Коррекционная работа.

Дианова Альбина Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Страна чудес»

Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

1. Формирование адекватных форм поведения.

2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

4. Развитие крупной и мелкой моторики.

5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Занятие предполагают деление на два блока:

1) гармонизация личности;

2) формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно - развивающие игры и упражнения;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседы с детьми;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;
  • работа с бумагой (аппликации, калажи, оригами)

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Ход мероприятия.

Звучит расслабляющая музыка.

Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня мы с вами переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Сначала нам  необходимо вот эти волшебные ниточки привязать к руке, они нам чуть позже пригодятся. А сейчас мы с Вами  познакомимся. Я  по кругу буду передавать волшебную игрушку, а каждый из Вас назовет свое имя. А теперь, чтобы переместиться  в страну чудес, мы улыбнемся, расслабимся...  Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх  по радуге, а выдыхая съезжаем с нее, как с горки. Молодцы! Повторим еще раз: взбираемся по радуге и съезжаем с нее. Молодцы!

Дорогие ребята, а сейчас мы Ваши волшебные нити свяжем между собой. Мы все познакомились, теперь нас связывает эта нить - связующая нить. Я обязуюсь хранить эти нити,  и в дальнейшем этот волшебный клубок будет символом  нашей страны чудес.

Теперь ребята закрываем глазки, открываем их - мы  в стране чудес! К нам будут приходить разные волшебные гости! Мы будем выполнять разные интересные задания!

И первого, кого мы встретили – всем знакомый сказочный герой (Буратино)! Так как он еще не ходит в школу и ничего не умеет, то поможем ему. И первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные бабочки, и Ваша задача разложить их по цвету в коробочки. А теперь Буратино предлагает Вам новое задание. Перед Вами - камни. Они очень сильно нагреты, Вы их берете в руки и согреваетесь от них, берете их энергию, накопленную годами, а теперь из этих камней Вы выкладываете любую композицию,  что Вас будет оберегать от всех огорчений.

А теперь мы попали в творческую мастерскую «Страны чудес», где нас встречает хозяйка – Красная шапочка. Она поможет выполнить нам 2 волшебных задания и научит делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Задание №1. Для хорошего настроения создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Каждый из Вас напишет свое имя, а кто хорошо умеет писать - фамилию, затем лучики приклеим к солнышку!

Задание №2. С помощью аппликации изобразить хозяйку мастерской (см. Приложение 1).

Мы молодцы! Давайте дружно скажем «Спасибо» и отправимся дальше путешествовать по волшебной стране. А кто это нас встречает? Конечно же, это Незнайка! Он просит у нас помощи, поскольку ничего не знает. Ребята, нам нужно выполнить задания на сообразительность.  Соберем из кусочков цветного картона фигуру (вид фигуры у всех одинаковый, а цвета разные), называется это задание «Танграм» (см. Приложение 2). А теперь мы с Вами будем собирать головоломку, у каждого будет свой лист с заданиями.

А теперь вместе с Незнайкой соберем пазлы (см. Приложение 3)!

Звучит музыка. Ребята мы с Вами переходим в игровую зону, теперь мы все вместе выполним интересные движения и поможет нам в этом Колобок.

Первое, что мы сделаем, это парашют, мы все ляжем в круг на ковер и будем  на счет три поднимать парашют и отпускать. А теперь усложним задание: на счет  один поднимать, а насчет три отпускать. Молодцы!

Теперь задания посложнее! Лежа на спине, руки вдоль туловища. Представьте себе, что в левой руке - лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте, как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же самое повторим правой рукой.

Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями тугая пружина. Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите пружинку - выпрямите ноги -расслабляясь.

А теперь все встаем в круг, нужно набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы кулак, удержать песок в руках, посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслаблять кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела.

Молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все вернемся в круг, сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес... Вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному их них и вдохните его запах - это аромат нежности. Теперь Ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулку. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью - пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно, в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья. Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с Вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Дорогие ребята я хочу Вас поблагодарить за участие!!! Не зря Вы прошли столько заданий. Ребята и помните Счастье - это внутреннее солнышко!!! Спасибо за участие! До новых встреч! 

Приложение 1

Приложение 2

DSC04899.JPG

Приложение 3

DSC04917.JPG



Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – комплекс крупных и мелких движений туловища, рук, кистей рук, используемых для формирования произношения.

Проводится с трех лет.

Гласные;

Гласные сопровождаются плавными движениями, длительными во времени.

А – исходное положение: руки впереди, ладони вверх. Произносится звук А, руки разводятся в стороны. По динамике слабо.

О – исходное положение: руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются пальцами. Произносится звук О, руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху. По динамике слабо.

У – исходное положение: руки перед грудью сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произносится звук У, руки вытягивают вперед. По динамике напряженно.

И – исходное положение: руки на звук У. Произносится звук И, указательные пальца вытягиваем вверх, приподнимаясь на носки. По динамике напряженно.

Э – исходное положение: руки как на звук А. Произнося звук Э, руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.

Ы – исходное положение: кулаки сжаты, руки перед грудью. При произнесении Ы кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.

Взрывные глухие согласные:

П – исходное положение: кулаки сжаты, руки перед грудью. Произносится Па-Па-Па, попеременно опускать то правый, то левый кулак. По динамике напряженно.

Т – исходное положение: как на П. Произнося Та-Та-Та, попеременно разжимать то правый, то левый кулак (что-то выкидываем из рук). По динамике напряженно.

К – исходное положение: руки перед грудью сжаты в кулаки, локти в разные стороны, кулаки вниз. Произнося К, отвести локти назад, запрокинув голову. По динамике напряженно.

Взрывные звонкие согласные:

Б – исходное положение: руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося Ба-Ба-Ба, встряхивать кистями рук, туловище наклонять вперед. Последнее Ба произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.

Д – исходное положение: руки перед грудью, ладони вниз, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося Да-Да-Да, делать естественное соглашательное движение головой и руками, расслаблено.

Г – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях и смотрят вниз. Произнося Га-Га-Га, соединять большой и указательный, либо все пальцы. Движения медленные, плавные, несколько напряженные.

Смычно-проходные согласные.

М – исходное положение: руки перед грудью, ладони от себя, локти разведены в стороны. Произнося Ма на М руки вытягивают вперед, на а – разводят в стороны.

Н – исходное положение: руки перед грудью, ладони вверх, локти вниз. Произнося На, делаем естественное движение, отдавая все.

Л – исходное положение: локти согнуты, смотрят вниз, кисти вверх, ладони к себе (поза хирурга). Произнося Ла, делаем вращательные движения кистями рук.

Фрикативные глухие:

Все движения длительные по времени, очень напряженные.

Ф – исходное положение: руки на уровне шеи, локти вниз, ладони от себя (чебурашки). Произнося Ф, развести руки с напряжением в разные стороны, до упора, ощущая как преодолевается сопротивление воздуха.

Х – исходное положение: руки на уровне шеи, согнуты в локтях, ладони от себя. Произнося Х, резко вытянуть руки вперед.

С – исходное положение: руки согнуты в локтях, перед грудью, ладони от себя. Произнося С, вытягивать руки вперед – вниз.

Ш – исходное положение: как на С. При произнесении Ш произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.

Фрикативные звонкие:

Движения напряженно-дрожащие.

В – исходное положение: руки вытянуты в стороны (самолет). Произнося звук В покачивать руками и туловищем.

З – исходное положение: руки перед грудью, локти вниз, сильно сжаты в кулаки. Произнося З, производить дрожащие движения кулаками (замерзли).

Ж – исходное положение: как на З. Произнося Ж, производить волнообразные движения кулаками, туловищем, ногами.

Вибранты:

Р – исходное положение: руки согнуты в локтях, смотрят в стороны, кисти сжаты. Произнося Р, один кулак вращать вокруг другого (на вызывание звука не брать). Сильное мышечное напряжение.



Предварительный просмотр:

Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

Весь комплекс упражнений можно разделить на три составляющие:

1. пальцевая гимнастика;

2. работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;

3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальцевая гимнастика проводится в течении 3-5 мин. в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Движения производятся одновременно двумя руками под счет «Раз-два! Раз-два!» Для этого упражнения можно использовать резиновые игрушки. Повторяется оно 5 раз.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

«Погладим котенка» - плавные движения, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз).

«Веселые маляры» - синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замах (3 раза), затем – влево-вправо      (3 раза).

«Курочка пьет воду» - исходное положение (ИП): локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Качаем лодочку» - ИП: пальцы сложены вместе; плавные движения кистей рук в горизонтальном направлении.

«Веселый оркестр» - имитация игры на различных музыкальных инструментах.

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

«Зайчик». ИП: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Кольцо». ИП: то же, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

«Гусь». ИП: то же, большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Коза-дереза». ИП: пальцы тренируемой руки зажаты в кулак; выпрямляются указательный палец и мизинец. На начальном этапе работы действия сопровождаются присказкой: «Идет коза рогатая за малыми ребятами, кто каши не ест, молока не пьет – забодает, забодает …»

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Важное место в работе по развитию тонкой моторики детей с ЗПР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слуходвигательной и слухозрительно-двигательной координации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания деревянной палочкой по столу и т.д.

Дальнейшее развитие целенаправленности в организации движений и действий происходит при воспроизведении движений, цель которых – выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Начинаются такие задания с простейших инструкций: «Я хлопну один раз – ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза – ты поднимешь две руки». Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор: «Я стукну в бубен один раз – ты поднимешь красный флажок (левую руку), я стукну два раза – ты поднимешь синий флажок (правую руку)».  В этой работе может использоваться и материал описанных выше упражнений: «Я стукну один раз – ты сделаешь «зайчика», я стукну два раза – ты сделаешь «колечко» и т.д.»

Отдельно следует остановиться на графических работах в альбомах и в тетрадях. Этот вид занятий способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость, потому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Одним из видов графических задания является дорисовывание недостающих предметов и деталей у цветов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок и в альбомах для раскрашивания.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, а именно: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, сортировка монет, перебор крупы и т.д.



Предварительный просмотр:

Роль взаимосвязи работы логопеда и учителя

в преодолении нарушений звукопроизношения у обучающихся 1 класса.

Успешность и эффективность работы логопеда зависит от того, насколько хорошо организована работа с учителем.

Отклонения в речевом развитии детей, поступивших в 1 класс препятствуют формированию их полноценной учебной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и откладывает отпечаток на его характер. Дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми или раздражительными, агрессивными.

В задачу учителя и логопеда входит оказание коррекционной помощи обучающимся. На уроках учитель систематически развивает у детей мелкую моторику кистей, применяя пальчиковую гимнастику. Логопедическая ритмика, предполагающая пропевание звуков и песенок про буквы в сочетании с движением воздействует на морально психологическую сферу 1-классников. Дианова А.В. успешно применяет данную методику. Учителем Диановой А.В. и логопедом Ловецкой Н.О. вводятся пружинные и шариковые массажеры для развития мелкой моторики, артикуляционная гимнастика. Использование комплексной системы приводит к положительной динамике.

       Логопед:                                  Ловецкая Н.О.

       Учитель:                                  Дианова А.В.



Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в инклюзивном образовании.                        Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.

Для достижения инклюзии необходимо построить мост между обычной и специальной педагогикой в форме приспособленного обучения. Термин «приспособленное обучение» предполагает, что школа приспосабливается к ученику, а не наоборот. Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование:

  • дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ);
  • дети с  ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ;
  • дети, испытывающие ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.

Дети, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. Существует термин «ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ». Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Одно из определений ИНКЛЮЗИИ звучит как создание без барьерной среды. К барьерам можно отнести:

  1. Архитектурная недоступность школ.
  2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  3. Большинство учителей массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
  4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
  5. Отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям.

         Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как количество таких школьников увеличивается. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д. Роль классного руководителя  в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию.  Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Рассмотрим работу классного руководителя в 4 аспектах:

  • Классный руководитель и ребенок.
  • Классный руководитель и семья.
  • Классный руководитель и педагоги.
  • Классный руководитель и специалисты.

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Детям с ограниченными возможностями здоровья  сложно адаптироваться в новой   обстановке, затем пойти   в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Развитие личности и познавательной деятельности  детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием таких детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

Работа с семьей. Семьи с детьми–инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска». Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями,  воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений.

В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу, рождение ребенка деформирует отношения между супругами; соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных соматических заболеваниях.

Инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной, но  может принимать крайнюю форму – комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.

Другая категория родителей – люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими, социальными и педагогическими работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции, т.к. родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.

В такой ситуации классный руководитель, специалисты по сопровождению оказывают содействие семье в решении проблем.

Классный руководитель и педагоги. К сожалению, часто бывает, что барьеры для детей с ОВЗ в школе создаются самими педагогами. Иногда не допонимая, а иногда и вовсе не зная о проблемах ребенка, учитель ставит невыполнимые задачи.

Классный руководитель и специалисты. Классный руководитель должен работать в тесном сотрудничестве со специалистами школы. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, логопедов,  дефектологов, родителей, направленная на развитие личности ребенка.

 

Содержание и формы работы классного руководителя в инклюзивном классе заключаются в следующем:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.



Предварительный просмотр:

Эффективный метод обучения письму .                          

На протяжении многих лет работы  в коррекционной школе  я  отметила, что дети, начинающие школьное обучение, испытывают  серьезные трудности в овладении техникой начертания  букв. Нарушение письма является существенным препядствием в овладении неслышащим школьником правильной (грамотной) речи.

 

К настоящему времени вопрос обучения детей письму достаточно проработан теоретически и методически. Но для меня проблема обучения младших школьников  письму остается актуальной. В поисках эффективных форм работы я обратилась к опыту Потаповой Е.Н.  Согласно её методу ребенка не «учат» письму, но через разнообразные занятия, занимательные упражнения он приобретает определенный опыт, позволяющий ему развивать « тонкие моторные навыки», тактильную чувствительность, которые и приводят к самостоятельному письму.

Методика обучения письму, разработанная Е.Н. Потаповой состоит из трех этапов.

I этап –  развитие мускульной памяти .Тренировка мелкой моторики рук путем занимательного черчения различных фигурок с помощью лекал и с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв. Дети проводят линии слева направо, снизу вверх и сверху вниз.                                                                                                                                Штриховка-развитие мускульной памяти.                                                      Обучающиеся штрихуют предметы ,которые они нарисовали или построили при помощи фигурной линейки(трафарета) с вырезанными на них геометрическими фигурами.При этом соблюдают правила штриховки: штриховать в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков,соблюдать одинаковое расстояние между линиями(штрихами).                                                                                         Штриховать обучающиеся начинают с первого урока и продолжают до конца года.На уроке штрихуют до знакомства с первой буквой и после знакомства с ней.Овладевая механизмом письма ,дети вырабатывают уверенность штриха.                                                            Для штриховки необходимо иметь:альбом или блокнот для рисования,альбомы для расскрашивания, цветные карандаши,трафареты с геометрическими фигурами,трафареты с фигурами животных и птиц,наборы разных лекал.                                      

II этап –  развитие тактильной памяти .Формирование написания букв не только при помощи зрительного контроля.

Одновременно с развитием двигательных и мускульных возможностей  пальцев руки ребенка ,знакомить его с образом изображаемой буквы.На данном этапе хорошо использовать метод ощупывания букв из наждачной бумаги. Из наждачной бумаги вырезаются буквы и наклеиваются на картон.При ощупывании букв хорошо использовать музыкальное сопровождение,для усиления запоминания.                                                                                              III этап – обучение написанию букв и их соединений с помощью вкладыша.На данном этапе закрепляются навыки отработанные на первых двух этапах.

При подготовке к письму хорошо использовать упражнения для развития тонкой моторики пальчиков и кисти рук. Главная задача – добиваться, чтобы упражнения дети делали без напряжения и легко.

 Использование данной методики в работе дает положительные результаты.Почерк у детей стал красивее, снизилось число пропуска букв.                    Упражнения по развитию тонкой моторики и кисти руки проводятся не только на уроках обучения грамоте, но и на математике, на уроках дактильной речи, а также на ознакомлении с окружающим миром и предметно – практическом обучении.

Hа уроках  я использую следующие игры:

1.«Вот какой у нас арбуз».

Цель: «рассказывание» стихотворения с помощью рук; развитие крупной и мелкой моторики. Выполнение движений с одновременным произнесением стихотворения.

Мы арбуз большой купили, /показывают большой арбуз/

И домой пошли, /идут домой/

Дома мы его помыли, / моют арбуз/

И обтерли, как могли, / обтирают арбуз/

Разрезали, как могли, /режут арбуз по полоскам/

А потом и поперек, /режут арбуз поперек/

По рукам и подбородку, / убирают сок с рук /

Сладкий сок арбузный тек. / убирают сок с лица/

2. «Мои умные руки».

Цель: «рассказывание» стихотворения с помощью рук; развитие крупной и тонкой моторики. Выполнение движений с одновременным произнесением стихотворения.

Мои руки – крылья птицы.

Небо их зовет к себе.

Мои руки — рыбки.

Плавают туда – сюда.

Мои руки словно раки.

Побежали кто куда.

3. Гимнастика для рук – с ребристыми карандашами, с грецкими орехами, с шариками.

4. «Мы музыканты».

Цель: тренировка пальцев и кисти рук.

Игра пальчиками, как на баяне, пианино, гитаре, балалайке.

5. «Цветок распустился».

Цель: развитие тонкой моторики рук.

Рука в кулачок. Каждый палец поочередно распрямляется и отводится в стороны (как лепестки у цветка).

6. «Коза дереза».

Цель: тренировка пальцев и рук.

Пальцы в кулачок. Распрямляются указательный палец и мизинец. Драматизация известной потешки «Идет коза рогатая…».

7. «Рельсы для паровозика».

Цель: упражнения для развития кисти руки.

Движения руки вправо, затем вверх – вниз.



Предварительный просмотр:

МКОУ школа-интернат

Выступление по теме:

«Задержка психического развития у детей»

Подготовила:

Дианова А.В.

Наряду с тяжелыми заболеваниями нервной системы, обуславливающими отклонения в развитии, у многих детей могут отмечаться лишь отдельные, нерезко выраженные двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, ухудшением сна, аппетита и т. п. Это дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией.

Все отклонения со стороны нервной системы у них отличаются изменчивостью. На первом году жизни у некоторых наблюдается отставание темпа психомоторного развития. К 2—3 годам четко выявляется речевое недоразвитие.

У многих детей уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность — гиперкинетическое поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление таких детей всегда вносит беспокойство, они бегают, суетятся, ломают игрушки. Кроме того, некоторые из них отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Большинство детей не способно к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством.

Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Таким образом, дети с легкой мозговой дисфункцией — это очень полиморфная группа. Их общим свойством является наличие в первые годы жизни так называемых «малых неврологических признаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза как в интеллектуальной, так и в эмоционально-волевой сфере, т. е. у детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития (ЗПР).

При ЗПР, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенностью задержанного психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть даже более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью и т. п.

Кроме того, в отличие от олигофрении у детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти.

Недостаточность восприятия обусловлена несформированностью интегративной деятельности мозга и прежде всего нескольких сенсорных систем (зрительной, слуховой, осязательной). Известно, что интегративность — взаимодействие различных функциональных систем — является основой психического развития ребенка.

В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки); им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей. При рисовании по образцу геометрических фигур они не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы, линии и их соединения. При выполнении задания нарисовать фигуру человека старшие дошкольники допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.

Таким образом, одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями. Так, ребенок может затрудняться в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зрения. Он также испытывает затруднения при воспроизведении ритма, воспринимаемого на слух, а также графически или моторно. Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.

Кроме того, в дошкольном возрасте у них нередко наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность. По мнению некоторых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преобладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.

Характерным признаком детей с задержкой психического развития является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет место недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем (галка — палка), в результате чего недостаточно понимают обращенную речь.

Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка.

Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенный момент времени воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий.

Одной из частых особенностей нарушений внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекциопной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.

Нарушения внимании особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т. е. у детей с гиперактивным поведением. При гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность. Эти дети раздражительны, взрывчаты, проявляют агрессивность и негативизм, у них часто наблюдается ухудшение сна.

При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных особенностей восприятия детей с задержкой психического развития — трудность выделения фигуры из фона.

Для многих детей с задержкой психического развития характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Однако и она всегда ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, что связано с более низкой познавательной активностью этих детей.

Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены нерезко. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного возраста и в начальной школе. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению, с трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению. Они, как правило, приветливы, общительны, часто повышенно оживлены, крайне внушаемы и подражательны, но эмоции их обычно поверхностны и неустойчивы.

При других формах задержки психического развития преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.

Наблюдаются также формы ЗПР, при которых эмоционально-волевая и личностная незрелость сочетается с недостаточностью различных компонентов познавательной деятельности.



Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в развитии

психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Младший школьный возраст - важнейший период формирования  личности ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Современные требования общества к развитию личности детей имеющих отклонения в развитии диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Программа курса коррекционных занятий «развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основной из которых является: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие  психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи курса:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём  развития  восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвета, вкуса, запаха, звука, ритма);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Программа предусматривает два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов (величин, формы, цвета и т.д.), и обучение использованию специальных  (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием  моторной системы, совершенствованием координации движений, преодолением моторной неловкости, скованности движений, развитием мелкой моторики рук.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- развитие моторики, графомоторных навыков;

- тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие слухового восприятия;

- развитие восприятия пространства;

- развитие восприятия времени.

Все разделы программы курса взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу.

На коррекционные занятия по развитию сенсомоторики зачисляются те ученики, у которых не сформированы в нужной степени навыки чувственного познания, наблюдается недоразвитие психомоторики, то есть не создана в полной мере основа для познавательной деятельности.

  • Дети с умеренной  умственной отсталостью;
  • Дети с лёгкой умственной отсталостью, не прошедшие дошкольную подготовку;
  • Дети с лёгкой умственной отсталостью, у которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов,  у детей с умеренной  умственной отсталостью, целесообразно проводить два раза в неделю, продолжительность занятий 15 – 25 минут. При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью необходимо проработать все разделы курса.

Подгрупповые (2 – 4 человека) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, у детей с лёгкой умственной отсталостью, можно  проводить один раз в неделю, продолжительность занятий 20 – 30 минут. Учитель-дефектолог (педагог-психолог) может выбрать для работы те разделы курса, коррекцию которых необходимо провести.

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Развитие сенсомоторики»

Развитие моторики, графомоторных навыков

        1 класс Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.

2 класс  Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами.  Графический диктант по показу.

3 клаас Обучение целенаправленным действиям по 3-4-звенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров, изображение предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).

4 класс Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

Тактильно-двигательное восприятие

1 класс Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с живым песком. Игры с крупной мозаикой. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый/легкий).

2 класс Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).

3 класс Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие/жесткие, мелкие/крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Игры с сюжетной мозаикой. Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее/легче/самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

4 класс Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Игры с мелкой мозаикой. Определение веса различных предметов «на глаз». Измерение веса разных предметов на весах.

Кинестетическое и кинетическое развитие

        Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы, при использовании кинезиологических упражнений. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Телесные упражнения  в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, что способствует его развитию.

3 класс  Формирование ощущений от статических  и динамических поз различных  мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т.д.). Выполнение глазодвигательных упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация поведения животных (походка гуся, зайца, кенгуру, и т.д.), инсценировка.

 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. 

4 класс Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т.д.). Упражнения на  снятие мышечных зажимов и расслабление.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

1 класс Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые, и т.д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

2 класс Формирование набора эталонов  геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков.  Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали: машина, дом и т.д.).  Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).

3 класс Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3 – 4 предметов. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание  предмета по его отдельным частям. Составление предмета из более мелких деталей  (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

4 класс Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).

Развитие зрительного восприятия

1класс Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных  и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2 класс Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

3 класс Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

4 класс Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их  в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

 

Слуховое восприятие  

1 класс Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

2 класс Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, звуки музыки и речи).  Различение мелодии по характеру (весёлая/грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

3 класс Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

4 класс Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства

1 класс Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки/ноги, правой/левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху/внизу, над/под, справа/слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).

2 класс Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных  отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

3 класс Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

4 класс Ориентировка в помещении. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов  и игрушек.

Восприятие времени

1 класс  Сутки; части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра; дни недели.

2 класс Порядок месяцев в году; времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до часа).

3 класс Определение времени по часам.  Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).  Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

4 класс Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

В результате  целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью.