Методические разработки

Валова Марина Михайловна

На данной странице представлены методические разработки, которые позволят современному учителю сделать образовательный процесс более интересным, увлекательным и содержательным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «Использование тестовых заданий на уроках информатики».

В своей работе я стараюсь использовать систему контроля с помощью тестирования, осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием, выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места их проведения. Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.

Классификация тестовых заданий:

1) тесты открытого типа (задания - дополнения) - ученик должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений. Формулировка заданий должна обеспечить наличие только одного правильного ответа.

Чаще всего от учащихся при выполнении такого рода заданий требуется с помощью одного слова, несколько слов, рисунка дополнить утверждение.

Положительными сторонами хорошо составленных тестов открытого типа являются: а) краткость и однозначность ответов; б) воспроизведение ответа по памяти; в) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответов; г) простота формулировки; д) простота проверки.

2) тесты свободного изложения - ученик должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются. Формулировка заданий должна дать один возможный вариант ответа. Инструкция для заданий свободного изложения может быть такой: «Закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ».

3) тесты закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос. Их особенностью является то, что учащимся из предлагаемых вариантов следует выбрать один или несколько правильных ответов.

4) задания тестовые с альтернативным ответом считаются наиболее простыми, но не самыми распространенными. Для этого типа заданий дается два варианта ответа. Ученик должен выбрать один из них: «да» - «нет», «правильно» - «неправильно». Использование таких тестов наиболее целесообразно, если:

- тестирование не должно занимать много времени;

- тестирование предполагает выявить уровень восприятия, осмысления и понимания изучаемого материала.

При составлении тестовых заданий с альтернативным ответом следует учитывать следующие моменты: а) формулировка теста должна содержать за конченную мысль; б) формулировка теста не должна содержать слов, наводящих учащихся на правильный ответ (исключая слова «иногда», «обычно» и вопросы типа «Не считаете ли вы, что...»); в) число ответов «да» и «нет» должно быть приблизительно равным, что исключает тенденцию отвечать одинаково на все вопросы.

5) тестовые задания с множественным выбором. Они предполагают наличие вариативности в выборе ответа. Тесты такого типа содержат формулировку задания и варианты ответа.

При конструировании тестов такого типа необходимо формулировать задания таким образом, чтобы в них было не менее двух - трех ответов, похожих на правильный. Этим обеспечивается независимость результата от случайного выбора.

Тестирование в педагогике выполняет три основные

 взаимосвязанные функции:

-        диагностическую - выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося;

-        обучающую -  мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала;

-        воспитательную -  периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тесты позволяют:
- эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени; 
- качественно оценить знания учащихся; 
- освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
- повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков; 
- в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); 
- вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала; 
- применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми, 
- повышение мотивационной стороны обучения, 
- использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке), 
- большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся), 
- возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов. Систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров. Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса.

Текстовые технологии широко используются в образовании при текущей и итоговой аттестации учащихся, при проведении вступительных испытаний, а также для единого государственного экзамена. Предполагается, что тестирование станет важнейшей компонентой оценок выполнения требований образовательными учреждениями государственных образовательных стандартов. С введением единого государственного экзамена все большее количество учителей и методистов как один из видов контроля используют тесты.

Список используемой литературы

1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

3. Речинская И.В., Шугрина М.В., Характеристики качества инструментальных систем для создания компьютерных учебных программ// "Информатика и образование, № 5, 1994, с.67-77.

4.  Уилмс Д., Тестирование умений и навыков: основные принципы// "Директор школы", №6 (11), 1994, с. 14-22.



Предварительный просмотр:

Использование Интернет-технологий на уроках информатики

Сегодня Интернет - технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании Интернет в образовательном процессе. Интернет - технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, недоступные в других сетях. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Современный урок информатики немыслимым без использования Интернет-технологий. Учитель стремится сделать свой урок необычным, завлекательным, на уроке демонстрируются картинки из Интернета, проигрываются мультимедийные файлы. На западе учителя используют видео-лекции. За счет Интернет-технологий увеличивается наглядность урока, но в основном это реализация целей учителя, освоившего данные технологии, учащиеся в данном случае не решают своих задач. Учащиеся учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих нужд. Использование Интернета на уроках повышает информационную культуру учащихся и развивает стремление использовать Всемирную паутину для самообразования. При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Я использую ресурсы Интернет в следующих сферах своей деятельности:

  • при подборе материала для подготовки к урокам;
  • для личного профессионального развития;
  • для повышения мотивации школьников к обучению.

Работу учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет организую следующим образом:

  • фронтально (виртуальные путешествия, экскурсии, сетевые проекты);
  • индивидуально (поиск, отбор и анализ информации);
  • в группах (выполнение общего учебного проекта).

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, являются новой технологией в учебном процессе. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • - повысить мотивацию обучения;
  • - повысить эффективность процесса обучения;
  • - способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  • - совершенствовать методики проведения уроков;
  • - своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • - планировать и систематизировать свою работу;
  • - использовать, как средство самообразования;
  • - качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия.

Сейчас, одним из важнейших этапов, является внедрение в школах облачных технологий. Эти технологии позволят повысить уровень и качество образования. Поэтому, при изучении темы «Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей» учащиеся знакомятся с принципами работы облачного пространства, создают свой аккаунт в Google и учатся работать в Документах Google. В своем облачном пространстве создают текстовые документы, выполняют вычисления в табличном редакторе. Завершающим этапом является совместная проектная работа над презентацией «Облачные технологии».

Использование Интернет-ресурсов:

  • переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков;
  • помогает учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки;
  • делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время;
  • дает возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях;
  • повышает стремление использовать Интернет для самообразования.

Использование ИКТ на уроках дает мне возможность разнообразить формы работы, использовать проектную методику, предлагать учащимся выполнять творческие задания, используя при этом индивидуальную работу, работу в парах или групповую работу.

Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель информатики ГБОУ школы № 401 Санкт-Петербурга: Валова М.М.

Слайд 2

Опрос обучающихся, как одна из форм работы, используется на каждом уроке. Применение интерактивной системы опроса позволяет создавать адаптированные тесты, мотивировать учебную деятельность, работать в индивидуальном режиме с обучающимися, а также помогает «оживить» уроки посредством общения учителя с учениками, проведения дискуссий и обсуждений. Преимущества электронного тестирования перед традиционными формами очевидны: не нужно тратить время на проверку контрольных: результаты обрабатываются автоматически, накапливается первичная статистика, что освобождает преподавателя от рутинной работы.

Слайд 3

Одним из наиболее перспективных для использования в школе средств ИКТ являются беспроводные интерактивные системы опроса и голосования, которые используется в учебных заведениях России и мира. Информационно-коммуникативные технологии в сфере образования – это целый набор компьютерных и мультимедийных средств, которые помогают сделать учебный процесс более эффективным и интересным для учащихся. Современные ученики готовы к использованию интерактивных средств на уроках по самым разным учебным дисциплинам.

Слайд 4

Платформа Plickers работает по очень простой технологии. Основу сервиса составляют одноименное мобильное приложение, платформа Plickers.com и распечатанные карточки с QR-кодами. Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком. Работает оно с применением QR-кодов представляющих собой микроноситель в виде двухмерного штрих-кода, содержащего информацию в виде белых и чёрных квадратов, знакомых нам по рекламам и чекам в магазинах (Рисунок 1). Камерой планшета (телефона) учитель сканирует поднятые учениками карточки с QR-кодами (Рисунок 2), по их мнению, с правильными ответами. Рис. 1. Выдача карточек ученикам Рис. 2. Ученики выбирают правильный ответ и поднимают карточку Платформа Plickers

Слайд 5

Ответы сканируются в режиме реального времени, для считывания используется технология дополненной реальности (Рисунок 3). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. Рис. 4. Вывод правильных и неправильных ответов на доску Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны, выполнена на бумаге или картоне (Рисунок 5). Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, учащийся выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной вверх. Карточка выглядит следующим образом: Рисунок 4 Рисунок 5

Слайд 6

Система опроса на уроке выполняет ряд функций, присущих средствам проверки и оценки результатов обучения: а) информационная (учетно-контрольная): опросная система позволяет учителю постоянно фиксировать результаты обучения, оценивать успеваемость каждого ученика, а также прослеживать динамику его достижений; б) обеспечивает связь «ученик-учитель» и помогает педагогу корректировать методику обучения в соответствии с потребностями класса; в) стимулирует активность учащихся, так как, во-первых, она позволяет в течение урока несколько раз опрашивать каждого ученика, а во-вторых, является оригинальным, привлекательным и современным устройством, которым представителям цифрового поколения пользоваться легко и интересно.



Предварительный просмотр:

«Метод проектов – как развитие творческих способностей
учащихся на уроках информатики»

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса.

В задачи курса “Информатика и информационные коммуникативные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

На уроках изучается большое количество тем, где ученик может проявить свое творчество при изучении материала. И для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов применяю в своей работе  «Метод проектов». «Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. В первую очередь проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. К межпредметным проектам по информатике можно отнести программные комплексы, моделирующие движение тел, физические и химические процессы, а также процессы непосредственно обучения и управления учебной деятельностью. «Метод проектов» в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

При применении «Метода проектов» для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы:

  • разработка проекта темы;
  • моделирование;
  • реализация;
  • анализ выполненного проекта;
  • защита проекта.

Совершенно очевидно, что обучение с использованием «Метода проектов» - это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать.

«Метод проектов» способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point,), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.

При изучении темы “Информационное моделирование” (9 класс) метод проектов используется уже в полной мере. Сам процесс моделирования (постановка задачи, определение цели моделирования, анализ задачи, разработка информационной и компьютерной моделей, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования) уже предполагает творческий, исследовательский подход к решению задачи. Здесь так же я практикую для учащихся  индивидуальные задания, обеспечивающие самостоятельный характер работы.

В 10-11-х классах каждый учащийся готовит  проект (исследовательскую работу) по выбранной теме. Тематика творческих задач охватывает не только предметную область “Информатика и ИКТ”, но и другие школьные дисциплины. Приведу некоторые из них: мультимедиа обучающий проект по курсу информатики и ИКТ (например, “Устройство компьютера”), мультимедиа проект “Презентация учебного заведения», городской дистанционный конкурс проектов «Я познаю мир»

Так же на уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность. В данном контексте изучение редактора Adobe Photoshop более чем оправдано. Используя эту программу на уроках информатики с учениками можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Пакет Adobe Photoshop обладает огромным набором средств и эффектов для реализации творческих задумок и воплощения в жизнь мысленных образов: интеллектуальный интерфейс, который меняется в зависимости от ситуации; нож и ластик, наличие в стандартных фигурах достаточно сложных рисунков; соединение, наложение, объединение объектов; заливка с текстурой, с помощью узоров, градиентная; инструменты для профессиональной работы с текстом и т. п. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы. С помощью цифрового фотоаппарата на данных уроках мы с учениками пробуем побыть в роли фотографов, составить композиции с обработанными фотографиями.

На уроках информатики данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на защите проекта. Учащимся нужно подготовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Ребята развивают свои коммуникативные навыки (с одной стороны, проект индивидуальный, с другой – автор вынужден постоянно контактировать с другими учениками, преподавателями, обращаться за помощью, советом).

В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого. Считаю, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.