аттестационный материал, тематическое планирование по ИЗО

Максутова Гульмира Шавкетовна

Все знают как трудно готовиться к аттестации. Я буду очень рада, если мой материал кому-то поможет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

(1 час в неделю, 34 часа в год)

1. Рисование с натуры – 11 часов.

2 .Рисование на темы – 10 часов.

3. Декоративная работа – 8 часов.

4. Лепка – 3 часа.

5. Аппликация – 2 часа.

№ п/п

Дата

Наименование раздела программы

Тема    урока

Элементы              содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

1

03/09

Рисование с натуры

Форма, конструкция и пропорции  предметов. Изображение геометрических тел (куб, пирамида, цилиндр, шар).

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш. Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции

Знать понятия «форма», «конструкция», «пропорции» предметов; что основу любой формы составляют простейшие геометрические тела; тёплые и холодные  цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь определять форму, конструкцию, пропорции предмета; различать основные и составные, холодные и тёплые цвета, выполнять рисунок с натуры, работать карандашом

2

10.09

Рисование с натуры

Объём предметов. Рисование с натуры яблок

Освоение основ рисунка. Рисование  с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

Знать понятие «объём» предмета; что все предметы окружающего мира имеют плоскую или объёмную форму. Уметь определять объём предметов; изображать объём с помощью перспективы, светотени, цвета, штрихов карандаша и мазков кисти; приводить примеры плоских и объёмных предметов; анализировать художественные средства объёма

3

17.09

Декоративная работа

Колорит в живописи. Рисование по представлению «Прощальные краски лета»

Использование различных художественных техник и материалов: гуашь. Рисование по представлению

Знать понятие «колорит»,  что с помощью колорита художник передаёт свои идеи, свои переживания. Уметь называть картины с тёплым и холодным колоритом; анализировать художественные средства; рисовать по представлению

4

24.09

Рисование с натуры

Композиция. Натюрморт «Дары осени»

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Знать понятие «композиция».

Уметь анализировать художественные средства; составлять свою композицию в рисунке с натуры осенних плодов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного  искусства; использовать  художественные материалы

5

01.10

Рисование с натуры и рисование по памяти

Наброски и зарисовки «Улицы любимого города»

Рисование с натуры и рисование по памяти. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью

Знать понятия «наброски», «зарисовки», «архитектура», какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки; виды изобразительного искусства. Иметь представление о видах архитектуры.

Уметь выполнять наброски и зарисовки для изучения формы, строения предметов; анализировать виды архитектуры; выполнять наброски и зарисовки улиц родного города акварелью

6

08.10

Рисование с натуры и рисование по памяти

Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Осенняя веточка клёна»

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Произведения живописи

Знать о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи; использовать  художественные материалы. Уметь последовательно рисовать осеннюю веточку клёна; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

7

15.10

Рисование с натуры и рисование по памяти

Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Рисование веточки комнатного растения»

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу

Знать простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм.

 Уметь последовательно рисовать веточки комнатного растения; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

8

22.10

Аппликация

Аппликация. Мозаичное панно из кусочков цветной бумаги на тему «Осеннее кружево листьев»

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции

ТБ при работе с ножницами.

Знать технику работы «мозаика», понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремёсел России.

Уметь выполнять мозаичное панно из кусочков цветной бумаги на тему «Осеннее кружево листьев»; наклеивать на картон и цветную бумагу различные элементы изображения из вырезанных кусков бумаги

9

29.10

Рисование с натуры и рисование по памяти

Рисование  по памяти. Последовательность рисования жука.

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников -  анималистов

Знать произведения анималистического жанра; понятие «ось симметрии». Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка; называть произведения искусства, посвящённые изображению животных; изображать характерные очертания жука, стрекозы, шмеля, кузнечика; выражать      своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

10

12.11

Рисование с натуры и рисование по памяти

Рисование с натуры и рисование по памяти. Последовательность рисования дятла

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни

Уметь последовательно рисовать дятла; выполнять набросок рисунка; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; выражать      своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

11

19.11

Рисование с натуры и рисование по памяти

Рисование с натуры. Последовательность рисования домашних птиц ( утки, гуся)

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников - анималистов

Уметь последовательно рисовать  домашних птиц – курицы, петуха, утки, гуся; выполнять набросок рисунка; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; анализировать художественные средства

12

26.11

Декоративная работа

Рисование с натуры и рисование по памяти. Последовательность рисования народной игрушки - деревянного грибка из  Полхов – Майдана

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств   для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать известные центры народных художественных ремёсел России, элементы гжельских узоров. Уметь последовательно рисовать  народную  игрушку – деревянный  грибок из Полхов – Майдана, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

13

03.12

Декоративная работа

 Игрушки.  Последовательность рисования  игрушечной пожарной машины

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей

Уметь последовательно рисовать  игрушечную пожарную машину; выполнять набросок рисунка;  различать основные и составные, холодные и тёплые цвета, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, использовать художественные материалы

14

10.12

Декоративная работа

 Игрушки.  Последовательность рисования   самосвала

Рисование с натуры и рисование по памяти. Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке

Знать простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно – оранжевого и жёлто – оранжевого, сине – зелёного, сине - фиолетового  и красно -  фиолетового. Уметь  последовательно рисовать самосвал; выполнять набросок рисунка; изображать по памяти и воображению

15

17.12

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование.  «Мы сажаем деревья»

Создание моделей предметов бытового окружения человека.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке.  Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Уметь последовательно рисовать  на тему; выполнять набросок рисунка; выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; чувствовать и определять холодные и тёплые цвета

16

24.12

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование. «Мы  сажаем деревья»

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение трудовой темы в произведениях отечественных художников

Уметь расписывать готовые изделия согласно эскизу; последовательно рисовать  на тему; использовать силуэт  и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции

17

14.01

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование.  «Пусть всегда будет солнце»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников

Уметь рисовать на тему; выполнять набросок рисунка; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке; выражать      своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

18

21.01

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование.  «Пусть всегда будет солнце»

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна

Уметь рисовать на тему;  выполнять набросок рисунка; использовать художественные  материалы; последовательно выполнять рисунок (построение, прорисовка, уточнение общих  очертаний и форм); чувствовать и определять холодные и тёплые цвета

19

28.01

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации к сказке П.П. Ершова «Конёк – горбунок»

Взаимосвязи  изобразительного искусства с музыкой и литературой. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь выполнять иллюстрации к литературным произведениям; анализировать художественные средства; самостоятельно выбирать материал  для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

20

04.02

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации к сказке П.П. Ершова «Конёк – горбунок»

Особенности художественного  творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции

Знать о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи.

Уметь выполнять иллюстрации к литературным произведениям; анализировать художественные средства; самостоятельно выбирать материал  для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

21

18.02

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации к сказке А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане…»

Взаимосвязи  изобразительного искусства с музыкой и литературой. Знакомство с произведениями художников: В.Васнецова, В.Серова. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Уметь выполнять иллюстрации к литературным произведениям; использовать силуэт  и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; расписывать готовые изделия согласно эскизу; передавать настроение в творческой работе с помощью тона

22

25.02

Рисование на тему и иллюстрирование

Рисование на тему и иллюстрирование. Выполнение иллюстрации к сказке А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане…»

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; выражать      своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

23

04.03

Декоративная работа

Декоративная работа. Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему Лесная сказка»

Участие в различных видах декоративно - прикладной деятельности. Освоение основ декоративно – прикладного искусства. Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма

Знать приёмы декоративно – прикладного искусства.

Уметь оформлять декоративную  тарелку с узором из ягод в круге на тему Лесная сказка»; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод, трав

24

11.03

Декоративная работа

Декоративная работа. Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Дивный сад после дождя»

Декоративная  работа. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью

Уметь последовательно выполнять эскиз декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Дивный сад после дождя»; выделять в рисунке элемент узора; выполнять работу акварелью и гуашью

25

18.03

Декоративная работа

Декоративная работа. Роспись разделочной доски (узор в прямоугольнике)

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в  его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров

Знать понятие «декоративная работа»; виды декоративно – прикладного творчества; известные центры народных художественных ремёсел России. Иметь представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.

Уметь выполнять роспись разделочной доски (узор в прямоугольнике), используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов; творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод, трав

26

01.04

Лепка

Лепка голубя с натуры конструктивным способом. Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура»

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема, материала. Лепка голубя по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных  материалов :пластилин

Знать технику работу с пластилином; виды искусства.

Иметь представление о видах изобразительного искусства.

Уметь лепить с натуры конструктивным способом; передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема, материала

27

08.04

Лепка

Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом

Лепка домашних животных с натуры конструктивным способом. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

Знать правила работы с пластилином. Уметь лепить домашних животных с натуры конструктивным способом; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

28

15.04

Рисование по представлению

Рисование по представлению «Самый милый образ…»

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного

искусства

Уметь рисовать по представлению женский образ; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

29

22.04

Лепка

Лепка филимоновской игрушки

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении филимоновской игрушки

Знать известные центры народных художественных ремесел России, элементы узоров из растительного и животного мира, украшающих  филимоновскую игрушку

30

29.04

Аппликация

Аппликация из цветной бумаги на сюжет басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой и литературой.

Передача настроения в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства

Знать теплые и холодные цвета. Уметь иллюстрировать литературные произведения, используя технику аппликации; передавать

настроение в творческой работе с помощью орнамента, конструирования; участвовать в анализе средств художественной выразительности

31

06.05

Рисование с натуры и рисование по памяти

Рисование с натуры и рисование по памяти. Изображение растительной формы «Рисование весеннего цветка мать-и-мачехи»

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов России. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения

32

13.05

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы и иллюстрирование. «Летом  на реке»

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция

Знать понятие «пейзаж»; творчество художника -пейзажиста Николая Ромадина. Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок,  передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, последовательно вести линейный рисунок на тему

33

20.05

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы и иллюстрирование. «Летом  на реке»

Знакомство с произведениями  выдающих  русских художников И. Шишкина, И. Репина. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков различных объектов действительности

Знать творчество русских

художников второй половины XIX века: Илья Репина, Ивана Шишкина; о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, использовать художественные материалы. Уметь выполнять рисование по теме; анализировать художественные средства; выбирать материал для работы; выполнять набросок рисунка

34

27.05

Декоративная работа

Путешествие в страну «Волшебный мир красок»

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства, ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник)



Предварительный просмотр:

Программа курса «Изобразительное искусство»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 9.

Количество часов во II четверти - 7.

Количество часов в III четверти - 10.

Количество часов в IV четверти - 8.

Распределение часов по видам работ:

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 12 часов.

 Рисование на темы – 10  часов.

 Декоративная работа - 7 часов.

 Лепка - 3 часа.

 Аппликация - 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения

В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и  усвоить:

- понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;

- простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан);

- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

 К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

- соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

- расписывать готовые изделия согласно эскизу;

- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Программу обеспечивают:

 Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2011;

 Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011;

 Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство: кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2011



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ИЗО

в 3 классе

Учитель Максутова Гульмира Шавкетовна