Копилка психолога


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  

Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка дошкольника»

Педагог - психолог Декина Е.Н.

Кто такой -  педагог психолог?  Чем он занимается? И самый  волнующий вопрос -  зачем?  Ваши переживания  понятны, так как психолог  ассоциируется с психиатром, который  работает с душевнобольными. На самом деле  педагог - психолог имеет педагогическое образование и работает  со здоровыми детьми

Целью психологического сопровождения  в  учебно  педагогическом  процессе  является    обеспечение нормального развития ребёнка. Отсюда вытекают  следующие  задачи.

- Профилактика  развития проблем у ребёнка

- Помощь ребёнку в решении актуальных задач  развития, обучения и социализации;

Развитие психолого - педагогической  компетентности  детей, родителей, педагогов.

Психологическое  сопровождение  детей  дошкольного  возраста происходит  в процессе различных видов  деятельности:   игровой, учебной, в режимных  моментах,  в процессе психологического  обследования  ребёнка и коррекционных  занятий с ним

Психологическое сопровождение  ребёнка включает  в себя:

Психологическую   диагностику – это изучение внимания,   памяти, мышления, воображения, наличие  страхов, тревожности.

Социально  - коммутативные  игры.   Благодаря таким играм  у детей  воспитывается  и развивается  чувство сплочённости, умение  работать в коллективе, подчинение  правилам.   Например.  Вам с детства известна  такая игра: «День и ночь»  где  дети бегают,  и останавливаться  по сигналу. Так вот эта  игра  развивает внимание детей, ориентировку в пространстве, умение соблюдать  и подчинятся правилам,  развивает  волевые  качества.

 Осуществляется  поддержка детей  которые  нуждаются в повышенном внимании  к ним относятся : конфликтные, стеснительные, агрессивные, замкнутые  и тревожные дети.  Самое  главное это выявление  таких детей  и выяснение причин  подобного  проявления.  Исходя из причин, помогать детям адаптироваться в обществе. Быть уверенными в своих силах.

Большое  внимание в работе   психолога   уделяется  подготовке  обучения  ребёнка в  школе. Эта работа  ведётся со старшими и подготовительными детьми.

Участие  ребёнка  в развивающих  занятиях,  на любом коррекционно- развивающем занятие  обязательно присутствуют   упражнения, игры,  мини – этюды, подготавливающие  ребёнка к школе.

Все занятия  проводятся в игровой  форме.   В работе используются  психомоторные, сенсорные, речедвигательные  игры,  упражнения на коррекцию  эмоционального  состояния,  психогимнастические  этюды,  изотерапия, элементы  сказкотерапии,  песочной  терапии и другие  методы  психологической помощи, способствующей  гармоничному  развитию  вашего ребёнка.

 Консультирование  родителей   (ведаться  по желанию)

То есть  вся  деятельность психолога направлена   на  физическое  и психическое  развитие детей  на оказание  помощи Вам в общении с ребёнком, на раскрытие новых граней  характера  малыша.

Уважаемы родители!!! Каждый из Нас является психологом!

Думаю, что у всех есть свой любимый цвет, который может значить что-то позитивное или негативное для каждого из нас. Итак, давайте попробуем выяснить, что же на самом деле может рассказать ваш любимый цвет о вас.

Выберите наиболее приятный для Вас цвет……

Узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…

И так, любитель.

Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный,

Вы отличный друг. У вас мирная душа.

Любители Зеленого цвета: это любители природы.

Вам нравиться все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик, спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.

Любители Розового цвета: добрые и заботливые

Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой.

Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, вам нужно время. У вас добрая душа.

Красный: уверенный и несдержанный

Энергия в вас бьет ключом.

Ваша красота говорит за вас. Другие люди считают вас отличным другом, приятелем. У вас увлеченная душа.

Коричневый: приземленный.

Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы.

У вас практичная душа.

Желтый: вся жизнь в борьбе.

Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни.

Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.

Черный: серьезный и таинственный.

Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, ваша сущность тесно связана с вашей проницательной душой.

Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, вам нужно их осознать и принять. У вас душа искателя.

Оранжевый: теплый и энергичный.

Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования.

Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В вас живет дух соперничества.

Белый: высокодуховный.

Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В вас живет дух познания.

Уважаемые родители!

Не смотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Занятие с психологом в старшей группе:

«Царство эмоций».

 

занятие с психологом в старшей группе

Задачи:

-Формировать умение определять свое эмоциональное состояние и состояние других людей по внешним признакам;

-Формировать умение выражать эмоциональное состояние мимикой;

-Развивать эмпатию, способствовать установлению межличностного доверия;

-Снижать психоэмоциональное напряжение.

Оборудование: светильник «Фонтан света», «Волшебный мешочек», пиктограммы эмоций, пузырьковая колонна с рыбками, панно «Звездное небо», пуфик-кресло с гранулами по количеству детей, мольберт, магниты, мягкий мячик, сенсорная тропа для ног, напольный ковер «Млечный путь», зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, музыкальный центр, релаксационная музыка.

Количество детей: 5человек

Ход образовательной деятельности

Дети входят в комнату (звучит спокойная музыка)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

Давайте поприветствуем друг друга, положив руку на плечо соседа.

1.  Игра «Коленки - липучки».

- Сейчас мы с вами поиграем в «Коленки – липучки». Ваши коленки будут здороваться с коленками соседа справа.

2. Ритуал вхождения.

- Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций» и войти в нее нам поможет «волшебный цветок». Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

- Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность.  Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

- Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций», здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садиться в круг на пуфы.

- Ребята расскажите, какое у вас сейчас настроение? (ответы детей)

- Ребята скажите, пожалуйста, какая бывает погода? (солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная)

- Как вы думаете, можно ли сравнить погоду с настроением?

Предполагаемые ответы детей могут быть стимулированы взрослым. «У меня внутри радостно, как будто солнышко светит, потому, что я рада нашей с вами сегодняшней встречи»; «Мне грустно, словно дождик льет, потому, что моя кошка заболела, и я переживаю» и т.д.

- Погода внутри вас – это и есть ваше настроение. Ваше настроение можно определить цветовой гаммой. Перед вами волшебная колонна. В ней плавают разноцветные рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется. Посмотрите на эти цвета.

- Ребята, скажите каким цветом можно выразить радостное настроение, грустное настроение, а когда мы удивляемся и испытываем страх (ответы детей)

3. «Мешочек настроений».

- Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции, и настроение бывают у жителей (работа с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх. Последовательно  дети вытягивают по одной  пиктограмме из мешочка и  задаются следующие вопросы)

Какое настроение здесь изображено?

По каким признакам его узнали?

Что вам помогло различить настроения? (перечисляются различные мимические признаки)

Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения.

4. Этюд «Маски».

- Ребята,  у вас получилось определить,  какое настроение было изображено. А теперь давайте примерим эти настроения. Дети, стоя перед зеркалом с помощью мимики и жестов изображают грусть, удивление,

злость, радость, страх.

Когда нам грустно - мы делаем так. Когда мы удивлены - делаем вот так. Когда мы напуганы - мы такие. Когда мы злимся - мы уже другие. Когда мы радуемся - мы делам так.

Какая эмоция вам больше всего нравится?

5. Психогимнастика «Солнышко и тучка».

-   Жители «Царства эмоций» любят  играть в игры и у них есть любимая игра «Солнышко и тучка», в которую мы сейчас с вами поиграем (звучит аудиозапись).

Представим, что мы сидим на зеленой лужайке - сесть на пол.

Светит солнышко, греет наше личико - поднять голову вверх, глазки закрыть.

Солнце зашло за тучку, стало прохладно - сжаться в комок, чтобы согреться.

Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце.

Травка на лужайке высокая - встать на коленки.

Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная - Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки: та, которая идет первой - ладонью вверх, вторая - ладонью вниз.

А теперь нарисуем солнышко - Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

6. Упражнение «Три настроения» (используется настенное пано «Звездное небо»)

-  Ребята, жители царства рассказали, что у них бывает разное настроение,  оно зависит от мыслей, когда  мысли чистые светлые они чувствует себя спокойно, хорошо, уверенно. В это время их настроение похоже на небо, и мысли у них ясные и чистые (загораются огни на звездном небе).

Кода в голову приходят отличные идеи, жители царства радуется, удивляются настроение - бывает прекрасным, радостным и мысли становятся яркими, блестящими (огни на звездном небе  переливаются).

Но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются, им плохо – мысли становятся  мутными, серыми (звездное небо гаснет).

- Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?

- Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей)

- Посмотрите ребята, у меня есть ладошки, на которых изображены картинки со способами, которые помогут нам победить грусть.

Дети выбирают ладошки и крепят их на панно «Звездное небо» (огни загораются)

7.Рефлексия.

На этом наши игры подходят к концу, что вам больше всего понравилось или запомнилось (дети стоят в кругу, передают мяч  друг другу).

Мы сегодня поиграли и чуть-чуть добрее стали. Скажем спасибо друг другу, спасибо теплому, доброму кругу.

Всем спасибо, до следующей встречи!



Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ПЕРЕВОДИТЬ АГРЕССИЮ В ПОЗИТИВ

Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Отмечается, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и ярлыки, такие как: «грубиян», «нахал», «драчун», достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в ДОУ, но и дома.

Агрессия как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований.

«Портрет агрессивного ребенка»

                                                                               Г.Б. Монина

- не понимает чувств и переживаний других людей;

- ощущает себя отверженным;

- часто ругается со взрослыми;

- создает конфликтные ситуации;

- сваливает вину на других;

- часто спорит со взрослыми;

- теряет контроль над собой;

- импульсивен (только в момент агрессии);

- часто дерется;

- не может адекватно оценить свое поведение;

- имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);

- часто специально раздражает взрослых;

- толкает, ломает, крушит все кругом;

- завистлив, мстителен;

- раздражителен;

- винит других в своих ошибках;

- стремится разозлить родителей, близких, воспитателей;

- думает, что он не хуже других;

- имеет низкий уровень эмпатии;

- часто сердится и отказывается что-либо делать.

Только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.

Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ

1. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Стили воспитания в семье. (Агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, ребенок знает, что родители бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры – только на повышенный тон или физическое воздействие).

3. Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров и компьютеров.

4. Нестабильная социально-экономическая обстановка.

5. Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.).

6. социально-культурный статус семьи и т.п.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, приносит физический и моральный ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт.

Рассмотрим виды агрессии.

ВИДЫ АГРЕССИИ    

Э. Фромм – 2 вида агрессии:

1. Доброкачественная – появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает, как только опасность снижается.

2. Злокачественная – представляет собой жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки – 5 видов агрессии:

1. Физическая – действия против кого-либо.

2. Раздражение – вспыльчивость, грубость.

3. Вербальная – угрозы, крики, ругательства.

4. Косвенная – сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе.

5. Негативизм – манера поведения.

КРИВАЯ ГНЕВА.

ФАЗЫ ПРОТЕКАНИЯ АГРЕССИВНОЙ ВСПЫШКИ.

1 фаза – фаза запуска. Этим провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно: несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и др. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше: разозлится ребенок или сможет быстро переключиться на что-либо другое. Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием.

2 фаза – фаза обострения (подъем). Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащается дыхание, пульс. Но все же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на первых 2-ух стадиях можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди 5 минут», «Сделай несколько глубоких вдохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он будет сам прибегать к этим способам управления гневом.

3 фаза – фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т.п. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать – это следить за его безопасностью.

4 фаза – фаза плато, или спад гнева. Она протекает у всех детей по-разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.

5фаза – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.

* Данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях. На этом этапе очень важны сюжетно-ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотров фильмов и передач и прочее.

Предложить «Рецепты избавления от гнева» и памятку для родителей «Профилактика агрессивного поведения детей».

Шесть рецептов избавления от гнева

Содержание рецепта

Пути выполнения

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

- Слушайте своего ребенка.

- Проводите вместе с ним как можно больше времени.

- Делитесь с ним своим опытом.

- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.

- Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них отдельно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком.

- Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

- Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях, например: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

- Примите теплую ванну, душ.

- Выпейте чаю.

- Позвоните друзьям.

