Развитие и коррекция

Черняева Елена Ивановна

Организация работы с семьями детей ОВЗ в 2022/2023 учебном году

Детско-родительский практикум "Счастливая семья" с элементами тренинга

Адаптация детей беженцев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать работу с семьями детей с ОВЗ в 2022/23 учебном году

Подробный план, чтобы организовать работу с родителями детей с ОВЗ. Он позволит сделать семьи особых детей своими союзниками, вместе выявить и развить скрытый потенциал каждого ученика с ОВЗ, определить зоны роста ребенка и выявить факторы риска.

Чтобы выявлять и актуализировать резервные возможности особых детей, организуйте сотрудничество с их семьями, ведь ресурсный потенциал ребенка не исчерпывается актуальными показателями его развития. Стратегическая цель работы с родителями – нормализовать развитие учеников с ОВЗ, тактические цели – своевременно выявлять, вести учет, развивать или корректировать психологические ресурсы ребенка и его семьи. Реализуйте цели через серию мероприятий для семей по направлениям работы школьной психологической службы.

Что включить в экспертно-диагностическое направление работы с семьями обучающихся с ОВЗ

Отслеживайте психологический статус обучающегося, чтобы своевременно информировать семью о всех особенностях состояния ребенка, требующих учета. Выявляйте ресурсы и факторы риска в отношении родителей к их особым детям.

Мероприятия для плана работы. Проведите анкетирование, чтобы выявить родительские ожидания от школы и психологической службы. Включите в анкету вопросы, нуждаются ли родители в консультации смежных специалистов, содействии органов опеки и попечительства, КДН. Ориентируйтесь на готовый образец анкеты.

Совет

Разошлите анкету стартовой диагностики через электронный журнал по списку родителям учеников с установленными ОВЗ  (Приложение 1)

Соберите анамнез развития учеников с ОВЗ в индивидуальных беседах с родителями каждого ребенка. В анамнестической беседе уделите внимание развитию школьника, его навыкам, особенностям отношения к нему и его ограничениям у членов семьи. Стремитесь получить картину развития ребенка к моменту поступления в школу и определить, какими ресурсами располагает семья, какие есть факторы риска. Узнайте, насколько адекватно родители воспринимают развитие ребенка, есть ли у них иррациональные убеждения в отношении него, признают ли они ведущую роль специалистов медицинского и психологического профиля в коррекции развития ученика, принимают ли помощь других людей. Воспользуйтесь схемой анамнестической беседы. (Приложение 2)

Систематически информируйте родителей о психологическом статусе ученика с ОВЗ. Запланируйте регулярную обратную связь семье. Как минимум, персонально информируйте о результатах входной и контрольной диагностики и всех фронтальных диагностических исследований детей. Приглашайте родителей на индивидуальные консультации, чтобы рассказать о состоянии и его динамике, или делайте персональную рассылку с указанием возможности обратиться за консультацией.

К СВЕДЕНИЮ

Какие задачи необходимо решить в работе с семьями детей с ОВЗ

Цели работы требуют решения пяти задач. Вначале – установить содержательный контакт с семьями обучающихся с ОВЗ; выявить резервные возможности и факторы риска в семьях и в развитии детей для их учета в организации работы с ними. По мере работы информировать родителей о психологическом развитии ребенка с ОВЗ и его динамики; повышать психологическую компетентность семей в области представлений об ограничениях и потенциале развития детей, возможностях коррекционной работы, методах, способах и средствах развития ребенка. Еще одна задача – обеспечить систематическую психологическую поддержку семей, предупреждать или снижать эмоциональные срывы у родителей обучающихся с ОВЗ.

Совет

Разместите в распечатанном виде на информационном стенде для родителей, или на вашей странице на сайте школы, или в социальной сети, через которую вы взаимодействуете с родителями

Какую работу провести с родителями учеников с ОВЗ в рамках психологического просвещения

Повышайте психологическую компетентность родителей учеников с ОВЗ в отношении возможностей и способов нормализовать психическое развитие и эмоциональное состояние детей. Рассказывайте о типичных трудностях и методах, как их преодолевать, учите родителей самодиагностике психологических трудностей и простым способам самопомощи.

Мероприятия для плана работы. Создайте информационную папку «Особое развитие». В ней соберите материалы, в которых изложите простым и максимально наглядным образом особенности развития и обучения детей с ОВЗ разных нозологий. Например, включите в папку описание особенностей развития познавательных функций, речи, игры, моторики, социальных и эмоциональных навыков у детей с ОВЗ; диагностические признаки каждого расстройства; указание на многофакторность происхождения расстройства; главные принципы адаптации ребенка с ОВЗ в школе. Добавьте в информационную папку список полезных контактов: специалисты школы, которые работают с особыми учениками, контакты психологических и медицинских центров района, населенного пункта, где семьи могут получить помощь. Укажите на возможность помощи силами школьных специалистов. Приложите расписание их приема и условий обращения к ним, например, по предварительной записи, по направлению школьного ППк.

Совет

Разместите в распечатанном виде на информационном стенде для родителей, или на вашей странице на сайте школы, или в социальной сети, через которую вы взаимодействуете с родителями

Проводите психологический лекторий. На занятия приглашайте родителей особенных учеников и всех желающих. Предварительно анонимно опросите родителей детей с ОВЗ, какие темы они хотели бы обсудить. Предложите свои темы. Запланируйте не менее трех лекций на учебный год. Обычно полезно рассказать об обусловленных особенностями ребенка трудностях в общении между родственниками и о способах их преодолевать, о принципах развития ребенка, возможностях и требованиях к инклюзии. Используйте список тем из шпаргалки. (Приложение 3)

Проведите «открытый микрофон». Заранее, за две недели, оповестите через рассылку семьи всех учеников о предстоящей дискуссионной встрече по теме инклюзии. Сообщите, что принять участие могут все желающие. Предложите заранее подготовить вопросы сотрудникам школы по проблемам инклюзии. Установите на посту охраны или в другом доступном для родителей месте ящик для анонимных вопросов к «открытому микрофону». За день до мероприятия уберите ящик, почитайте вопросы, предварительно обдумайте ответы. В день мероприятия пригласите к участию директора или замдиректора по УВР, социального педагога, логопеда, дефектолога, тьюторов и других специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. «Открытый микрофон» проводите традиционно. Вначале озвучьте регламент встречи с форматом «вопрос родителя – ответ специалиста» не более 1,5 часа. Назовите базовые правила, которых придерживается школа в работе с детьми с ОВЗ, например, «принимаем детей с любой нозологией, к каждому ребенку приставлен тьютор, ученики обучаются по АООП и т. д.» Затем отвечайте на вопросы родителей.

Какие профилактические мероприятия провести для родителей детей с ОВЗ

Содействуйте снижению эмоциональной нагрузки на родителей учеников с ОВЗ. Формируйте установку на ресурсность родителей и ребенка, поиск точек роста и усиления личностного потенциала.

Мероприятия для плана работы. Проводите психологические профилактические мастерские для родителей обучающихся с ОВЗ. Обучайте приемам самодиагностики и самопомощи при возникновении стойких негативных эмоциональных состояний. Например, проведите профилактическую мастерскую «Быть в ресурсе». Расскажите родителям о ресурсных и нересурсных состояниях и их признаках. Проведите опрос или простое анкетирование, чтобы помочь понять, в каком состоянии родители детей с ОВЗ находятся чаще. Расскажите о рисках нересурсного состояния – отказ от дел, с которыми могли бы справиться, искажение образа Я, замалчивание своих потребностей, накопление обид и конфликты, срывы на ребенка или других родственников. Обсудите, что помогает ощутить себя «в ресурсе», покажите и расскажите, какое значение имеют даже краткое пополнение сил, передышка, занятие по интересам. Скажите о необходимости осознанно отслеживать свои состояния и овладевать способами влиять на них.

Посвятите еще одну профилактическую мастерскую эмоциональным состояниям детей с ОВЗ и возможностям родителей учитывать и корректировать эти состояния. Подчеркните, что любой ребенок, каким бы ни было его развитие, способен переживать весь эмоциональный репертуар. Расскажите про типичные детские защитные механизмы и формы нарушенного поведения, которые возникают при невозможности переработать, «контейнировать» негативный эмоциональный опыт. Расскажите о сенсорных играх, воспитательных приемах, методах общения, которые способствуют контакту взрослого и ребенка, оказывают ребенку поддержку и учат выражать эмоции и экологично, без вреда для себя совладать с ними.

Хотя бы раз в месяц проводите «родительский час» для родителей учеников с особенностями развития. Выберите время во второй половине дня и оповестите родителей о встрече. Сообщите, что на встрече ответите на вопросы о развитии детей и выслушаете пожелания, запросы и жалобы родителей. Проводите встречи в виде диалога.

Организуйте встречи родительского клуба для семей, которые воспитывают детей с ОВЗ. Взаимопомощь, возможность обсудить сходные проблемы и поделиться практическим родительским опытом имеют терапевтический эффект. Можно проводить встречи в виде групповой консультации, арт-занятий, психологических игр, обсуждения кейсов или в форме игры «Барометр». Главное, чтобы родители участвовали в активной беседе, делились мыслями и переживаниями. Воспользуйтесь примерами кейсов (Приложение 4) и инструкцией для игры «Барометр». (Приложение 5)

Что предложить в качестве развивающей работы для родителей учеников с ОВЗ

Повышайте психологическую компетентность родителей в области навыков развития особенных детей и взаимодействия с ними. Приглашайте родителей на открытые занятия и ведите мастер-классы.

Мероприятия для плана работы. Пригласите родителей на открытые занятия, в которых участвуют их дети. По согласованию с педагогами пригласите родителей и на уроки. На открытых занятиях покажите, как ребенок включен в учебный процесс, какие средства помогают ему осваивать материал и действовать целенаправленно. Обратите внимание каждой семьи на то, какими средствами вы пользуетесь в работе с ребенком, какие методы используют педагоги, как он принимает учебный материал, когда становится работоспособнее, когда отвлекается, в какой помощи нуждается. Дайте положительную обратную связь родителям о смысле пребывания ребенка на занятиях или уроках.

Проведите мастер-классы для родителей учеников с ОВЗ. Учите простым способам, как взаимодействовать с детьми и развивать их потенциал, предлагайте применять их в повседневной жизни. Целесообразно провести мастер-класс по простым техникам общения и реагирования на эмоциональные состояния ребенка, по развитию речи. Например, можно обучить методике «поэтапного формирования умственных действий и понятий» П.Я. Гальперина, можно технике «направляемая ребенком интеракция». Также рекомендуем обучить приемам по А. Фабер и Э. Мазлиш.

Как построить консультативную работу с семьями обучающихся с ОВЗ

Организуйте возможность получить консультативную психологическую помощь для родителей, которые воспитывают детей с особенностями развития. В течение учебного года проводите индивидуальные и семейные консультации.

Мероприятия для плана работы. Через рассылку или сайт школы оповестите семьи о возможности получить консультации у педагога-психолога. Дайте ясное описание, какой круг проблем вы компетентны обсуждать в рамках консультативной работы. Укажите, как попасть на консультации (без записи, по записи, в какие дни, в каком кабинете ведете прием). Укажите на основные этические нормы консультирования: добровольность, конфиденциальность, приоритет интересов развития ребенка.

Минимум раз в полгода проводите групповые консультации для родителей. Заранее оповестите родителей о времени и тематике консультаций, например, «Общение ребенка с ОВЗ с ровесниками», «Как поддерживать благополучное эмоциональное состояние», «Развитие познавательных процессов», «Как справиться с тревогой». На групповой консультации сначала рассказывайте общие рекомендации по теме, затем давайте ответы на вопросы. Желательно к каждой групповой консультации готовить раздаточный материал: памятки, ссылки на полезные ресурсы, рекомендуемые пособия, игры и т. п.

Какую методическую работу с родителями детей с ОВЗ запланировать

Систематизируйте и пополняйте документацию и методические материалы по работе с детьми с ОВЗ и их семьями. Ведите методическую папку, рубрику в соцсети, пополняйте библиотеку.

Мероприятия для плана работы. В папке «Психологическое сопровождение учеников с ОВЗ» храните все программы, планы, отчеты, аналитические справки по работе с обучающимися с ОВЗ, их родителями и педагогами. Прикладывайте копии диагностических материалов, которыми пользуетесь в работе с детьми с ОВЗ. В эту же папку или в папку со своим портфолио вкладывайте копии документов, подтверждающих вашу квалификацию в работе с особыми учениками.

Ведите на своей профессиональной странице в социальной сети или в своем разделе сайта школы рубрику для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Расширяйте библиотеку кабинета пособиями по работе с обучающимися с особенностями развития и литературой для родителей и педагогов. Храните все протоколы работы с обучающимися с ОВЗ все годы их обучения в школе.



Предварительный просмотр:

Детско-родительский практикум

 «Счастливая семья» с элементами тренинга.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: родители и дети младшего школьного возраста. Группа не более 8 человек – 4 родителя и 4 ребенка.

Цель: оптимизировать детско-родительские отношения.

Задачи:
- повысить родительскую компетентность в развитии и воспитании ребенка;
- развить доверительные отношения между родителем и ребенком;
- формировать позитивную мотивацию общения, базовое доверие, бесконфликтное взаимодействие и согласованность совместных действий.

Материалы и оборудование: мягкий мяч, маски для сна (по количеству родительско-детских пар), для рисования по количеству участников: наборы гуаши, кисти плоские из щетины № 16, 12, 8, 2, бумага для акварели, влажные и сухие салфетки, скатерти, рамочки А4; раздаточные наглядные материалы для участников: «Ромашка» (2 шт.), конверты с буквами к притче «Ладная семья», информационная раздатка по количеству участников «Игры для оптимизации родительско-детских отношений». Беспроводная музыкальная колонка, ноутбук.

Время проведения: 65 минут.


Этап 1. Организационно-мотивационный

Участники сидят на стульях в кругу.

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я рада вас приветствовать и благодарю, что нашли возможность прийти вместе. Сегодня во время нашего занятия приглашаю вас отправиться в путешествие и узнать в чем секрет счастливой и ладной семьи. А чтобы путешествие состоялось, прошу вас проявлять активность, смелость, выполнять задания по моему сигналу, помогать друг другу при необходимости. Согласны? Хорошо, тогда пора отправляться в путь и для начала предлагаю представить друг друга.

Упражнение «Вместе с мамой»

Педагог-психолог:

Предлагаю представить друг друга. Для этого сначала ребенок представляет своего родителя «Как зовут маму (или папу), что любит делать (в свободное время, интересы), в какие игры любят играть вместе». Затем представленный родитель представляет своего ребенка и любимые игры с ним. Таким образом, представляются все участники, передавая друг другу мяч.
Родительско-детские пары представляют друг друга.

Педагог-психолог:

Спасибо за представление друг друга, здорово, что у каждого есть свои интересы и совместные увлечения, а сейчас пора отправляться в путь всем вместе. Готовы?

Этап 2. Практический

Игра-разминка «Автомобили»

Подготовьте музыкальное сопровождение: Кукутики «Еду на машине».

