Дети с ОВЗ

Нистратова Наталья

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:

«Создание условий для сенсомоторного и социально-коммуникативного

 развития дошкольников с ОВЗ посредством использования

игр Марии Монтессори».

Начало ХХI века ознаменовалось расширением миграционных процессов в нашей стране. Открылись  национальные границы,  появились люди разных национальностей, возникла необходимость определить новый статус общества как полиэтничного, многоязычного. Эти изменения коснулись и образовательного пространства: возникла новая система ценностей и целей образования, возрождена концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. В научный оборот вошли такие понятия, как образовательное пространство, поликультурное пространство, поликультурное образование, поликультурная среда и др.

Предлагаю вам разобраться, что означают эти понятия.

Термин «среда», как правило, употребляется для обозначения чего-то внешнего по отношению к человеку, либо как нечто, окружающее человека.

В педагогических работах Ю.С.Мануйлова «среда» рассматривается как средство развития и формирования личности ребенка.

В педагогике часто встречается понятие «образовательная среда».

Так, В.В.Рубцовым образовательная среда понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия).

Образовательная среда, по В.И.Слободчикову, представляет собой динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого ребенка.

В.А. Ясвиным образовательная среда рассматривается главным образом как среда информационная и психологическая.

В основе модели образовательной среды, предложенной психологом В.И.Пановым, лежит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек – окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

В современном мире среда любой образовательной организации представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных,

разносоциальных, разнокультурных и т.д.) как структурных единиц культуры, следовательно, она может быть рассмотрена как поликультурная.

Поликультурная среда - это среда, в которой одновременно приобретаются знания, и происходит соответствующая передача более точной и совершенной информации при

сохранении уважения к группам меньшинств.

Таким образом, поликультурная среда способствует формированию национальной идентичности личности, обеспечивает подготовку обучаемых к пониманию других культур, признанию и принятию культурного разнообразия.

Цель поликультурной среды - формировать человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональном коллективе.

Именно в педагогике Марии Монтессори важнейшим элементом развития ребенка является грамотно созданная образовательная среда.

В современном российском образовании растет интерес педагогов-практиков к технологии Марии Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи.

Почему технология Марии Монтессори привлекла наше внимание, спросите вы?

Во-первых, программа «Детский сад по системе Монтессори»/ Под редакцией Е.А. Хилтунен размещена на сайте Федерального института развития образования

-http://Navigator.firo.ru и имеет гриф "Рекомендовано учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования»

Данная программа создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и психологической науки, а также опыт современных отечественных и зарубежных монтессори-педагогов.

Познакомиться с Программой можно на сайте ФИРО http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Dtskii-sad-po-sisteme-Montessori.pdf

Во-вторых, принципы педагогической системы Марии Монтессори совпадают с основными принципами Российского современного дошкольного образования, провозглашенными новым ФГОС ДО.

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество детского сада  с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условиям, требований, методов возрасту и особенностям развития).

В-третьих, использование технологии Марии Монтессори для детей с нормой имеет развивающую направленность, а для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – коррекционную.

Ни для кого не секрет, что в последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в их числе дети с задержкой психического развития (ЗПР). Разный уровень развития воспитанников (тяжесть нарушений, особенности развития детей) побудил нас к этому эксперименту по внедрению элементов технологии М. Монтессори, которые, органично вписались в «Программу обучения и воспитания дошкольников с ЗПР» под редакцией Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А., которую мы реализуем в группе детей с ЗПР.

В чем особенность технологии Марии Монтессори?

Особенность технологии Марии Монтессори заключается в том, что развитие детей осуществляется в контексте практической и игровой деятельности, на основе дидактического материала и очень важным здесь является принцип создания и насыщения развивающей среды, в которой находится ребенок. А если говорить о детях с ОВЗ, то здесь можно смело заявлять о коррекционно-терапевтическом воздействии средой на процесс развития ребенка.

Использование элементов технологии Марии Монтессори предполагает организацию предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) по следующим тематическим зонам.

Сегодня мы сделаем акцент на 2 тематических зонах– это:

  • пространство с материалами в освоении навыков практической жизни
  • пространство с материалами для упражнений в развитии чувств,

так как именно в этих зонах идет активное сенсомоторное и социально-коммуникативное развитие детей.

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ее нужно развивать, а начинать надо уже с младшего дошкольного возраста.

Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), что в дальнейшем влияет на успешность обучения ребенка в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.

Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ предполагает организацию деятельности по коррекции сенсомоторных навыков, применимых в практической жизни и ведущих к развитию самостоятельности в пределах, соответствующих психофизическим силам ребенка дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;
  • развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;формирование общей моторной координации ребёнка;
  • воспитание у детей терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и начальные навыки самоконтроля, доводить начатое дело до завершения;
  • формирование интересов к работе с различными материалами;обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях.

СЛАЙД 13

Решение этих задач успешно осуществляется в специально организованном пространстве с материалами для упражнений в развитии чувств или  зоне сенсорного развития.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР или ОНР отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций(лат. percipere – воспринимать). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Этим детям необходимо большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

Поэтому в зоне сенсорного развития находятся материалы, помогающие ребенку понять и запомнить сенсорные эталоны, физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи.

Материалы, которыми оборудован этот               игровой центр:

  • тактильные дощечки
  • пары тактильных табличек
  • коробка с парами лоскутков ткани различной текстуры
  • пирамидки
  • наборы табличек для сортировки по цветам и формам.

Коррекционно-развивающие занятия в этой зоне помогают ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизируют его речевое развитие. Игры с дидактическими материалами позволяют получить новые чувственные ощущения:

  • зрительные, например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешение цветов;
  • слуховые ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать;
  • тактильные это то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: различные по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы;
  • двигательные ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы;
  • обонятельные ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
  • вкусовые ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания.

Сенсорная зона оборудована настенными модулями, каждый из которых имеет свою развивающую направленность:

Настенный модуль «Цвета и формы» предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок многократно упражняется в составлении групп предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары.

Настенный модуль для развития запястья предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые  движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и, наконец, вращательные движения запястья.

Настенный модуль «Объемные тела и зеркала» играя с ним, ребенок учится вкладывать объёмные геометрические фигуры: шар, куб, треугольную и прямоугольную призму в соответствующие отверстия в различных направления: сверху вниз, сверху вниз с зеркальным контролем и от себя. В нижнем ряду требуется не только вложить фигурки, но и открыть дверцу, чтобы достать их.

Настенный модуль с замочками и задвижками. Можно открыть дверку и положить игрушку внутрь. Модуль предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом.

Работа с модулем способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

Еще одна особенность технологии Марии Монтессори заключается в том, что ребенок играет самостоятельно,  сам познает, сам делает открытия. Но мы ведь говорим о детях ОВЗ, поэтому здесь велика роль педагога, который направляет познавательную активность ребенка, стимулирует её, становится партнером по игровому действию, в ходе которого решает коррекционные задачи по развитию конкретно этого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что сами по себе интересные, привлекательные и притягательные Монтессори-материалы даже в свободной детской деятельности являются коррекционным материалом, ненавязчиво они способствуют сенсорному развитию ребенка.

Коррекционно-развивающие игры с использованием Монтессори-материалов, под грамотным  руководством педагога  - способствуют социальному развитию, обогащают жизненным опытом, готовят почву для успешной деятельности ребенка с ОВЗ в реальной жизни. Если посмотреть на ребенка, который увлечен деятельностью, то вряд ли сразу заметишь особенности его развития, ведь увлеченный ребенок – это ребенок с гармоничным, эмоциональным фоном, стремящийся познать и открыть для себя что-то новое, еще не изведанное.

Использование элементов технологии Марии Монтессори в работе с детьми ОВЗ способствуют не только сенсомоторному и социально-коммуникативному развитию детей, но и позволяют создать  наилучшие условия для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе. 

Наша главная задача состоит не в том, чтобы дать ребёнку как можно больше знаний, а в том, чтобы зажечь в душе ребёнка огонь познания, разбудить его воображение, чтобы дальше он двигался самостоятельно!

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сейчас пройти в группу, оборудованную Монтессори-материалами, чтобы вы могли не только увидеть дидактический материал, но и поиграть с ним.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Работа в сенсорной зоне.

Уважаемые коллеги, обратите внимание на эту стену. Она оснащена настенными модулями, каждый из которых несет свою развивающую направленность.

Настенный модуль с замочками и задвижками.

Обратите внимание на модуль с замочками и задвижками. На нем шесть небольших дверей, каждая из которых закрыта на замочек.

  Посмотрите, все замочки «пришли к нам» из реальной жизни.

Как вы думаете, где ребята могут встретиться с такими замочками и задвижками?

Если есть дверь, то, что надо сделать? (открыть ее)

Кто хочет попробовать открыть тайну закрытой двери?

Трем желающим предлагаются карточки, на которых одна из дверей имеет условное обозначение. Её и надо отыскать.

Обратить внимание на пространственное расположение дверей (1-2 ряд, 1,2,3 этажи).

Отоприте замочек и вы сможете узнать, что за сюрприз спрятан за замочком.

Участники игры находят объемные геометрические фигуры: шар, куб и треугольную призму.

Занятия  с модулем способствует развитию у детей самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.http://www.budaorsiinfo.hu/wp-content/uploads/2013/08/felkialtojel1.jpg

Настенный модуль «Объемные тела и зеркала»

А теперь, коллеги, я попрошу вас, передать «клад», который вы нашли кому-нибудь из группы (соседу справа, слева).

Я предлагаю вам на модуле «Объемные тела и зеркала» найти домики для ваших фигур.

Выполнение такого задания, развивает у ребенка способность вкладывать объемные фигурки в различных направлениях в горизонтальной и вертикальной плоскости.http://www.budaorsiinfo.hu/wp-content/uploads/2013/08/felkialtojel1.jpg

Ребенок обследует предмет, проводит пальчиком по его краю, соотносит с прорезью-отверстием на модуле и лишь, потом опускает фигуру в домик.

Если фигура попала в домик, значит задание выполнено правильно! Это и есть контроль выполнения задания.

Какие анализаторы у нас были задействованы при выполнении этих двух упражнений?

Совершенно верно, зрительно вы видели предмет, тактильно его ощупывали и соотносили, то есть развивали глазодвигательную координацию.

Предлагаю вам пройти к столам, на которых вы также сможете познакомиться с материалами-Монтессори.

Шероховатые таблички

Это деревянный ящик (бук) с пятью парами табличек из сосны с различной степенью шероховатости.

Найдите пары табличек одинаковых на ощупь.

http://www.budaorsiinfo.hu/wp-content/uploads/2013/08/felkialtojel1.jpg

Материал служит для развития осязания, тонкой моторики.

        

Аналогичное упражнение, но уже с материалом другой текстуры можно выполнить с игровым пособием

Ящик с тканью

Деревянный ящик с образцами (парами) тканей: лен, хлопок, шелк, кожа, шерсть, искусственная кожа. http://www.budaorsiinfo.hu/wp-content/uploads/2013/08/felkialtojel1.jpg

Материал развивает осязание. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка.

«Поиграй – убери за собой!» это правило обязательно в играх со всем Монтессори – материалом. Выполняя его, дети приучаются к порядку в своей игровой зоне и в группе в целом.

В этих играх мы тренировали тактильное восприятие. Во всех случаях большими помощниками нам были глаза, если недостаточно развитая чувствительность рук не позволяла точно определить текстуру ткани или таблички, глазки приходили на помощь. Но есть игры, которые исключают помощь зрительного анализатора, и работает только тактильное восприятие.

Как вы думаете, как это возможно сделать?

Совершенно верно, всем знакомый «Чудесный мешочек» имеет давнюю историю своего происхождения.

Тактильные ячейки (модуль из 6 ячеек)

http://www.budaorsiinfo.hu/wp-content/uploads/2013/08/felkialtojel1.jpg

Предназначены для развития навыков идентификации и исследования через прикосновения. Вы можете использовать различные материалы: камешки, орехи, шишки и т.д.

Можно наполнить мешочки большим количеством материала, например, фасолью, предложить ребенку опустить в мешочек руку и рассказать о своих ощущениях.

Предлагаю вам по очереди, опустить руку в мешочек и выбрать себе один  предмет.

На что он похож? (не вынимая руки из мешочка)

Участники достают по одной объемной геометрической фигуре: круг, квадрат, треугольник.

Попробуйте объединиться в группы:

  • по цвету
  • по размеру
  • по форме….КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК

Вот так играя, мы разделились на мини-группы, в которых вы дальше будете продолжать работу в зоне с материалами для упражнений в развитии социальных навыков  и навыков самообслуживания детей (зона практической жизни).

По окончании работы в зоне практической жизни, проводится РЕФЛЕКСИЯ РАБОТЫ.Участникам семинара предлагается выбрать, по какой из трех дорожек они отправятся в путь в своей практической деятельности, получив информацию о  технологии Марии Монтессори:

  1. Положу в «копилку педагогических идей»…
  2. Заинтересовался,  подумаю…
  3. Изучу глубже, попробую на практике!

Литература:

1. Гегель, Г.В. Наука логики: В 3 т.- М., 1070. Т.1.-549

с.

2.Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики // Электр.

статья. Режим доступа: локальный. - Дата обновления

17.08.20012. – 2013. – 3 с.

3.Маркс, К. Немецкая идеология // Маркс К, Энгельс

Ф. Собр. соч. Т.3. -287 с.

4.Мацумото, Д. Психология и культура. – М.,2003. –

346 с.

5.Панов, В.И. К проблеме психолого-педагогического

проектирования и экспертизы образовательного учреждения

/В.И. Панов //Психологическая наука и образование. - 2001. -

№ 2. - С. 14 - 19.

129

6.Рубцов, В. В., Ивошина, Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. — М., Изд-во

МГППУ. 2002. — с. 272...." [Источник:

http://psychlib.ru/mgppu/RPr/RPr-001.htm]. Режим доступа:

локальный. - Дата обновления 17.08.20013

7.Слободчиков, В.И. Образовательная среда. -

М.,1997.-181с.

8. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - 2-е изд., исправл. и дополн. - М.:

Смысл, 2001. - 368 с.

9. Gordon, Milton M. «Assimilation in American Life:

The Role of Race, Religion, and National Origins». 1964. – 287

р.


Предварительный просмотр: