Классное руководство

Дианова Альбина Владимировна

Беседы, классные часы, внеклассные мероприятия. Единые требования к классному руководителю.Правила работы с гиперактивными детьми.Кодекс классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час  «Как вести себя в общественных местах»

(Беседа в начальных классах)

Цель:

- формирование культуры и межличностных отношений учащихся

Задачи:

- этическое воспитание;

- привитие правил хороших манер;

- формирование здорового образа жизни.

1. Общественные места - это места большого скопления людей.

- Назовите вам известные общественные места, (школа, транспорт, магазин ,кинотеатр)

Чтобы сохранить свое здоровье и безопасность свою и окружающих следует соблюдать правила поведения в общественных местах. Девизом нашего сегодняшнего урока могут быть стихи С. Обоевой

Я по городу иду,

Я в беду не попаду,

Потому что твердо знаю

-Правила я выполняю

Что за правила такие?

Очень, в общем-то, простые

С ними будет жизнь прекрасна,

Весела и безопасна!

-Какие это правила?

Знаете ли вы их?

(ответы уч-ся)

-Ребята, вспомним вместе правила поведения, объясните почему существуют такие правила.

На улице:

-нельзя сорить,

-не рекомендуется, есть, в том числе и мороженное,

-обгонять идущих впереди следует слева, если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти.

При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина — женщине, при равных условиях - более вежливый человек.

В транспорте:

 -Не мешайте другим входить в транспорт.

-Уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять.

- Выходя из транспорта надо помочь тем, кто выходит позднее вас — подать им руку.

- При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения.

2. Стихотворение А. Барто «В театре».

Ребята, послушаем стихотворение и дадим анализ случившейся ситуации.

 (читает учитель)

Когда мне было восемь лет,

Я пошла, смотреть балет,

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой

Любой Даже вздрогнули слегка,

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружиться на сцене

-Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

Мы с моей подругой

Любой Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала

-Я не видала ничего:

Я номерок в низу искала

И, наконец, нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

-Мне очень нравиться балет,

 -Ребятам я сказала.

- Объясните, почему девочкам не удалось посмотреть балет?

- Как можно было избежать такой ситуации?

(ответы учащихся).

3. Физкультминутка.

4. Как правильно вести себя в общественных местах?

Давайте вместе вспомним как надо вести себя в кинотеатре или музее.

1. Обязательно поздоровайтесь с билетером и гардеробщицей.

2. Проходить на свое место в театре или кино следует лицом сидящим.

3. Если вы опоздали и вошли в зал после третьего звонка, садитесь на ближайшее свободное

 место, на свое место перейдете во время антракта.

4. Во время спектакля нельзя есть конфеты, разговаривать, пересаживаться, разговаривать по телефону.

5.  В музее можно тихо разговаривать, если экскурсовод закончил экскурсию.

6.  В музее нельзя трогать экспонаты.

5. Игра «Найди правильный ответ»

1. В театре можно:

а. Громко смеяться и разговаривать;

б. Рассматривать зрителей в бинокль;

в. Встать в полный рост во время спектакля или уйти до в окончания;

г.  После последней реплики артистов бегом бежать в гардероб

д.Проходить к своему месту лицом к сидящим.

2. В музее можно:

а. Спокойно ходить по залам, останавливаясь у стендов и картин, рассматривая их;

б. Не обувать на ноги специальные тапки;

в. Сорить;

г. Кричать;                                                    

д. Бегать.

6. Правила поведения в школе.

-Скажите, можно ли считать школу общественным местом?

- Назовите правила поведения в нашей школе.

- Чем они отличаются от правил в других общественных местах? Что общего?

На этом наш разговор о правила хорошего тона закончен. Будем надеяться, что вы запомнили все правила и воспользуетесь ими.



Предварительный просмотр:

                                      Новогодний утренник.                                                                                                                                                ( В неклассное мероприятие для обучающихся коррекционных классов и школ  )          Под звуки увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки дети входят в зал и становятся вокруг елки.

Ведущий. (Поздравляет детей и гостей)

Новый год уже на пороге. Пусть будет он добрым, мирным и счастливым для всех людей. Здоровья вам, радости, веселого праздничного настроения!

1-й ученик.

Старый год кончается,

Хороший, добрый год.

Не будем мы печалиться –

Ведь Новый к нам идет.

Его мы встретим пением

На сотни голосов.

И ждем мы с нетерпением

Веселый бой часов.

2-й ученик.

Всем нам очень хорошо,

Весело сегодня,

Потому что к нам пришел

Праздник новогодний.

                                             (Г.Бойко)

3-й ученик.

 Этот день мы ждали долго,

Не виделись целый год.

Запевай, звони под елкой,

Новогодний хоровод!

Дети встают в два круга и исполняют «Новогодний хоровод». (муз. Т. Попатенко)

4-й ученик.

Как весело, как весело,

Как радостно кругом!

Мы песней елку встретили,

Мы песню ей споем.

5-й ученик.

Какая ты нарядная

С серебряной звездой!

Какая ты громадная,

Как весело с тобой!

                                        (Е.Клюкова)

Дети становятся вокруг елки в два круга, поют песни о елке. Раздается стук, влетает Сорока – лесной почтальон. Она устала и торопится рассказать, что с ней произошло.

Сорока.

Я летела – летела, торопилась. Вдруг я увидела что-то блестящее. Я только на минутку положила в сумку, чтобы посмотреть на это блестящее, а Серый волк схватил сумку и убежал. Я – за ним! Ох, как я устала! Но сумку все-таки у него отняла и сейчас прочитаю вам телеграмму от Деда Мороза. (Достает телеграмму и читает ее.)

Дорогие взрослые и дети! Мы летим к вам в гости на ракете.

По телевизору я смотрю сейчас, как у вас проходит

утренник. Приготовьте и для нас место в хороводе.

Космонавты Дед Мороз и Снегурочка.

Раздаются звуки музыки, вначале тихие, затем все громче и громче. С песней «Разыграйтесь метели» появляются Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз.

          С новым годом!

Снегурочка.

         С новым годом!

Дед Мороз.

Снегурочка, и я

Поздравляем вас, друзья!

Сколько лиц кругом знакомых,

Сколько здесь друзей моих,

Хорошо мне здесь, как дома,

Среди елочек седых.

Был у вас я год назад,

Снова видеть всех я рад!

В круг скорее все вставайте

Хоровод свой начинайте.

                                               (Ю.Камелькова)

Проводится хоровод «У всех Новый год».

Снегурочка.

Меня все звери знают,

Снегурочкой зовут.

Со мной они играют

И песенки поют,

И Мишка-шалунишка,

И Заинька-трусишка –

Мои друзья.

Люблю их очень я,

Ко мне Лиса приходит

С лисятами всегда,

Со мной они играют

И Волк Серый иногда.

Снегурочка вместе со Снежинками исполняет танец «Снежинок». (муз. Ю.Слонова). Дед Мороз показывает детям волшебную музыкальную шкатулку, с помощью которой он узнает, кто из детей будет читать стихотворения. (В шкатулке лежит список детей) Дети читают стихи о зиме, о Новом годе.

Неожиданно появляется Баба-Яга.

Баба-Яга.

А меня, красавицу, забыли? Все о елке да, о елке! И что в ней хорошего? Вся длинная, колючая. Ведь, правда, детки, колючая? Ведь это я – самая красивая.

Заяц. (Выбегает на середину и кричит.)

Не верьте ей, ребята! Она заперла в своей избушке наши лучшие игрушки. Нужно отгадать загадки, которые будет задавать Баба-Яга, и тогда игрушки станут свободными.

Баба-Яга. (Зло приговаривая.)

Запутаю все, запутаю!

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Сколько, весело, светло.               (Лед)

Баба-Яга сердится и читает следующую загадку.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили в доме том.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.                (Варежки)

Бедная я, бедная… (Баба-Яга убегает.)

Снегурочка.

Вот мы и спасли игрушки! Можно продолжать веселье. Давайте споем песню про «елочку».

Звучит музыка. Дед Мороз и Снегурочка зажигают огни на елке.

Праздник заканчивается веселым хороводом.



Предварительный просмотр:

Кодекс классного руководителя

Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю.

1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.

6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.

7. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.

9. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.

10. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.



Предварительный просмотр:

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

1. Подробно изучить личное дело учащегося.

2. Познакомиться и побеседовать с каждым учеником.

3. Познакомиться с родителями каждого ученика.

4. Все знать о здоровье своих воспитанников.

5. Посетить семью каждого ученика и познакомиться с бытовыми условиями.

6. В процессе коллективной и индивидуальной работы с классом к классному руководителю предъявляются следующие требования:

– знать взаимоотношения учеников в классе и способности каждого из них;

– добиваться неукоснительного выполнения каждым воспитанником «Правил для учащегося»;

– оказывать помощь в работе органов классного самоуправления;

– создать актив класса и с его помощью вовлекать учащихся в общественно полезный труд, приучать ответственно относиться к выполнению поручений;

– систематически проверять посещаемость и с помощью актива класса предупреждать пропуски занятий;

– развивать индивидуальные способности каждого;

– с помощью актива еженедельно проставлять текущие оценки в дневники учащихся и следить за контролем со стороны родителей.

7. Классный руководитель обязан иметь тесную связь с учителями, работающими в данном классе, в этих целях:

– информировать каждого учителя о бытовых условиях каждого учащегося;

– иметь информацию об отношении учащихся к изучению того или иного предмета;

– совместно с учителем вырабатывать меры воздействия на класс и отдельных учащихся;

– оказывать помощь учителям в организации индивидуальной работы учащихся.

8. В работе с родителями:

– знать взаимоотношения детей с родителями;

– вести педагогическую пропаганду среди родителей, чтобы в семье закреплялась и продолжалась та работа, которую ведет школа по формированию нового человека;

– создать в классе родительский актив и привлекать в работе с родителями учащихся;

– консультировать родителей по вопросам воспитания;

– добиваться через родителей выполнения режима дня и систематического выполнения домашних заданий.



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском комитете класса

1. Общие положения.

Родительские комитеты создаются в целях содействия школе и семье в организации общего среднего образования детей. Они оказывают помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

Родительский комитет класса руководствуется в своей работе Положением о родительском комитете, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, директора школы и классных руководителей.

2. Задачами родительских комитетов являются:

– всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом школы и семьей;

– привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

– помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы;

– оказание помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

3 Организация и содержание работы родительских комитетов.

3.1 Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в составе председателя и 2–4 членов.

3.2 Под руководством членов общешкольного родительского комитета в школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой  работе,  хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

3.3 Родительский комитет организует помощь:

– в укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;

– организации питания;

– привлечении родителей к  непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во вне учебное время;

– работе по профориентации обучающихся;

– осуществлении контроля за выполнением Устава школы, за углубленным изучением отдельных предметов обучающимися;

– организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;

– осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

– проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

3.4 Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом, параллелью или всем образовательным учреждением.

3.5 Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2–3 его членов.

3.6 Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

4. Права родительских комитетов.

Родительский комитет класса имеет право:

– устанавливать связь с руководителями школы по вопросам оказания помощи классу в проведении воспитательной работы, укреплении его учебно-материальной базы, а также отношений родителей к воспитанию детей;

– вносить на рассмотрение директора и педагогического состава школы предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся (директор школы и педагогический совет обязаны внимательно рассмотреть предложения родительского комитета и поставить его в известность о принятых решениях);

– созывать родительские собрания;

– принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;

– вызывать на заседание родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;

– организовывать дежурства родителей в школе и микрорайоне школы;

– вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.



Предварительный просмотр:

Правила работы с гиперактивными детьми.

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

Правила работы с агрессивными детьми.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева:  назвать чувство «по имени», заняться физическими упражнениями, нарисовать чувство.

6.Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.



Предварительный просмотр:

   Музейная педагогика в работе классного руководителя.                   Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения.

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Ключевые понятия музейной педагогики.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной,  исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им.

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.

Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.

Объект музейной  педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Направления деятельности музея

Поисково-собирательское.

- Экспозиционное (оформительское).

- Экскурсионное.

- Культурно-массовые мероприятия, дела.

Формы и методы работы.

В деятельности музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации.

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку  с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного  и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

-  уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Задачи педагога, осуществляющего деятельность в  рамках музейной педагогики:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения  развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Музей истории Павлово-Посадской школы-интерната.

В 1997 году в связи с 35-летием школы-интерната администрацией школы было принято решение об открытии «Музей истории школы-интерната». Было утверждено Положение  о музее Павлово-Посадской школы-интерната:

  1. Школьный музей являлся структурным подразделением школы-интерната.
  2. Музей организовывался в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников.
  3. Профиль и функции музея определялись задачами школы-интерната по воспитанию граждан России, воспитанию общечеловеческих, национально-культурных ценностей.
  4. Профиль музея – история школы-интерната.
  5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.
  6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты), стенд.

Функциями музея являлись:

- документирование истории, культуры и развития школы-интерната, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительной, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

Был создан Совет музея. В него входил:

  1. Музейный актив.
  2. Лекторская группа.
  3. Летописцы музея.

Ежегодно составлялся план работы музея. Основными направлениями работы были:

1.  Информирование – первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах.

2. Общение. Встречи с ветеранами педагогического труда (бывшими работниками школы-интерната), с выпускниками школы.

3. Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Использовались такие формы: день открытых дверей (1 раз в год), чаепития для ветеранов и гостей школы.

Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея. Экспозиция музея школы-интерната включает в себя:

1. Сведения о директорах школы-интерната, о ветеранах педагогического труда.

2. Пионерское прошлое.

3. Спортивные достижения.

4. Сведения о школьном оркестре.

5. Фотоархив.

6. Витрины с наградами и грамотами, поделками учащихся школы-интерната.

В настоящее время музей не имеет статуса, но не потерял свою актуальность. В нем проходят уроки истории, проводятся классные часы, организуются общение обучающихся с историей школы (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях), проводятся встречи выпускников школы-интерната.



Предварительный просмотр:

Классное собрание во 2 -Гклассе « УРОК  РОДИТЕЛЯМ »

09.11.2019 год                                                        

Слайд №1

     Добрый день, дорогие гости. Как правило, родителей приглашают на собрание, чтобы решить проблемы воспитания детей. Сегодня мы тоже будем решать проблему, но проблему семейного воспитания.

      Начать нашу беседу мне хотелось бы со слов Себастьяна Бранта:

Слайд №2

                            Ребенок учится тому,

                            Что видит у себя в дому.

                            Родители- пример тому.

        Что может дать ребенку семья.?

Слайд №3

 Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно домашний очаг держит первенство  и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок как он уживается со  взрослыми, сверстниками, насколько уверен в себе, насколько он доброжелателен или равнодушен. Именно дом, несмотря на многие отвлекающие ребенка обстоятельства, оказывает самое сильное влияние на него.

Слайд №4

    Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы. Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки:  ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру ( или брата, подругу).

   Мы начинаем заставлять его заниматься тем, что ребенку не свойственно, давая ему свои установки, мы ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.

  Уважаемые родители, давайте проведем с вами  игру  « Связанный ребенок».

  Учитель вызывает одного родителя для демонстрации - « это ребенок».

 Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связывают ноги).

  Не трогай то , не трогай это…Мы связываем ему руки.

  Не слушай , это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.

  Не кричи , не разговаривай громко… Завяжем ему рот.

  Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.

  Давайте посмотрим на нашего ребенка, как он себя сейчас чувствует.

 …Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не  должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что же следует запрещать.

Слайд №5

  1. То, что может нанести вред  здоровью ребенка или окружающих (например, не бегай с ножом).

   2.  То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол).

   3.  То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма)…

 И, конечно  же, воспитание должно быть последовательным.

Посмотрите , пожалуйста на экран.

Слайд №6

Подумайте и назовите ваши ассоциации на слова:  « дети», « взрослые», …

   

  Такое же задание выполняли ребята. При слове дети они называли ( зачитать по листочкам с ответами детей), т. е. здесь ваши ассоциации почти совпадают.

Слайд №7 первый щелчок

А вот при слове « взрослые», не совпадают во многом. Прочтите на экране ответы детей.

Слайд №7 второй щелчок

(Взрослые кричат, работают, ругаются, воспитывают, пьют, заботятся, не пускают на кухню, дерутся).

   Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься. Вы скажите, что, дети слишком эмоциональны. Тогда давайте,  поговорим об эмоциях человека.

Слайд №8, 9 Эмоции радости и добра

Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутренне спокойствие и здоровье ребенка.

 Слайд №10.

Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия и  эмоции страдания: боль, страх, обида.

  Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения сопутствуют им столь  же часто , что и эмоции радости и добра.

Вы все можете вспомнить примеры из вашей жизни и из жизни семьи, связанные  как с отрицательными так и с положительными  эмоциями.

 Слайд №11

Может быть кто-то сейчас сможет рассказать о таких случаях. ( Слово родителям).

 Слайд №12

 Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают.

Отрицательные- при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т. д.)

   А сейчас я предлагаю вам решить  проблемную ситуацию

 Учитель раздает каждой группе родителей листок, на котором описана возникшая конфликтная ситуация между родителем и  ребенком. Родителям предлагается посовещаться и найти выход.

Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

1.Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель».

мама может в раздражении сказать:

- А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого».

2.Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.

3.Третий неконструктивный способ

По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.

Конструктивный способ разрешения конфликтов. «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».

  1. Сразу скажу, что этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я-сообщении».
  2.  Прояснение конфликтной ситуации.
  3. Сбор предложений.
  1. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
  2. Детализация решения.
  3. Выполнение решения; проверка.

    Вот мы и подошли к важному вопросу: как же формировать положительные

  Эмоции у ребенка. С чего начать.

   Уважаемые родители перед вами лежат чистые листы бумаги. Запишите на них выражения, которые вы считаете запрещенными при общении с детьми в семье и выражения, которые считаете желательными.

  --Давайте послушаем, что у нас получилось. ( Каждая группа родителей зачитывает свои ответы).

   А теперь внимание на экран.

Слайд №13

   Психологи рекомендуют не употреблять выражения:

     - Я тысячу раз говорил тебе…

     - Сколько раз надо повторять…

     - О чем ты только думаешь…

     - Неужели трудно запомнить…

     - Ты такой же,  как  …

     - Ты становишься…

     - Почему Лена (Катя, Вася  т. д.) такая, а ты – нет…

Слайд №14

   И употреблять чаще:

    - Ты у меня самый умный ( красивый и т. д.)

    - Как хорошо, что у меня есть ты…

    - Ты у меня молодец…

    - Спасибо тебе…

    - Без тебя я бы не справился…

    - Я тебя очень люблю…

Слайд №15

    Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на  мгновение не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен быть уверен в своем праве на внимание, заботу и глубокий интерес к нему, именно в эту минуту.

Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей - самый важных человек в мире.

   Только пристальное внимание родителей дает ребенку возможность правильно развивать свою самооценку, а значит развивать у ребенка  способность взаимодействовать с другими людьми и любить их.

  Но наряду с пристальным вниманием и любовью в семье как и в школе

должна соблюдаться дисциплина.

 Слайд №16 

Дисциплина- это наличие и соблюдение в семье определенных правил.

Наличие правил создает порядок, дает ребенку возможность почувствовать себя защищенным.

Слайд №17

 Недостаток любви или чрезмерная любовь, когда ребенок слишком опекаем,

 Когда родители считают его своей собственностью, порождают зависимость ребенка от родителей, препятствуют его самоуважению, снижают самооценку  и уверенность в себе.

Проведём тренинг:

На  столе у вас есть листочки. Обратите на них внимание. На одной стороне пустой дом . На другой стороне пусто – там вы расположите  семью.

Ваша задача – в доме нарисовать только 3 предмета, на второй половине листа – семью из трёх человек. ( Рисуют)


        

Затем рисунки вывешиваются на доску и сравнивают. Почти все в доме изобразили стол- это сбор семьи, телевизор – занятие детей в свободное время и многое  родители  изобразили  кровать – отдых.

Вывод: в отличие от детей, которые нарисовали в доме стол, телевизор и игры, родители уходят от воспитания детей, от занятий непосредственно с ними они променяли на телевизор и отдых.

Во второй половине родители нарисовали семью, взявшись за руки. В середине – ребёнок. Вот это правильно.

   И в заключении нашей беседы давайте честно сами себе ответим на вопросы:

Слайд №18

1. Когда вы в последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком .

2. Когда вы в последний раз гладили его по голове.

3. Когда вы с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку.

4.Когда вы в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка.

Слайд №19

  Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.      

   

                             



Предварительный просмотр:

75 ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА  ПОСВЯЩАЕТСЯ….

Классный час на тему "Блокадный Ленинград" во  2 -  4 классе

Классные  руковолители : Дианова А.В.

Цели и задачи:

Обучающие:

формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

создавать ситуацию для самовыражения ребенка;

Воспитывающие:

познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;

продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

Оборудование:

выставка книг о Великой Отечественной войне,

видеоматериалы,

аудиозаписи песен "Священная война"

презентация Блокадный Ленинград,

портрет Т. Савичевой.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! На уроках мужества  мы с вами изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте.

Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".

Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград".

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Была война, прошла война.

 Над полем боя тишина.

 Но по стране, по тишине

 Идут легенды о войне.

Звучит запись песни "Священная война"

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

И летели листовки с неба

 На пороги замерзших квартир:

 "Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."

 "Будет мир. Вам не снится мир?"

 Дети, плача, хлеба просили.

 Нет страшнее пытки такой.

 Ленинградцы ворот не открыли

 И не вышли к стене городской.

 Без воды, без тепла, без света.

 День похож на черную ночь.

 Может, в мире и силы нету,

 Чтобы все это превозмочь.

 Умирали - и говорили:

 - Наши дети увидят свет!

 Но ворота они не открыли.

 На колени не встали, нет!

(Е. Рывина "Ночь".)

Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...

На развороченном пути

 Стоит мальчишка лет пяти,

 В глазах расширенных истома,

 И щеки белые, как мел.

 Где твоя мама, мальчик?

 - Дома.

 - А где твой дом, сынок?

 - Сгорел.

 Он сел. Его снежком заносит.

 В его глазах мутится свет.

 Он даже хлеба не попросит,

 Он тоже знает: хлеба нет!

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

 И головой -

 На край стола.

 Сначала думали -

 Уснула,

 А оказалось -

 Умерла...

 Никто

 Не обронил ни слова,

 Лишь хрипло,

 Сквозь метельный стон,

 Учитель выдавил, что снова

 Уроки -

 После похорон.

(Ю.Воронов.)

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой на доске.)Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

 "Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.". "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г." "Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г." "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.". "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.". "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.". "Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".

 Машинально Таня полистала

 Свой немногословный дневничок,

 Все семейство Савичевых встало

 Перед нею

 Вновь наперечет.

 И она,

 Буквально

 По два слова,

 Пишет, как на крайней полосе:

 Савичевы

 Умерли. И снова:

 Умерли,

 И добавляет

 Все.

 За окном -

 Весеннее дыханье,

 А она

 Сиротски

 Занесла

 В свой дневник:

 "Осталась одна Таня",

 Даже не поставила числа.

Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.

Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Однажды на завод "Полиграфмаш", где изготовляли тогда пулеметы, пришел известный художник А. Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады" Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени- отчеству Василь Васильевич.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.

По безлюдным проспектам

 Оглушительно звонко

 Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

 Леденистый брезент покрывал ее кузов -

 Драгоценные тонны замечательных грузов.

 Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

 Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

 Вез он сало и масло, вез консервы и водку.

 И махорку он вез, проклиная погодку.

 Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

 Был он худ. Был похож на голодную птицу.

 И казалось ему, что водителя нету,

 Что забрел грузовик на другую планету.

 Вдруг навстречу лучам -

 Синим, трепетным фарам-

 Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

 А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

 Снег летел как мука - Плавно, медленно сыто...

 - Стоп! - сказал лейтенант.

 - Погодите, водитель.

 Я, - сказал лейтенант, -здешний все-таки житель.

 - И шофер осадил перед домом машину,

 И пронзительный ветер ворвался в кабину.

 И вбежал лейтенант по знакомым ступеням.

 И вошел. И сынишка прижался к коленям.

 Воробьиные ребрышки.... Бледные губки...

 Старичок семилетний в потрепанной шубке....

 - Как живешь, мальчуган?

 Отвечай без обмана!...

 И достал лейтенант свой паек из кармана.

 Хлеба черствый кусок дал он сыну:

 - Пожуй- ка, - и шагнул он туда, где дымила "буржуйка".

 Там - поверх одеяла распухшие руки,

 Там жену он увидел после долгой разлуки.

 Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

 И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

 Но не знал лейтенант семилетнего сына.

 Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

 И, когда замигал догоревший огарок,

 Маме в руку вложил он отцовский подарок.

 А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:

 - Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку.

 И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

 Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...

 Грузовик отмахал уже многие версты.

 Освещали ракеты неба черного купол.

 Тот же самый кусок - ненадкушенный, Черствый -

 Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

 Потому что жена не могла быть иною

 И кусок этот снова ему положила.

 Потому что была настоящей женою.

 Потому что ждала. Потому что любила.

 Грузовик по местам проносился горбатым,

 И внимал лейтенант орудийным раскатам,

 И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

 Потому что солдатом он был настоящим.

(В. Лифшиц "Баллада о черством куске")

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и четырнадцатилетний Юра Воронов, в будущем известный журналист и поэт. В его книге Блокада" есть такие стихи:

В блокадных днях

 Мы так и не узнали:

 Меж юностью и детством

 Где черта?..

 Нам в сорок третьем

 Выдали медали

 И только в сорок пятом -

 Паспорта.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! Воинов - ленинградцев и волховчан - разделяло 15 километров болотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. Над болотистой местностью возвышались песчаные холмы с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов фашисты врыли в землю танки. За валами из деревьев и земли засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волковского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!

 Нет, радости подобной не бывало...

 Казалось, что все небо грохотало,

 Приветствуя великое начало.

 Весны, Уже не знающей преград.

 Гремел неумолкаемо салют

 Из боевых прославленных орудий.

 Смеялись, пели, обнимались люди...

В. Рождественский

Мне кажется: Когда гремит салют,

 Погибшие блокадники встают.

 Они к Неве по улицам идут,

 Как все живые, только не поют.

 Не потому, что с нами не хотят,

 А потому, что мертвые молчат.

 Мы их не слышим, Мы не видим их,

 Но мертвые всегда среди живых.

 Идут и смотрят, Будто ждут ответ:

 Ты этой жизни стоишь или нет?

Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям!

- Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду.

- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?