Педагог-психолог:

В наше путешествие мы с вами отправимся на «автомобилях». Для этого делимся на пары. Взрослый встает сзади ребенка. Ребенок – автомобиль, взрослый водитель. Прикосновение к голове ребенка – газ, к правому плечу – поворот направо, к левому плечу – поворот налево, к спине – задний ход. Скорость движения выбирает ребенок. Как только зазвучит музыка – поехали, как только музыка закончится – это сигнал, что мы на месте – приехали.
Предложите участникам поделиться впечатлениями от данной игры.

 

 Вопросы для обсуждения:

 

1.  Как чувствовали себя автомобили?
2. Как чувствовали себя водители?
3. Легко ли было или были какие-то трудности?


Подведите родителей к выводу, что у каждого свой индивидуальный стиль, свой темп и скорость движения. В общении, воспитании и развитии детей очень важно учитывать психологические и физиологические особенности своего ребенка.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Подготовьте музыкальное сопровождение: Кукутики «Пузыри». Выстройте «тропу препятствий» – расставьте стулья, также препятствиями могут послужить другие участники игры.

Педагог-психолог:

Сейчас я предлагаю вам подобно котятам, которые только что родились и не видят ничего вокруг, поиграть в игру «Слепой и поводырь». Ваши мамы будут в роли «поводыря» – мамой-кошкой, а вы – маленькими слепыми котятами. Задача мамы – провести своего котенка через разные препятствия, чтобы он не ударился и не упал. Движение начинаем только по моей команде и звучании музыки, останавливаемся тоже по сигналу.


При выполнении задания котятам одевают маски. Затем меняются ролями: дети становятся «поводырями», а родители – «слепые котята». Упражнение рекомендуется проводить по одной паре «родитель – ребенок», или в просторном помещении можно проводить одновременно со всеми родительско-детскими парами. Как только упражнение выполнено, все возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями.

 

 Вопросы для обсуждения:

 

1.  Что чувствовали «слепой» и «поводырь»?
2. В какой роли больше понравилось?
3. Чем данное упражнение было для вас полезным?

Упражнение «Каким я вижу тебя…»

Предложите отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей. Каждому родителю дайте по одному лепестку от ромашки и предложите написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем. Команда детей обсуждает совместно с ведущим, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.

Затем каждой команде зачитайте содержимое с лепестков ромашек. Обратите внимание на реалистичность выполнения ожиданий и важность учета возрастных особенностей детей. Упражнение завершите позитивными выводами и аплодисментами.  (Приложение 1)

Этап 3. Перерыв

Этап 4. Практический

Игра «Мы любим друг друга»

Попросите родителя и ребенка сесть друг напротив друга. Далее родитель и ребенок повторяют слова за ведущим, показывают на части тела и обнимаются в конце. Я – дрозд и ты – дрозд.
У меня – нос, и у тебя – нос.
У меня щечки красные.
И у тебя щечки красные.
У меня губки алые.
И у тебя губки алые.
Мы с тобой два друга,
Любим мы друг друга.

Арт-техника «Правополушарное рисование “Жирафики”»

Педагог-психолог:

Перед вами краски, кисти и сейчас я предлагаю вам создать совместный шедевр, который будет вам напоминать о нашем сегодняшнем путешествии и дарить позитивные эмоции.
Ведущий озвучивает и показывает каждый шаг рисования:

 Шаг 1. Грунтовка фона – мама и ребенок кистями № 16 грунтуют белой краской лист А4 – психолог озвучивает данное действие:

Педагог-психолог:

Грунтуем лист белой краской для знакомства с пространством листа и чистоты наших помыслов.
Шаг 2. Детям предлагается нарисовать по всему листу кляксы красным цветом (для радости), желтым цветом (для счастья). Затем детям и родителям совместно для сладости жизни нужно подружить все краски – от середины размазываем белой краской по кругу до конца листа – как будто рисуем «леденец».

Педагог-психолог:

У какого животного самое большое сердце? Кто, появившись на свет, уже с симпатичными рожками? У кого пятна-пятнышки везде? (ответы детей)
Шаг 3. Родителям предлагается изобразить контур мамы-жирафа и детеныша-жирафика (педагог-психолог показывает, как). А пока родители рисуют, психолог интересуется у детей, что они знают о жизни жирафов, приводит несколько удивительных фактов.

 Шаг 4. Дети разукрашивают жирафов.

 Шаг 5. Родители рисуют ушки, глазки, носик, рожки у жирафов.

 Шаг 6. Дети рисуют пятнышки.

Педагог-психолог:

Что едят жирафы? Чтобы семья жирафиков была сытая и довольная, мы нарисуем дерево с листвой.


Шаг 7. Родители рисуют ветви, а дети с помощью тычковой техники рисуют листья.

Педагог-психолог:

Итак, в чем секрет счастья в семье жирафиков? (взаимопонимание и др.).

Притча «Ладная семья»

Педагог-психолог:

А сейчас я хочу рассказать вам притчу «Ладная семья»: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге, а какие – попробуйте отгадать.


Каждой диаде из родителя и ребенка вручается по конверту, в котором размещены буквы. Родителю и ребенку нужно составить и прочитать получившееся слово: Любовь, Прощение, Терпение. (Приложение 2)

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
– И все?
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
– И мира тоже.

Этап 5. Завершающий

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог:

Дорогие друзья, наше занятие подошло к завершению и сейчас хочется услышать от вас обратную связь. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому было интересно. Кому понравилось в путешествии взаимодействовать вместе? Кому понравилось рисовать вместе и быть настоящими художниками? Чем оказалось полезным для вас данное занятие-путешествие? Спасибо, сегодня нам удалось вместе с вами совершить путешествие, в котором узнали настоящие секреты счастливой и ладной семьи. Любите, прощайте, терпите, радуйтесь, помогайте друг другу, а самое главное, как на картине «Жирафики», проводите чаще время вместе, играйте и будьте счастливы».

Упражнение «Большая счастливая семья»

Дорогие друзья, и в завершении я предлагаю всем вместе изобразить для общей фотографии одну большую счастливую семью – так как вы ее ощущаете. Спасибо! Аплодисменты всем! До новых встреч. Каждый в подарок получает рамочку для своей картины и картотеку игр для оптимизации родительско-детских отношений.

Картотеки игр (Приложение 3, 4)



Предварительный просмотр:

План адаптации детей беженцев.

В любую школу могут попасть ученики с этим статусом, и задача педагога-психолога – быть готовым провести работу по их адаптации к новым условиям с обязательным учетом психотравмирующей ситуации, в которой оказались дети, и строгой отчетностью. Эти мероприятиия позволят улучшить эмоциональный статус новых учеников.

Изучите рекомендации, чтобы подготовиться к приему детей беженцев. Помните, что беженцы находятся в длительной психотравмирующей ситуации. Они мигрировали из мест вооруженных конфликтов, потеряли привычное окружение, социальный и материальный статус. Взрослые меняют место работы, дети и подростки – школу. Беженцы вынужденно адаптируются к новой социальной среде, переживают кризисное, а по мнению некоторых исследователей, и экстремальное, состояние, которое представляет угрозу их жизни и здоровью. Планируйте цели и задачи работы с учетом возможных рисков и психологических особенностей детей беженцев.

На какие психологические особенности детей беженцев опираться в работе по адаптации

Когда планируете работу по адаптации, ориентируйтесь на характерные психологические особенности детей беженцев. Отслеживайте их эмоциональный статус, помните о высокой вероятности депрессивных, астенических, гиперкинетических расстройств, агрессии и аутоагрессии. Стремитесь создать комфортные условия для детей беженцев, чтобы снизить эмоциональное напряжение и степень влияния травмирующих событий. Формируйте новый, корректирующий социальный и эмоциональный опыт, учите находить психологические ресурсы. Придерживайтесь традиционных направлений работы психологической службы: экспертно-диагностическая деятельность, психопрофилактика и просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа. Детализацию форм работы по направлениям смотрите в таблице.

Направления работы психологической службы по адаптации детей беженцев

 

Направление

Формы работы

 

Экспертно-диагностическая деятельность

Анализ адаптационного потенциала образовательной среды; наблюдение за ходом адаптации; анализ уроков; анкетирование; индивидуальная и групповая психодиагностика, «открытый микрофон»; фокус-группа

 

Психопрофилактика и просвещение

Разработка памяток и рекомендаций; семинары, педсоветы, классные часы, психологическая гостиная, анализ кейсов, мастер-класс, лекция, TED-лекция

 

Психологическое консультирование

Индивидуальное, групповое, семейное консультирование

 

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная коррекция эмоционального статуса, познавательных навыков и др., группа развития: развитие социально-психологической компетентности, развитие эмоционального интеллекта, тренинг, методика поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий, арт-терапия

 

Методическая работа

Систематизация и анализ данных наблюдения и диагностики, участие в разработке программ работы с детьми беженцев, ведение нормативной документации, публикации

Какие цели и задачи работы по адаптации детей беженцев поставить

(Приложение 1)

Чтобы составить план по адаптации детей беженцев, сформулируйте цели и задачи работы. Составляйте долгосрочные планы. Например, планируйте мероприятия на учебный год. Помните, что цель отражает желаемый общий результат работы в течение планируемого времени, а задачи – шаги, которые помогут достичь этого результата.

ПРИМЕР

Вариант 1. «Содействовать способности детей беженцев совладать с психологическими последствиями вынужденной миграции и решению ими нормативных возрастно-психологических задач».

Вариант 2. «Содействовать администрации и педагогическому коллективу школы в создании атмосферы, которая обеспечивает условия для развития личности и охраны психологического здоровья учеников-мигрантов».

Вариант 3. «Организовать психологическое сопровождение учебного процесса детей беженцев в школе с учетом их возрастно- и индивидуально-психологических особенностей и социальных условий обучения».

Формулируйте задачи работы от глагола: «выявить», «создать», «развивать» и т. д. Представьте мысленный план, последовательность действий, которые помогут вам достичь цели. Детализируйте цель по направлениям работы психологической службы школы или по категориям участников учебного процесса: какие задачи вы планируете решить с учениками, педагогами и администрацией, родителями. Выбирайте актуальные для вашей системы работы формулировки из списка. Добавляйте или корректируйте задачи по желанию. Например, установите критерии и факторы адаптации детей беженцев к школе по аналогии с теми критериями, которые вы используете при диагностике адаптационного статуса первоклассников, пятиклассников или классов, которые формируются заново в новом учебном году. После того как вы определите основные направления, цели и задачи работы, воспользуйтесь планом адаптации, чтобы детализировать мероприятия и формы их проведения по каждой задаче. Дополняйте формы работы по желанию. Учитывайте не только анализ литературы и жалобы учеников и родителей, но и собственные наблюдения за участниками образовательного процесса.

Направления работы психологической службы по адаптации детей беженцев (Приложение 2)

К СВЕДЕНИЮ

Какие психологические особенности беженцев обязательно учесть в плане адаптации

Дети беженцев психологически травмированы, у них амбивалентное отношение к жизненным изменениям. Они могут переживать кризис идентичности: утратить прежние представления о том, кто они, какие они, в чем их цели, интересы, ценности. У учеников-мигрантов в силу возраста травматический опыт может наложиться на нормативные возрастные кризисы: семи лет, подростковый и юношеский кризис. Дети адаптируются не только к новым образовательным условиям, но и к изменившемуся быту, окружению. Также они могут иметь опыт непризнанных взрослыми утрат: бежали без питомца, без любимых вещей и игрушек и т. п.