Учительская

Программы, конспекты уроков, презентации для уроков и многое другое...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Изобразительное искусство»

         Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной программы начального общего образования, соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа.

Книга 2.Начальная школа. Дошкольное образование. Под редакцией Д.И.Фельдштейна).

Составитель: Лебедева Людмила Сергеевна, учитель начальных классов.  

Рабочая программа включает разделы:

1)пояснительную записку

2)общую характеристику учебного предмета

3)описание места учебного предмета в учебном плане

4)описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5)личностные предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

6)содержание учебного предмета

7)тематическое планирование

8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Пояснительная записка.

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.        

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

Методическое обеспечение

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д)овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного

искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием

уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

6. Содержание учебного предмета

3-й класс (32 ч)

Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).

Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).

Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13). Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).

Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).

Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.

Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).

Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).

Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).

Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).

Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение

заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).

Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32–33 в рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.

Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

7. Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству

3 класс

(1час в неделю)

№ урока

Тема урока

Ко-во часов

Сроки проведения

Требования к уровню подготовки

План

Факт

1 четверть(9 часов)

1

Вспомни! Жанры живописи. Композиция «Осень»

1

02.09

Умеет  выполнять наброски по своим замыслам.

Знает основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт

2

Замысел

Пишем пейзаж

1

09.09

3

Цветик-семицветик

(с.2-3)

1

16.09

Умеет  реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла

4

Замысел

«Весёлые попугайчики» (с.4-5)

1

23.09

Умеет  реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла

5

Воплощение замысла в искусстве

Открытка «День учителя» (с.6-7)

1

30.09

Имеет  представление 

о единстве формы и содержания

6

Роль фантазии

в создании

искусства.

Рисование на свободную тему.

1

07.10

Умеет высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства

7

Воплощение замысла

в искусстве.

Уроки волшебного карандаша.

(штриховка) (8-9)

1

14.10

Умеет реализовывать творческий замысел в создании художественного образа

8

Воплощение замысла

в искусстве

Уроки волшебного карандаша.(светотень)(10-11)

1

21.10

Знает  способ получения объемных форм на основе развертки

9

Воплощение замысла

в искусстве. Уроки волшебного карандаша Натюрморт.(12-13)

1

28.10

Умеет под контролем учителя выстраивать процесс выполнения задания (от замысла до его практической реализации)

2 четверть(7 часов)

10

Проект «П.Бажов «Серебряное копытце» с.14-15

1

11.11

Умеет производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы

11

Проект «П.Бажов «Серебряное копытце» с.16-17

1

18.11

Умеет производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы

12

Проект «П.Бажов «Серебряное копытце» с.18-19

1

25.11

Умеет планировать и контролировать выполняемую практическую работу

13

Проект «П.Бажов «Серебряное копытце»

1

02.12

Умеет реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла

14

Пейзаж «Зимушка-Зима» с.20-21

1

09.12

Знает  холодные и теплые цвета

15

Отражение жизни в образах

1

16.12

Имеет представление о понятиях образ и прообраз

16

Учимся передавать мысли и чувства. Творческая работа «Как я проведу зимние каникулы»

1

23.12

Знает  теплые и холодные цвета

3 четверть(10 часов)

17

Отражение жизни в образах. Наши друзья. Рисование животного. С. 22-23

1

30.12

Умеет  высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобр. искусства

18

Мысль и чувства. Единство человека и природы. Пейзаж.

1

13.01

Знает теплые и холодные цвета

19

Такие разные лица. Пропорции. Портрет. с. 24-25

1

20.01

Знает основные художественные промыслы России. Портрет.

20

Образ  в искусстве. Возраст и мимика. С.26-27

1

27.01

Знает понятия художественный образ, форма и содержание

21

Время в искусстве. Семейный портрет. с.28-29

1

03.02

Знает понятия художественный образ, форма и содержание.

22

Изготовление открытки ко Дню защитника Отечества. «Военный парад» с. 38-39

1

10.02

Знает понятия художественный образ, форма , содержание Умеет осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности

23

Личность автора в творчестве. Изображение картины по своему восприятию.

1

17.02

Умеет осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности

24

Изготовление открытки к Международному женскому дню.

 с.40-41

1

24.02

Умеет осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности

25

Изделия русских мастеров. Золотая хохлома. с.30-31

1

03.03

Умеет анализировать под контролем учителя образец, планировать, контролировать свою работу

26

Изделия  русских мастеров. Хохломские сувениры. С.32-33

1

10.03

Умеет анализировать образец

изделия, планировать и контролировать выполняемую работу

4 четверть(8 часов)

27

Кельтские узоры. Орнамент «Плетёнка» с. 34-35

1

17.03

Умеет реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения

28

Гармония образа. Чудеса акварели. Отпечаток. с.36-37

1

07.04

Умеет  выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов

29

Цвет в природе и творчестве.

1

14.04

Знает  теплые и холодные цвета

30

День Победы. Рисование праздничной открытки.

1

21.04

Знает  виды изучаемых материалов

31

Панно «Фантастическое дерево» с.42-43.

1

28.04

Умеет  осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности

32

Образ эпохи

в искусстве. Древнерусский витязь.

С.44-45

1

05.05

Умеет осуществлять организацию и планирование собственной деятельности

33

Образ эпохи

в искусстве. Девица-красавица. С.44-45

1

12.05

Знает  основные виды и жанры изобразительного искусства

34

Шрифты. Кириллица.

1

19.05

Умеет  соблюдать последовательность технологических операций

итого

34 часа

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник по изобразительному искусству «Разноцветный мир»  3 класс, О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, М., Баласс,2012.

Рабочая тетрадь к учебнику по изобразительному искусству «Разноцветный мир»2 класс, Е.Д.Ковалевская,

М., Баласс,2013.

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • мультимедийный экран
  • ЭОР



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района Нижегородской области «Скоробогатовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                    Утверждено                                Зам.директора по УВР                                       Директор школы                                                                                  ______________                                                ________________                          

/Т.И.Белянина/                                                    /О.В.Кострова/

 «____»__________2013 год

Рабочая программа

по изобразительному искусству

2 класс

Составитель:Лебедева Л.С.

д.Сухоноска

2013-2014 уч.год

Рабочая программа «Изобразительное искусство»

         Рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной программы начального общего образования, соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа.

Книга 2.Начальная школа. Дошкольное образование. Под редакцией Д.И.Фельдштейна).

Составитель: Лебедева Людмила Сергеевна, учитель начальных классов.  

Рабочая программа включает разделы:

1)пояснительную записку

2)общую характеристику учебного предмета

3)описание места учебного предмета в учебном плане

4)описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5)личностные предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

6)содержание учебного предмета

7)тематическое планирование

8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Пояснительная записка

        В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

        

        2. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.        

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

Методическое обеспечение

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 34 часа.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литерат рой,  историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

2-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

• понимать и  уметь   объяснять, что  такое круглая скульптура, рельеф,  силуэт, музей, картинная  галерея, эскиз, набросок, фактура,  штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь  объяснять, что такое растительный орнамент;

• уметь   описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• учиться чувствовать образный характер различных произведений  искусства, замечать и понимать, для  чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•  учиться  воспринимать эмоциональное звучание тёплых  или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• аппликации;

• гравюры;

• построения растительного орнамента с  использованием раз- личных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками;

• работы гуашевыми красками.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (городецкая роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Третьяковская галерея).

6. Иметь представление об искусстве  Древнего  Египта.

Порядок  выполнения коллективной работы

1.  Перед  началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления ком- позиции. Принимается решение, какую часть  работы будет  выполнять каждый ученик.

2.  Ребёнок  самостоятельно рисует и  вырезает одну   из  деталей общей  композиции.

3.  Учитель заранее подготавливает фон,  чтобы  не тратить на  это время урока.

4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена,  все её фрагменты приклеиваются к листу.

5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замы- сел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).

6. Содержание учебного предмета

2-й класс (32 ч)

Занятие 1 (1 ч), стр. 4–7  учебника.

Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф),  живописи, графике.

Выполнение заданий в учебнике.

Занятие 2 (1 ч), стр. 8–9  учебника, стр. 2–3  рабочей  тетради.

Работа цветными карандашами.  Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового  материала в рабочей тетради и в учебнике.

Занятия 3–4 (2 ч), стр. 10–11 учебника, стр. 4–5  рабочей  тетради.

Продолжение изучения техники аппликации на  примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте.

Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради.

Коллективная работа «Цветочный луг».

Занятия 5–6 (2 ч), стр. 12–13 и 46–47 учебника, стр. 6–9  рабочей тетради.

Музей и  картинной галерея.  Изучение истории Третьяковской галереи.

Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Значение рамы при  экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для  фотографии.

Коллективная композиция «Портрет класса».

Занятия 7–9  (3  ч),  стр.   14–17  учебника,  стр.   10–13  рабочей тетради.

Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В.  Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр.  10–11 рабочей тетради).

Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике.

Выполнение  иллюстрации   и   к  любой    басне    И.А.  Крылова (стр.  12–13 рабочей тетради).

Занятия 10–11  (2  ч),  стр.  18–19 учебника, стр.  14–15  рабочей тетради.

Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура).  Выполнение  в процессе изучения нового  материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.

Оформление работ  и организация в классе коллективной выставки «Мир  басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет  и чёрно-белая графика).

Занятие 12 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 18–19 рабочей тетради.

Занятие  для  любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.

Занятия 13–14  (2  ч),  стр.  22–23 учебника, стр.  16–17  рабочей тетради.

Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба  с помощью штриховки.

Выполнение в  процессе изучения  нового   материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Расширение понятий об  источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).

Занятия 15–16  (2   ч),  стр.   24–25,  48–49  и   60–61  учебника, стр. 24–27 рабочей  тетради.

Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее  терминов и понятий (стр.  48–49 учебника).

Рисование  предметов простым карандашом  с  натуры.  Работа  с рамкой-видоискателем (стр.   60  учебника).  Выполнение заданий  в учебнике (стр.  24–25) и в рабочей тетради (стр.  18–19).

Занятия 17–18 (2 ч), стр. 26–27 и 61 учебника, стр. 20–21 рабочей тетради.

Значение натурных зарисовок. Выполнение задания  на  закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного.

Выполнение композиции «Мой  пушистый друг» (стр.  20–21 рабочей тетради).

Оформление работ  и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг» Занятия 19–21 (3 ч),  стр.  28–31 учебника и стр.  32–35 рабочей тетради.

Продолжение изучения  орнамента.  Понятие  о  растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий  на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  28–29) и в рабочей тетради (стр.  32–33).

Изучение простейших видов  композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  30–31) и в рабочей тетради (стр.  34–35).

Коллективное  панно  «Лоскутное одеяло» (стр.  34–35  рабочей тетради).

Занятия 22–23  (2  ч), стр.  32–33 учебника, стр.  26–29  рабочей тетради.

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр.  26–27) и в учебнике.

Выполнение задания «Расписная тарелка».

Занятия 24–26 (2–3 ч), стр. 34–37 и 52–53 учебника, стр. 36–37 и 42–43 рабочей  тетради.

Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В.  Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под  подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке  искусства с  использованием изученных  ранее   терминов и понятий (стр.  52–53 учебника).

Дальнейшее  изучение  основных свойств и  овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр.  36–37) и в учебнике (стр.  34–36).

Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42–43 рабочей тетради). Занятие 27 (1 ч), стр. 38–39 и 50–  51 учебника.

Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике.  Желательно  проводить урок  с соответствующим музыкальным сопровождением.

Можно  поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого  букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня  или дома  с родителями)  написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите.

Занятие 28 (1 ч), стр. 38–39 и 54–55 учебника.

Продолжение  изучения  бытовой  живописи  на   примере  работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине

Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах  на языке искусства с использованием изученных ранее  терминов и понятий.

По желанию детей можно в течение урока  предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в  классе или в  семье.  Это  задание также может  быть выполнено в группах продлённого дня  или дома.

Занятия 29–30  (2  ч),  стр.  42–43 и  56–57 учебника, стр.  46–47 рабочей  тетради.

Получение представления         об  искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр.  46–47 рабочей тетради).

Коллективная работа «Египетские письмена».

Занятия 31–32  (2  ч).  По  желанию детей  можно факультативно (в группах продлённого дня  или  дома с родителями) выполнить задания   (открытки или   панно) к  праздникам, данные на  стр.   22–25,

30–31, 38–39 рабочей тетради.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник по изобразительному искусству «Разноцветный мир»  2 класс, О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, М., Баласс,2012.

Рабочая тетрадь к учебнику по изобразительному искусству «Разноцветный мир»2 класс, Е.Д.Ковалевская,

М., Баласс,2012.

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • мультимедийный экран
  • ЭОР


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отрезок Ломаная А В з в е н ь я

Слайд 2

Сравнить короче длиннее



Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/01/14/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-na-temu  

Окружающий мир (3-й класс)

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема урока:Экосистема поля

Цели:

  • Ознакомить учащихся с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой экосистемы.
  • Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
  • Приводить примеры организмов разных профессий.
  • Называть, из чего состоит экосистема.

Оборудование: иллюстрации экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле; фотографии полей: пшеничного, ржаного, свекольного, картофельного или других; гербарий культурных растений и сорняков, иллюстрации потребителей урожая, муляжи съедобных частей растений, плакат «Экосистема поля» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

13

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли,

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Встаньте ровно, ноги вместе,

Руки опустите вниз.

Повернитесь, улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

Будем изучать, трудиться,

Ведь заданья не легки,

Нам друзья нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

А чтобы наш урок прошёл интересным, мы должны дополнить девиз урока УУД.

Урок мы будем… (изучать).

Информацию из урока … (извлекать).

Точку зрения …(высказывать).

На вопросы ...(отвечать).

И, конечно, бес сомнения,

Речь при этом (развивать).

Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) – будем узнавать новое.

Какие будем делать шаги, когда открываем новые знания? (Что я не знаю?Буду стараться узнавать новое.)

На уроке мы сегодня будем работать группами. Вспомним правила групповой работы.

Действительно, у нас сегодня новая тема урока, но прежде давайте вспомним.

– Что такое экосистема?(ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

Из каких частей состоит экосистема?  (Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.)

-Воздух, вода, почва, горные породы – это все понятно, а вот кто такие производители, потребители, разрушители, и какова их роль в экосистеме?

(Производители – это живые организмы (растения), создающие органические вещества из неорганических минеральных веществ. Они снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом. Потребители – это хивые организмы (животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества. Они возвращают растениям углекислый газ. Разрушители – живые организмы (бактерии, грибы), создающие органические вещества из неорганических минеральных веществ. Они превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)

С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?        (Экосистема леса)

– Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?        (Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом.)

- Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме?

( Обеспечивает порядок в экосистеме.)

- Что будет со временем происходить с экосистемой, если круговорот веществ в ней не замкнуть?

( Экосистема начинает изменяться и сменяется другой экосистемой.)

-Приведите примеры.

( Озеро сменяется болотом, на смену болоту приходит луг, а на смену лугу - лес.)

– Мы с вами уже столько экосистем изучили, что, наверно, всё знаем о них? Тогда попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня:

1)Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено.

Так о какой экосистеме сегодня пойдёт речь?(О поле.Наверное, об экосистеме поля.)

- Может быть, давайте рассмотрим диалог Миши и Лены, который нам поможет решить проблему урока.

-Кто поможет полевым растениям?

-А что и кто им может помешать?

– Рассмотрите рисунки экосистем: озеро, болото, луг, лес, поле. Что заметили? Какой у вас возникает вопрос?

Сравнивают изображения экосистем.

Чем она отличается от других экосистем? Почему человеку приходится заботиться о полях?

– Рассмотрите фотографии разных полей. Какие у вас будут предположения? (На полях больше всего растёт один вид растений, тот, который был посажен человеком.Встречаются растения, которые не высаживал человек.)

–Какие знания нам сегодня понадобятся?(жизненный опыт)

–Как нам проверить наши предположения?

–Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный) 3

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали? (РЕГУЛЯТИВНЫЕ –прогнозирование предстоящей работы составление плана)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 23

Работа в учебнике.

– Прочитайте предложенные вам тексты. Выделите отличительные особенности поля (что выращивают).с.70-71 Как человек ухаживает за полем и растением, которое на нём растёт? Запишите свои ответы на листочки. (Подобраны тексты о пшеничном, ржаном, свекольном, картофельном полях с указанием, как человек возделывает эти культуры, как обрабатывает поле.) (Приложение 1)

Сообщения – Саша Б.(свекла), Никита (зерно), Вероника (картофель), Сергей К. (кукуруза), Аня –(подсолнечник), Артем (сорняки) Данил (василек). (Приложение 2)

Работают с текстами. Представляют свои ответы (ответы поместить на доску).

– Давайте сравним наши исследования и найдём общее. Сделайте вывод: чем отличается поле от природных экосистем? (На поле выращивается одна культура, человек сначала поле вспахивает, затем засевает, вносит удобрения, поливает, пропалывает (удаляет сорняки), собирает урожай.

За полем требуется уход человека.)

Работа в рабочей тетради.

–Выполните задание из рабочей тетради 2, с. 33. Найдите ещё отличия поля от других экосистем. (В экосистеме «поле» роль потребителя и разрушителя берёт на себя человек. Круговорот веществ будет замкнутым, только если человек ухаживает за полем.)

Работа в учебнике.

– Человек научился собирать большие урожаи с полей. Но большой урожай привлекает и непрошенных потребителей.

Как поступить? Прочитайте текст на с. 72–73 и выскажите своё отношение к каждому способу борьбы с непрошенными потребителями.

– Как ответим на вопрос урока? (Поле отличается от других природных экосистем тем, что зависит от человека.Если человек не будет ухаживать за полем, оно превратиться в природную экосистему.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2

1. Работа в учебнике.Работа в рабочей тетради.

– Вопросы на с. 73.

2. Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради на выбор.

Максим –(колорад.), Сергей Е.-(вредные насекомые), Дарина (мотылек), Кристина (божья коровка), Кира-(жужелица).(Приложение 3)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 17, выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Итог урока.

4 Русское поле. (под муз.сопровождение)(в презентации)

        

Раскинулось поле широким простором.

Его не объять мне своим ясным взором.

Сплетается с небом незримою гранью,

Меня поражает и ширью, и далью...

И в небе над нивой колосьев искристых

 Блестящее солнце сияет лучисто.

Как волнами, ветер по нивам гуляет,

Желанной прохладой холмы одевает.

О чем- то украдкой с травой говорит

 И смело во ржи золотистой шумит.

В овражке звенит голосистый родник,

Он мысли мои, как любовь бередит.

Люблю я широкое русское поле.

Мне нравится думать и жить на просторе...

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

– Какая экосистема поля?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

ТОУУ