Дистанционное обучение

Хромова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по Искусству. 8 класс.

ЧАСТЬ А

А1. В искусстве различаются разные виды стиля. Выберите  правильный ответ и запишите: исторический,  народный, индивидуальный, композиторский, национальный, профессиональный.

А 2.Создай  верные пары: каким языком «разговаривает» каждый вид искусства?

Язык искусства: цвет, звук, линия, объём, пятно, пластика, слово, движение и жест, интонация.

Виды искусства: живопись, графика, музыка, танец, литература.

А 3. Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру:  искусство, художественный образ, стиль

А 4. Изображение определенного человека или группы людей: пейзаж, натюрморт, портрет

А 5. Жанр, характерной особенностью которого являются изображение предметов обихода, пищи, цветов и др.: натюрморт, пейзаж, портрет

ЧАСТЬ В

Дополни высказывание.

В 1.………………-храм муз, учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства.

В 2. Портрет  - это изображение определенного человека или группы людей. Виды портретов:……………………………………..

В 3. Сонет – это лирическое  стихотворение из  …….. строк с определённой рифмой. Сонеты (кого?) ………… - классические образцы английского сонета.

В 4. Знаки или символы?

…….. – это предмет, действие раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею.

В 5. ……. – сказание, это устные предания о богах, духах, героях, который повествовал о происхождении  Вселенной и человека, о зарождении жизни и смерти.

В 6. Гармония – это……, ……., ………, соподчинённость частей целого.

ЧАСТЬ С

С1. Напиши правильно закон золотого сечения:  Золотое сечение получается при делении отрезка на три асти, каждая из которой больше предыдущей.

С 2. В музыке и в литературе есть пиковая точка развития событий, которая находится в точке золотого сечения. Как называется это точка.

 С 3. Средства выразительности музыки. Дайте им определения: мелодия, аккомпанемент, динамика, темп, ритм, тембр.

…………………………………………………………………………………………….

Итоговый тест по Искусству. 8 класс.

ЧАСТЬ А

А1. В искусстве различаются разные виды стиля. Выберите  правильный ответ и запишите: исторический,  народный, индивидуальный, композиторский, национальный, профессиональный.

А 2.Создай  верные пары: каким языком «разговаривает» каждый вид искусства?

Язык искусства: цвет, звук, линия, объём, пятно, пластика, слово, движение и жест, интонация.

Виды искусства: живопись, графика, музыка, танец, литература.

А 3. Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру:  искусство, художественный образ, стиль

А 4. Изображение определенного человека или группы людей: пейзаж, натюрморт, портрет

А 5. Жанр, характерной особенностью которого являются изображение предметов обихода, пищи, цветов и др.: натюрморт, пейзаж, портрет

ЧАСТЬ В

Дополни высказывание.

В 1.………………-храм муз, учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства.

В 2. Портрет  - это изображение определенного человека или группы людей. Виды портретов:……………………………………..

В 3. Сонет – это лирическое  стихотворение из  …….. строк с определённой рифмой. Сонеты (кого?) ………… - классические образцы английского сонета.

В 4. Знаки или символы?

…….. – это предмет, действие раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею.

В 5. ……. – сказание, это устные предания о богах, духах, героях, который повествовал о происхождении  Вселенной и человека, о зарождении жизни и смерти.

В 6. Гармония – это……, ……., ………, соподчинённость частей целого

ЧАСТЬ С

С1. Напиши правильно закон золотого сечения:  Золотое сечение получается при делении отрезка на три асти, каждая из которой больше предыдущей.

С 2. В музыке и в литературе есть пиковая точка развития событий, которая находится в точке золотого сечения. Как называется это точка.

 С 3. Средства выразительности музыки. Дайте им определения: мелодия, аккомпанемент, динамика, темп, ритм, тембр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

У красоты свои законы. Внезапно душу обожгла! И я шепчу: «Сошла с иконы» О той, что с поезда сошла. Она цены себе не знает: Идёт – как будто бы светя, В её глазах любовь сияет, И на руках её – дитя! Качнувшись, тронулись вагоны. И вслед шепчу я из окна: «О, нет! Не ты сошла с иконы – С тебя написана она!» Владимир Сапронов У красоты свои законы

Слайд 3

«Собрать» формулу красоты в виде кластера

Слайд 4

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптуры или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты .

Слайд 5

Джотто. Оплакивание Христа Гармония (греч. harmonia) — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого

Слайд 6

Гармония изначально свойственна миру и всем его составляющим. Её лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и учёный, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Слайд 7

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная... Птолемей

Слайд 8

«Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Гармония - это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды. Мелодия; аккомпанемент; лад (мажор, минор); динамика, темп, тембр, интонация, ритм, регистр, форма (одночастная,2-х частная, 3-х частная, вариация-А1-А2-А3-А4, рондо-АВАСАДА, куплетная); фактура (полифоническая, гомофонно-гармоническая); жанр (песня, танец, марш, опера, балет, симфония, колыбельная, романс…)

Слайд 9

«Меру во всём соблюдай» – советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм – базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Слайд 10

Присутствие гармонии ощутимо в любом произведении. В самых высших, самых гармоничных своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором, несомненно, присутствует отблеск неземной, божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов - у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. Видеозапись выступления «Виртуозы Москвы» .Брамс Венгерский танец №5

Слайд 11

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что всё прекрасно благодаря числу. Они создали учёние о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.

Слайд 12

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Слайд 13

Симме́три́я (-греч. «соразмерность», — «меряю»), в широком смысле — соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях (например: положения, энергии, информации, другого). Сложные узоры на крыльях бабочки являются одним из примеров двусторонней симметрии

Слайд 14

Композиция — мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передаёт пафос художественного произведения. Композиция (от лат. composito — сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей. Мирон. Дискобол

Слайд 15

Фронтальная — плоская ( Витраж, фреска, картина ); объёмная — (Скульптура, архитектура); глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).

Слайд 16

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения , применявшаяся со времен Античности.

Слайд 17

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.

Слайд 18

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).

Слайд 19

Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность — признак красоты. В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения.

Слайд 21

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.

Слайд 22

Биоритмы — условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма — определённая закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

Слайд 23

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передаёт движение. Веласкес. Сдача Бреды

Слайд 24

Ф.Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей.

Слайд 25

На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил.

Слайд 26

Ф. Ходлер. «Выступление Йенских студентов в 1813 г.»

Слайд 27

К. П. Брюллов."Последний день Помпеи"

Слайд 28

К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей.

Слайд 29

Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.

Слайд 30

Музыкальный ритм имеет свои особенности. В музыке ритм в широком смысле слова определяет композицию — форму музыкального произведения. Отраженные в музыке эмоции способны к стремительным и даже мгновенным переходам. Например, при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, подобно тому как писатель или кинорежиссёр свободно переносит читателя, зрителя на несколько лет вперёд или назад, от истории одного персонажа к приключениям другого .

Слайд 31

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

Слайд 32

Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки.

Слайд 33

Жозе́ф Мори́с Раве́ль 1875 — 1937— французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Слайд 34

Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Подготовьте сообщение на тему : «Пропорции золотого сечения в искусстве и жизни»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема раздела: Искусство как универсальный способ общения Тема урока: Мир в зеркале искусства 8 класс 2 четверть

Слайд 2

Задания к уроку Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять? Письменный ответ на вопрос (на выбор) в конце урока: Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными? Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

Слайд 3

Универсальный язык искусства 1.Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому 2. искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей . Богоматерь Владимирская. Икона

Слайд 4

Богоматерь Владимирская. Икона Послушайте музыкальное произведение. 1.Какая главная мысль произведения?

Слайд 5

Посмотрите фрагмент видеофильма про историю иконы Богоматерь Владимирская. 2. Какой факт вас больше всего поразил из рассказа?

Слайд 6

Взгляд. Куда? Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через своё сознание и свои чувства. Р. Магритт. Человеческий удел

Слайд 7

Сопереживание… Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи. Главное — при встрече с художественным творением сопереживать . Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному. В. Г. Перов «Тройка»

Слайд 8

Творческое задание: 3. Послушайте стихотворение, посмотрите видеоряд к нему. Дайте название стихотворению. 4. Напишите отзыв о стихотворении, который бы стал афишей для прочтения другим людям этого произведения.

Слайд 9

Диалог… Общение с произведением искусства даёт возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу . Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит открыть секреты внутреннего мира гениального художника, писателя, композитора. М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге

Слайд 10

Романс на стихи А.С.Пушкина «Утро туманное» в исполнении А.Малинина

Слайд 11

Гигант из прошлого Колизей. Рим

Слайд 13

Колизей «…Он стоял, словно древний Бог, озаренный лучами восходящего солнца, его поза выражала готовность к любому исходу битвы: юноша без колебаний мог пронзить врага насквозь или сам пасть от смертельной раны. Напряженное молчание длилось несколько секунд, а потом арена взорвалась улюлюканьем и криками. Зрители жаждали крови — 50000 зевак собрались этим утром, чтобы увидеть гладиаторские бои — жестокие бескомпромиссные сражения. Колизей сегодня снова станет алтарем для варварских жертвоприношений… И так будет всегда…»

Слайд 14

В работе были использованы материалы сайтов: www. lifeglobe.net www. bogoslovy.ru/music.htm www. portasound.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пейзаж - (от франц. paysage – вид, изображение какой-либо местности) – это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII веке. К.Васильев. Осень

Слайд 3

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАНИЦЫ

Слайд 4

Рассмотрите репродукции пейзажей. Придумайте свои названия к этим полотнам. Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы. И.Левитан. Свежий ветер

Слайд 5

Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы. И.Шишкин. Дубовая роща

Слайд 6

Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XX в. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Слайд 7

Все в тающей дымке Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.

Слайд 8

И.Левитан. Вечерний звон

Слайд 9

Совпадают ли образы природы: один, описанный в стихотворении, и другой, изображенный на картине? Все в тающей дымке Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков И.Левитан. Вечерний звон

Слайд 10

Неведомому другу Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей! И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! М. Пришвин

Слайд 11

Художественно-творческие задания Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Слайд 12

Запишите в тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.

Слайд 13

ПЕЙЗАЖ – ПОЭТИЧНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Слайд 14

Алекс е й Гавр и лович Венеци а нов (1780—1847) На пашне. Весна, 1820

Слайд 15

Спящий пастушок , 1823—24 На жатве. 1820

Слайд 16

Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852) Путешествие в Грецию.

Слайд 17

Камиль Коро. Порыв ветра

Слайд 18

Воспоминание о Мортефонтене. 1864

Слайд 19

Клод Моне. Впечатление , восход солнца. 1873 ::

Слайд 20

Клод Моне. Руанский собор

Слайд 21

ЗРИМАЯ МУЗЫКА

Слайд 22

И. Левитан. Весна. Большая вода Вот какими словами описал свои впечатления от картины знаток русской живописи М. Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели».

Слайд 23

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Слайд 24

Василий Поленов. Золотая осень. 1893

Слайд 25

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895

Слайд 26

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889 год

Слайд 27

И. Левитан. Осенний день в Сокольниках. 1879

Слайд 28

К.Васильев. Осень

Слайд 29

Яна Кучеева. Осенняя охота

Слайд 30

Головин Константин. Осенняя охота .

Слайд 31

Домашнее задание Подберите репродукцию картины-пейзажа, найдите к ней музыкальные и литературные примеры, оформите в виде презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

Слайд 2

Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали известное стихотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэтический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение — не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениальный перевод стихотворения немецкого поэта XIX в. И.-В. Гёте?

Слайд 3

П. Заболоцкий. Портрет М. Ю. Лермонтова Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Слайд 4

Портрет Иоганна Вольфганга Гёте . 1828 Благодаря труду переводчиков, стихи, повести, романы русских писателей и поэтов — А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева — читают за рубежом. А мы можем грустить и смеяться, сочувство- вать и негодовать, удивляться и восторгаться, любить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.

Слайд 5

Ответьте на вопросы: Какую мысль хотел донести до читателя поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? Какое эмоциональное состояние передает поэт читателям? Как состояние природы в этом стихотворении влияет на чувства и мысли человека?

Слайд 6

Сонет – лирическое стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой. Сонеты Шекспира –классические образцы английского сонета, со-стоящего из трех четверостиший, не связанных сквозными рифмами, и одного двустишия.

Слайд 7

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564—1616) — Сонету № 90 в интерпретации двух разных переводчиков.

Слайд 8

Уж если ты разлюбишь — так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром — утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее, Что нет невзгод, а есть одна беда — Твоей любви лишиться навсегда. Перевод С. Маршака

Слайд 9

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас, Сейчас, когда грозит мне злобой небо. Согни меня, с судьбой объединяясь, Но лишь бы твой удар последним не был. Ах, если сердцем я осилю зло, Ему немедля ты явись на смену. Чтобы за бурной ночью не пришло С дождями утро, — доверши измену. И уходи! Но только не тогда, Когда все беды наигрались мною. Уйди сейчас, чтоб первая беда Была страшней всех посланных судьбою. И после жесточайшей из утрат Другие станут легче во сто крат. Перевод А. Финкеля

Слайд 10

Ответьте на вопросы: 1. Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов. 2. Найдите в них общее и различное. 3. Какой из переводов понравился вам больше? Почему? 4. Какое исполнение из 3-х вам понравилось? Почему?

Слайд 11

Творцы разных эпох, создавая свои про- изведения (музыкальные, живописные, ар- хитектурные и др.) передают определённые сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художествен- ных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к действительности, которая их окружала, и которую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Слайд 12

В. Тропинин. Гитарист

Слайд 13

Например, рассматривая известную кар- тину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полотне. Он видит музыканта-любителя, играющего на гитаре — инструменте, популярном для русского городского быта XIX в. Для гитариста не важно, какое впечатле- ние он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до-машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или инструментальная пьеса того времени.

Слайд 14

Во все времена для гитары сочиняли множество ориги -нальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи, и в поэзии.

Слайд 15

Пабло Пикассо "Гитара" 1913 гитара плачет, как вода по каналам — плачет, как ветра над снегами — плачет, не моли ее о молчанье! Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели, так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий. Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала. О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов! Г. Лорка Перевод М. Цветаевой

Слайд 16

Анри Матисс «Женщина в жёлтом и голубом с гитарой» 1939 год О, говори хоть ты со мной, Подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, А ночь такая лунная! Вон там звезда одна горит Так ярко и мучительно, Лучами солнце шевелит Дразня ее язвительно. Чего от сердца нужно ей? Ведь знает без того она, Что к ней тоскою долгих дней Вся жизнь моя прикована. А. Григорьев

Слайд 17

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство как универсальный способ общения Мир в зеркале искусства

Слайд 2

Богоматерь Казанская Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Слайд 3

Р. Магритт «Человеческий удел» Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.

Слайд 4

Р. Магритт «Это не трубка» Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Слайд 5

П. Утсон Оперный театр в Сиднее Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи. Главное — при встрече с художественным творением сопереживать . Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Слайд 6

М. Аникушин памятник А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу.

Слайд 7

Колизей. Рим Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Слайд 8

Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять? Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства? Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными? Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный портрет

Слайд 2

Средства выразительности музыки Мелодия – душа музыки Аккомпанемент – сопровождение Ритм – чередование коротких и длинных звуков Динамика – громкость, сила звучания Регистр – высота звука Темп – скорость Тембр – окраска голоса инструмента Лад- мажор, минор Жанр – вид музыки Форма – вариации, рондо, одночастная, 3-х частная Фактура – склад полифонический,гомофонно-гармонический

Слайд 3

М.П.Мусоргский Сюита «Картинки с выставки» по иллюстрациям Виктора Гартмана. «Баба Яга» или «Избушка на курьих ножках»

Слайд 4

Н.А.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане …» «Полёт шмеля»

Слайд 5

С.С.Прокофьев Балет « Ромео и Джульетта» » «Джульетта-девочка»

Слайд 7

А.П.Бородин Опера «Князь Игорь». Ария Князя Игоря.

Слайд 9

Франц Шуберт « Ave Maria »

Слайд 11

Сопровождение – это? Как называется высота звука? Мажор и минор – это лад, регистр или тембр? Напишите формулу формы «рондо », вариации, трёхчастную. Как называется законченное музыкальное предложение? Каким бывает темп? Что такое тембр? Высота звука бывает: низкой, высокой, неудобной, средней, повышенной? (выпиши правильные ответы) Какие ты знаешь жанры музыки?

Слайд 12

Музыкальная викторина (после звучания отрывка, выбери и запиши имя композитора и название произведения) 1. Ф.Шуберт « Ave Maria » 2. А.П.Бородин. Ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь» 3. Н.А.Римский-Корсаков . «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане …» 4. С.С.Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» 5. М.П.Мусоргский. «Баба Яга» из сюиты «Картинки с выставки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

И.И.Шишкин. Утро в сосновом бору

Слайд 5

Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

Слайд 6

Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Слайд 7

Функции искусства: 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

Слайд 8

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Слайд 9

М. де Вооз АПОЛЛОН И МУЗЫ

Слайд 10

Имя Чему покровительствует Каллиопа ---- эпическая поэзия Эвтерпа ---- лирическая поэзия Мельпомена ---- трагедия Талия ---- комедия Эрато ---- любовная поэзия Полигимния ---- пантомима и гимны Терпсихора ---- танцы Клио ---- история Урания ---- астрономия

Слайд 12

В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой - на искусстве? Приведите конкретные примеры.

Слайд 13

О. Роден. Поэт и муза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение

Слайд 2

Повторение Что важнее для деятельности человека наука или искусство? Каждый вид искусства говорит своим языком. Назовите язык каждого: музыка, живопись, танец, скульптура, графика, литература. 3. Что это - обощённое представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру? Художественный образ, художественный стиль, художественное представление. 4. № 1 № 2 Где чья картина? Пабло Пикассо , Веласкес Диего

Слайд 3

5. Какие бывают стили? Исторический, литературный, национальный, индивидуальный. Выбери нужное. 6. Музыка какого композитора прозвучала? 8- № 57. Название жанра? 7. Кто исполняет это произведение? Послушайте Фантазию ре минор. В каком случае звучит оригинал В.А. Моцарта, а в каком джазовая обработка? 8 - № 61, 60 9. 8 - № 12 – какой жанр? Кто композитор?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме «Наука и искусство»

Слайд 2

Повторение Подчеркни функции искусства: социальная, эстетическая, воспитательная, практически-деятельностная, культурная. Продолжите фразу: «Искусство изучает отношение человека ….» Фольклор, проза, поэзия. К какому виду искусства относится? На сколько блоков делятся все виды искусства. Перечислите их. Выпиши только изобразительные виды искусства: театр, графика, скульптура, архитектура, дизайн, живопись. Временные виды: музыка, театр, кино, танец, литература. Выберите правильные ответы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портреты наших великих соотечественников

Слайд 2

Илья Ефимович Репин 1844-1930

Слайд 3

Александр Порфирьевич Бородин 1834-1887

Слайд 4

Памятник на могиле А. П. Бородина в Алек­сандро-Невской лавре несет на себе знаки обеих ипостасей выдающейся творческой личности этого композитора и ученого: на памятнике помещены нотные фрагменты его музыкальных произведений, а на ограде - венок, сплетенный из формул открытых им химических соединений...

Слайд 5

Модест Петрович Мусоргский 1839-1891

Слайд 6

Оперы «Хованщина», «Борис Годунов», цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Член русского музыкального общества «Могучая кучка»

Слайд 7

На лицевой стороне в овальной филенке горельефный портрет М. П. Мусоргского, окруженный лавровой и дубовой ветвями; под ним вырублены нотные знаки (монолог Пимена из оперы«Борис Годунов»), ниже горельефное изображение раскрытой клавиатуры фортепьяно. На боковых сторонах рельефные четырехконечные кресты. Надписи на лицевой, тыльной и боковых сторонах выпуклыми литерами, невысоким рельефом, стилизующие древне-славянскую вязь.

Слайд 8

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908

Слайд 9

Русский композитор-сказочник, музыкант, член «Могучей Кучки», сочинил 15 опер: Золотой петушок, Садко, Снегурочка, Кощей бессмертный. Романсы на стихи русских поэтов.

Слайд 10

1829-1894 Антон Григорьевич Рубинштейн П. И. Чайковский говорил, что обожал в Рубинштейне «не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

Слайд 11

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ



Предварительный просмотр:

8 класс. 1 четверть.

  1. Что такое искусство?
  2.  В искусстве различаются разные виды стиля. Выберите  правильный ответ и запишите: исторический,  народный, индивидуальный, композиторский, национальный, профессиональный.
  3. Создай  верные пары: каким языком «разговаривает» каждый вид искусства?

Язык искусства: цвет, звук, линия, объём, пятно, пластика, слово, движение и жест, интонация.

Виды искусства: живопись, графика, музыка, танец, литература.

  1. Создай таблицу по видам искусства:

Пластические или пространственные

Временные

Пространственно-временные

  1.  Прочитайте параграф «Зримая музыка». Выберите понравившуюся картину из учебника со страниц 22-27 и напишите рассказ по картине. Образец сочинения  в параграфе «Зримая музыка».

…………………………………………………………………………

8 класс. 1 четверть.

  1. Что такое искусство?
  2.  В искусстве различаются разные виды стиля. Выберите правильный ответ и запишите: исторический,  народный, индивидуальный, композиторский, национальный, профессиональный.
  3. Создай  верные пары: каким языком «разговаривает» каждый вид искусства?

Язык искусства: цвет, звук, линия, объём, пятно, пластика, слово, движение и жест, интонация.

Виды искусства: живопись, графика, музыка, танец, литература.

  1. Создай таблицу по видам искусства:

Пластические или пространственные

Временные

Пространственно-временные

 Прочитайте параграф «Зримая музыка». Выберите понравившуюся картину из учебника со страниц 22-27 и напишите рассказ по картине. Образец сочинения  в параграфе «Зримая музыка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Художественный образ, стиль, язык».

Слайд 2

Художественный образ – это обобщённое представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения

Слайд 4

Огюст Роден (1840-1917), Скульптурная группа «Граждане Кале»

Слайд 7

«Менины» В последние годы жизни Пабло Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса.

Слайд 8

СТИЛЬ — от греч. stylos палочка для письма. Означает почерк, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. Исторический стиль – это стиль, относящийся к определённой эпохе Национальный Индивидуальный Как вы понимаете: « стиль – это эпоха» ; « стиль - это человек»

Слайд 9

Каждый вид искусства говорит своим языком Живопись - цветом Графика – линией и пятном Танец – пластикой жестов и движений Скульптура - объёмом Музыка – звуком и интонацией Литература - словом

Слайд 10

Язык любого вида искусства помогает услышать в произведении живой голос художника Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция форма (фактура) ритм тон интенсивность

Слайд 11

Шишкин И.И. Рожь.

Слайд 12

Леонардо да Винчи Набросок к картине

Слайд 13

Этьен-Морис Фальконе Памятник Петру I

Слайд 14

Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?

Слайд 16

Тютчев Ф. И. «Весенние воды» Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят — А.С.Пушкин На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

Слайд 17

Д.ВЕЛАСКЕС. МЕНИНЫ . 1656 П.ПИКАССО. МЕНИНЫ. 1957

Слайд 18

1. Какие существуют стили музыки, архитектуры, литературы? Перечислите. 2. Выбрать один из стилей, дать характеристику, привести примеры произведений искусств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: