Проект программы "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Гениальность может сказаться лишь

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

                                                                    А. Камю  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.     Развивать познавательные процессы.

2.     Развивать творческие способности.

3.     Развивать способности к моделированию и конструированию.

4.     Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

5.     Развивать общую осведомленность и связанную речь.

6.     Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

7.     Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

-        Принцип безопасности.

-        Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

-        Принцип положительного подкрепления.

-        Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

-        Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

·         Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.

·         Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.

·         Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

1.     Дети старшего дошкольного возраста.

2.     Педагоги.

3.     Родители.

4.     Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I Подготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

1.     Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.

2.     Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

1.     Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.

3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

4. Усовершенствование развивающей среды.

 

II Практический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель: Реализация программы.

1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.

1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

2. Эмоциональное благополучие детей.

3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

III Аналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель: Анализ результатов реализации программы.

1.     Проанализировать результаты реализации проекта.

2.      Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.

3.     Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

-         участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

-         увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;

-         увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

2.       Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. -  М: Школьная Пресса, 2010.

 

3.       Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

4.       Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.

 

5.       Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

 

6.       Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

 

7.       Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

8.       Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

 

9.       Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Гениальность может сказаться лишь

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

                                                                    А. Камю  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.     Развивать познавательные процессы.

2.     Развивать творческие способности.

3.     Развивать способности к моделированию и конструированию.

4.     Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

5.     Развивать общую осведомленность и связанную речь.

6.     Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

7.     Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

-        Принцип безопасности.

-        Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

-        Принцип положительного подкрепления.

-        Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

-        Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

·         Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.

·         Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.

·         Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

1.     Дети старшего дошкольного возраста.

2.     Педагоги.

3.     Родители.

4.     Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I Подготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

1.     Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.

2.     Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

1.     Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.

3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

4. Усовершенствование развивающей среды.

 

II Практический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель: Реализация программы.

1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.

1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

2. Эмоциональное благополучие детей.

3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

III Аналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель: Анализ результатов реализации программы.

1.     Проанализировать результаты реализации проекта.

2.      Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.

3.     Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

-         участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

-         увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;

-         увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

2.       Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. -  М: Школьная Пресса, 2010.

 

3.       Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

4.       Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.

 

5.       Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

 

6.       Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

 

7.       Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

8.       Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

 

9.       Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Гениальность может сказаться лишь

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

                                                                    А. Камю  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.     Развивать познавательные процессы.

2.     Развивать творческие способности.

3.     Развивать способности к моделированию и конструированию.

4.     Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

5.     Развивать общую осведомленность и связанную речь.

6.     Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

7.     Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

-        Принцип безопасности.

-        Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

-        Принцип положительного подкрепления.

-        Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

-        Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

·         Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.

·         Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.

·         Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

1.     Дети старшего дошкольного возраста.

2.     Педагоги.

3.     Родители.

4.     Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I Подготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

1.     Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.

2.     Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

1.     Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.

3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

4. Усовершенствование развивающей среды.

 

II Практический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель: Реализация программы.

1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.

1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

2. Эмоциональное благополучие детей.

3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

III Аналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель: Анализ результатов реализации программы.

1.     Проанализировать результаты реализации проекта.

2.      Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.

3.     Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

-         участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

-         увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;

-         увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

2.       Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. -  М: Школьная Пресса, 2010.

 

3.       Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

4.       Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.

 

5.       Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

 

6.       Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

 

7.       Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

8.       Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

 

9.       Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.