Игровые технологии на уроках географии

Рындина Елена Сергеевна

Применение игровых технологий в классно-урочной системе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача №1.

        Ребята вышли из деревни вечером на лыжах.  Довольно быстро стемнело и малеькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны, ребята хотели найти север и определить сое местонахождение, но даже Поялрной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно вребевню?

        Ответ: найти дорогу, значит отыскать нужное направление, и для этого нужно установить стороны горизонта. Можно определить их при помощи часов и луны. Знайте, что лунабывает в 18 часов на востоке и в 24 часа на юге. Нужно навести часовую стрелку на луну, разделить угол, образованный стрелкойи цифрой 12, пополам, и определить направление на север и юг. Можете проделать то же самое во время полнолуния.

Задача №2.

        Часто говорят: магнитный полюс расположен близко от северного полюса. Првда ли эти полюса близкие соседи?

Ответ: ни одному человеку не приходит в голову мысль утверждать, что украинский город Одесса находится рядом с Санкт-Петербургом. Естественно, ведт расстояние между городами велико: около 1500 км. А расстояние между северным магнитным полюсом и северным географическими полюсами значительно больше и составляет 2230 км. Сейчас, т.к. магнитный полюс постоянно перемещается. Поэтому стрелка компаса почти нигде не показывает точно на север. Она образует с географическим меридианом, при отклонении к западу или востоку от него, угол. Этот угол называют магнитным стклонением. В частности , в Москве это склонение равно около 7 градусов.

Задача №3.

На этом небольшом необитаемом острове, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они ссорудили плот, на котором расчитывали доплыть до ближайшей, населенной людьми суши. Но в какую сторону на нем плыть? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки- римляне, возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения напрвленности на север созвездие «Бреер», - сказал англичанин. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на Колесницу, - вдохнув, промолвил араб.  Да, так мы скоро не доворимся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что он предложил. После чего на песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия  из семи звезд, которое нарисовал русский. Какое созвездие нарисовал русский?

 Ответ: это созвездие – Большая Медведица. Оно было известно как важный ориентир с давних времен.

Задача №4.

        По одиноко стоящим деревьям мы можем определить сотороны горизонта. А возможно ли по этоим же одиноким деревьям, которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. Если возможно, то, каким образом?

Ответ: одинаковые деревья, которые растут на равнине, очень часто немного наклонены. Это говорит о том, что как бы причудливо ни изменялись сила и направление ветра каждый день от часа к часу, но в среднем в каждом районе преобладает всегда какое-то одно направление или несколько характкрных для этой области ветров. В подветренном напрвлении суммарного действия ветра обычно и получают наклон старые деревья.

Задача №5.

        Предположим, что из Саратова на север вылетел самолет. Он пролетел в этом направлении 1000 км. Потом повернул на восток, и пролетел еще 1000 км. Затем отправился на юг и прошел 1000 км, и, наконец 1000 км на запад. Вернется ли самолет в саратов?

Ответ: нет, не вернется. Он окажется восточнее города Саратова. Можете проверить себя, проложите трассу полета самолета по карте, а лучше – глобусу.

Задача №6.

        Установите приблизительное местоположение острова, на котором жил Робинзон Крузо, руководствуясь следующими отрувками из его дневника.

        Первый отрывок. «Мы были теперь недалеко от берегов Гвианы… Капитан спросил моего ответа, куда нам взять курс…

        Рассмотрев карту берегов Америки, мы пришли к заключению, что до самых Карибских островов не встретим ни одной населенной страны. Поэтому мы решили держать курс на Барбадос… и стали держать на запад-северо-запад. Но судьба решила иначе, ас захватил второй шторм… так же стремительно, как в первый раз, мы понеслись на запад и очутились далек от торговых путей…»  

        Второй отрывок. «Было по моему счету 30 сентября, когда нога моя вступила на ужасный остров. Произошло это, значит, во время осеннего равноденствия, в тех же широтах солне в этом месяце стоит почти отвесно над головой…»  

Ответ: как известно, автор книги Д. Дефо расположил остров Робинзона недалеко от устья реки Ориноко, что и нетрудно установить по приведенным отрывкам. Первый отравок дает возможность определить место, где корабль захватил шторм и где он потерпел крушение. Остров расположет к юго-востоку от Барбадоса, но штормрврй ветер унес его к западу, к берегам Южной Америки недалеко от  устья реки Ориноко. Слова из второго отрывка доказывают этот вывод. В сентябре месяце солнце стоит в зените только в самых низких широтах северного полушария, примерно между 8 с.ш. и экватором, т.е. между устьями рек Ориноко и Амазонки. В конце этого месяца, следом за днем осеннего равноденствия (23 сентября) солнце находится уже в южном полушарии, в значит, лучи его падают здесь не отвесно, почти отвесно, что и отмечал Робинзон.

Задача №7.

        Представьте себе двух космонавтов, которые наблюдают нашу Землю – один со соторны северного полюса, другой со стороны южного. При этом по радиосвязи они делятся своими впечатлениями, шутат. Первый космонавт, наблюдающий Землю с севера. «Как красиво плавно вращается наша планета против часовой стрелки, справа налево». Второй космонавт: «ты, наверное хочешь сказать, что планета вращается слева направо». Первый космонавт: «Да нет, почему: справа налево…» второй космонавт: «По часовой… Ну да, ха…ха…конечно, ты прав, друг, но так же как и я» так ли это?

Ответ: оба космонавта совершенно правы, т.к. для наблюдателя северного, который обращен лицом к земному экатору, планета вращается в наравлении против часовой стрелки, а для воторого наблюдателя, который обращен лицом к экватору, но со стороны южного полушария, она вращается по часовой стрелке.

        Вы можете на практике убедиться в том, если проделаете опыт с глобусом.для этого возьмите глобус и вращайте его вокруг своей оси с запада на восток (от Южной Америки к Африке) не прекращая движения, поверните глобус к себе вначале северным полушарием, затем южным. Каким вы увидели вращение глобуса, модели Земли, в первом случае? А во втором?

Задача №8.

        Еще в древности жители этой страны заметили, что солнце над их местностью два раза в год передвигается с одной стороны небосклона на другую, и в такие дни люди и предметы не отбрасывают в полдень тени. Эту дастопримечательность жители страны перенесли даже в название своей столицы, в переводе с древнего языка «киту», оно – означает «две половины». О какой стране идет речь?

Ответ: Эквадор.

Тема «Гидросфера»

Задача №9.

         Известно, что средняя глубина тихого океана около 4300 м, наибольшая глубина 11034 м, но дно океанов в достаточной степени не исследовано. Да и как его исследуешь при необъятной ширине океана. И все же, можем ли мы абсолютно точно утверждать, какую основную форму имеет океаническое дно?

Ответ: в среднем радиусе Земли 6371,1 км, при этом средняя глубина 3, 8 км, сопоставляя эти две цифры, замечаем, что водная оболочка Земли – это всего лишь сравнительно тонкая пленка, которая обволакивает всю поанету, за исключением островных и материковых участков литосферы. Таким образом, океаническое дно является не впадиной, а выпуклостью. Даже самые большие океанические глубины при этом подобны царапине небольной иголкой в коже крупного арбуза.

Задача №10.

        Что именно описал географ М.Ф. Мари в своей книге «Есть река в океане» она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струится её теплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь вечественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Мисиссипи, и масса обеих рек взятых вместе не составит тысячной доли объёма коды, которые несет он»?

Ответ: это теплое океаническое тефение Гольфстрим.

Задача №11.

        В книге Жуля Верна «20 тысяч лье под водой» есть следующий эризод. Проходя через Тарресовый пролив под водой корабль капитана Немо сел на мель. После этого капитан «Наутилуса» сделала таке замечание «Сегодня – 4 января, через 5 дней будет полнолуние,  и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услуги, которой я не от кого не приму, кроме него». Почему, капитан «Наутилуса» должен был надеяться на полнолуние?

Ответ: во время полнолуния (как и новолуния) лунный и солнечный приливы совпадают, поэтому высота прилива в этот период достигает самой большой величины! Так как деятельность волны прилива не более неиболее интенсивна в приливах, но Немо мог надеяться, что вода подымется и снимет его «Наутилус» с мели. Как нам известно, в книге «20 тысяч лье под водой», это и произошло.

Задача №12.

Во время прогулки капитана Немо и профессора Аронакса на глубине около 10 м, когда они возвращались на «Наутилусу», Аронакс обратил своё внимание на пробегающие над их головами густые облака. Они быстро появлялись и так же быстро исчезали.  Подумав, он пришел к выводу, что эти облака являются тенями от волн. Как вы думаете, какой силы было в этот период волнение на поверхности моря? Какой величины были волны?

Ответ: во время шторма поверхность моря покрывается высоко поднимающимися волнами, при этом, на глубине, примерно 300-400 м это волнение заметно не ощущается. Там господствует тишина и покой. Отчего? По очень простой причине. Волнение волн крайне слабо передается в глубину моря, не более чем на 1-5 длины волны. Чтобы ответить на поставленные а задаче вопросы, нужносделать некоторые орифметические действия. Профессор Аронакс скорее всего не был вышел выше 2 м. предположим, что его рост был средним, около 1,75 м. когда профессор находился на глубине 10 м, он не ощущал волнения воды, а толко догадывался о нем. Таким образом, волнение передавалось на глубину не больше 8 метров. В этом случае длина волны, скорее всего, была в 1-5 раз меньше, 5-6 м. При этой длине высота волны будет не больше нескольких см, т.к. обычно высота в 15-20 раз меньше её длины. Таким образом, во время прогулки Аронакса и капитана Немо по дну моря на поверхности была лишь легкая и редкая зыбь.

Задача №13.

        Прочтите приведенный отрывок из «Повести о приключениях Артура Гордона Пиша», автор Эдгар По. Герой этой повести отправился на на шхуне «Джен Гай» к Южному полюсу. «Сегодня  под 83 градусом и 2 минуты ю.ш. и 43 градуса 5 минут з.д. (море приняло замечательную темную окраску) мы снова увидели землю, которая оказалась группой очень больших отсравов. Ерег был утесистый, внутренность страны, по-видимому одета лесом, что очень обрадовало нас. После непродолжительных поисков мы нашли пролив и хотели войти в него, когда заметили, что от берега отплыли четыре больших челкна, наполненые людьми, по-видимомму, хорошо вооруженными… на острове мы на каждом шагу обеждались, чо эта земля глубоко отличается от всех стран, посещавшися доселе цивилизованными людьми. Деревья совсем не напоминали растительности жаркого, умеренного или северного полярного пояса». Ответьте на вопрос. Нет ли в этом рассказе вымысла?

Ответ: в отрывке речь идет о необитаемм людьми, покрытом ледниками материке – Антарктиде. По этому все повествование – сплошной вымысел. На этом материке нет никакой древесной растительности. Фантазии автора легко объяснить. Повесть «Приключения Пима» написана в конце 30-х годов XIX столетия. А в то время человечество еще не располагало достаточно ясными представлениями об южных полярных странах.



Предварительный просмотр:

«Игровые технологий в обучении школьной географии"

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

На уроках географии используются различные ролевые игры и игры - состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды»). В 8-10 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»).

В моей практике  используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты, игры  творческого содержания - соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными (Игры-соревнования «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Лего-го», «Звёздный час», «Геобизнес», «Геошанс», «По следам Робинзона», «Морской бой», «Географический КВН», «Роза ветров», «Остров сокровищ». Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т. д.)

Большая часть игр в моей практике по-прежнему приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процесс изучения нового материала и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6-х - 8-х классах, но ощущаю необходимость в их использовании и в старших классах.

Список литературы

1. О. О. Жебровская. Игровой комплекс. География в школе 1996. № 6.

2. С. Г. Кулинич, В. В. Николина. Географические игры. География в школе. 1991. №1.

3. В. В. Мартемьянов. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № !

4. С. П. Спичак, С. В. Тесленко. Игры на уроках географии. География в школе. 1996. № 2.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель географии МОУ «Комсомольская СОШ» Рындина Е.С. Белгород 2012г.

Слайд 3

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимоного обучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Слайд 4

ПОЛЕТ ГАГАРЫ ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ…

Слайд 5

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.

Слайд 6

НАМ ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ТОРЖЕСТВЕННАЯ КЛЯТВА

Слайд 7

В моей практике используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты, игры творческого содержания - соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными (Игры-соревнования «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Лего-го», «Звёздный час», «Геобизнес», «Геошанс», «По следам Робинзона», «Морской бой», «Географический КВН», «Роза ветров», «Остров сокровищ». Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т. д.)

Слайд 8

ОБСУЖДАЕМ ВОПРОС… НАГРАЖДЕНИЕ КАПИТАНА КОМАНДЫ

Слайд 9

Большая часть игр в моей практике по-прежнему приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процесс изучения нового материала и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6-х - 8-х классах, но ощущаю необходимость в их использовании и в старших классах.

Слайд 10

У КАЖДОГО СВОЕ ЗАДАНИЕ ВОТ, ЧТО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ!