интегративныно-дифференцированный подход в обучении физики

Кляндина Валентина Михайловна

Интегративно-дифференцированный подход в обучении физики-как один из методов повышения мотивации в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrativno.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративно-дифференцированный

 подход при обучении физики.

                                                                                «Умственное развитие учащихся прямо

                                                                                      пропорционально усвоению объема

                                                                                           взаимосвязанных знаний, умений,

                                                                                            опыта творческой деятельности»

                                                                                                                 ( И.Я.Лернер)

В концепции модернизации образования сформулированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

О результативности работы учителя до сих пор судят  в первую очередь по « качеству знаний». Понимаемому как количество обученных школьников, получивших отметку «5» или «4»,а также принявших участие в олимпиадах, конкурсах и.т.д. Сейчас появился еще один критерий: сумма балов при сдаче ЕГЭ. Но количественные показатели не дают объективной характеристики результатов методической работы учителя, поскольку основаны на формальном выявлении уровня  обученности  без учета уровня  обучаемости  Не секрет, что нельзя в ребенке развить то .что не заложено природой. Если ребенок при всех стараниях учителя успевает  только на «3» и это соответствует его максимальным возможностям. То даже такая оценка свидетельствует о высоком качестве образовательной деятельности этого учителя и этого ученика.

Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика.  При этом нельзя обойтись без учета психологических факторов и построения на их основе комфортного

 ( для ученика и для учителя) процесса обучения. Когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога. Учитель .как и ученик . обладает индивидуальной познавательной стратегией и именно в соответствии с ней выстраивает логику изложения учебной информации. Выбирает методы и формы организации деятельности школьников .Да часть учеников попадает в состояние «дидактического резонанса»- они активно участвуют в беседе, с интересом следят за демонстрациями, выполняют сами эксперимент. Т.е. успешны в обучении. Это, как правило левополушарные» учащиеся. обладающие  словесно-логическим характером познавательных  процессов, склонные к абстрагированию и обобщению. Они составляют самую малочисленную группу- 9,4% .Самую неуспешную  группу составляют «правополушарные» учащиеся—52,2% с конкретным образным мышлением, целостным восприятием, развитым воображением. И здесь  явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения. позволяющий реализовать  несколько  индивидуальных познавательных стратегий? Такой процесс возможен  лишь при глубокой дифференциации, а точнее индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию , модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля ученика.

Интегративно-дифференцированный подход незаменим при осмысливании новых педагогических идей, рождающихся в реальной практике. Под интегративным подходом  к обучению понимают объединение компонентов процесса обучения с целью повышения его эффективности ,соответствия дидактическим требованиям и социально определенным нормам. Под дифференцированным подходом  принято понимать обеспечение различных условий, оптимально учитывающих индивидуально- личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания .Интегративно-дифференцированный подход  представляет собой объединение этих подходов и может обеспечить как достижения целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения .Дидактически ИДП связан с модульно- дифференцированной организацией содержания курса физики интеграцией в нее элементов других учебных дисциплин. Это предполагает, с одной стороны, модульную структуру содержания учебного материала, а с другой , дифференциацию всех  учебных элементов как по уровню сложности , так и. что является относительно новым элементом, по когнитивным стилям.

Уровень сложности учитывает предъявляемые дидактические единицы содержания; обученность и обучаемость (общую и специальную),уровень развития познавательных процессов

( восприятия, воображения, памяти. мышления. речи, внимания), уровень развития различных сфер личности учащихся (мотивационно-волевой, эмоциональной),уровень развития производных  от них компонентов учебной деятельности. т.е .развитость и развиваемость ,воспитанность и воспитуемость учащихся.

1 уровень  ----- овладение дидактическими единицами на уровне воспроизведения ( в объеме контролируемого  минимума содержания)

2 уровень  ----  способность учащегося применять  усвоенный учебный материал в нескольких измененных условиях ( в объеме контролируемого и неконтролируемого компонентов   минимума содержания)

3 уровень ----  овладение материалом до степени его активного применения ( в расширенном по сравнению с минимумом содержания объеме)

Стиливая дифференциация производится по 6 когнитивным стилям

 ( способу воспринимать окружающий мир. создавать собственный образ мира на основе поступающей в мозг информации извне)

ИТ( интегрально- теоретический) --- смысл предъявленной информации воплощен для субъекта в одном понятии, при этом ситуация воспринимается в статике (Глядя на картинку учащийся просто констатирует изображение ---туристы, эамок, шторм ..)

.ИЭ (интегрально-эмоциональный) ----  обобщенная эмоционально окрашенная  оценка ситуации  (увлекательные прятки, прекрасный замок, ужасный шторм...)

ИД (интегрально - деятельный) --- ситуация воспринимается в действии как единый смысловой образ   (дети играют. замок стоит, корабль сильно накренился..)

ДТ( дифференциально - теоретический) - предъявленная ситуация устойчиво воспринимается в статике при этом дифференцируется на множество объектов.  (перечисляет все предметы, изображенные на картинке: букет, мальчик...)

ДЭ ( дифференциально  - эмоциональный) - ситуации предается эмоциональная насыщенность за счет введения сюжетной основы или же использования ряда эмоционально окрашенных понятий.( дети довольны игрой , а вот кот испуган....Замок выстроен в готическом стиле, а купола в восточном...)

ДД(  дифференциально -  деятельный) -    ситуация и объекты рассматриваются фрагментально и в действии   (люди пытаются спастись, сбрасывают шлюпки..)

Зная  стилевые особенности  учащегося. учитель может подобрать  индивидуальные технологии обучения и самообучения, позволяющие максимально способствовать умственному и в  целом  личностному развитию ребенка. Выявить стиль можно используя сюжетные картинки ( 10-15). Предложить учащимся ответить на вопрос: Что здесь изображено?  или предложить текст.  ( см вкладыш)

Стиль диагностируется как сформировавшийся, если он выявляется в 70% ответов, и как смешанный -- в противном случае. Для учащихся с любым интегральным стилем рекомендуется обучение, построенное по принципу восхождения от абстрактного к конкретному. от общего к частному. от закона к формам его проявления. эти школьники воспринимают логико-формализованный, обобщенный учебный материал, лучше усваивают дисциплины физико- математического цикла

.Для учащихся с любым дифференциальным стилем технология обучения строится так, чтобы объекты и явления окружающего мира изучались в  направлении от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Такие учащиеся лучше воспринимают отдельные учебные дисциплины, участвуя в ступенчатом , последовательном познании .Они, как правило, лучше усваивают биологию. географию, литературу.....

Как я в своей работе применила изложенную выше информацию    .Взяла тему, ( на примере МКТ строения вещества 10 класс)

1.     разбила ее на блоки.

2     для каждого блока определила дидактическую цель

3.   блок разделила на модули, соответствующие конкретным занятиям ( 1 модуль - 1 занятие) Последний, как правило. является контрольным и ориентирован на обобщение и систематизацию занятий по всей теме.

4      каждый модуль содержит несколько учебных элемента

5.    для   каждого  УЭ сформулировала частную дидактическую цель.

6.     Каждый модуль составлен для  двух уровней сложности( специфика школы)

Характер контролируемых  заданий внутри учебных элементов увязывается с типом когнитивного стиля При этом  количество баллов за выполнение задания начисляются по основным  учебным элементам. Это минимум. который должен заработать школьник, претендующий на овладение данным уровнем сложности материала.

Выходной контроль содержит в каждом модуле содержит одинаковые задания и требования как для интегральных, так и для дифференциальных стилей. этим выявляется достижение общей цели овладения учебным материалом, хотя к данному результату  ученики пришли разными путями. в зависимости от своей когнитивной стратегии. По результатам работы над "текущими " модулями темы учащийся может поставить себе оценку от НЕЗАЧЕТ до ОТЛИЧНО в зависимости от выбранного уровня сложности, а при оценке последнего . контрольного модуля УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ХОРОШО или ОТЛИЧНО.

При работе по этой методике в классе у учащихся повысилась мотивация обучения. Даже те, которые порой бездельничали на уроках  начали "шевелиться. Каждый выбирал свой путь  овладения знаниями. В классе комфортная спокойная обстановка.

Каждый из нас выбирает свои  технологии формы и методы работы, я поделилась использованием модульной технологией обучения с учетом когнитивных стилей учащихся.