Инновационные методы в преподавании английского языка

Пчёлина Любовь Геннадьевна

Инновации в преподавании английского языка

Что такое инновация?  «Инновация» означает новшество, новизну изменения, инновация, как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. В педагогическом процессе инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.

К критериям педагогических инноваций можно отнести совокупность педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Следует отметить, что к включению педагогов в инновационную деятельность необходимо подходить с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Критерий оптимальности означает затрату сил и средств педагога и обучаемых для достижения результатов. Введение в педпроцесс пединновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временых затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Критерий результативности означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте как критерии оценки пединноваций – на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов-воспитателей, но только после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Один из таких примеров сегодня представлен, как форма внеаудиторной работы по английскому языку- инсценировка сказки «Щелкунчик» в современной интерпретации, проведение фестивалей по английскому языку, участие в городских конференциях. Забегая вперед, хочу сказать, что преподаватели английского языка готовим городской фестиваль английского языка, разработали положение, составляем программу.

Вашему внимание хочу представить созданную по инновационному методу и соответствующую  критериям этого метода инсценировку сказки «Щелкунчик» в современной интерпретации. Идея постановки сказки возникла одновременно у меня, преподавателя, и студентов, тем более, они раньше обращались с просьбой поставить с ними сказку или постановку. Опыт подобного был, звучали со сцены фестиваля по английскому языку нарезки из произведения Шекспира «Ромео и Джульетта», в котором ребята профессионально выступили. Сказка «Щелкунчик» продемонстрировала великолепные творческие способности студентов. Ребятам было предложино подумать над выбором сценария, их было 2 и через 3 дня они мне отправили на эл почту данное произведение, которое им понравилось и приняли решение инсценировать. В произведение внесла свою корректировку. Желающих было очень много – участвовало в мероприятии 33 студента, а это не мало; студенты1-4 курсов. Репетиции шли почти каждый день. Подготовка длилась 1 месяц с небольшим. Сложность была в том, что трудно собрать всех,т.к. разное расписание и практическое обучение. Студенты с огромным желанием, радостью  шли на репетиции, в постановке использованы элементы актерского мастерства: речь, жесты, мимика. Студенты сами создали костюмы и внешнюю атрибутику, убранство сцены помогла воссоздать и  курировала всю подготовку преподаватель английского языка Пчёлина Л.Г. Данный вид работы сплотил, сделал их дисциплинированными. 15 декабря 2017 года  состоялась премьера сказки, подарок колледжу к новому году на английском языке, полный трепетного отношения к служению мельпомены, основанный на любви к прекрасному, в каждом выступлении была любовь к общему делу, добросовестный подход, отличная подготовка в английском. Хочу отметить, что студенты, которые до этого разговаривали на парах – перестали болтать, стали лучше готовиться- улучшилась дисциплина, качество знаний возросло. Впервые за много лет после окончания мероприятия из зала не хотели расходиться. А это значит, что труд был не напрасен.

 

Преподаватели английского языка с самого начала работы в медколледже занимаются иннвациями, одна из них та, что они изучили самостоятельно область медицинского английского, ни в одном пед вузе этому не учат.

Что касается учебного процесса:

Для того, чтобы не свести занятия по английскому языку  к переводу текстов на общие и профессиональные темы, и выполнению грамматических упражнений, а так же, чтобы повысить мотивацию, считаем целесообразным проводить творческие мероприятия в рамках внеаудиторной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, способность работать в команде, организаторские способности.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся на современном этапе развития профессионального образования является важным средством повышения профессионально-познавательной и творческой активности студентов, именно в ней проявляется мотивация обучающегося, его целенаправленность, самостоятельность.

Самостоятельная работа протекает тем успешнее, чем более  добровольный характер она имеет. Поэтому следует создавать условия для зарождения у студентов потребности в ней. Студент должен почувствовать потребность раскрыться как личность, а не просто продемонстрировать знания, сообщить какие-то сведения.

Понятно, что нельзя человека заставить общаться на иностранном языке формальным способом, важно создать условия, чтобы он заговорил, почувствовал успех, т.е. из пассивного исполнителя (обучающегося) превратился в активного и творческого участника процесса.

Так возникла идея использования приемов театрализации и драматизации во внеурочной деятельности.

Следует отметить, что участниками и непосредственными организаторами мероприятий являются сами обучающиеся, что безусловно служит примером и мотивирует зрителей. Они сами «творят» мероприятие, работая с полной реализацией своих сил и возможностей.

Для этого есть необходимое условие: главная функция преподавателя – управление, систематическая помощь со стороны преподавателя, преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, организатора групповой работы, создателя творческой атмосферы. Преподаватель способствует формированию мотивации самостоятельной работы, а также обеспечивает ее рациональный и результативный характер.

В качестве примера можно привести внеаудиторные мероприятия: «Фестивали английского языка», конференции на медицинские темы «Врачи и ученые англоязычных стран», «Достижения в области медицины в Великобритании и России», спектакль по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик» (поставлен в преддверии нового года, 15 декабря 2017).

В ходе этих мероприятий решаются следующие задачи:

  • Расширение кругозора обучающихся, развитие лингвострановедческой компетенции;
  • Повышение познавательного интереса обучающихся;
  • Воспитание уважения к культуре другой страны;
  • Развитие эстетических представлений и актерских способностей обучающихся, навыков памяти, наблюдательности, воображения, навыков декламации;
  • Формирование умения работать в команде;
  • Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

 

Как показывает опыт работы, активные формы обучения помогают в создании благоприятных условий для осуществления межкультурной коммуникации, у студентов повышается интерес к предмету, они чувствуют возможность использования иностранного языка в реальных ситуациях общения.

 

 2018 год