Нетрадиционные формы работы с родителями

Шеленговская Эллина Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 1»  г.Энгельс, Саратовская обл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Сообщение из опыта работы:

 

 

 

«Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сада»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Подготовила :

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 1»

                             Шеленговская Э.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

 

 

Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «детский сад – семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны - это «семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно  - образовательный процесс детского сада.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование  новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. 

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся:

1.Информационно – аналитические

2.Досуговые

3.Познавательные

4. Наглядно – информационные формы.

 

Рассмотрим цели взаимодействия с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

 

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. 
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей):

1) Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

2) В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1) приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);

2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

- Значимости музыкального воспитания детей;

- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: 

«Музыкальное воспитание в семье», 

«Родителям о музыкальном воспитании», 

«Советы: музыкальное воспитание», 

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,

«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. 

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Отдельно хочется сказать о мастер-классе как особой форме взаимодействия с родителями построенной на совместной творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Опираясь на труды таких ученых как М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер – класс как форма обучающего занятия, которая обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;
  • педагог, это мастер, который знает, как учить;
  • все остальные участники, находятся в роли учеников;
  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей воспитанников, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.

Мастер – классы имеют некоторые особенности:

Основной целью, является актуализация потребности в совместной деятельности детей и их родителей, установление сотрудничества в триаде «ребенок – родитель - педагог».       

Структура каждого мастер – класса предполагает проведение не только практической части.

Материал направлен на повышение общего культурного информационного уровня взрослого и подрастающего поколения, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

И, наконец, использование формы мастер-класс способствует нравственно – культурному становлению личности ребенка, гармонизации внутрисемейных отношений, а также развитию стабильного интереса родителей воспитанников к деятельности детского сада. 

В ходе мастер – класса ставятся следующие задачи:

  1. Способствовать установлению взаимопонимания, доверительных отношений между родителями и детьми, воспитателем и родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  3. Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях.
  4. Воспитывать интерес к творческому процессу.

Основной принцип мастер – класса «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Примерная структура проведения мастер-класса:

- выделение проблемы мастером;

- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (предоставление возможности высказываться каждому участнику);

- объединение в группы для решения проблемы;

- работа с материалом;

- представление результатов работы;

- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия).

 Народные игры как средство музыкального развития дошкольника

Цель:

расширить знания родителей об особенностях народных игр и специфики их использования в музыкальном развитии детей.

Задачи:

1. дать представления о содержании работы по развитию музыкальных способностей детей;

2. помочь понять, какое влияние оказывают народные игры на развитие детей;

3. познакомить с народными играми.

1. Вводная часть. Теоретическая.

2. Содержательная часть. Практическая.

Русская народная игра Жмурка с бубном

         Русская народная игра Колпачок

Русская народная игра Горелки с платочком

Русская народная игра Ворон

Русская народная игра Кто  позвал?

Русская народная игра Шел король по лесу

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Методика обучения фольклорной игре

Методика обучения фольклорной игре основана на методе действенного анализа К.С.Станиславского, позволяющего ребёнку и педагогу гармонично вы­страивать действие игрового сюжета и механизмы взаимоотношений персонажей. Алгоритм состоит из трёх этапов и включает серии заданий.

Алгоритм действенного анализа фольклорной игры

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Содержательный

Первая серия заданий - задания для развития музыкально-сценических способностей, умения понимать содержание произведения и характеризо­вать образы героев:

Задание 1. Объясни сюжет игровой песни (по­сле исполнения педагогом).

Задание 2. Определи, кто является главными и второстепенными героями игры, игровой песни.

Задание 3. Определи, кто из персонажей явля­ется положительным, а кто отрицательным? Объяс­ни, почему ты так считаешь. Измени образ, приду­май новый образ.

Задание 4. После чтения слов песни и т. п. детям предлагается задание: определи характер персона­жей (трусливый, сердитый и т. д.). Измени характер персонажа (работа по пиктограммам).

Задание 5. Перескажи игровой сюжет (напри­мер, для непонятливой бабушки).

Задание 6. Оцени событие и поступки персо­нажей.

ВТОРОЙ ЭТАП. Исполнительский

Задание 7. Спой мелодию песни на слоги «лю», «ду», «ды».

Задание 8. Проговори вслух, хором ритмиче­ский рисунок песни.

Задание 9. Прохлопай ритмический рисунок песни, проговаривая текст про себя.

Задание 10. Произнеси текст песни ритмически чётко, но тихо.

Задание 11. Проговори слова песни нараспев, на различной звуковой высоте.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Сценический

Задание 12. Выбери персонажей игры и опреде­ли их роли.

Задание 13. Определи центр сценического про­странства.

Задание 14. Определи расположение персона­жей на сценическом поле.

Задание 15. Воплоти содержание сюжета в игро­вые действия.

В процессе обучения у детей вырабатывается ин­терес к фольклорной игре, происходит накопление жизненных и музыкально-сценических впечатле­ний, стимулирующих заинтересованное отношение к занятиям фольклорно-игровой деятельностью.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
  3. Комиссарова Л. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Орф К. Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.
  5. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
  7. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 1»  г.Энгельс, Саратовская обл.

                           Сообщение из опыта работы:

«Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сада»

                         Подготовила :

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 1»

                             Шеленговская Э.А.

2020г.

Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «детский сад – семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны - это «семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно  - образовательный процесс детского сада.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование  новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.  

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся:

1.Информационно – аналитические

2.Досуговые

3.Познавательные

4. Наглядно – информационные формы.

Рассмотрим цели взаимодействия с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. 
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей):

1) Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

2) В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1) приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);

2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

- Значимости музыкального воспитания детей;

- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: 

«Музыкальное воспитание в семье», 

«Родителям о музыкальном воспитании», 

«Советы: музыкальное воспитание», 

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»: 

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,

«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. 

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Отдельно хочется сказать о мастер-классе как особой форме взаимодействия с родителями построенной на совместной творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Опираясь на труды таких ученых как М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер – класс как форма обучающего занятия, которая обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;
  • педагог, это мастер, который знает, как учить;
  • все остальные участники, находятся в роли учеников;
  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей воспитанников, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.

Мастер – классы имеют некоторые особенности: 

Основной целью, является актуализация потребности в совместной деятельности детей и их родителей, установление сотрудничества в триаде «ребенок – родитель - педагог».        

Структура каждого мастер – класса предполагает проведение не только практической части.

Материал направлен на повышение общего культурного информационного уровня взрослого и подрастающего поколения, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

И, наконец, использование формы мастер-класс способствует нравственно – культурному становлению личности ребенка, гармонизации внутрисемейных отношений, а также развитию стабильного интереса родителей воспитанников к деятельности детского сада.  

В ходе мастер – класса ставятся следующие задачи:

  1. Способствовать установлению взаимопонимания, доверительных отношений между родителями и детьми, воспитателем и родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  3. Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях.
  4. Воспитывать интерес к творческому процессу.

Основной принцип мастер – класса «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Примерная структура проведения мастер-класса:

- выделение проблемы мастером;

- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (предоставление возможности высказываться каждому участнику);

- объединение в группы для решения проблемы;

- работа с материалом;

- представление результатов работы;

- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия).

 Народные игры как средство музыкального развития дошкольника

Цель:

расширить знания родителей об особенностях народных игр и специфики их использования в музыкальном развитии детей.

Задачи:

1. дать представления о содержании работы по развитию музыкальных способностей детей;

2. помочь понять, какое влияние оказывают народные игры на развитие детей;

3. познакомить с народными играми.

1. Вводная часть. Теоретическая.

2. Содержательная часть. Практическая.

Русская народная игра Жмурка с бубном

        Русская народная игра Колпачок

Русская народная игра Горелки с платочком

Русская народная игра Ворон

Русская народная игра Кто  позвал?

Русская народная игра Шел король по лесу

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Методика обучения фольклорной игре

Методика обучения фольклорной игре основана на методе действенного анализа К.С.Станиславского, позволяющего ребёнку и педагогу гармонично выстраивать действие игрового сюжета и механизмы взаимоотношений персонажей. Алгоритм состоит из трёх этапов и включает серии заданий.

Алгоритм действенного анализа фольклорной игры

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Содержательный

Первая серия заданий - задания для развития музыкально-сценических способностей, умения понимать содержание произведения и характеризовать образы героев:

Задание 1. Объясни сюжет игровой песни (после исполнения педагогом).

Задание 2. Определи, кто является главными и второстепенными героями игры, игровой песни.

Задание 3. Определи, кто из персонажей является положительным, а кто отрицательным? Объясни, почему ты так считаешь. Измени образ, придумай новый образ.

Задание 4. После чтения слов песни и т. п. детям предлагается задание: определи характер персонажей (трусливый, сердитый и т. д.). Измени характер персонажа (работа по пиктограммам).

Задание 5. Перескажи игровой сюжет (например, для непонятливой бабушки).

Задание 6. Оцени событие и поступки персонажей.

ВТОРОЙ ЭТАП. Исполнительский

Задание 7. Спой мелодию песни на слоги «лю», «ду», «ды».

Задание 8. Проговори вслух, хором ритмический рисунок песни.

Задание 9. Прохлопай ритмический рисунок песни, проговаривая текст про себя.

Задание 10. Произнеси текст песни ритмически чётко, но тихо.

Задание 11. Проговори слова песни нараспев, на различной звуковой высоте.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Сценический

Задание 12. Выбери персонажей игры и определи их роли.

Задание 13. Определи центр сценического пространства.

Задание 14. Определи расположение персонажей на сценическом поле.

Задание 15. Воплоти содержание сюжета в игровые действия.

В процессе обучения у детей вырабатывается интерес к фольклорной игре, происходит накопление жизненных и музыкально-сценических впечатлений, стимулирующих заинтересованное отношение к занятиям фольклорно-игровой деятельностью. 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
  3. Комиссарова Л. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Орф К. Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.
  5. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
  7. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 1»  г.Энгельс, Саратовская обл.

                           Сообщение из опыта работы:

«Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сада»

                         Подготовила :

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 1»

                             Шеленговская Э.А.

2020г.

Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи важно рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «детский сад – семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны - это «семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно  - образовательный процесс детского сада.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование  новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.  

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся:

1.Информационно – аналитические

2.Досуговые

3.Познавательные

4. Наглядно – информационные формы.

Рассмотрим цели взаимодействия с родителями в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. 
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей):

1) Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

2) В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

1) приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);

2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;

- Значимости музыкального воспитания детей;

- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: 

«Музыкальное воспитание в семье», 

«Родителям о музыкальном воспитании», 

«Советы: музыкальное воспитание», 

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»: 

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,

«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. 

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Отдельно хочется сказать о мастер-классе как особой форме взаимодействия с родителями построенной на совместной творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Опираясь на труды таких ученых как М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер – класс как форма обучающего занятия, которая обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;
  • педагог, это мастер, который знает, как учить;
  • все остальные участники, находятся в роли учеников;
  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей воспитанников, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.

Мастер – классы имеют некоторые особенности: 

Основной целью, является актуализация потребности в совместной деятельности детей и их родителей, установление сотрудничества в триаде «ребенок – родитель - педагог».        

Структура каждого мастер – класса предполагает проведение не только практической части.

Материал направлен на повышение общего культурного информационного уровня взрослого и подрастающего поколения, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

И, наконец, использование формы мастер-класс способствует нравственно – культурному становлению личности ребенка, гармонизации внутрисемейных отношений, а также развитию стабильного интереса родителей воспитанников к деятельности детского сада.  

В ходе мастер – класса ставятся следующие задачи:

  1. Способствовать установлению взаимопонимания, доверительных отношений между родителями и детьми, воспитателем и родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  3. Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях.
  4. Воспитывать интерес к творческому процессу.

Основной принцип мастер – класса «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Примерная структура проведения мастер-класса:

- выделение проблемы мастером;

- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (предоставление возможности высказываться каждому участнику);

- объединение в группы для решения проблемы;

- работа с материалом;

- представление результатов работы;

- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия).

 Народные игры как средство музыкального развития дошкольника

Цель:

расширить знания родителей об особенностях народных игр и специфики их использования в музыкальном развитии детей.

Задачи:

1. дать представления о содержании работы по развитию музыкальных способностей детей;

2. помочь понять, какое влияние оказывают народные игры на развитие детей;

3. познакомить с народными играми.

1. Вводная часть. Теоретическая.

2. Содержательная часть. Практическая.

Русская народная игра Жмурка с бубном

        Русская народная игра Колпачок

Русская народная игра Горелки с платочком

Русская народная игра Ворон

Русская народная игра Кто  позвал?

Русская народная игра Шел король по лесу

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Методика обучения фольклорной игре

Методика обучения фольклорной игре основана на методе действенного анализа К.С.Станиславского, позволяющего ребёнку и педагогу гармонично выстраивать действие игрового сюжета и механизмы взаимоотношений персонажей. Алгоритм состоит из трёх этапов и включает серии заданий.

Алгоритм действенного анализа фольклорной игры

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Содержательный

Первая серия заданий - задания для развития музыкально-сценических способностей, умения понимать содержание произведения и характеризовать образы героев:

Задание 1. Объясни сюжет игровой песни (после исполнения педагогом).

Задание 2. Определи, кто является главными и второстепенными героями игры, игровой песни.

Задание 3. Определи, кто из персонажей является положительным, а кто отрицательным? Объясни, почему ты так считаешь. Измени образ, придумай новый образ.

Задание 4. После чтения слов песни и т. п. детям предлагается задание: определи характер персонажей (трусливый, сердитый и т. д.). Измени характер персонажа (работа по пиктограммам).

Задание 5. Перескажи игровой сюжет (например, для непонятливой бабушки).

Задание 6. Оцени событие и поступки персонажей.

ВТОРОЙ ЭТАП. Исполнительский

Задание 7. Спой мелодию песни на слоги «лю», «ду», «ды».

Задание 8. Проговори вслух, хором ритмический рисунок песни.

Задание 9. Прохлопай ритмический рисунок песни, проговаривая текст про себя.

Задание 10. Произнеси текст песни ритмически чётко, но тихо.

Задание 11. Проговори слова песни нараспев, на различной звуковой высоте.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Сценический

Задание 12. Выбери персонажей игры и определи их роли.

Задание 13. Определи центр сценического пространства.

Задание 14. Определи расположение персонажей на сценическом поле.

Задание 15. Воплоти содержание сюжета в игровые действия.

В процессе обучения у детей вырабатывается интерес к фольклорной игре, происходит накопление жизненных и музыкально-сценических впечатлений, стимулирующих заинтересованное отношение к занятиям фольклорно-игровой деятельностью. 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
  3. Комиссарова Л. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Орф К. Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.
  5. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
  7. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.