  этапы метода исследования:

  1. 1.Выбор темы исследования.
  2. 2.Постановка целей и задач.
  3. 3.Выдвижение гипотезы.
  4. 4.Организация исследования:

- исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента,    теоретического анализа;

  • разрешение вопроса и проверка.
  1. 5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6. Презентация

Как помочь  ребёнку в выборе темы будущих исследовательских работ? Предлагаю ученику ответить на вопросы:

-Что тебе интересно больше всего?

-Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (историей или литературой, математикой или познавать природу).

-Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время?

-Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко?

Веду работу над обзором тем исследовательских проектов. Тем для исследования множество, только нужно уметь замечать все вокруг себя, стремиться узнавать новое и иметь желание докопаться до истины. Например: «Герои живут рядом», «Природа и человек», «Деревья нашего края», «Происхождение моей фамилии», «Исторические и культурные памятники города». Дети  могут предложить свою тему. Работать над проектом можно группой, если интересы совпадают. Каждая работа в должна включать в себя:

  • Актуальность темы исследования ( важность темы).
  • Цель исследования. (Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим).
  • Задачи исследования ( Задачи исследования уточняют цель. Задачи описывают основные шаги исследования.)
  • Гипотезу исследования (предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом).

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  • -подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  • -посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  • -спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  • -посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  • -используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  • -понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  • -провести эксперимент и записать план и результаты.

Под руководством учителя оформляется исследовательская работа

Итогом работы является защита исследовательской работы на гимназической научно-практической конференции (выступление на 5-7 минут).

Качество творческих работ оценивает экспертный совет - жюри. В его состав входят преподаватели кафедры « Педагогика и методика начального обучения» МГПИ им. М.Е.Евсевьева.  Каждому члену совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. Критерии оценки примерно следующие:

 - соответствие темы работы её содержанию,

 - актуальность,

- содержание работы (владение специальной терминологией, глубина раскрытия темы и эрудиция автора),

- последовательность и ясность изложения на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы

- оформление исследовательской работы

- культура выступления участника конференции (умение привлечь внимание к проблеме, организовать взаимопонимание со слушателями с помощью речевого и интонационного оформления выступления, использование невербальных средств общения (мимика, жесты, позы)

- умение вести дискуссию.

По окончании конференции, все работы детей представляются на выставке. Каждый ребёнок может просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользуется огромным интересом у учащихся начальной школы. Победители и призёры и научно-практической конференции выступают со своими работами перед учениками начальных классов на уроках и классных часах, перед родителями. К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроиться. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее: дети должны идти «рядом», а не «позади», ищем истину вместе. Важно, чтобы ребёнок почувствовал ситуацию успеха, значимость выполненной работы.

Результаты участия моих учеников на научно-практических конференциях:

  • Диплом призёра  XVI Бахтинской открытой гимназической НПК «Человек культуры и этика современного мира», секция «Юные исследователи», 2011г
  • Дипломы призёров  IV Бахтинской открытой гимназической НПК «Диалоги в пространстве культур», секция «Юные исследователи», 2012г
  • Диплом победителя V Бахтинской открытой  гимназической научно- практической конференции «Диалоги в пространстве культур», 2013г.
  • Диплом III степени на Межрегиональном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся начальных классов «Юные исследователи», 2013г. (копии дипломов в приложении к портфолио)

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Выступление «Организация исследовательской деятельности младших школьников». 28.03.2013г., МГПИ / Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования».

Материал размещен на сайте МОУ «Гимназия № 20» http://www.schoolrm.ru/schools/gim20sar/

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися.

Исследовательские работы учащихся на и презентации к выступлениям на НПК размещены на сайте МОУ «Гимназия № 20»

http://www.schoolrm.ru/schools/gim20sar/