Доклад на тему: « Музыка и экология »

Шеленговская Эллина Анатольевна

Музыка - одно из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_ekologiya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на тему: « Музыка и экология »

Подготовила для педагогического совета Шеленговская Э.А.- музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1»

Дата проведения: 08.11.2019г.

Слайд 1 «Музыка и экология»

    Тема нашего педсовета   - «Музыка и экология», тезис этот звучит достаточно широко, и мне бы хотелось, точнее определить круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим.

Слайд 2 « Первый вопрос. Что такое экология и искусство? »

    Первый вопрос: как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.

   Экология (от οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. (Наука это достаточно молода, и ее название появилось в 1866 г.)

  Искусство -  это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества.

Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий, а искусство же говорит языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. Но и  наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Но только  Искусство – это чувственное познание мира, а наука – эмпирическое ( т. е. познание по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения) познание.

Слайд 3 « Вывод»

Таким образом Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.

Слайд 4 « Второй вопрос. Вывод. »

     Второй вопрос – каковы проблемы экологии, и как может музыка   помочь решать эти проблемы?

Прежде всего, надо сказать, что наука экология достаточно молода. И возникла она в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – экос – дом.

Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?

 Ответ сразу же напрашивается – мы будем с помощью музыки  воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого будем использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор.

Слайд 5 « Роль музыки в экологическом воспитании»

Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников

Слайд 6 « Цитата С. Новиковой. Фото ее книг по экологии»

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к заявлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

Слайд 7 « Музыка - одно из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира»

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

История учит нас тому, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонне развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.

Слайд 8 « Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если: »

Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

1. Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

2. Использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности

3.  Через праздники и развлечения, через фольклорную деятельность осуществлять развитие экологического воспитания дошкольников

Для осуществления поставленных задач мною была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, разработаны методы и приёмы использования разных видов музыкальной деятельности в организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

Слайд 9 «В процессе систематической работы дети приобретают следующие навыки и умения: »

В процессе систематической работы дети приобретают следующие навыки и умения:

  1. Умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов.
  2. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.
  3. Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей действительности, в природе.
  4. Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определённые отношения к художественному образу и через него к жизни.

Природа музыкальна. Достаточно послушать пение, журчание воды, шум леса. Поэтому так легко дошкольники воспринимают музыкальные произведения на экологическую тему.

Слайд 10 « Музыкальные образы в природе »

У младших дошкольников это песни, потешки про птиц, животных, насекомых и неживую природу – солнце, ветер.

У старших дошкольников: живая и неживая природа приобретает все большие человеческие эмоции: солнышко смеётся, животные умеют грустить, радоваться.

В связи с таким разнообразием образов в природе и способностью музыки вызывать огромное количество различных эмоций, получается – синтез музыки и природы, эмоции и различных природных явлений в экологической среде очень желателен. Насколько ярче воспринимается и насколько эмоциональнее после таких занятий дошкольники относятся к животным, растениям, окружающему миру.

Слайд 11 «Музыкальный репертуар на экологическую тему по видам музыкальной деятельности »

Очень много произведений музыкального искусства дают музыкальные руководители детям в организованной образовательной деятельности. Эти произведения могут быть использованы в любой другой деятельности, как совместной с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Это:

музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка». «Отгадай животных», «Птица и птенчики», «Времена года», «Три поросенка»;

Слайд 12 «Примеры»

упражнения: «Лошадка – прямой галоп», «Большие и маленькие лужи», «Птичьи крылья», «Самолеты и птицы»;

 танцы : «Снежинки», «Метелица», «Зайчики», «Петушки», «Бабочки», «Мишки»;

 игры: «Скворцы и скворечники», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и Бобик»;

Слайд 13 « Примеры»

пальчиковые игры: «Свиристели», «Ежик», «Улитка», «Гриб-грибочек», «Ручеек»;

 песни: «Весна-красна», «Осень-милая подружка», «Солнечные зайчики», «Ой, бежит ручьем вода», «На горе-то калина», « Во –поле березка стояла»;

 Все произведения театрально обыгрываются. Если задействовать атрибуты и костюмы происходит перевоплощение танцев, песен, дидактических, музыкальных игр в театральное действо, которое применимо в любой обучающей ситуации, на прогулке и в группе, даже при умывании, закаливании и перед дневным сном, в любой совместной и самостоятельной деятельности.

Например, на экскурсии постараться обратить внимание детей на красоту и величие леса, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Наша задача формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку.

Слайд 14 « Роль праздников и развлечений»

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.

Слайд 15, 16, 17 « Примеры»

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в пережевание событий,осознании экологиеских проблем, доступных пониманию детей.

Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов.

Слайд 18 « Человек – часть природы»

Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологически осознанный подход к живой и неживой природе. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.

Слайд 19 « Спасибо за внимание! »