Классное руководство

Евдокимова Ольга Ивановна

Программа классного руководителя "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rabote_s_roditelyami.doc110.5 КБ
PDF icon o_ege_roditelyam_2018-2019_1.pdf2.87 МБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

ПРОГРАММА

классного руководителя

 

«Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»

 

Учитель:

Евдокимова Ольга Ивановна,

учитель географии

высшей квалификационной   категории

        

г. Когалым

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Назначение  Программы

Настоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руководителя  с  родителями   обучающихся     класса.

Цель Программы

создание единой образовательной среды в школе и семье.

Задачи  Программы

  • повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  опыта  и  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;
  • сoдействие  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  классного  сообщества;  
  • выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграция  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;
  • пропаганда  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

  Этапы  реализации  Программы

1  этап  реализации  Программы – ориентировочный  (5 кл.)

На  данном  этапе   производится  анализ  и  изучение  семей  учащихся   класса  и  создание  условий  для  участия  семей  в  воспитательном  процессе.

2  этап – основной  ( 6кл.- 10 кл.)

На  данном  этапе     производится  педагогическое  и  психологическое  просвещение  родителей, работа  с  проблемными  семьями, сотрудничество  учителя  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе.

3  этап -  обобщающий  (11 кл.)

Подведение  итогов  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  учащихся  за данный период.

I. Содержание проблемы  и  обоснование  необходимости  ее  решения  программным  методом.

        Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это  персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;  социально-экономический определяется имущественными характеристиками   занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;  демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону  развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его    эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление  психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков  области воспитания.

   Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители – очень занятые , деловые люди, для воспитания детей зачастую не хватает время, а  как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей.                                                                                                                                                        Задача классного  руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.

  • Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

  •  Родители, которые хотят, но не умеют воспитывать или не хватает времени,  поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

  • Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, а зачастую и временем. Они воспитывают детей так, как воспитывали их.   Эти обстоятельства приводят со временем к плачевным результатам.  Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.                                                                                                                                                                                                                   Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.                                                                                                                                                              Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

II. Основные  цели  и  задачи   Программы

  • Создание  единого  коллектива  учеников, родителей, классного  руководителя  и  педагогов  школы, объединенного  общими  целями  и  ответственностью, действующего  на  демократических  и  гуманистических  принципах.  
  • Повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  опыта и  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.
  • Содействия  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  классного  сообщества.  
  • Выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка.
  • Пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

III. Система  программных  мероприятий

Программа  включает  следующие  мероприятия  по  приоритетным  направлениям  в  сфере  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  учащихся:  

  • изучение  семей  учащихся;
  • работа  с  родителями;
  • работа  с  проблемными  семьями;
  • сотрудничество классного руководителя  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе;
  • работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования;
  • сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом

 

1.Изучение  семей  учащихся

Задачи данного мероприятия:

  • изучение  семей  учащихся;
  • создание  банка  данных;
  • формирование  единых  педагогических  требований;
  • составление  социальных  паспортов  семей;
  • посещение  семей;
  • диагностика  «Анкета-знакомство  для  родителей», «Анализ  и  оценка  ситуации  в  семье», «Наш  ребенок»  и  др.

2. Работа  с  родителями

Цель:  повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  опыта  и  знаний  по    вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.

Предусматриваются:

  • классные  родительские  собрания;
  • тематические классные часы, проводимые совместно с родителями;
  • занятия  для  родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»);
  • дни  «открытых  уроков»;
  • тематические  собрания  с  привлечением  специалистов;
  • индивидуальная  работа  с  родителями;
  • создание «Совета отцов»;
  • внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей (Праздники «День матери», «Праздник семьи», «Ах, какие мамочки», «Все профессии важны, все профессии важны»).

3.Работа  с  проблемными  семьями

Цель: оказание  помощи  проблемным  семьям, устранение   злоупотреблений  со  стороны  недобросовестных  родителей, уменьшение  количества  проблемных  семей.

Предусматриваются:

  • регулярное  посещение  проблемных  семей;
  • проведение  малых  педсоветов;
  • совместная  профилактическая  работа с  Советом  профилактики  правонарушений;
  • индивидуальные  беседы  и  консультации;
  • изучение  данных  о  занятости  учащихся  в  кружках  и  секциях;
  • составление  банка  данных.

4. Сотрудничество классного  руководителя и родителей в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

Цель: создание  единого  воспитательного  пространства  «родители – дети – классный  руководитель».

Предусматриваются:

  • работа  родительского  комитета;
  • работа «Совета отцов»;
  • поиск  родителей – спонсоров  классных  внеклассных  мероприятий;
  • помощь  родителей  в  приучении  детей  к  выполнению  режима  дня  и  правил  для  учащихся.                                                                                                                                              

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:                                                                              

  • обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка;                                    
  • взаимное уважение;
  •  справедливость по отношению к детям и родителям;  
  •  повышение авторитета родителей;  
  •  соблюдение принципов педагогической этики.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        5. Работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования

Цель: развитие  творческих  способностей  учащихся.

Предусматриваются:

  • оказание  помощи  в  устройстве  учащихся  в  кружки  и    спортивные  секции;
  • привлечение  родителей  для  ведения  мини-кружков по  интересам;
  • работа с организаторами дополнительного образования для привлечения детей в различные кружки.

6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом

Цель:  Вовлечение психолога, логопеда в  воспитательный  процесс  класса.

Предусматриваются:

  • беседы  с  психологом, логопедом;
  • оказание  помощи психологу и логопеду  в  организации  индивидуальной и групповой  работы  с  учащимися  класса

IV  Прогнозируемые результаты

Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
  • уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
  • успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.

                                                                                                     Приложение №1

 Примерная программа тематических  родительских собраний

Методическая тема

Тематика родительских собраний.

Подготовительная группа

5 класс

«Адаптация пятиклассника».

«Воспитание культуры поведения»

«Развитие коммуникативных и творческих способностей, эмоционально-ценностное воспитание».

«Развитие навыков самоанализа, самооценки, самовоспитания»

1.«Родителям будущих пятиклассников».

2.«Первый раз в среднем звене»

3. «Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе»

4.«Формирование привычки здорового

образа жизни»

5. «Игра и труд в жизни пятиклассника»

6. « Безопасность детей – забота взрослых»

7.«Организация и проведение летнего    отдыха»

6 класс

1. «Формирование     волевых    привычек -основа   школьной успешности   ребенка» 2.«Поощрения и наказания в жизни ребенка»

 3.«Гиперактивные  дети в школе»

 4. «Моя семья – моя радость»

 5. «Дисциплина на улице - залог

безопасности на дороге»

7 класс

1. «Особенности    памяти  детей и методы  ее развития»

2.«Если Вы купили ребенку велосипед»,

3. «Как любить ребенка»        

4. «Дети и деньги» родительский ринг

5. «Влияние телепередач, компьютерных

игр на здоровье и развитие ребенка»

8 класс

1. «Агрессия   в поведении   ребенка. Методы    работы   с детской агрессией»

2.«Общение родителей с детьми»

3. «Как научить ребенка наблюдать за дорогой»

4.«Формирование позитивной самооценки у младших    школьников»

9 класс

1.«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

2.«Профессиональное самоопределение подростков».

3.«Здоровый образ жизни семьи-залог полноценного физического и психического здоровья ребенка».

10 класс

  1. « Роль семьи в определении жизненного пути школьников»

2.  «Агрессия, её причины и последствия»

3.  Здоровье современных детей»

 4 « О родительском авторитете. Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе»

5. « Организация свободного времени подростка. Труд и отдых в летние каникулы».

11 класс

1.«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

2.«Профессиональное самоопределение подростков».

3.«Безопасный интернет-пространство».

                                                                                                 Приложение №2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

( проводится на первом собрании каждого учебного года)

  •  Ф.И.О. ребёнка.
  •  Дата рождения.
  •  Хобби.
  •  Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников.
  •  Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
  •  Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
  •  Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.
  •  Материальное положение.
  • Жилищные условия.

Уважаемые родители!

В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.

1. Что Вы ожидаете от школы?

2. Что Вас не устраивает в школе?

3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку?

4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?

5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?

6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?

7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка?

8. По каким предметам он испытывает затруднения?

9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?

10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке?

11. Усидчив ли он?

12. Быстро ли он утомляется?

13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок?

14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?

15. Что Вы хотите от своего ребёнка?

16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?

17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?

18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната?

19. Много ли у родителей свободного времени?

20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а)мамы; б)папы?

21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?

22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?

Анкета для родителей к родительскому собранию на тему:

 «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»

Уважаемые родители!

К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится ________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Классный руководитель: Евдокимова О.И.____________________

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

  • Да
  • Не очень
  • Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

  • Круглые сутки
  • 5-6 часов в сутки
  • 1-2 часа в сутки

3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

  • Всегда
  • Иногда
  • Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?

  • Радуетесь вместе с ним его успехам
  • Стараетесь совместно организовывать досуг
  • Просто хвалите
  • Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

  • Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
  •  Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
  • Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
  • Наказываете трудом
  • Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
  • Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.

Анкетный опрос родителей на первом

родительском собрании

  1. Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
  1. хорошей организации быта;
  2. радости общения;
  3. покоя и защищенности.
  1. Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
  1. здоровье детей;
  2. хорошая учёба;
  3. трудовое участие детей в жизни;
  4. настроение детей и причины его изменения.
  1. Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.
  1. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.
  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
  1. быть материально обеспеченным человеком;
  2. встретить любовь;
  3. иметь много друзей;
  4. реализовать свои интеллектуальные возможности.
  1. Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
  1. да;
  2. нет.
  1. Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.
  1. Что для Вашего ребёнка вечер дома:
  1. радость общения;
  2. возможность быть самим собой.

Анкетный опрос родителей по теме «Профессиональное самоопределение подростков»

1. О каких качествах подростка Вы заботитесь, готовя его к выбору профессии?

2. Есть ли единство во взглядах в семье на его будущую профессию?

3. Как вы расширяете информационное поле профессиональных знаний подростка?

4. Нужна ли индивидуальная помощь психолога Вашему ребенку?

5. Какая помощь  нужна от школы?


Предварительный просмотр: