Работа с родителями

Рындина Елена Сергеевна

работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_1.docx17.65 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_2.doc73.5 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_3.docx29.5 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_4.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель: Рындина Елена Сергеевна

Протокол № 1

родительского собрания от ______________

на собрании присутствовало _______ человек

Тема: "Чтение – одно из важнейших условий успешности ученика"

(ролевая игра с использованием метода «Мозаика»)

Цели собрания:

показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению и социализации;

способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;

 развивать навыки сотрудничества родителей, совместного обсуждения и решения проблем, желание общаться.

Подготовительный этап:

проведение мониторинга самооценки учащимися своей учебной деятельности;

анкетирование учащихся;

 изучение читательского интереса учащихся на основе анализа посещения школьной и городской библиотек;

 посещение членами родительского комитета уроков в 6 классе и подготовка ими сообщения об уровне интеллектуальной деятельности учащихся класса;

 подготовка жетонов разного цвета для формирования групп участников собрания. Желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней. Например, 5 жетонов красного цвета,5 жетонов желтого цвета, 5 жетонов синего цвета, 5 жетонов зеленого цвета, 5 жетонов оранжевого цвета. На жетонах одного цвета проставляются номера попорядку от 1 до 5. В начале игры участники собираются в заинтересованные группы по жетонам одного цвета. В ходе игры они переходят в смешанные группы, объединившись по номерам, и тогда в каждой группе присутствуют представители всех первоначальных заинтересованных групп.

Ход собрания

1. Тренинг «Детство».

Участники по кругу называют свои ассоциации на словом «Детство».

Классный руководитель произносит начало фразы, а родители ее продолжают: «В детстве можно …». Если кто-то не согласен с чьим-то аргументом, он хлопает в ладоши. Потом задание меняется: « В детстве нельзя…»

2. Мотивация – знакомство родителей с результатами самооценки учащимися своей учебной деятельности по следующим критериям:

«Могу и хочу!» - _____ человек.

«Могу, но не хочу!» - ______ человек.

«Хочу, но не могу!» - _______ человек.

«Не могу и не хочу!» - ________ человек

3. Переход к теме собрания, формулирование целей.

3.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, взаимосвязи результатов учебной деятельности с желанием читать.

3.2. Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся «Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение и сколько хотел бы тратить?»

Анализ посещения школьной и городской библиотеки, характеристика круга читательских интересов учеников класса.

Я трачу на чтение        Я хотел бы тратить на чтение

3.3. Выделение проблемы «Малое количество времени, затрачиваемое учащимися класса на чтение».

3.4. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:

«Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.

Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6 – 7 классу читают все хуже и хуже.

Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Как пишет «Российская газета»: «Нечитающие дети становятся «третьей бедой» России».

Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Прямым подтверждением этих данных российских ученых стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. В результате с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 % юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа интереса - привычка ребенка читать. Но печальная статистика сообщает, что за последние 20 лет выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Как сообщает «Российская газета» считанные проценты семей имеют домашнюю библиотеку.

Посещение родителями нашего класса уроков географии, истории, биологии, русского языка, математики позволило увидеть и оценить умения учащихся читать на уроке и осмысливать прочитанное, усваивать учебный материал».

3.5.Сообщение членов родительского комитета о впечатлениях с посещенных уроков.

4. Интерактивная часть.

4.1 Обсуждение возникшей проблемы.

Итак, перед нами встала проблема «Нежелание детей читать». Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить. Давайте ответим на вопросы:

- Почему дети не любят читать?

- Как заинтересовать детей чтением?

- Кто должен быть заинтересован в решении проблемы?

учителя;   родители;    библиотекари;   дети.

Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.

4.2. Оформление четырех заинтересованных групп и обсуждение проблемы по алгоритму, предложенному в опорной таблице. Например, пять групп по пять человек.

Каждый член группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)

В чем состоят три главные причины проблемы?

Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?

Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?

В чем состоят три главные причины проблемы?        Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?        Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?

4.3. Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)

4.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Оформление рекомендаций на листе ватмана.

4.5. Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.

4.6. Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали, что было интересным?

 Что дал вам наш сегодняшний разговор?

 Что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?

5. Заполнение анкеты в родительских дневниках.

Является ли чтение одним из увлечений Вашего ребенка?

Сколько времени он проводит за книгой?

Убеждаете ли Вы ребенка читать, или он это делает без принуждения?

Какие книги он предпочитает?

Как Вы поощряете его читательские стремления?

Дарите ли Вы ребенку книги?

Есть ли у Вас на этот счет какие-то свои убеждения?

Обсуждаете ли Вы прочитанные в семье книги?

Советуете ли Вы ребенку читать книги своего детства и юности?

Считаете ли Вы себя активным читателем?

Являетесь ли Вы для своего ребенка примером в чтении?

6. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей из методического сборника Дереклеевой Н.И. «Новые родительские собрания.5-9 кл.» М.:ВАКО,2006

«Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы и пожелания.

Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.

Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях».



Предварительный просмотр:

Классный руководитель: Рындина Елена Сергеевна

Протокол № 2

родительского собрания от ______________

на собрании присутствовало _______ человек

ТЕМА: Первые проблемы подросткового возраста

Повестка собрания:

  1. Лекция на тему «Первые проблемы подросткового возраста»
  2. Анализ анкетирования учащихся, родителей по проблеме
  3. Пути возможной помощи учащимся в период полового созревания.
  4. Значение семейных отношений в период полового созревания ребенка.

Эпиграфы:

«Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.
Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность...»

Ж-П.Сартр.

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».

Д.Уэбстер

Задачи собрания:

1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
2. Обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Форма проведения собрания: круглый стол.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка различного статистического материала по проблеме, выпуск родительской газеты.
2. Диагностика детей и родителей.
3. Памятка для родителей по теме собрания, визитная карточка для семей, режим дня ребенка для родителей, анкеты для диагностирования родителей и детей.
5. Приглашения для родителей на родительское собрание.

Родительское собрание:
«Первые проблемы подросткового возраста» состоится 29 .01.2014г. в 18.00 ч.
Уважаемые родители!
Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям. Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к ним.
Текущие вопросы класса.
Классный руководитель: Рындина Елена Сернеевна

6. На доске эпиграф.
7. Ситуации для обсуждения во время собрания.
8. Визитная карточка семьи.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители, вот мы и стали шестиклассниками. Прошлый учебный год был для наших ребят адаптационным. Этот год продолжает обучение в средней ступени.

2. Презентация учеников класса и их семей. Внимание на экран. Представляем вашему вниманию презентацию информационной газеты « Это мы!», в которой отражена активная жизнь мальчиков и девочек класса, каждый родитель увидит, насколько насыщена и интересна жизнь его ребенка. Кто-то порадуется за свое «чадо», а кто-то удивится, увидев своих детей в новом качестве (демонстрируются слайдов презентации). Мы с ребятами создали несколько слайдов касающихся увлечений наших пап и мам в семье.

3. Проблема взросления. Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Давайте обратимся к результатам исследования по классу.

Анализ результатов анкетирования детей.
Предлагаемая анкета для учащихся
По теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи;          Б. С друзьями;           В. В одиночестве.
2. Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют;        Б. Огорчают; В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным;       Б. Красивым; В. Общительным.
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.

На экране вопросы анкеты. Сейчас я вам сообщу  результаты данного анкетирования.  Из 6 человек на первый вопрос ответы распределились таким образом: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение результатов анкетирования родителей, которое проводилось перед родительским собранием и обрабатывались результаты.

Анкетирование родителей по теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

1. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью; Б. Своим весом и ростом; В. Гигиеной собственного тела; Г. Противоположным полом.
2. Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону; Б. Проводить время с друзьями вне дома; В. Проводить время у зеркала; Г. Обращать внимание на свою одежду.
3. В личностном плане он стал:
А. Более скрытным; Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание; В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес; Г. Менее ответственным в учебной деятельности.

4. «Шапка вопросов» по методике А.П.Ершова.

Сейчас предлагаю, уважаемые родители, ответить на вопросы.

Предполагаемые вопросы. 

1. Как вы считаете, влияет ли улица на поведение наших детей?
2. Следует ли идти на поводу у ребенка, если он стал отказываться носить одежду старших братьев и сестер?
3. Вредна ли свобода для подростка?
4. Я думаю, что ребенка нужно постоянно контролировать, т.к. он может вырваться из-под опеки на улицу.
5. Мы думаем, что компании отрицательно влияют на детей и их необходимо от них изолировать.
6. Я думаю, что в данном возрасте необходимо демонстрировать своему ребенку любовь, проявлять ласку.
7. Я не знаю, что мне делать по поводу маленького роста у моего ребенка, по-моему, он комплексует.
8. Я не знаю, что мне делать, как пережить период первой менструации у моей девочки.
9. Я не знаю, что мне делать моя девочка изменилась, презрительно отзывается о своих сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков.

Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор для вас был полезен, он поможет вам разобраться в некоторых ситуациях.

А теперь полезная информация на экране

Папы и мамы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Я вам приготовила небольшие подарки. Во-первых, режим дня для шестиклассника (Приложение 1), во-вторых, памятку для родителей по теме собрания (показать режим дня и памятку на экране компьютере) (Приложение 2).

Спасибо, за то что пришли. Следующая тема нашего родительского собрания: «Компьютер в жизни школьника». Ваше домашнее задание: (Приложение 3).

Постановили:

  1. Проведение классного часа считать удовлетворительным;
  2. Родителям обращать особое внимание на режим дня;
  3. Считать проведение родительского практикума состоявшимся и дающим результаты

Прилжение №1

Примерный режим дня для 6-классника

1.

Пробуждение

7.00

2.

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, умывание

7.00-7.30

3.

Завтрак

7.30-7.50

4.

Дорога в школу (прогулка)

7.50-8.20

5.

Учебные занятия в школе

8.30-14.15

6.

Дорога из школы домой (прогулка)

14.15-14.45

7.

Обед

14.45-15.15

8.

Послеобеденный отдых

-

9.

Пребывание на воздухе, прогулка

15.15-17.15

10.

Приготовление уроков

17.15-19.30

11.

Пребывание на воздухе

-

12.

Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы, помощь семье)

19.30-21.00

13.

Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, вечерний туалет  

21.00-21.30

14.

Сон

21.30-7.00

Приложение №2

Памятка для родителей по теме собрания.

1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Приложение №3

Опрос родителей

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Боитесь ли вы общения вашего ребенка с компьютером?

3. Изменилось ли поведение вашего ребенка после того, как он начал активно общаться с компьютером?

4. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?

5. Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб?

6. Вызывает ли у вас это тревогу?

7. Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе?

8. Считаете ли вы необходимостью использование компьютера на школьных уроках?

9. Нужен ли мобильный телефон вашему ребенку?



Предварительный просмотр:

Классный руководитель: Рындина Елена Сегеевна

Протокол № 3

родительского собрания от ____________

на собрании присутствовало ____________

ТЕМА: Компьютер в жизни школьника

Повестка собрания:

  1. Лекция на тему «Компьютер в жизни школьника»
  2. Анализ анкетирования учащихся, родителей по проблеме
  3. Опасности увлечения компьютером. Значение компьютера в развитии интеллекта.
  4. Использование компьютера в домашних условиях при подготовке к урокам.

Компьютер – мясорубка для информации. Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается.

В.Г.Кротов

Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга. Мы приникали к ней, как к роднику, наполняя душу живительной влагой. Она и сейчас остается для нас бесценной жемчужиной, которой мы часто любуемся и даем изысканное обрамление, но, увы, порой не обращаемся к ее целительным свойствам. Постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства, не всегда, к сожалению, развивая свои собственные возможности. Однако информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации, она устремляется в космическое пространство. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с все большим объемом информации, которая  год от года только возрастает.

 Войти в XXI век образованным человеком можно только хорошо владея ПК и информационными технологиями; ориентироваться в лавинообразном потоке информации человеку  помогает глобальная сеть Интернет. Большую помощь в овладении информационными технологиями окажут уроки информатики и ИКТ, полезные сайты в сети Интернет для детей  и взрослых. Интернет – это сеть сетей, это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. Что за информация передается по сети? Информация передается любая! Кто-то заказывает билет на самолет и бронирует место в гостинице, кто-то посещает виртуальный музей или выставку, кто-то покупает автомобиль или пиццу, кто-то ищет научную статью в библиотеках по всему миру или виртуальную версию журнала мод “Бурда”, кто-то получает и посылает электронную почту. В Интернете множество полезной информации – прогноз погоды, сводки новостей, электронные версии газет, журналов, литература, музыка, спорт. Но…! В Интернете есть и множество бесполезной, поверхностной информации – навязчивая реклама, вздорные измышления и т.д. Здесь перед детьми встает проблема выбора. Роль школы и родителей помочь правильно сделать этот выбор. Главное, что есть из чего выбрать! 

В Интернете имеется множество сайтов очень полезных и для родителей, и для учащихся: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные сайты для абитуриентов, информационные сайты по основным предметам программы основного общего и среднего полного образования, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Информации в Интернете действительно очень много, информации и для учащихся, и для родителей. Роль родителей в ориентации учащихся в этом огромном информационном потоке очень значима. Ваша задача - контролировать и направлять своих детей в этом огромном, бурном море информации. Информация становится стратегическим преимуществом личности, социума, государства. Она открывает дорогу в новое общество, в новое образование, информация и знания являются фундаментом жизни человека, основой его благополучия, где информационные технологии выступают средством получения знания и инструментом “диалога” между народами.  Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. В период перехода к информационному обществу человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин “информационная культура”. Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

1. В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;  

 2. В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

3. В овладении основами аналитической переработки    информации;

4. В умении работать с различной информацией;

5. В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

6. В конкретных навыках по использованию технических устройств.

В связи с этим, в современном обществе понятие “грамотного человека”, компетентного специалиста расширено по сравнению с аналогичным понятием, используемым в последней четверти XX-века. Грамотный человек сегодня:

  • владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);
  • владеет одним-двумя иностранными языками;
  • обладает компетентностью в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-технологий), имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.

С каждым годом все большее количество людей по роду своей деятельности вынуждены все большее время проводить за экраном компьютерного монитора. Персональный компьютер давно уже превратился из экзотического и крайне дорогого устройства в постоянного спутника человека, как дома, так и на работе. Современные дети также не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях.

Желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и уметь им пользоваться – это не прихоть, а веяние времени.

 Компьютеризация нашей жизни становится привычным делом и приносит с собой много вопросов  и проблем. С середины 90 годов многие ученые, медики, педагоги спорят о том, как влияет компьютер на психику ребенка.

Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: “Компьютерами” - и не менее гордо: “Он за ним круглые сутки сидит!”. Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, “огонь”) совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга. “Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял”- так очень часто говорят родители. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?

 Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин — "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени.  Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам.

 Рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно сразу и не заметить  невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти. Замечу, что природой ребенку даны любовь и гармония, ему по его сути не присущи злоба и агрессия, и если он увлечен подобными играми, это говорит, прежде всего, о том, что он ушел от своей сути. У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, он отдаляется  от общения с взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности. То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая его от других видов деятельности, которые более полезны для развития.

Ну а теперь, поговорим о пользе компьютера в жизни ребенка. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Отмечают основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Спортивные и конвейерные (“Тетрис”) игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что “стал умнее”, испытывает, прежде всего, сам ребенок. Было бы нелепо утверждать: прилип ваш ребенок к компьютеру, целыми днями одни игры — и это замечательно. Конечно, нет. Все хорошо в меру. А как раз с мерой у наших детей плохо. Тут уж должен прийти на помощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры: при ухудшении зрения компьютер будет продан, занимайся, голубчик, гимнастикой для глаз, сутулишься — вот тебе комплекс упражнений, выполняй три раза в день. Другим подходит не кнут, а пряник — поощрения за правильное поведение с компьютером. Но одно бесспорно — родителям нельзя делать из компьютера врага, который "дурно влияет" на ребенка. Как реагирует ваш сын на уговоры перестать дружить с плохим мальчиком Петей? Обиженно замыкается (“Ничего они не понимают, Петька отличный друг”) и отдаляется от родителей. Здесь произойдет то же самое. Бороться с компьютером так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами. А вот сделать из него помощника в воспитании — весьма реально. Конечно, лучший вариант, когда родители что-то смыслят в компьютерах. Тогда они смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное время напоминать о завершении “сеанса”, отправлять на прогулку, проверять меру утомления (по количеству ошибок).  Так компьютер станет оболочкой для нашего заочного общения. Но не каждому это под силу — нет возможности, да и желания осваивать мудреную технику. А вот направлять компьютерное общение ребенка реально и нужно. Мы все покупаем детям книжки, от простых к сложным, от тех, что читаем им вслух, до тех, которые они, по нашим представлениям, должны обязательно осилить. Конечно, ничто не заменит маленькому человечку теплого общения, когда он “тычет в книжку пальчик" на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребенку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, потому что он бесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устает от глупостей и несуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответствии с действиями человека. Я остановилась лишь на  некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерами и компьютерными играми.

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютера и компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.

     Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Итак, компьютер поможет ребенку самоутвердиться во многих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения (на чужом языке!) со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе.

Хочу подчеркнуть, что ничто не может заменить человеческого общения, а компьютер в семейном воспитании может стать помощником, тем средством, которое вас, товарищи родители, может сблизить с детьми. Не теряйте времени!

Не владеете компьютером – пусть дети вас научат, разбираетесь хорошо – помогите своим детям.

Опасности увлечения компьютером:

  1. Проблемы, обусловленные наличием электромагнитного излучения;
  2. Проблемы зрения;
  3. Проблемы, связанные с мышцами и суставами;
  4. Стресс, депрессия и другие нервные расстройства, которые обуславливаются влиянием компьютера на психику человека;
  5. Интернет- зависимость.

Значение компьютера на школьном уроке

  1. Экономия времени
  2. Доступность учащимся самой современной информации по предмету
  3. Возможность обратной связи с каждым учеником.
  4. Наглядность представленного учебного материала.
  5. Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла.
  6. Оперативность получаемой информации.

Анкетирование учащихся

  1. Есть ли у тебя дома компьютер?
  2. Кто на нем работает дома?
  3. Позволяют ли тебе работать на компьютере?
  4. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
  5. Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?
  6. Что ты умеешь делать на компьютере?
  7. Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?
  8. Что тебя привлекает в работе на компьютере?
  9. Что тебе не нравится в общении с компьютером?
  10. Чувствуешь ли ты усталость после работы с компьютером?
  11. Что ты чаще всего делаешь за домашним компьютером?

    А) играю

    Б) слушаю музыку

    В) занимаюсь, работаю

    Г) нахожусь в Интернете

12. Какие игры ты предпочитаешь?

  А) шутеры

  Б) логические

  В)  приключения

  Г)   стратегии

  Д)   симуляторы

   Е)    пазлы, головоломки

Опрос родителей

  1. Боитесь ли вы общения вашего ребенка с компьютером?
  2. Изменилось ли поведение вашего ребенка после того, как он начал активно общаться с компьютером?
  3. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
  4. Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб?
  5. Вызывает ли это у вас тревогу?
  6. Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе?
  7. Считаете ли вы необходимостью использование компьютера на школьных уроках по различным предметам?

Памятка для родителей

  • Для того, чтобы родители могли контролировать использование ребёнком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться;
  • Ребёнок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
  • Через каждые 20 – 30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;
  • Ребёнок не должен работать на компьютере более 1,5 – 2 часов;
  • Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
  • Если ребёнок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем общается;
  • Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителя.


Ода компьютеру 

  • Я люблю тебя компьютер, потому что ты умён.
  • Я люблю тебя компьютер, а за что не знаю сам.
  • Компьютер ты плохой, ты мне надоел
  • Не хочу с тобой играть, потому что надоел.
  • Я люблю тебя компьютер
  • Мой любименький дружок
  • Ты печатай мне побольше
  • Ласковых и нежных слов.
  • Я люблю тебя за то, что ты устанавливаешь мои любимые игры.
  • Я играю с тобой очень много времени!
  • Лучше тебя у меня друга нет,
  • Лучший друг ты мой на свете,
  • И дарю тебе в подарок новогоднюю игру.
  • Я люблю тебя за то, что ты выполняешь все мои желания,
  • учишь меня всему чему можешь.
  • Я люблю тебя компьютер
  • Ты мой умненький помощник.
  • Я не люблю тебя за то,
  • Что ты виснешь по вечерам.
  • Я люблю тебя компьютер,
  • Мой квадратный ты дружбан.
  • Вечно смотришь на меня ты
  • И влияешь на глаза

Я люблю тебя мой друг, И не забуду я никогда Твои добрые глаза.

Постановили:

  1. Проведение классного часа считать удовлетворительным;
  2. Родителям обращать особое внимание на «общение» ребёнка с компьютером;
  3. Считать проведение родительского практикума состоявшимся и дающим результаты



Предварительный просмотр:

Классный руководитель: Рындина Елена Сергеевна

Протокол № 4

родительского собрания от ___________

на собрании присутствовало ___________

ТЕМА: Положительные эмоции и их значение в жизни человека

Повестка собрания:

1. Лекция на тему «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

2. Анализ анкетирования учащихся, родителей по проблеме

3. Практикум для родителей по развитию эмоций у учащихся

4. Подведение итогов собрания

Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся.

Форма проведения: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения: значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности; роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребёнка.

Жить – значит чувствовать и мыслить,

страдать и блаженствовать.

Всякая другая жизнь – смерть.

В.Г.Белинский

        «Счастье – это когда тебя понимают» - знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?

        Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища, сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, завидуют другим, которые менее обеспечены и хуже одеты?

        Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими, и, прежде всего родными, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

        Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт. Какая она?

(Заполнение анкеты родителями)

        Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчёт в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания, ведь именно родители являются его первыми воспитателями.

        Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

        По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами.

        Ребёнок  чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

        На психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребёнка, но и на его умственное развитие:

  1. Смерть отца или матери.
  2. Развод родителей.
  3. Частое отсутствие отца или матери из-за командировок.
  4. Долгое отсутствие матери и в связи этим жизнь с другими людьми.
  5. Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления.
  6. Употребление спиртных напитков в семье.
  7. Курение родителей.
  8. Плохие знакомства родителей.

На психическое развитие ребёнка оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика, а так же образование родителей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Стимулируете ли Вы проявление положительных эмоций у своего ребёнка? Как Вы это делаете? ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проявляет ли Ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему, на Ваш взгляд, они возникают? ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Прочти внимательно предложение и продолжи его:

Я злюсь, когда мои родители_______________________________________

Я радуюсь, когда мои родители_____________________________________

Я счастлив, когда_________________________________________________

Я переживаю, когда_______________________________________________

Я возмущаюсь, когда _____________________________________________

Я протестую, когда_______________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию положительных эмоций у ребёнка.

Папы и мамы! Бабушки и дедушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Даже требования, которые Вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  4. Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
  5. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте ребёнка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребёнком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у Вас этого времени нет.
  10. Заводите в своей семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают Вашу жизнь и жизнь Вашего ребёнка теплее и радостнее.

РИТУАЛЫ, которые нравятся детям.

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребёнка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

II часть. Общие вопросы.

  1. Сделать выписку из журнала по каждому ребёнку (четвертные отметки), отметить улучшения или ухудшения, обсудить необходимые меры профилактики. Обсудить причины снижения успеваемости и то, как можно помочь ребёнку.
  2. Заполнение дневников учащимися и подписи родителей. Выставление отметок учителями-предметниками. Опоздания на уроки (утром, из столовой, из туалета). Снижение успеваемости у часто болеющих детей – необходимо понимать причины частых заболеваний.
  3. Режим дня школьника. Обязательный контроль за соблюдением режима дня со стороны родителей. Сон не менее 10 часов, обязательная прогулка, полноценное питание.
  4. Соблюдение гигиенических требований к одежде. Обязательные водные процедуры, смена белья, удобная и практичная обувь – залог здоровья в будущем.
  5. Комплексы поддерживающих процедур для укрепления здоровья.
  6. Развитие интереса к чтению. Норма техники чтения 150-180 слов в минуту. Ежедневное чтение в течение получаса.
  7. Планирование летнего отдыха детей.
  8. Своевременная сдача денег за питание, охрану, мытьё пола. Необходимо срочно собрать деньги в фонд школы и фонд класса.
  9. Продумать окончание учебного года, возможен выезд на экскурсию
  10. Деятельность образовательного учреждения в 2013-2014 учебном году.

Постановили:

  1. Проведение классного часа считать удовлетворительным;
  2. Родителям обращать особое внимание на общение между детьми и общение детей со взрослыми;
  3. Считать проведение родительского практикума состоявшимся и дающим результаты