Методические разработки

Рыжкова Татьяна Игнатьевна

Предлагаю вашему вниманию свои разработки, проекты, которые помогут вам в работе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

Тема проекта: « Живи, родник традиций!»

 

Сроки реализации проекта:

                                                         1 год (2017г.-2018г.)

                                                              Разработчик   проекта: Рыжкова Т.И.

воспитатель высшей категории

ноябрь 2017 г.

I РАЗДЕЛ.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

От того, как будут образованы, а главное воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.

 Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Приступая к составлению проекта, долго обдумывала, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но мы все знаем по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.

Выдающийся историк Ключевский писал: "...трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций - он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова".

Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

  Предполагаю, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованные сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь... С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Семья - это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.

Итак,  проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

II РАЗДЕЛ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

«ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!»

Цель проекта:   Осуществлять взаимодействие  с  семьёй через

                              приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи проекта:    1. Выявить уровень знаний детей,    родителей о народных и семейных праздниках.

2.        Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, народных и семейных праздников.

3.        Создать условия для совместной работы  с семьёй  по возрождению народных и семейных традиций.

4.        Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5.        Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

III РАЗДЕЛ

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!»

Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов, мероприятий, участников, что  и было сделано.

Этапы реализации проекта «Живи, родник традиций!»

I этап - «У истока» - ознакомительный.

Цель этапа: Выявление знаний   родителей, детей о семейных и народных традициях.

1.        Анкетирование родителей,  на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»

2.        Посещение семей воспитанников с целью знакомства, с укладом их жизни, обычаями, реликвиями.

3.        Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап - «Возрождение» - просветительский

Цель этапа: Знакомство детей, родителей   с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

1.        Создание клуба «Берегиня», в рамках которого и будет проходить ознакомление всех участников проекта.

2.        Консультации для родителей на темы:

  • «Народные праздники»;
  • «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
  • «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
  • «Коляда, коляда, отворяй ворота»
  • «Сказки, рассказанные на ночь»
  • «Колыбельная для малышей»
  • «Игры, хороводы наших бабушек»
  • «День рождения - только раз в году»
  • «Как удивить детей новогодними подарками?»
  • «Что вы знаете о фольклоре?»

3.        Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

4.        Сбор семейных реликвий.

5.        Изготовление каждой семьёй генеалогического древа.

6.        Занятия с детьми на темы:

  • «Моя семья»;
  • «Наши имена»;
  • «Кем я могу гордиться в моей семье»;
  • «Моя родословная»;
  • «Семейные праздники и традиции»;
  • «Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
  • «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • «Герб моей семьи».

7.        Изготовление поделок с детьми ко Дню семьи.

8.        Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями.

9.        Рисование детьми на тему:

  • «Праздник в нашей семье»;
  • «Маму свою очень люблю»;
  • «Папа и я - лучшие друзья».

10.        Фотовыставка «Я и моя семья».

11. Видеозаписи семейных праздников.

III этап - «С маленького родника начинается река» - заключительный

Цель этапа:  Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск  

                        новых наиболее эффективных.

1.        Развлечения:

  • «Песни, хороводы наших бабушек»;
  • «Народные игры забавы»;
  • «Загляните в семейный альбом»;

2.        Конкурс «Моя родословная»;

3.        Конкурс «Бабушкин сундук»

4.        Создание мини-музея семейных реликвий, традиций»

5.        Семейный праздник «Красна изба пирогами, река - берегами, а семья -  

           традициями».

Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.

Конечную цель проекта «Живи, родник традиций!» мы определили как семейный праздник «Красен обед пирогами, река берегами, а семья - традициями». Но на пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Для того чтобы внедрить этот проект, нужно сначала определить, знают ли родители, что такое народные и семейные традиции, какие они существуют в каждой семье и как они соблюдаются.

Следующим шагом этого проекта должно быть создание клуба «Берегиня», цель которого - знакомство с устоями, укладом и традициями семьи.    Планируется, что на заседания клуба  будут приглашаться бабушки и дедушки как хранители семейных обычаев и реликвий.

Для создания мини-музея в группе должен быть проведён конкурс «Бабушкин сундук». Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать  семейные реликвии - предметы, которые каждая семья передаёт из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи.  Родителям дано будет задание   - поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся  в  семьях  , родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи - это история человека, история семьи, история народа, история Отечества.   Очень хотелось бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.

Т.к. в семьи должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта  предлагается  провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно  составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства..  И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имён, как у А.С.Пушкина, а всего 15-20 листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьёй.

Заботится о престарелых родителях - также одна из семейных традиций, поэтому мы предлагаем принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи.

Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб семьи Петровых». Поэтому будет дано задание  родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем.

Чтобы родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями,  предлагается   провести для них ряд консультаций, оформить тематические выставки на темы:

  • «Народные праздники»;
  • «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
  • «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
  • «Коляда, коляда, отворяй ворота»
  • «Сказки, рассказанные на ночь»
  • «Колыбельная для малышей»
  • «Игры, хороводы наших бабушек»
  • «День рождения - только раз в году»
  • «Как удивить детей новогодними подарками?»
  • «Что вы знаете о фольклоре?»
  • «Как удивить детей новогодними подарками?»
  • «Что вы знаете о фольклоре?»

В данном проекте предполагаю задействовать музыкального работника, инструктора по изобразительной  деятельности и поваров. Они должны познакомить родителей с блюдами русской национальной кухни и провести их дегустацию. Это мероприятие послужит тому, чтобы родители проявили выдумку и фантазию, принимая участие в конкурсе-презентации «Любимое блюдо моей семьи».  Т.к. на семейном празднике  предлагается провести конкурс «Семейная песня», то на заседании  клуба «Берегиня»  музыкальный руководитель должен разучить с родителями народные песни, хороводы, пляски, чтобы каждую семью приучить к народному творчеству.

Чтобы знания были не только у родителей, но и у детей, мы планируем провести цикл занятий и бесед:

  • «Моя семья»;
  • «Наши имена»;
  • «Кем я могу гордиться в моей семье»;
  • «Моя родословная»;
  • «Семейные праздники и традиции»;
  • «Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
  • «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • «Герб моей семьи».

Также на занятиях по изобразительной деятельности можно предложить детям нарисовать членов своей семьи:

  • «Моя мамочка»;
  • «Папа и я - лучшие друзья»;
  • «Праздник в нашей семье»;
  • «Неразлучные друзья - взрослые и дети».

Кульминацией проекта «Живи, родник традиций!» будет семейный праздник «Красен обед пирогами, река - берегами, а семья - традициями», на который будут приглашены мамы, папы, бабушки, дедушки, дети  и педагоги ДОУ.  Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведённой   в этом направлении. (Приложение №1).  

На этом празднике предполагается провести следующие конкурсы:

  • «Моя родословная» - представление своей семьи;
  • «Герб моей семьи» - домашнее задание;
  • «Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион;
  • «Семейный праздник» - презентация;
  • «Секреты новогодних подарков» - конкурс;
  • «Любимое блюдо моей семьи» - презентация-дегустация.

  Думаю и надеюсь, что выбранное  направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребёнка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело - ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьёй, такой изобретательной, весёлой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное - они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом - моя крепость».

IV РАЗДЕЛ

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Предполагаю, что в результате реализации данного проекта все его участники - дети, педагоги, родители - приобретут определённые знания.

Дети будут знать:

  • имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
  • профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
  • прошлое своей семьи;        
  • происхождение своей фамилии;
  • народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
  • будут хорошо ориентироваться в генеологическом древе своей семьи;
  • пополнят словарный запас(реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);
  • смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;
  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью;
  • будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно - к событиям в доме;
  • научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
  • знать свою родословную, минимум до третьего колена;
  • откуда произошли их фамилии;
  • будут знать историю своих реликвий;
  • знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
  • научатся организовывать семейные праздники;
  • сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
  • соберут копилку семейных реликвий.

V РАЗДЕЛ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  Предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

Если данный проект будет выполнен, то  родителям всё станет ясно и понятно, они проникнутся,   у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Живи, родник традиций!», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство  наших детей   было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

                                                                                         

           Приложение № 1

Семейный праздник

«Красен обед пирогами, река - берегами, а семья - традициями»

Цель: Укрепить взаимодействие между семьей и ДОУ, используя    разнообразные формы работы.

Задачи: 

1.  Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных и семейных праздников, традиций.

2.  Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.

3. Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.

Предварительная подготовка:

  1. Занятия с детьми «Корни моей семьи», «Герб моей семьи»
  2. Разучивание русских народных песен и хороводов с родителями.
  3. Консультации на тему: «Почему пекут блины в масленичную неделю», «Откуда произошла традиция печь куличи и красить яйца», «Коляда, коляда - отворяй ворота», «Игры, хороводы наших бабушек», «Как удивить детей новогодними подарками».
  4. Тематическая        выставка на тему «Национальная кухня», «День рождения только раз в году».
  5. Развлечение        «Песни и хороводы наших бабушек».

Оборудование:

  1. Оформление сцены : рисунок семейного очага (крупным планом).
  2. Аудиотехника, кассеты с фольклорными песнями: «Русские народные мелодии в исполнении ансамбля русских народных инструментов», «Кадриль».
  3. Выставка детских рисунков «Неразлучные друзья - взрослые и дети».
  4. Грамоты, подарки.

Ход праздника:

Звучит русская народная музыка. В зал входят участники праздника, садятся за столы.

Ведущий:

Приветствуем Вас, гости дорогие, на нашем семейном празднике!

Русская пословица гласит: «Красен обед пирогами, река - берегами», так и хочется добавить «а семья - традициями».

Традиции семьи - это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство. «Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждом роду, семье свои сокровищницы традиций, которые как «кованные сундуки с приданым» передаются из поколения в поколение.

Среди этих «фамильных драгоценностей» - слова, действия, вкус, запах, цвет, форма. Именно поэтому Новый год пахнет мандаринами и хвоей, а в День рождения мы загадываем желания, задувая свечи на торте.

Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение . Главным доказательством этого служило рыцарское родословное древо.

Во многих семьях на Руси тоже интересовались своими корнями и происхождением своего рода, составляя родословное древо.

Что же такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род — ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду. Для того чтобы составить родословное древо, нужно хорошо знать своих предков.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете, откуда произошел ваш род?

Вы свои генеалогические древа уже приготовили. И пусть в них не 500 исторических имен, как у А.С. Пушкина, а всего 10-12 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе вашей семьей.

Итак, первый конкурс «Моя родословная». Каждой семье вместе с ребенком нужно представить свое родословное древо и рассказать о нем.

Со времен средневековья зародилась еще и традиция изображать свой семейный герб. По сей день многие английские, испанские, итальянские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела символ своей семьи - герб.

И начнем мы с ваших семей.

У каждой семьи было домашнее задание: придумать и нарисовать герб своей семьи. Переходим к следующему конкурсу «Герб моей семьи»

(Участники по очереди представляют герб своей семьи)

Звучит веселая народная мелодия

Ведущий:

Веселей берись за дело,

Так, чтоб все вокруг запело,

Пусть никто не усидит,

И немножко подсобит.

Издавна на Руси люди в любом городе, деревне, семье, во время работы и после нее пели русские народные песни. Это тоже было традицией. Давайте и мы не будем скучать и последуем этой традиции, вспомним песни, которые пели наши бабушки и дедушки, которые могут петь все присутствующие.

Переходим к следующему конкурсу, который называется «Музыкальный аукцион».

Участникам этого конкурса нужно вспомнить как можно больше русских народных песен и спеть их.

Ведущая: 

Наряду с традиционными народными праздниками, которые отмечают в России - Масленица, Пасха, Рождество, Крещение, у каждой семьи есть свои собственные, которые принадлежат только этой семье, и никому больше в целом мире, например, Праздник первого шага ребенка, первого снега, праздник чудесной покупки и т.д.

Итак, следующий конкурс «Презентация семейных праздников».

Мы предлагаем каждой семье рассказать о своей находке, своей изюминке - семейном празднике.

Всем сегодня будет жарко,

Хоть не очень жарко днем.

Здесь аукцион подарков

 Мы сейчас для вас начнем.

Просим участников нашего праздника раскрыть «секреты» преподнесения подарков своим детям, близким людям, друзьям ко Дню рождения, Новому году.

Конкурс «Секреты семейных подарков».

Ведущая:

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот главный принцип семейного благополучия действителен и сейчас. И по русскому обычаю наши хлебосольные семьи угостят всех присутствующих своими традиционными семейными блюдами.

Следующий конкурс: презентация-дегустация «Любимое блюдо моей семьи».

Нужно не только угостить присутствующих, но и рассказать о своем блюде как можно интереснее.

Ведущая (на фоне спокойной музыки)

Сегодня мы много говорили о разных семейных традициях. Традиции помогают хранить историю семьи своих предков. Очень важно следовать семейным.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

Познавательно-творческий проект

по правилам дорожного движения

Тема «Азбука дорожного движения»

Средний дошкольный возраст

Воспитатели: Иванова Надежда Юрьевна

Рыжкова Татьяна Игнатьевна

Оха, 2018 г.


План проекта

Тема «Азбука дорожного движения»

Актуальность: Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Совместными усилиями педагогов, родителей и всего социума, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель: Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый – готовятся к движению, на зеленый – двигаются).

3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Продолжать знакомить с элементами дороги (пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».

4 Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения среди родителей.

Тип проекта: Познавательно-творческий

Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, родители группы.

Длительность: февраль – май 2018 г. (4 месяца)

Ожидаемые результаты:

  • Осознанное отношение детей к выполнению ПДД;
  • Воспитание грамотного пешехода;
  • Умение детей ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них.

Этапы реализации:

1) Беседа по картине: «Улица города»

2) Сюжетно-ролевая игра «Инспектор ДПС»

3) Развивающие настольно-печатные игры. Дидактические игры: «Собери дорожный знак»; «Найди правильный светофор»; «Правила дорожного движения»

4) Беседа «Правила дорожного движения»

5) Презентация для детей «По дорогам сказок»

6) Викторина «Знатоки дорожных наук»

7) Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

8) Что за знак спрятался в стихах?

9) Выставка детских рисунков: «О правилах движения всем без исключения»

Участие с воспитанниками в конкурсах, олимпиадах, викторинах по ПДД:

  • Надменко Кирилл I место в региональном конкурсе «Красный, желтый, зеленый (ПДД) 11.11.2017;
  • Рыжков Алексей I место во всероссийской олимпиаде «Знатоки правил дорожного движения» 11.11.2017;
  • Волкова Полина I место во всероссийской викторине «Безопасная дорога» 25.02.2018;
  • Смирнова Маргарита I место во всероссийской олимпиаде «Правила поведения на дороге (ПДД)» 25.02.2018

Было опрошено 25 родителей средней группы «Буратино»:

Знакомят с правилами дорожного движения(беседуют с ребенком о его безопасности на дороге,  смотрят мультфильмы о правилах безопасного поведения на дороге, а так же приобретают практические навыки поведения на дороге)                    17 родителей.

Считают проблему детской безопасности на дорогах важной все родители.

Показывают своему ребенку безопасную дорогу из дома в детский сад           14 родителей

  Родители считают, что заниматься воспитанием безопасного поведения детей на дороге должны совместно   детский сад и семья.

Наиболее продуктивными формами работы детского сада с родителями для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения считают: проведение совместных мероприятий с детьми размещение информации в уголке для родителей)

Следят, чтобы на одежде ребенка были световозвращающие элементы 19 родителей

При перевозке детей в автомобиле, пользуются    креслом -   4 родителя

Работа с родителями:

  • Оказание помощи в создании развивающей среды (принесли рули, сделали светофор)
  • Консультации для родителей: «Внимание – фликеры», памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле», «Профилактика дорожно-транспортных происшествий»
  • Экспресс-анкетирование родителей: «Пешеходом быть – наука?»
  • Участие в выставке детских рисунков «О правилах движения всем без исключения»

Итоговое развлечение квест-игра «В жизнь по безопасной дороге»

Программное содержание: закрепление знаний детей по правилам безопасности дорожного движения через игру.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

Информационно-практико-ориентированный проект

«Финансовые знатоки»

Старшая группа «Русалочка»

Воспитатель:         Рыжкова Т.И.

 

2019 г.


Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение двух недель)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовые знатоки».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсия к банкомату, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, ручной труд, рассматривание коллекции денег.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты:

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий по финансовой грамоте детей:

Понедельник 28.01.2019:

- Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

- Демонстрация презентации «История денег»

Вторник 29.01.2019:

- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

- Беседа «Дом, в котором «живут» деньги»

Программное содержание: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.

- Сюжетно-ролевая игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Среда 30.01.2019:

- Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

- ООД «Доход семьи»

Программное содержание: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.

Пятница 01.02.2019:

ООД Ручной труд: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетного-ролевая игра «Супермаркет».

- Д\и «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Понедельник 04.02.2019:

- «Презентация семейный бюджет»

- Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

Вторник 05.02.2019:

- НОД «Путешествие денежки»

- Д\и «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

Среда 06.02.2019:

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

Экскурсия к банкомату «Познавательный маршрут «Банкомат»»

Д.з. для родителей: изготовление поделок для ярмарки

Четверг 07.02.2019:

Д\И «Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Пятница 08.02.2019:

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» - дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

«Ярмарка поделок» - учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

Понедельник 11.02.2019:

Развлечение «Путешествие в страну Экономика»

Работа с родителями:

Консультация: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Рекомендации для родителей.


Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Звёздочка»

 

 Проект

День Победы

Тема:  «Никто не забыт, ничто не забыто»

          Старшая   группа

                                                 Воспитатель:  Рыжкова Т.И.

     

Оха, 2019 год

Вид проекта:  информационно - познавательный

Время реализации:  апрель  2019г.- май 2019г.  

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, педагог, родители  

Образовательные области:  «Познавательное развитие»

                                                «Речевое развитие»

                                                «Социально-коммуникативное развитие»

                                                «Художественно-эстетическое развитие»

Актуальность темы:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга... 9 мая такой особый день, когда можно и нужно об этом поговорить. Рассказать о дедушках, или уже прадедушках, которые воевали, посмотреть старые семейные фото. Поговорить об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.

Цель проекта: Осуществление представлений о том, как русские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди.

Задачи:

  1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
    Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
    2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
    3. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
    4. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. 
    5. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

  Проект «Великий праздник- День Победы!» способствует:

  • формированию четких представлений о Великой Отечественной Войне.
  • воспитанию в детях чувства патриотизма, ответственности, дружбы, уважительного отношения  к ветеранам ВОВ.
  • совершенствованию речевого развития в целом, в особенности развитии      лексики данной темы.
  • включению родителей в  воспитательный процесс.
  •  развитию творческих способностей.
  •  развитию исследовательской деятельности детей
  • развитию коммуникативных навыков.

Продукт проектной деятельности:

            Праздник «Этот день победы»

1 этап  Целеполагани

Детям предлагается обсудить вопрос: «Какой праздник наша страна празднует 9 мая?». Выдвигаются разные версии. Воспитатель предлагает поговорить об этом дома со своими родителями. На следующий день проводиться непосредственно образовательная деятельность « Вечная память героям». Дети говорят, что хотели бы и дальше знакомиться с историей этого праздника.

2 этап Разработка плана деятельности проекта

  1. К кому обратиться за помощью (педагог, взрослый).
  2. В каких источниках можно найти информацию (библиотека, музей, интернет - ресурсы)
  3. Какие предметы использовать (альбом, краски, карандаши, мелки, фломастеры и.т.д.)

3 этап Выполнение проекта

Реализация проекта охватывает все виды образовательных областей и виды деятельности, такие, как

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Чтение стихов, рассказов о войне Е. Благина «Шинель»; 
    Чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; 
    Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
    А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» 
    Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
  • Беседы («Дороги войны»,  «Дети войны»,  «Мой дедушка – солдат», «Поклонимся погибшим тем бойцам…», «Солдат – победитель», «Что такое героизм?», «О городах героях»)
  • «Экскурсии к памятникам  «Вечный огонь», «Обелиску в честь освобождения Сахалина и Курил»
  • «Экскурсия в музей, библиотеку»
  • Видео просмотр документальных кадров войны, парад победы

Музыкально-художественная    деятельность

Рисование, лепка, аппликация ( «Мир – без войны», «Праздничая открытка к 9 мая»,  «Медаль героя», «Самолет», «Танк»,  «Георгиевская ленточка», «Изготовление гвоздики»)

  • Коллективная работа «Изготовление гвоздик»
  • Конкурс чтецов  (Мы помним, мы гордимся)
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
  • Разучивание песен о войне, победе.
  • Праздник «Этот день победы»

Трудовая деятельность

  • Акция  «Подарок ветерану»

Игровая деятельность

  • Дидактические игры: «Подбери картинку», «Выложи из палочек: танк, самолет»,
    «Колесо истории», «Чья форма», «Что изменилось»,"Военный транспорт».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Моряки», «Госпиталь», «Пограничники»,  «По морям, по волнам»

 В реализации проекта активное участие принимают родители:

  • Создание мини – музея «Награды наших дедов», «Фото минувших дней»  (Сбор наград и фотографий своих близких, родных))
  • Экскурсии в музей; к Вечному огню, обелиску героям родного города .
  • Создание фотоальбома «Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны»
  •  Акция «Подарок ветерану»
  • Возложение цветов к Вечному огню, обелиску.

  • 4 этап  Презентация и подведения итогов

Реализация проекта  показала свою эффективность:

Дети:

  • Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым  России в период Великой Отечественной войны.
  • Мини музей пополнен  материалом  об участниках  Охинцев   в Великой Отечественной войне.
  • Дети знакомы с символикой Российского государства.
  • Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
  • Дети познакомились  с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
  • Дети владеют  расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».
  • Также  они имеют представление об истории памятных мест родного города.
  • Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.
  • Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Родители:

  • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению , как со взрослыми, так  и со сверстниками, через совместную  проектную деятельность.

Педагог:

  • Осуществляет инновационную деятельность.
  • Повышает профессиональный уровень.