Самоанализ педагогической деятельности

Савушкина Оксана Леонидовна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savushkina_oksana_avtosokhranennyy.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Самоанализ педагогической деятельности

по теме:

«Применение ИКТ на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению»

учителя русского языка и литературы

Савушкиной Оксаны Леонидовны

2014 год

Для современного человека главное - не готовые знания, а умения учиться самостоятельно открывать новое, поэтому основная задача учителя не столько вооружить учащихся суммой знаний, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.

Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает на средней и старшей ступенях образования. Эта проблема очень заинтересовала меня, поэтому я занялась изучением новых технологий обучения, которые повышают эффективность обучения, мотивацию учащихся к изучению предмета. Изучив методические исследования О.Б. Даутовой, О.Н. Крыловой, А.Г. Грецова, в которых доказано, что повышение эффективности обучения русскому языку происходит  при использовании современных технических средств,  решила применить их в своей работе.  Так как  считаю, что уроки с использованием современных информационных технологий позволяют активизировать процесс обучения,  и учебный материал усваивается на достаточно высоком уровне. Постепенно у меня сложилась собственная система использования информационно - коммуникативных технологий на уроках.

Поставив перед собой цель - повысить мотивацию учащихся к  урокам русского языка через использование информационно - коммуникативных технологий,  я определила следующие задачи:

- способствовать повышению мотивации учащихся к урокам русского языка через использование информационно-коммуникативных технологий;

- применять методы, средства и приемы обучения с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся;

- развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации через проектную и исследовательскую деятельность.

 Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с должностными обязанностями учителя,  планом работы школы, руководствуясь «Конвенцией ООН о правах ребенка», Конституцией РФ.

Рабочие учебные программы  разработаны мною на основе примерной программы с учетом федерального компонента образовательного стандарта и авторских программ   М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского;  10 класс  -  Н.Г.Гольцовой,  И.М.Шамшина, М.А.Мищериной.

 Занятия провожу в кабинете, оснащенном техническими средствами обучения: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, графопроектор, диапроектор. В школе имеется необходимая методическая литература, наглядные пособия, справочники, словари, альтернативные учебники, дополнительная литература.

В основе моей деятельности лежат три основных типа урока по способу использования информационных технологий:

- уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран);

- уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме  (урок в компьютерном классе без выхода в Интернет);

-  уроки,  на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в компьютерном классе с выходом в Интернет).

Эффективность работы по данной технологии подтверждается позитивной динамикой успешности по русскому языку с 50 % до 53% (при 100% успеваемости). (Приложение №1)

На уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности  в системе использую  возможности современных информационных средств обучения. Дети готовят индивидуальные задания, презентации, пользуясь ресурсами Интернета. Например, представляют или используют их на уроках в качестве наглядности, рабочего материала, постоянно используют возможности интерактивной доски.

Для углубления знаний, развития интереса к предмету обучающимся предлагаю творческие задания, которые строю от «простого» к «сложному»:

1) составление кроссворда, ребуса по определенной теме;

2) подготовка презентаций определенной тематики;

3) подготовка элементов учебного пособия;

4) выпуск таблиц, схем, учебного пособия

При разработке урока с использованием информационно-коммуникативных технологии уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологии.

Практика показывает, что в течение трех лет у моих учеников произошло повышение мотивации к изучению русского языка. По результатам диагностики к середине 2011 года количество учащихся, проявляющих интерес к  предмету составляло в 2011году- 35 % от общего числа учащихся, в 2012 году- 38 %, 2013 году – 40 %.  (Приложение №2)

По качеству знаний за последние три года  наблюдается стабильность. В 2011 году процент качества составляет по русскому языку-37 %, 2012 - 45 %, 2013- 47 %(Приложение 3).

У  учащихся сформированы общеучебные умения и навыки. Это доказывает 100 % успеваемость 2011, 2012, 2013 годах. Результат сдачи ЕГЭ (средний балл) 2010 год -  47б; ГИА в 2011 году -  40б; в 2012 году – 43б. Успешность по русскому языку 2011- 2012 год – 50 %, 2012-2013- 51 %, 2013-2014- 53 %;(Приложение № 3). Анализ навыков  чтения учащихся показывает, что за 3 года наблюдается увеличение количества слов (Приложение №4). По русскому языку повысился уровень скорости письма (Приложение №5) Результаты диагностических работ по русскому языку в  рамках  оценки качества предметных достижений показали, что учащиеся 6, 10 классов справились 100% (Приложение 6).

В педагогической деятельности  придерживаюсь такого правила: «Не две – три звезды на фоне серой массы, а активная и творческая жизнь каждого ребенка». В связи с этим работу строю с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся.

Систематически применяю  нестандартные уроки: КВН,  деловая игра, мозговая атака, интервью (например, сочинение по картине М. Финогенова «Каток для начинающих» в 9классе),  репортаж, рецензия; уроки, напоминающие публичные формы общения - пресс - конференция, аукцион (например, «Удивительные части речи» в 5классе), митинг, дискуссия (например, «Кто сказал, что нужно говорить красиво?» в 10 классе), телепередача ( например, «Ох, уж эти фразеологизмы!» в  6 классе); уроки, опирающиеся на фантазию – урок-сказка ( например, «Волшебный мир лексики» в  6 классе), урок - сюрприз; интегрированные уроки: например, связь гуманитарных и естественных наук («О стрекозах, нимфах и адмиралах», 7 класс).

На своих уроках большое внимание уделяю формированию самостоятельности ученика, умениям  добывать знания. Организую учебную деятельность так, чтобы ученик стремился сам получать знания, осмыслить и их применить в нужной ситуации. Ученики постоянно сотрудничают в режиме диалога, дискуссии, высказывают свои мнения, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают содержание, которое закреплено научным знанием. (Например, как правильно написать:  попил чая или чаю). Также в целях формирования устойчивой мотивации учения планирую ситуацию успеха, которая помогает ученику преодолеть психологический барьер; предлагаю различные темы для докладов, сообщений, подбираю задания творческого характера. Осуществляю отношения сотрудничества учителя и учащихся, постоянно привлекаю учеников к оценочной деятельности и формирую у них адекватную самооценку, использую занимательные примеры, анализ жизненных ситуации; применяю поощрения и порицания.

Одной из форм работ по повышению мотивации считаю участие детей  в Международном игровом конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок - языкознание для всех»,  занимая призовые места в пределах школы (2009 – 2010 г. –1, 2, места среди 10-х классов, 1, 2 места среди 7-х классов; 2012-2013 г. - 1, 2 места среди 9 классов, 2, 3 место среди 6-х классов) учащиеся не только активно участвуют,  но и видят результат своей работы.  В 2012 году Калина Регина, ученица 9 класса заняла 15 место в регионе по русскому языку, а Дегтярева Евгения в 2013году 10 место в районе. В 2013 году учащиеся 5-9 классов приняли активное участие в международном конкурсе по русскому языку «Ёж», награждены грамотами.  Ученица 10 класса Дмитриева Анастасия заняла 1 место  в районном конкурсе «Стихи собственного сочинения» (2013 год). В районном  конкурсе чтецов «Поэты Сибири» участвовал ученик 9 класса Пономарев Никита, 3 место(2014год).

Творческие способности учащихся развиваю в ходе организации исследовательской деятельности. Научно-исследовательская работа позволяет ученику  испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Пришла к выводу, что научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь учеников.

 Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися школы, показывает, что круг их интересов весьма широк: это литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография. Многие темы носят интегративный характер: история литературы, история искусствознания, и т.д.

Работу над исследованием строю следующим образом:

  • выявление проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
  • отбор и структурирование материала;
  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.

Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях. Учащиеся также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь успехов. Эффективность работ в данном направлении доказывается результатами (Приложение 7)

В данный момент работаю в среднем звене и готовлю ученицу 6 класса Чардынцеву Дарью к школьной конференции по теме «Сюрпризы почерка».

В системе занимаюсь с учащимися организацией исследовательской деятельности. Эта работа позволяет моим детям повысить интерес к предмету, повысить интеллект.

Наряду с исследовательской деятельностью учащихся занимаюсь проектной деятельностью.

Планирование и организация работы над проектом такова. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

 Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

Например, проектная работа в 6 классе по теме: «Лингвистические ошибки вокруг нас ».

Работа состоит из 5 пунктов:

  1. Выбор темы проекта;
  2. Деление учащихся на группы;
  3. Собственное исследование учеников;
  4. Презентация продукта исследования;
  5. Анализ проектной деятельности.

Форма отчета - презентация проекта в виде публичного выступления с демонстрацией «блокнота лингвистических ошибок».

Продолжением урочной деятельности является внеурочная деятельность.

Два года являюсь классным руководителем 6 класса. Программа по воспитательной работе «Лестница успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Считаю, что именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Так Колоколкина Алина (ученица 6 класса) заняла 1 место  в конкурсе плакатов по теме «Люби и цени русский язык» (школьный уровень), Токарева Наталья в конкурсе чтецов «Моя Родина» 1 место (школьный уровень), учащиеся 6 класса приняли активное участие в районном конкурсе кроссвордов «Выборы президента», были награждены дипломом.

Результаты успеваемости учащихся 6 класса

Годы

Количество учащихся

Оценки учащихся

отлично

хорошо

удовлетворительно

2012

14

0

4 / 29 %

10 / 71 %

2013

18

2 / 12 %

6 / 35 %

10 /53 %

 

         В системе занимаюсь самообразованием, повышением квалификации.

№ п/п

Наименование курсов

Учреждение, проводившее курсы повышения квалификации

Документ

(№, дата)

1.

 «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

НИПКиПРО

72ч

Удостоверение

01-.09по30.09.10г

2.

 «Основные задачи реализации предметной области «Филология» с учетом требований ФГОС основного общего образования»

Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «НГПУ»,

108ч

Удостоверение

24.11-30.11.2013г

3.

« Интерактивные устройства в образовательной деятельности».

ГБОУ ДПО НСО

36 часов

Сертификат

Июнь 2013года

Активно работаю на уровне школьного и районного методических объединений. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер- классы. (Приложение 8).  Публикую свои работы на портале www.  nsportal.ru, (свидетельства прилагаются). Имею свой персональный сайт (www//nsportal//savuschkina81@yandex.ru), на котором представляю методические наработки, разработки уроков, внеклассных мероприятии.  

В 2013 году приняла участие во Всероссийском интернет -  конкурсе педагогического  творчества,  награждена дипломом за представление педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии». (Приложение №9).

В 2014 году приняла участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2014», награждена грамотой управления образования администрации Татарского района (Приложение №10)

За период работы в качестве учителя русского языка и литературы (8лет) определила ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания:

- использование методов и технологии, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющие здоровье учащихся;

    - совершенствование технологии исследовательской и проектной деятельности;

    -   повышение мотивации учащихся при использовании   информационно- коммуникативных технологии;

   -  эмоциональное стимулирование;

   - осуществление промежуточного и итогового контроля ЗУН учащихся.

Учитель:  Савушкина О.Л.

Приложение 1

Динамика успешности по предмету «Русский язык»

Приложение 2

Учащиеся, проявляющие интерес к изучению русского языка

40 % - проявляют интерес к предмету

Приложение 3

Процент качества по русскому языку

Год

Процент качества

2011-2012

37%

2012-2013

45%

2013-2014

47%

Приложение 4

Анализ навыков чтения учащихся

Приложение 5

Мониторинг  скорости письма за 3 года по русскому языку

 

                                                                                                                           Приложение 6

Результаты диагностических работ по русскому языку в 10 классе

Результаты теста

Количество человек

%

От70%до 100%

3

37,50%

От 45%до 69%

5

62,50%

Менее 45%

0

0%

Писали всего

8

100%

Результаты диагностических работ по русскому языку в 6 классе

Результаты теста

Количество человек

%

От70%до 100%

10

58,82%

От 45%до 69%

7

41,18%

Менее 45%

0

0%

Писали всего

17

100%

                                                                                                                     Приложение 7

 

Мониторинг результативности участия обучающихся в районных научно- исследовательских конференциях.

Год

Количество участников

Результат

Процент выполнения

ФИ учащегося

1

2009г

1

1 место

100%

Ребенок Наташа, тема «Язык современной телерекламы»

2

2012

1

2

100%

Воробьева Оксана, тема «Молодежный сленг как показатель развития общества»

Приложение 8

Обобщение и распространение педагогического опыта

Форма

Тема

Уровень

Год

Открытый урок по литературе в 9 классе

Галерея «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Школьный

2011

Обмен опытом

Система работы учителя гуманитарного цикла

Школьный округ

2011

Мастер - класс

Как написать сочинение на лингвистическую тему?

Школьный округ

2012

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

 «Анализ текста как способ подготовки к ГИА»

Всемирный

2013

Выступление на МО классных руководителей

«Эти вредные конфликты»

Школьный

2013

Открытый урок в незнакомом классе

«Разряды имен числительных»

Районный

2014

Открытый урок в 10 классе

«Суд над Родионом Раскольниковым»

Школьный

2014

Выступление  на РМО гуманитарного цикла

«Роль презентации в развитии монологической речи учащихся на уроках русского языка»

Районный

2014

Районный конкурс

«Учитель года – 2014»

Районный

2014

Личный сайт учителя русского языка

Адрес сайта:www/nsportal/ru/savuschkina81 yandex/ru

Всемирный

2013-2014