- Просто расслабьтесь, лежа на диване.

- Послушайте любимую музыку.

5. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

- Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

- Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

- Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

- Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и др.), отрепетируйте все заранее.

Памятка для родителей

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

2. Нормализовать семейные отношения.

3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок, видя все, подражает.

4. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

5. Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы его видеть.

6. Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

7. Дать ему понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

8. Научить его общению со сверстниками.

9. При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар.

10. Помнить, что и слово может ранить ребенка.

11. Понимать ребенка!

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «Стаканчики для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Налить в ванну воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Устроить «бой» с боксерской грушей.

8. Пробежать по площадке детского сада или стадиону.

9. Поиграть в настольный футбол (хоккей).

10. «Попинать» подушку.

11. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

12. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.

13. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

14. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.

15. Использовать физические силовые упражнения.

16. Сильно потопать ногами.



Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе « Почемучки»

«Дорогою добра»

Выполнила воспитатель Декина Е.Н.

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

«В этом мире есть только одна вещь,

 перед которой стоит пасть на колени – доброта»

В. Гюго.

Вид проекта:
Проект носит комплексный характер. Проект включает в себя -исследовательскую, творческую, творческую, познавательную, практическую деятельности.

Цель:
Формировать у детей доброжелательное поведение, осознанное отношение к нормам социального поведения.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, добрых поступках.
  • Развивать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества людей.
  • Воспитывать такие качества личности, как доброта, отзывчивость, щедрость.
  • Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, формировать начальные предпосылки поисковой деятельности.

Предполагаемый результат:

  • Дети имеют представление о том, что такое добро, доброта, добрые поступки.
  • Дети разучили стихи, пословицы, считалки, мирилки. Стали охотнее их применять в совместной деятельности. Расширился словарный запас.
  • Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
  • У родителей повысился интерес к жизни группы, детского сада.
  • бережно относятся к живой и неживой природе;
  • могут составить рассказ о добром поступке

Материально - техническое обеспечение:

  • «Письмо о помощи от сказочных героев».
  • Сюжетные картинки - «Правила для добрых детей».
  • Копилка добрых дел - «Дерево доброты».
  • Опросник для гостей и сотрудников детского сада: «Что такое добро?»
  • Художественная  литература для детей:

В. Осеева: «Что легче?»,  «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово»,  Л. Кон – «Друг»,  Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев – «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы».

  • Пословицы и поговорки о доброте.
  • Магнитофон, аудиозапись песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А.,  композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

Основная часть:

Теперь мы знаем, что доброта это не просто слово. Доброта очень важна в жизни, и только совершая

добрые поступки  мир будет добрым и светлым.

Познание:

Беседа

«Как мы можем позаботится о старших», «Что значит быть добрым? »,

«Дарите людям доброту», «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

Дид.игра:  «Добрые слова дедушке и бабушке».

Просмотр мультфильмов

«Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал»,

«Сказка про доброго носорога».

Беседа о добрых поступках и делах.

Создание альбома «Наши добрые дела».

Коммуникация:

Ситуативная игра «Помощь бельчонку».

Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия»,«Душевный разговор».

«Солнце», «Школа вежливости». Ситуативный разговор «Мы защитники малышей»

.Д. И. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Цветок доброты».

Беседа: «Как развивать доброту» - проявлять чуткость к окружающим людям,- проявлять добрые чувства к животным,- не завидуй, не груби, не вредничай.

Речевое упражнение

« Вежливые слова», «Я радуюсь, когда», «Поляна

добра», «Подари слово другу». обучение формулам вежливости, благодарность, просьбы, правилам

этикета.

Рассказ ребёнка о добром поступке, который совершил ребёнок или члены семьи.

Пословицы:

«В ком добра нет, в том и правды мало», «Добрые дела красят человека», «Сделаешь добро –добро найдёшь», «Добрый человек несёт мир», «Кто со злом встречался, тот добро не понимает», «Жизнь дана на добрые дела», «На добрый привет -добрый ответ», «Доброе слово и кошке приятно», «Торопись на доброе дело -худое само приспеет».

Чтение художественной литературы

М. Пляцковский «Урок дружбы» «Настоящий друг»,

Э Шим «Брат и младшая сестра»,«Умей обождать»,

Я. Аким «Жадина»,

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Е. Серов «Добрый великан», «Если я великан»,

Н. Осеева «Плохо», «Добрые слова»,

Т. Пономарёва «Хитрое яблоко». Н. Дурова «Заботливая подруга»,

Юсупов «Простите», А Кузнецова «Подружка»,

, Е. Благинина «Подарок»

В.Катаева «Цветик –семицветик»,

Э. Мошковская «Кто самый добрый», А. Барто «Вовка -

добрая душа».

Социализация.

Драматизация сказок,  «Два жадных медвежонка».

Кукольный театр «Заюшкина избушка»

Сюжетно –ролевая игра «Семья», «Поликлиника», Автосалон»,

Художественное творчество:

Аппликация

«Дерево ласковых имён».

Лепка

«Сердечко для мамочки».

Физическая культура.. «Весёлые Смешарики», «Ловишки», «Весёлые старты».

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Создание развивающей среды.

Копилка добрых дел: помогать родителям по дому, сделать книги про добрые дела, помогать малышам, говорить добрые слова окружающим, помогать старым и больным людям, помогать друзьям. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Продукт проектной деятельности:

рассказ о добром поступке, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, поделки ко Дню

Матери, выставка рисунков «Наши добрые дела»

Участие в «Празднике Доброты и Вежливости»

Взаимодействие с родителями.

Памятка  «Поделись добротой»

Анкетирование “Взаимоотношения в семье»

Выставка «Герб семьи»

Круглый стол «Воспитание добром»

Консультация

«Как воспитать в ребёнке отзывчивость»,

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о добром поступке, помогают оформить рисунками.

Выставка «Аллея добрых дел».

Кормушки для зимующих птиц, сделанные совместно с родителями.

Заключение. Рефликсия

1. Из словаря мы узнали, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2. Из наблюдений мы выяснили, что добрые поступки встречаются повсюду.

3. Мы узнали, что чтобы стать добрым нужно проявлять заботу к природе и человеку, читать и смотреть только добрые рассказы и мультфильмы.

4. Из литературы мы узнали, что добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла!



Предварительный просмотр:

Обеспечение  психолого   педагогической поддержки  семьи  в   вопросах  развития  и образования.  

Какими   бы   прекрасными  ни  были  наши  дошкольные  учреждения,  самыми   главными   мастерами,   формирующие  разум, мысли   малышей,       являются   мать  и  отец  

В.А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы:     Взаимодействие  д/сада с семьёй  всегда  было актуальным, так как  для достижения наилучших результатов     воспитательно  -  образовательного  процесса  необходимо  единство требований, предъявляемых  к ребёнку – дошкольнику как со стороны  самых   близких малышу  людей – их родителей так и педагогов.

Цель тренинга:  

 Повышение   психологической   компетентности   родителей.

  • Отработка     полученных     знаний в    практической деятельности.
  • Организация  условий, способствующих     осознанию родителями          собственного   стиля    взаимодействия    с ребенком,    барьеров    к         пониманию детей;
  • Содействие    формированию     потребности совершенствования      детско -    родительских взаимоотношений

Задачи:   Наша    задача (педагогов)  показать вам на собственном примере, какие  именно    позиции родителей  в общении  являются  наиболее  эффективными,  а какие - наоборот,   заставить   задуматься    об  изменении   своего отношения к детям.

Форма проведения: семинар-практикум.

 Оборудование:

  • бланки  теста «На выявление меры заботы родителя о ребенке?»
  • мультимедийное оборудование,
  • магнитофон,
  • диски с записями инструментальной музыки для релаксации,
  • памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания»

Организация пространства:   до начала   собрания,   пока родители собираются,    тихо играет     спокойная  музыка  и идет    показ презентации слайдов,     позволяющих   родителям      отвлечься   от рабочих    проблем   и   настроиться    на тему    собрания;   родители рассаживаются    в   произвольном порядке.

Ориентировочное время проведения:  30 мин

Ход мероприятия.


