Самообразование

Евдокимова Ольга Ивановна

Тема самообразования: «Технология развития критического  мышления   в   обучении географии в рамках реализации  системно - деятельностного подхода».

 Педагогический опыт по теме "Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода"   представлен на городской конкурс педагогического мастерства в 2018 году и занял II  место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

по самообразованию

учителя географии  Евдокимовой О.И.

Индивидуальная тема самообразования:

«Технология развития критического  мышления   в   обучении географии в рамках реализации  системно - деятельностного подхода» 

Работа над темой начата в 2015  году

Предполагается закончить работу над темой в 2019 году.

Цель: развитие способностей обучающихся   через  развитие критического мышления в процессе обучения географии,  научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию,  активно применять полученные знания на практике.

 

Задачи:

  • изучить дидактические, психологические и методические основы технологии развития критического мышления;
  • обучить учащихся основным приемам технологии развития критического мышления;
  •  повысить познавательную мотивацию на уроках географии;
  • обосновать эффективность технологии развития критического мышления, предоставив результаты обучения и уровня мотивации учащихся;
  • совершенствование качества и эффективности  обучения  географии.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по   географии
  • формирование личности учащегося, способная к самопознанию и самореализации, владеющая знаниями и умениями по  географии, с активной жизненной позицией.
  • углубление знаний, повышение интереса к предмету.
  •  развитие и активизация познавательной деятельности учащихся.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы  по   самообразованию  я наметила основные направления работы  по   самообразованию.

Направления  самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически изучать журналы « География  в школе».

2015-2016

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по  географии.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  по географии.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей  общественно-научного цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, округа через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Разработать программы элективного курса по предмету.

12. Выступать с докладами по теме  самообразования.

 регулярно

 

 

регулярно

 

регулярно

 

 

ежегодно

 

 

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 2015-2019

 

 

2015-2019

 

 

2015-2019

 

2016-2017

2015-2018

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по географии  и психологии.

регулярно

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ  ПО   САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2017

1.Выступление на заседании школьного МО учителей общественно-научного цикла.

2. Изучение методической литературы  по географии.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2015-2016

1.Выступление на заседании школьного МО учителей общественно-научного  цикла по теме:

«Использование  технологии критического мышления   на уроках  географии»;

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2015-2018

1.Выступление на заседании школьного  МО учителей  общественно-научного  цикла по теме «Технология развития критического  мышления   в   обучении географии в рамках реализации  системно - деятельностного подхода»

2.Участие в школьных, городских, всероссийских  олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Создание  электронной почты для контакта с единомышленниками 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018-2019

1.Выступление на заседании школьного  МО учителей общественно-научного цикла  по теме: «Технология развития критического  мышления   как технология активизации познавательной деятельности учащихся».

2.Участие обучающихся на школьных, городских, всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. .Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018-2019

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», конкурсе «Инфоурок».

 2. Принять участие в городском конкурсе педагогического мастерства.

Предполагаемые результаты  самообразования

 

  • Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по   географии.
  • Научить школьников  основным приемам технологии развития критического мышления.  
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным новаторским технологиям.
  • Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на  школьном методическом объединении учителей   и педсоветах.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.



Предварительный просмотр:

 

 Технология развития критического  мышления   в   обучении географии в рамках реализации  системно-деятельностного подхода

 

Автор: Евдокимова Ольга Ивановна,

учитель географии МАОУ «СОШ № 10»

г. Когалым, 2018 г.

                                                                

  « Урок – это зеркало общей и

                                                                  педагогической культуры учителя,

                                                                  мерило его интеллектуального богатства

                                                                  показатель его кругозора, эрудиции»

                                                                                                        В.А. Сухомлинский

Актуальность педагогического опыта

     На данном этапе  развития общества востребована личность, которая способна  самостоятельно решать возникающие проблемы, готовая к самообучению и непрерывному образованию,  к  самореализации, ответственная и инициативная, умеющая отстаивать свою точку зрения  и уважать мнение других людей, успешно взаимодействовать в обществе.   Таким образом,  в  нашей стране встал вопрос  о повышении качества образования, которое должно быть ориентировано не только на усвоение  учениками определенной суммы знаний, но и на развитие  познавательных и творческих способностей личности. Овладение школьниками универсальными учебными действиями  создадут условия для  самостоятельного успешного усвоения новых знаний,   сформируют  умения и компетентности и научат главному – умению учиться.

      В связи со   стремлением  повышать качество обучения встал вопрос перехода с отдельных частных методик преподавания на современные педагогические технологии. Это приводит к необходимости пересмотра педагогами целевых установок образования, а значит проблема выбора педагогической технологии, становится на сегодняшний день актуальной. В ситуации, когда предъявляются новые требования к образовательным результатам,  современный урок должен быть направлен на освоение школьниками различных видов деятельности:  познавательной, коммуникативной и  регулятивной через системно-деятельностный подход. В условиях реализации требований ФГОС  нового поколения наиболее актуальными становятся применение педагогических технологий.  Лихачев Б.Т.  считает, что  «педагогическая технология»  – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использование технологии развития критического мышления  даёт  возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности  обучающихся. Понять основы  данной технологии, осознать её этапы и структуру мне помогли такие авторы, как Джинни Стил, Курт Мередит, Чарлз Темпл, С.И.Заир – Бек, И.В. Муштавинская.  Технология развития критического мышления  отвечает на вопрос: как   научить детей  мыслить?  Она  учит школьников  эффективно работать с информацией, развивая  мыслительные процессы  обучающихся.

         Актуальность овладения технологией развития критического мышления   обусловлена тем, что   она  создает условия для овладения  универсальными учебными  действиями,  развивает  природные способности   школьников, является одним из эффективных средств  для создания мотивации к изучению географии,  развитию творческого потенциала и   способствует развитию коммуникативных компетенций. Таким образом,  реализуется  одна  из естественных потребностей человека – познавательная  и служит достижению    главной цели  обучения  – научить детей мыслить самостоятельно.

Педагогическая  целесообразность педагогического опыта

       Традиционные методы обучения не всегда могут помочь в достижении новых, современных целей образования. В рамках реализации ФГОС нового поколения   целью   обучения  ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а  развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, выдвигать пути её решения  и оценивать полученный результат.  Главная  педагогическая задача в современных условиях  – это  создание и организация условий, инициирующих действие  обучающего. Таким  образом, в своей профессиональной  деятельности  учитель должен достичь две цели: развитие познавательного интереса у  учащихся и представление инструментов, необходимых для этой познавательной деятельности.

     РКМЧП – это название программы  «Развитие критического мышления  через чтение и письмо». Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов и методов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую и творческую активность, предоставить ему условия для обобщения информации, развития навыков самоанализа, рефлексии. Чтение – это инструмент для сравнения, сопоставления, анализа и оценивания известного материала и неизвестного.

        Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Критическое мышление учит  способам активно действовать.

    Актуальность овладения технологией развития критического мышления обусловлена тем, что:

  • даёт возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
  • формирует культуру чтения;
  • развивает самостоятельность в учебной деятельности;
  • создают положительный эмоциональный настрой;
  •  развивается аналитическое мышление;
  • растет мотивация к дальнейшему образованию.

      Таким образом, благодаря переменам, происходящим в современном обществе, требующих ускоренного совершенствования образовательного пространства, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, я определила цель педагогического опыта:  развитие способностей обучающихся   через  развитие критического мышления в процессе обучения географии.

Задачи:

  • изучить дидактические, психологические и методические основы технологии развития критического мышления ;
  • обучить учащихся основным приемам технологии развития критического мышления;
  •  повысить познавательную мотивацию на уроках географии;
  • обосновать эффективность технологии развития критического мышления, предоставив результаты обучения и уровня мотивации учащихся.  

    Гипотеза: применение  технологии развития критического мышления  в учебной деятельности должно способствовать  повышению познавательной активности учащихся, формировать «умение учиться», что в свою очередь повлияет на повышение результативности обучения.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию  технологии развития критического мышления  в процессе обучения.  

Предмет исследования: технология развития критического мышления   как средство активизации познавательной активности учащихся.

Формы: отбор  и апробация технологии развития критического мышления, создание условий  для её успешного внедрения в педагогическую деятельность,  участие школьников  в исследовательских и интеллектуальных конкурсах  различного уровня.

   Технология опыта: у учащихся исследуются ценностные ориентации, уровень владения учебными  навыками, определяются пути реализации выработанной концепции:

  1.  корректировка содержания учебного материала;
  2. определение цели, задачи, содержания деятельности  по теме опыта;
  3. определение видов деятельности на учебных занятиях;
  4. прогнозирование результатов обучения;
  5. определение методики работы на учебных занятиях.

       Критическое мышление – это такая  система суждений, которая используется   для анализа событий  с формулированием собственных выводов, это способность анализировать информацию с позиции логики  и умение применить её на практике. Используя  исследовательские методы обучения,  школьник  ставит  перед собой вопросы и затем самостоятельно отвечает на них.  Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, которые возникают у обучающего в ходе урока,  а не с ответов на вопросы, который задаёт учитель. Главная роль в  технологии критического мышления  принадлежит тексту, который читают, анализируют, пересказывают либо сочиняют.

   В основе развития критического мышления, как считают разработчики  технологии развития критического мышления, лежит трёхфазный процесс: вызов, реализация смысла, т.е.  осмысление содержания и рефлексия. 

      На стадии вызова происходит настрой школьников на достижение целей урока, т.е.   осуществляется целеполагание. На данной стадии   идёт обращение к имеющим знаниям по данной теме урока, происходит активизация  деятельности обучающихся, мотивация к дальнейшей работе. На стадии вызова  выявляется   противоречие или незнание какого-либо  вопроса.

На стадии реализации смысла (осмысления содержания) школьники  работают с новой информацией,  расширяя границы  уже имеющего  знания вопроса,  устанавливают связи между полученными и   усвоенными знаниями в процессе урока. На стадии реализации смысла  обучающиеся работают   с  каким - либо текстом. Источником информации может  выступать  не только текст, но и рассказ учителя или просмотр  видеосюжета фильма.

На стадии рефлексии  обучающиеся  сопоставляют изученный материал с тем, что знали об этом раньше, происходит оценивание новой информации, формулируются выводы  по изучаемой теме, выдвигаются    новые предположения.

   

        Технология  развития критического мышления  имеет систему конкретных методических приемов. На стадии вызова обучающиеся   вспоминают то, что им  известно по изучаемому вопросу,  систематизируют информацию до её  изучения.  На данной стадии   срабатывает   важнейшая функция технологии:   школьники    посредством вопросов  и предположений  формулируют  цели изучения нового материала. На  данной фазе  уместны такие приемы:

 - составление списка известной информации;

-  верные и неверные утверждения;

-  рассказ  по ключевым словам;

-  мозговая атака;

-  перепутанные логические цепочки.

     Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается и  обсуждается.   Работа  ведется  в парах либо  фронтально.

       На стадии осмысления содержания  школьник  читает   информацию, используя активные методы чтения, делая отметки на полях, ведет записи в тетради. На уроках географии наиболее применимы  следующие приемы:

- «Концептуальная таблица», где предлагается сравнение нескольких объектов или процессов.  По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Данный приём использовала при изучении тем «Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны» в 8 классе, «Параллели и меридианы» в 6 классе, «План местности и географическая карта» в 5, 6 классах, «Виды земной коры» в 6, 7 классе,  «Сравнение городов Москва и Санкт-Петербург» в 9 классе; «Типология стран современного мира» в 10 классе и др.;

 - таблица   «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Она  заполняется на стадии осмысления  в процессе работы с информацией.  Наиболее привлекательна  эта таблица при изучении темы «Великие путешественники и открытия » в 5, 6, 7, 8  классах;

- «Сводная таблица» применима в случае, когда время ограничено, но нужно усвоить большой фактический материал. Например, при изучении тем «Моря, омывающие  Россию», «Типы климатов России», «Охраняемые  территории России», «Главные типы почв России и закономерности их распространения»  в 8 классе,  «Особенности   стран Зарубежной Европы»  в 11 классе, «Национальный и религиозный состав стран мира» в 10 кл. , «Государственный строй стран мира» в 10 кл. и др.;

