Статьи и выступления

Щемерова Людмила Алексеевна

На этой странице можно найти материал выступлений Щемеровой Л.А. на научно-практических семинарах различного уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Щемерова Л. А.

МОУ «Гимназия №20» (Саранск)

Обновление системы школьного образования, смысл которого в изменении целевых установок, содержания и технологий, продиктовано преобразованиями в современном обществе. Особая роль в этой ситуации отводится начальному образованию, так как оно является основой для формирования личности, развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Именно особенности начального обучения и воспитания определяют направленность развития личности ребенка в среднем и старшем звене школы и его дальнейшее профессиональное самоопределение и становление. Если прежде упор делался на расширение знаний и информированности учащихся, то сегодня главным становится формирование умений и способностей учиться и изменять жизнь в лучшую сторону. Вместо традиционной задачи воспитания "эрудита" на первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека - творца. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных образовательных технологий.

Новое целеполагание образовательного процесса влечет за собой и изменение структуры, содержания, форм методической работы школы.

Проблема методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 20» «Современные технологии в развитии личности учащихся I ступени обучения в условиях гуманитарной гимназии». Основные направления работы в организации методической поддержки инновационной деятельности педагогов включают в себя:

- обновление содержания образования в условиях четырехлетней начальной школы, обеспечивающего дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

 - определение основных форм организации обучения, способов взаимодействия учителя и учеников;

- организация системы оценивания учебных достижений младших школьников;

- организация работы творческих групп по реализации инновационных технологий, передового педагогического опыта;

- участие в анализе и экспертизе проводимых экспериментов;

- создание банка педагогических инноваций.

Инновационные направления в организации учебного процесса в начальной школе представлены различными моделями обучения:  «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний». Учебно-методические комплекты разработаны с позиции развивающего обучения. Освоение учителями новых педагогических технологий и направлений педагогической деятельности, совершенствование методики проведения урока способствуют развитию творческих способностей и природных задатков учащихся, повышению мотивации к учению. В соответствии изменившимися приоритетами образования изменилась роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик является не объектом, а субъектом, активным сотрудником процесса приобретения знаний. Учитель стремится быть не информатором, а организаторам учения, применяя оптимальные  формы сотрудничества в рамках учебной деятельности младшего школьника.

 Для каждого учебно-методического комплекта характерен свой подход к содержанию и организации контрольно-оценочных действий, поэтому не первый год отслеживаются результаты внедрения программ развивающего обучения, ведется административный мониторинг по итогам каждой учебной четверти.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20» является единственной в Республике Мордовия школой гуманитарного направления на основе усвоения художественно-эстетического, филологического и экологического содержания, позволяющего утверждать жизнеспособность личности, ее самоопределение и самореализацию. Следует отметить поисково-исследовательскую, экспериментальную деятельность педагогов по предметам гуманитарного цикла.

 Кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры начального образования МГПИ им. М. Е. Евсевьева Шуляповой О.В. и учителем начальных классов МОУ «Гимназия № 20» Щемеровой Л. А. разработана программа спецкурса «В гостях у мордовской сказки», которая способствует реализации национально-регионального компонента в содержании чтения и начального литературного образования младших школьников и представляет собой тематическое планирование уроков чтения во 2-м классе. Спецкурс имеет своей целью вызвать художественно-познавательный и эстетический интерес к произведениям устно-поэтического творчества мордовского народа (детский фольклор), произведениям детских писателей Мордовии.

С музыкальным наследием мордовского народа, с произведениями современных композиторов Мордовии учащиеся знакомятся в первом полугодии 3 класса. Тематическое планирование раздела «Музыка моего народа», составленное учителем музыки МОУ «Гимназия № 20» Бардиной Н.Г. включает в себя народные и композиторские песни, обрядовые, эпические и лирические, колыбельные, рекрутские, плясовые и шуточные песни, хороводные и детские потешки, мордовские народные танцы. Приобщение младших школьников к художественной культуре мордовского народа осуществляется на уроках изобразительного искусства. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд», национально-региональный компонент разработан учителем изобразительного искусства МОУ «Гимназия № 20» Королёвой М. Н. Декоративно-прикладное искусство ведется по авторской программе педагога Семёновой В.Б.

В рамках реализации педагогической проблемы гимназии «Формирование нравственной культуры школьников в условиях гуманитарной гимназии» составлена программа и методическое пособие факультативного курса «Азбука добра», рекомендованная для общеобразовательных учреждений Республики Мордовия. Авторы-составители – Шуляпова О.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики начального образования ГОУ ВПО «Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», Лебедева Е. И. – учитель начальных классов МОУ «Гимназия №20».

Методическая поддержка инновационной деятельности педагогов осуществляется на четырёх основных уровнях:

I уровень. Индивидуальная методическая работа педагогов

Педагоги нашей школы ведут непрерывное самообразование, что приводит к росту профессиональной культуры каждого учителя, согласно составленному индивидуальному плану профессионального саморазвития. Темы самообразования можно разделить на группы:

  • Знакомство и освоение инновационных форм и методов обучения.
  • Реализация обновленного содержания начального обучения.

II уровень. Методическое объединение учителей начальных классов

На заседаниях МО рассматривались такие центральные темы, как:

  • Использование инновационных технологий на уроке. Проблемный урок.
  • Анализ результатов реализации УМК «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», ОС «Школа 2100»
  • Содержание программы предшкольной подготовки. Личностно - ориентированные основы построения программы предшкольной подготовки.
  • Работа с одарёнными детьми.
  • Виды творческих работ в начальной школе и методика их проведения.
  • Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
  • Творческая лаборатория «Урок как форма развития познавательной активности учащихся»

III уровень. Научно-методический совет

На заседаниях МС внимание акцентировалось на вопросах:

  • Подготовка плана проведения научно-практической конференции научного общества «Истина».
  • Инновационный опыт преподавания иностранного языка в начальной школе.

IV уровень. Общешкольная научно-методическая работа, педагогические советы включают серию различных обучающих постоянно действующих научно-методических семинаров для всех учителей, выполняющих важнейшие функции:

  • Выработка системы единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково-исследовательской научно-методической деятельности;
  • Обобщение результатов инновационной деятельности начальной школы на педагогических советах: «Качество образовательной среды в рамках гуманитарно-эстетической гимназии», «Деятельность учителя в условиях информатизации процесса обучения», «Инновационные технологии в развитии познавательной активности учащихся»
  • коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности и т. д. 

Задача методической службы - предрасположить педагога к творческой деятельности. Инициатива, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству – непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса.



Предварительный просмотр:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ

Детство - важнейший период человеческой жизни,

 подготовка к будущей жизни,

настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Сухомлинский В.А.        

Начальная школа — первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Мир младших школьников особый, наши ученики любознательны и пытливы, доброжелательны и открыты, непосредственны и шаловливы. У них радостное мировосприятие и мироощущение, свои представления о добре и зле, чести и бесчестии, свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства.  

На учителях начальных классов лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников. Младший школьный возраст – время, когда закладываются глубинные оценки окружающего мира. Уже повзрослев, человек, часто на подсознательном уровне, воспроизводит стандарты своего детства и старается им подражать. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам. Есть хорошая поговорка: «Хорошее начало - половина дела!». В современных условиях задача гимназии не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

 Творческий союз учителей-единомышленников начальных классов открывает сердца, дарит любовь, даёт силы своим ученикам. Высокий уровень знания педагогики и методики начального обучения позволяют им положительно влиять на формирование у детей познавательного интереса, умело решать методические задачи урока, на качественном уровне организовать весь процесс образования учащихся. На базе начального звена обучение ведётся  по программам, отвечающим современным требованиям начального общего образования: Образовательная система «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа».

Учащиеся начальных классов по природе своей исследователи, с большим интересом и успешно участвуют в городских и гимназических научно-исследовательских конференциях, в конкурсе детских проектов «Я познаю мир». Наши ученики – победители и участники международных конкурсов и олимпиад «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Фактор роста», «Интеллект-экспресс», «Инфознайка».

На основе каждого класса комплектуется группа продлённого дня – группа творческого развития, где вся работа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей, организацию досуга,  укрепление здоровья учащихся. Внеурочные занятия проводятся по спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому направлениям. Дети занимаются в кружках, секциях, студиях, участвуют в экскурсионных программах. Вокальный коллектив «Веснушки», танцевальные коллективы «Пульс», «Стинт», «Капельки», младший хор радуют зрителей своими выступлениями на гимназических и городских мероприятиях. Во всех начинаниях и достижениях первыми помощниками и союзниками являются родители наших учеников.

Гимназия из года в год продолжает традицию предшкольной подготовки. Знакомство с гимназией у дошкольников начинается в «Школе будущего первоклассника», где ведётся раннее обучение  основам счёта, чтения и письма,  работа психолога в форме игротренинга. Занятия способствуют общему развитию детей, позволяет им подняться на уровень школьной зрелости. Так новое появляется в жизни детей постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений, поэтому наши первоклассники чувствуют себя в школе комфортно и уверенно.

Учеба – главная, ведущая деятельность ребенка, пришедшего в школу, и он не сможет успешно перейти к следующему ведущему виду деятельности, пока у него не развито умение учиться. Именно в начальной школе дети не только получают необходимый запас знаний для продолжения обучения, но и  учатся учиться: не теряться в нестандартных ситуациях, быть мотивированными на обучение, уметь совместно или самостоятельно открывать новое, учатся быть человеком думающим, решающим, делающим, творящим. 

ЩЕМЕРОВА Л.А.



Предварительный просмотр:

Анализ работы по реализации ФГОС в начальной школе

Общие особенности реализации ФГОС

Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск  нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Согласно требованиям ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе ;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

В 2013/2014 уч. г. – третий год  реализации ФГОС в начальной школе.  Согласно ФГОС  мы должны осуществлять образовательный процесс в 1,2, 3 классах.

В гимназии осуществляется переход на ФГОС:

создана нормативно-правовая базы, которая включает документы  федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ

разработана и утверждена ООП в соответствии с требованиями ФГОС;

ежегодно разрабатываются и  утверждаются программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Осуществляется внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ООП;

Внимание администрации акцентируется на соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП в гимназии требованиям ФГОС

 Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Начальныё классы обеспечены электронными образовательными ресурсами (интерактивными досками, электонные лабораториями работу с которыми следует активно осваивать).

В школе организован доступ к Интернету, все кабинеты подключены к локальной школьной сети.

Проводится информирование родителей школьников всех ступеней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.

По итогам учебного года подготовлен анализ работы по реализации ФГОС в начальной  школе.

Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность введения ФГОС в 1-2-х классах, выявить проблемы и наметить пути их решения.

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС

Задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в гимназии в 2013/2014 уч. г.:

внести в план внутришкольного контроля ОУ мероприятия по контролю введения ФГОС во 1-3-х классах начальной школы;

внести коррективы в ООП с учетом результатов реализации ФГОС в 2012/2013 уч. г. и особенностей образовательного процесса в новом учебном году.

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС Организовано методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС:

осуществляется курсовая подготовка учителей начальной школы на базе МРИО

Осуществляется непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации ФГОС; 

Педагоги стремятся использовать наиболее эффективных технологий преподавания учебных предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся.

Все педагоги приняли участие в практико-ориентированной мастерской "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: что должен знать, уметь и понимать педагог"; 

Организована работа микрогрупп педагогов по УМК, в новом учебном году следует проработать по темы:

– "Организация накопительной системы оценки достижений обучающихся";

– "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности";  

– "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных учебных действий";

– "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников";

Организована психолого-педагогическая диагностическая работа:

– определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;

– проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-2-х классах;

– педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;

организовано психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе:

– проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем обучающихся (педагогом-психологом   на основе специально разработанной программы на базе сенсорной комнаты);

– педагогом-психологом  осуществлены консультации педагогов с целью повышения  эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности  учителей по темам: "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения",

"Формирование мотивации младших школьников к обучению", "Методические рекомендации по развитию внимания, мышления, памяти обучающихся";

проводится мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности.

Формирование УУД.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Нами разработаны рабочие программы по всем предметам в 1 и 2 классах. В Рабочих программах прописаны УУД на каждом уроке. В перспективе – необходимо создать такие программы для  4 классов.

Итоговые работы за 1и 2 класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. (Что  я делаю – тема; зачем – цели и задачи; как – методика и технологии; что получилось – анализ, рефлексия)

Задача совершенствования материально-технического обеспечения перехода на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.: продолжить совершенствовать материально-техническую базу ОУ для успешного введения ФГОС в начальных и старших классах

Вывод: по итогам анализа контроля выполнения плана перехода на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.: первые результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ.

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);

использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;

возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;

положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:

недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;

необходимость коррекции всех разделов ООП.

Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2013/2014 уч. г. Для этого всем педагогам начальной школы необходимо:

-активно включиться в процесс реализации ФГОС;

-особое внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися ООП); 

-разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике; -предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

-проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

-подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (учителя изобразительного искусства, музыки, физической культуры, иностранного языка).

-учителям, предполагающим работать по ФГОС, необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации.

Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволят учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном обществе.

 Строки из стихотворение Федора Ивановича Тютчева сегодня тоже актуальны:

"Нам не дано предугадать:"

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.