учимся играя

Кляндина Валентина Михайловна

инструкция к уроку: "Своя игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instruktsii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Учимся, играя»

9 – 11 классы.

(учебная игра с аналога телеигры  «Своя игра»)

Правила игры: участие принимают 3 человека. Помощь учителю оказывает счетная комиссия в составе трех членов (по 1 на каждого участника); один ученик оформляет промежуточные итоги на доске. На титульном листе выбирается уровень (по порядку 1, 2, 3).

I тур: На плакате показаны баллы, получаемые участником в случае правильного ответа (25, 40, 50, 70). Участник по желанию выбирает сектор, выслушав вопрос, рассматривая рисунок сектора, отвечает. Соперники имеют право ответа, оповестив учителя своей сигнальной карточкой.

II тур: Участники выбирают раздел физики, указанный на игровом поле и номер клетки. Открывается стартовое число баллов, во время чтения информации об ученом включается электронный секундомер, останавливается участниками поднятием сигнальной таблички для ответа. Указанное число секунд суммируется со стартовым числом. По окончании II тура игрок, набравший меньше баллов, покидает игру. Продолжают игру двое участников.

III тур: За 5 минуту претендент должен назвать 7 законов физики, посмотрев на математическую запись и выслушав его формулировку.  Если даны правильно названия всех законов за отведенное время, претендент становится победителем игры.

ХОД ИГРЫ:

I тур:

        I сектор – КОЭФФИЦИЕНТ

1 – постоянная в законе всемирного тяготения (гравитационная постоянная);

2 – показывает работу, совершаемую 1 молекулой в изобарическом процессе при увеличении ∆t газа на 1К (постоянная Больцмана);

3 – число, равное заряду, который необходимо пропустить через раствор электролита, чтобы на электроде выделить 1 моль одновалентного вещества (число Фарадея);

4 – число молекул в единице количества вещества ( число Авогадро).

        

        II сектор – СИЛЫ

1 – сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током (сила Ампера);

2 – сила упругости, действующая на тело со стороны опоры или подвеса (сила реакции опоры);

3 – сила взаимодействия между зарядами в электрическом поле (сила Кулона);

4 – сила, действующая на тело, погруженное в жидкость (сила Архимеда).

        III сектор – СУММА

(клетки открыты – по виду формулы прочитать закон)

1 – закон сохранения импульса

2 – закон сохранения электрического заряда

3 – второй закон Ньютона

4 – принцип суперпозиции электрических полей

IV сектор – ПРОЦЕСС

1 – термодинамический процесс, при котором нет теплообмена между системой, совершающей процесс и окружающей средой (адиабатный);

2 – процесс, протекающий при постоянном давлении (изобарный);

3 – процесс изменения состояния системы при постоянной температуре (изотермический);

4 – процесс изменения давления газа при постоянном объеме (изохорный).

II тур:

Игровое поле:

Механика

10

20

40

Молекулярная физика

10

20

40

Электричество

10

20

40

ВОПРОСЫ:

Механика:

  1. Основоположник фундаментальной физической теории, высказал гипотезу о причине падения тел – притяжении  их к Земле (Исаак Ньютон)
  2. Итальянский физик и астроном, сформулировал принцип относительности прямолинейного и равномерного движения, установил закон инерции, закон свободного падения, рассматривал движение тела по наклонной плоскости и брошенного под углом к горизонту (Галилео Галилей)
  3. Английский физик и химик, подтвердивший опытно закон всемирного тяготения, определил  количественно гравитационную постоянную (Генри Кавендиш).

Молекулярная физика:

  1. Древнегреческий ученый, философ-материалист, главный представитель древней атомистики; согласно воззрениям ученого, материя состоит из бесчисленного множества мельчайших неделимых частиц; они вечны и неизменны, отличаются по форме и величине; считал, что во Вселенной существует бесчисленное множество миров, которые возникают, развиваются и гибнут (Демокрит).
  2. Английский физик и химик, объясняя химические превращения и реакции, пришел к выводу, что элемент – вещество, состоящее из атомов одного сорта; разные атомы различаются по весу; ввел понятие атомного веса; атом начал оцениваться числом, сформулировал закон о давлении смеси газов (Джон Дальтон).
  3. Австрийский физик-теоретик, вывел закон распределения молекул газа по скоростям, вывел основное уравнение МКТ, доказал статистический характер второго начала термодинамики (Людвиг Больцман).

Термодинамика:

1.     Французский физик и инженер, ввел понятие кругового и обратимого процессов, создал теорию идеальной тепловой машины, показал преимущества  использования высокого давления в паровых машинах, сформулировал принцип действия газовых тепловых машин (Сади Карно).

2.      Шотландский изобретатель, создатель универсального парового двигателя; ввел первую единицу мощности – лошадиную силу; сконструировал ртутный открытый манометр, водомерное стекло в котлах, установил состав воды (Джеймс Уатт).

  1. Английский физик, экспериментально доказавший, что теплоту можно получить за счет механической работы, и вычислил механический эквивалент теплоты, тем самым опытно доказав закон сохранения энергии; построил  термодинамическую температурную шкалу (Джеймс Джоуль).

IV тур:

За пять минут победитель должен назвать 7 законов физики, посмотрев на математическую запись и выслушав его формулировку:

математическая запись закона

формулировка

ответ

∆U= Q - A

Всякое тело обладает внутренней энергией, причем она может уменьшаться, если тело совершает работу, и увеличиваться, если ему отдают теплоту

Первое начало термодинамики

m1v01+m2v02=

=m1v1+m2v2

Суммарный импульс замкнутой системы тел

остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой.

Закон сохранения импульса

F = - k ∆l

Сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна его удлинению и направлена противоположно направлению деформации.

Закон Гука

 F 1,2 =  - F 2,1

Тела действуют друг на друга с силами, направленными вдоль одной прямой, равными по модулю и противоположными по направлению

Третий закон Ньютона

F= k |q1| |q2| / r2

Сила электростатического взаимодействия

двух точечных зарядов прямо пропорциональна произведению модулей зарядов, обратно пропорциональна квадрату расстояния

между ними и направлена по прямой, соединяющей заряды.

Закон Кулона

pV = const

Для газа данной массы при постоянной

температуре произведение давления

газа на его объем постоянно.

Закон Бойля-Мариотта

F = G m1 m2 / r2

Между двумя материальными точками действует

сила взаимного притяжения, прямо пропорциональная произведению масс этих точек и обратно пропорциональная квадрату расстояния

между ними.

Закон всемирного тяготения


Коэффициент

γ = 6,68 х 10 – 11 Нм2 / кг2

F = γ M m / R2

k =  1,38 х 10 -23  Дж / кг

E = 3/2 k T

F = 96500  Кл / моль

m = 1/F х A / n х I t

N a = 6,02  х 10 23  моль -1

N = Na m /μ

Силы

F a = I B ∆ l

    F = μ m g

F k = k q1 q2 / ε r2

F a = ρ ж g V т

Сумма

   n

∑ m i V i = const

  i=1

     n

∑ q i  = const

    i=1

      n

∑ F i  = m ai

     i=1

            n

  E =    ∑ E i 

           i=1

Процесс

Q = 0

A = - ∆U

p = const

V / T = const

T = const

pV = const

V = const

p / V = const