Педагог-психолог ДОУ

В помощь начинающему психологу детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность.

       Система  службы психологического сопровождения   является  необходимой  частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.

  За время, прошедшее с момента создания  службы и опубликования первого "Положения о психологической службе в системе народного образования" (1989), значительно изменились как социальное положение населения России, так и сама система образования.

 Жизнь все настойчивей ставит задачу создания условий для проявления личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции отно сительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, разрешения конфликтных си туаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение определенной суммы информации.

      Психологическая служба не может и не должна заменить собой согласованную воспитательную работу педагогического коллектива учебного заведения. Однако жизнь показывает, что специалист, который знает закономерности развития личности детей, имеет представление о том, как растут самоуважение и ответственность, как формируется культура достоинства, в каких условиях возникают сплоченность и позитивный потенциал детских групп, - такой специалист может стать идеологом работы по достижению социальных целей образования. Этим специалистом в образовании сегодня является психолог.

       Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка.

      Комплексное сопровождение в ДОУ – система профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

      Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии “команды”, каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Цели и задачи Службы сопровождения:

  1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании», под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело века, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости жения гражданином (обучающимся) установленных государством об разовательных уровней (образовательных цензов).
  2. В своей деятельности Служба исходит из необходимости поста новки как образовательных, так и социальных целей системы образо вания.
  3. Целью Службы является содействие в создании в ДОУ социальной ситуации развития, соответствую щей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия
    для охраны здоровья и развития личности всех участников образова тельного процесса.

Задачи:

  1. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития личности.
  2. Устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
  3. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми. Профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей;
  4. Осуществлять профилактику эмоционального и профессионального выгорания педагогов ДОУ.
  5. Психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
  6. Подготовка и создание условий психолого-педагогической преем ственности при переходе со ступени на ступень в процессе непре рывного образования;
  7. Содействие распространению и внедрению в практику образова ния достижений психологической науки;

Специфика работы Службы сопровождения в ДОУ.

        Реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации.

Специфика работы психолога ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными с особенностями детей-дошкольников. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.

       Особый акцент психолог ДОУ уделяет работе с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи, психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями, и с педагогами.

        В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. Главное умение – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе, необходимо владеть коммуникативными навыками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления (как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией).

В рамках психологического сопровождения ДОУ, оказывает помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Либо изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с администрацией ДОУ разрабатывает систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.

Эффективность психологического сопровождения во многом зависит от условий, созданных для работы, личностных качеств психолога и уровнем профессионализма.

Общие положения Службы сопровождения.

1.        Настоящее Положение определяет организационную структуру и порядок управления службой практической психологии  в системе образования Российской федерации и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.

2.        Под Службой понимается организационная структура, опреде ляющая совместную деятельность руководителей и специалистов ДОУ, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса. Служба является необходимым компонентом системы об щего образования, создающим условия для личностного, интеллектуального и социального развития детей, а также для охраны здоровья всех участников образовательного процесса.

3.        Служба оказывает содействие участникам образовательного процесса на всех этапах развития в рамках ДОУ.

4.        В своей деятельности Служба руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих орга нов управления образованием, настоящим Положением.

Виды деятельности службы

      Основное направления деятельности службы практическое, т.е. непосредственная работа педагога-психолога в образовательном учреждении.

Практическое направление осуществляется педагогом-психологом ДОУ, непосредственная задача которого — рабо та с детьми, родителями (их законными представителями), воспитателями, администрацией образовательного учреждения.

В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей,  их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

  1. Психологическое просвещение.

Данный вид деятельности осуществляется специалистами Службы, и определяется необходимостью формиро вания у педагогов, администрации учреждения, родителей потребности в психологических знаниях, же лания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе.

  1. Психологическая профилактика. В русле психопрофилакти ческого вида деятельности специалистами Службы:

  1. проводится работа по адаптации детей к условиям образова тельного учреждения, даются конкретные рекомендации педаго гам, родителям,  по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  2. разрабатываются программы индивидуальной работы с Участни ками образовательного процесса, предназначенное для адапта ции, и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;
  3.  проводятся различные виды работ по развитию благоприятного  психологического климата в ДОУ;
  4. осуществляются мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.

  1. Психологическая диагностика.

Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, на протяжении всего периода дошкольного детства.
Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.        

Диагностическая работа может проводиться специалистами Службы, как с отдельными   воспитанниками, так и с груп пами детей.

  1. Психологическая коррекция.

 Данный вид деятельности предполагает активное воздействие специалистов Службы на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастном нормативам, оказания помощи педагогическому  коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность специалистов Службы по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами, в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.

Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследова ний, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

  1. Консультативная деятельность.

Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.

В русле консультативной деятельности специалисты Службы консультируют родителей (законных представителей), администрацию учреждения, воспитателей по проблемам учения и воспитания детей в русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по про блемам общения.

Организация деятельности службы

Общее руководство Службой и ответственность за ее органи зацию в образовательном учреждении возлагается на руководителя ДОУ.

 Деятельность Службы осуществляется специалистами, окон чившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической пси хологии, имеющими диплом государственного образца.