 - прием «Фишбоун» уместен в случае, когда имеется какая-либо учебная проблема, которую нужно обсудить и найти пути её решения, рассмотреть проблему с разных сторон. В процессе чтения школьники работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В  голове   рыбы  определяется  проблема, на верхних косточках скелета выявляются причины возникновения изучаемой проблемы, а на нижних косточках  выписываются  факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. В хвосте рыбы школьники формулируют вывод, к которому они пришли в процессе решения проблемы.  Записи, сделанные школьниками,  должны быть краткими,  в виде фразы или ключевого слова и  отражать   конкретные факты. Данный прием  приемлем  на уроках географии по следующим темам:  «Металлургический комплекс России», «Состав,  значение,  проблемы развития машиностроительного комплекса России » в 9 классе,  обобщающий урок по темам «Австралия», «Антарктида», «Африка» в 7 классе, «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе;

- приём «Поиск ответов на поставленные вопросы»;  

 - приём «Плюс -  минус - интересно» - это  такой вид  работы с текстом, где рассматриваются положительные и отрицательные стороны явления, а так же информация, которая интересует.  Целесообразно использовать  при изучении  темы «Электроэнергетика России» в 9 классе, «Виды изображений поверхности  Земли» в 5 классе;

 - прием  «Стратегия решения проблем  «Идеал» применим в случае, когда необходимо решить какую-либо проблему. Сначала определяется проблема в общем виде, затем  она формулируется  в виде вопроса,  на следующем этапе  посредством  мозговой атаки  дети предлагают свои  варианты решения проблемы,  затем происходит выбор нужных вариантов и делаются логические выводы.                                                                                                                                                                                                                                          

     На стадии осмысления содержания осуществляется работа с новой информацией, которая представлена виде текста не из учебника, фрагмента фильма, материала параграфа учебника. Работа  ведется  индивидуально, в группе и в парах в  зависимости от выбранного приема.

         На стадии рефлексии обучающиеся соотносят информацию, которую они получили с той, что имели на начало занятия. На этой стадии осуществляется творческая переработка материала, анализ информации. На данном этапе  уместны приемы:

- заполнение кластеров -  выделение смысловых единиц текста и графическое  их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Это графический прием систематизации материала,  где информация располагается в  определённом порядке. Эффективно применять при изучении темы «Государственный строй стран мира», «Религии стран мира» в 10 классе, «Планеты Солнечной системы» в 5 классе и т.д.;

- написание творческих работ: например,

  • написать сочинение от имени горы, вершины, реки, моря , озера в форме репортажа, интервью;
  • составить кроссворд;
  • нарисовать какой-либо географический объект или явление;
  • изготовить  книжку – малышку  по какой – либо теме.

- анализ художественного текста с позиции специалиста - географа;

- прием «Толстый и тонкий вопросы».   В конце  изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои  вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать;

- Синквейн - пятистишье - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации  в сжатом виде,  в первой строке заявляется тема или предмет в виде существительного, во второй  даётся описание предмета (два прилагательных или причастия,  определяя качество этого слова), в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета, в четвертой строке приводится фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к предмету,  в пятой строке – синоним  первому слову.

 Например,  в 8 классе по теме «Этнический  состав населения России» школьники придумали синквейн: 

Народ

Многонациональный, многочисленный

 Живёт, дружит,  работает

 Народ –  достояние нашей Родины  

 Люди.

Работа на стадии рефлексии ведется в парах, индивидуально или в группах.

       Для эффективной реализации целей урока  необходимо  тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока: вызова, осмысления содержания, рефлексии в зависимости от темы урока.

     Технология развития критического мышления является  разновидностью личностно - ориентированного обучения.

     В процессе самостоятельной работы, работая в группе, обучающиеся используют  такие мыслительные операции, как  сравнение, анализ, обобщение, систематизация, в свою очередь развиваются коммуникативные навыки и ораторские способности школьников в процессе дискуссии.  Общаясь между собой,  школьники участвуют в   поиске    необходимой информации для решения проблемы.  Обучающиеся приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Таким образом, при использовании технологии  развития критического мышления:

  1. Учебный процесс  строится на принципах  системно - деятельностного подхода и обращенности к личности ученика.
  2. Развивается аналитическое мышлении.
  3.  Происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускается  механизм самообразования и самоорганизации.
  4. Осуществляется  дифференцированный и  творческий   подход к обучению.
  5. В процессе обучения учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.

Результаты диагностики позволяют утверждать, что применение данной технологии  обеспечивает самостоятельность школьников, помогает в освоении  культуры работы с текстом,  развивает критическое мышление, повышает познавательную  активность обучающихся на   уроках географии и происходит рост познавательной мотивации  (в среднем  средний уровень содержательных мотиваций вырос с 67% до 76%)

Критериями эффективности развития навыков критического мышления   являются:

  • самостоятельность при работе с различными видами информации;
  • умение формулировать вопросы;
  • умение анализировать информацию;
  •  делать выводы;
  • рост познавательной активности.

Инновационная направленность педагогического опыта

      Инновационный потенциал данного опыта вижу в том, что разработана система работы, основанная на использовании  методов и приемов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе  развития критического мышления, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся. В процессе  развития критического мышления  школьники приобретают соответствующие компетенции,  проявляют творческую активность, целеустремленность, высокую мотивацию.

Новизна опыта в теоретическом плане заключается:

  • в определении совокупности дидактических условий эффективного обучения школьников;
  •  в определении критерий эффективности развития навыков критического мышления.  

Новизна опыта в прикладном  плане:

  • в разработке рекомендаций педагогам по  развитию критического мышления     на уроках географии.

      Таким образом,  выявлены и обоснованы условия, обеспечивающие применение   технологии критического мышления   на уроках географии; разработана система работы  по    внедрению  приемов развития критического мышления.

Оригинальность опыта

     Перспектива использования педагогического опыта  заключается в том, что использование  технологии развития критического мышления  на различных ступенях обучения  способствует развитию логического мышления  школьников, расширяет границы социального опыта учащихся, формирует активную гражданскую позицию  при исследовании    значимых проблем современного общества, способствует развитию критического мышления, развивает  познавательные  способности   обучающихся.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

- развитие информационной, коммуникативной компетентностей учащихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над исследовательскими проектами;

- осознание ценности творческого открытия учащимися;        

-   активность и результативность участия в проектно - исследовательской деятельности.

Эффективность педагогического опыта  с точки зрения полученных результатов

       Федеральный государственный образовательный  стандарт   устанавливает требования  к результатам освоения обучающимися    образовательной программы основного общего образования:

   -  личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотиваций к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,  ценностно – смысловых  установок, отражающих личностные  и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить  цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  - метапредметный, включающий  освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования  и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение  индивидуальной образовательной траектории;

 - предметный, включающий освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области  виды деятельности по получению  нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению  в учебных, учебно - проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.  

Основными  параметрами  результативности  педагогической деятельности  по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес  учащихся к предмету;
  • положительная динамика уровня обученности;
  • прочные навыки исследовательской деятельности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности.

    Результатом деятельности  стали способности  обучающихся, те самые компетентности,  которые помогают социализации в сегодняшнем обществе, а также стабильные результаты в учебной и во внеклассной деятельности. Результатом работы является успешное участие школьников в предметных олимпиадах по географии.  Мои ученики активно участвуют в  школьных олимпиадах по географии и показывают  хорошие  знания по предмету, затем подтверждают свои результаты на муниципальном этапе  всероссийской олимпиады школьников.

      Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно – исследовательской деятельностью. С 2008 года мои ученики занимаются исследовательской деятельностью  и добиваются  хороших  результатов.

Воспроизводимость  педагогического опыта

 Распространение педагогического опыта проводилось на школьном и муниципальном уровне:

  • публичное выступление на   школьном  методическом объединении учителей  естественных наук  по теме «Развитие критического мышления на уроках географии », 2016  г.
  • публичное представление метапредметного проекта (мастер - класса)  на городской методической сессии «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно- деятельностного подхода», 2018 г.

   Анализируя  результативность  обучающихся при применении технологии развития критического мышления, можно сделать следующие выводы:

  • повышается эффективность  восприятия информации;
  • формируются  навыки работы с информацией в процессе чтения и письма;
  • развивает самостоятельность в учебной деятельности;
  • способствует  развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.