Главные вкладки

    "Работа по выявлению и развитию способностей учащихся"

    Федотова Наталья Васильевна

                  Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

                Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в пони­мании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизнен­ных ориентаций.

               Работу по выявлению и развитию способностей я выстраиваю с помощью:

     -педагогического наблюдения;

     - изучения результатов деятельности (работ учащихся);

      -диагностики познавательных интересов;

     - «пробы сил» в том или ином виде деятельности;  

    -наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

    - индивидуальных бесед с детьми и родителями;

    - анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.    

        Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю разные методики. Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в  работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей  детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю  в  образовательный  процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской  (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования,  записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и  муниципального уровня). Применяю активные формы уроков: уроки-конкурсы, уроки – викторины, урок-игра, урок-проект и другое. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

     

             Выявление способностей обучающихся

     

    Год

                Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

     

    научной

    творческой

    спортивной

     

    Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника

    Диагностика характерологических особенностей личности

    Анкетирование «Отношение к здоровью»

    1

    Диагностика «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко), диагностики, тестирование

    Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн

    Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

    2

    Методики для выявления уровня интеллектуального развития

    Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова

    Методика «Отношение ребенка к обучению»

    Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости  (тест А. Антоновского)

    3

    Диагностика (по Л.А.Сиротюк), «Тип темперамента и диагностика «Типы мышления»

    Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?»

    Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

    4

    Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова)

    Психологическая готовность к переходу в среднее звено общеобразовательной школы

    Оценка самочувствия, активности, настроения

     

     

    Развитие способностей обучающихся

     

    Год

    Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

    1

    наблюдение, беседы

    беседы, дискуссии, игры, состязания

    уроки здоровья, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники для родителей и детей

    2

    проектная деятельность

    литературные турниры, наблюдения, поисковые эксперименты,

    классные часы, участие в месячнике военно-спортивных мероприятий, организация внеурочных

    мероприятий

    3

    исследовательская деятельность, рефераты, презентации

    собеседования, олимпиады, праздники

    родительские собрания, Дни Здоровья, эстафеты

    4

    диагностика характерологических особенностей личности

    походы, конкурсы, экскурсии

    Весёлые старты, конкурс рисунков, проект «Здоровье».

     

           Профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость- радость сотворения Человека. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. В моих классах наблюдается тенденция к увеличению   количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах различного уровня. 

           Дифференцированный подход, организованный по уровню развития учащихся, использование разноуровневых заданий способствует выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся.  Считаю очень важным уже в начальной школе формировать у учащихся самостоятельность, готовность к умственной творческой деятельности, способность к независимости мысли, готовность отстаивать собственное мнение. Поэтому я формирую у детей навыки   поисково – исследовательской деятельности.   Использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному   развитию и формированию положительной мотивации к учению.  С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая поддерживает   работоспособность и повышает активность детей на уроке. В дидактической копилке содержится богатый материал развивающих заданий по математике, русскому языку, природоведению, литературному чтению, который систематизирую по темам и классам.  Систематическая работа по формированию мыслительных действий, учащихся позволяет им справляться не только с учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности. 

              Учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня: международные, российские, региональные, муниципальные, школьные.

      Одной из форм работы с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения.  Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.  Мои ученики являются победителями и призёрами научно-практической конференции и различных конкурсов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.