Сегодня на нашей встрече   мы рассмотрим    различные  типы семейного воспитания и то,  к формированию  какой личности ребенка   они в последующем   приводят.    А  начать мне хотелось бы нашу встречу  с одной притчи….

Притча (звучит спокойная инструментальная музыка)

“Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын. 
– Папа, можно у  тебя  кое-что спросить? 
– Конечно, что   случилось?
 
– Пап, а сколько ты  получаешь?
 
– Это не твоё  дело! – возмутился отец. –  И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи,   сколько ты получаешь  в  час?
– Ну, вообще-то,  500.   А что?
– Пап  –  сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап, ты  можешь занять  мне  300?
– Ты спрашивал только для того,  чтобы я тебе дал денег на  какую-нибудь   дурацкую  игрушку?   –   закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату  и  ложись   спать! Нельзя    же быть   таким   эгоистом!      Я работаю целый день,    страшно устаю,    а ты   себя    так глупо ведешь!

Малыш    тихо   ушёл  к себе   в комнату    и закрыл за собой дверь.    А его  отец     продолжал   стоять    в дверях и злиться  на   просьбы сына:      “Да как он   смеет   спрашивать меня о   зарплате,     чтобы потом попросить денег?”        Но спустя какое-то время он    успокоился и начал      рассуждать     здраво:     "Может, ему действительно    что-то   очень   важное   нужно    купить. Да чёрт с    ними,   с тремя     сотнями, он ведь    ещё вообще ни разу    у меня не   просил     денег".
Когда он     вошёл в детскую,     его сын     уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто   лежу,    – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком    грубо   тебе    ответил, –   сказал отец. – У меня был тяжелый день,    и я просто сорвался. Прости меня.    Вот,    держи деньги,     которые ты просил.
Мальчик сел в    кровати    и  улыбнулся. 
– Ой, папка, спасибо! –  радостно воскликнул он.  Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот…    Его отец,    увидев,   что    у ребенка уже есть деньги,   опять разозлился.    А малыш     сложил все деньги вместе, и     тщательно пересчитал купюры,     и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег,  если они у тебя уже есть? – проворчал     тот..
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок.  

 –  Папа, здесь ровно пятьсот.   Можно я куплю     один час твоего времени?    Пожалуйста,     приди завтра с работы пораньше,    я хочу чтобы ты    поужинал      вместе с нами…”


Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время.  Их нельзя “заработать”, “купить” – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило.   Нужно решать  

Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС…

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми:   - то мы есть запрещаем, то слушать, видеть, трогать, прыгать.    Мне очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру «Запрет». 

      

1. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Психолог:  -Посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д.

-Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой),

- запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки),

 - запрещаю смотреть на вещи,  которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза),

-слушать то, что говорят взрослые  (завязывает уши),

- не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот).

Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Психолог:  Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга.

-А как мы меняемся узнаем в ходе следующего упражнения.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.

3. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: -Приглашаю  объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение  словами:   «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец,  хорошо идёшь,   иди вперёд мой  малыш!».

Вывод:     выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя,  - как вы себя чувствовали?

 - В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал.

- Какие слова мешали Вам идти?, какие наоборот помогли.? Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его,   объяснять последствия его поступков.

   На данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. 

Психолог:  Для того чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

5. Упражнение «Стаканы»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане?   -Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане?  -Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод:  Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?

 Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам.

 Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Главное, чем любой родитель может повлиять на своего ребенка, - это собственным примером. Как отрицательным, так и положительным. Родители всю жизнь являются примером для детей, а в дошкольном возрасте они составляют для него почти весь мир. Поэтому наша ответственность перед детьми просто огромна. Рождение и воспитание ребёнка - очень большой стимул для родителей, чтобы начать работать над собой, бороться со своими недостатками и вредными привычками.

 Воспитывая ребёнка, мы воспитываем и самих себя. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему». (Себастьян Брандт).

Психолог  вывод:   Сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение  о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал?  Выберите  из предложенных цветовых  квадратов  понравившийся вам  цвет.  Давайте  составим  пирамиды   из наших  цветов.  

Вывод: Очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие.